Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В.Пасечника
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зайцевская основная школа Ярцевского района Смоленской области

«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО учителей естественно-математического цикла     №

 от «__» __________2017___г.

     

Руководитель ШМО

                     / Матюхова О.А/

«Согласовано»

Заместитель директора школы

                      /Аверченкова Г.Ф./

«__»____________2017___г.

«Утверждено»

Протокол заседания педсовета
от «__»_________2017___г.

       №

Председатель педсовета

                /Тимирязев Т.Я./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Биология»

для 9 класса

Уровень: общеобразовательный

 

Учитель: Тимирязева Елена Анатольевна

2017- 2018  учебный год

Класс  9

Количество часов:   всего -  68 ч.,   в неделю -  2 ч.

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по биологии  и составлена на основе:

 программы: В.В. Пасечник. Биология 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2013

Учебник:  А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Введение в общую биологию. 9  класс.  – М.: Дрофа, 2017

Планируемые результаты  освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных царств живых организмов, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного и животного  мира;

— находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Введение в общую биологию. 9 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (3ч)

        Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления  о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

        Демонстрация

        Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.

Раздел  1. Молекулярный уровень (10ч)

        Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.

        Демонстрация

        Схемы строения молекул органических соединений

  Лабораторные и практические работы

        Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Раздел 2. Клеточный уровень (14ч)

        Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии  - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.

        Демонстрация

        Модели-аппликаций  «Митоз», «Мейоз»

        Лабораторные и практические работы

        Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Раздел  3. Организменный уровень (13ч)

        Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.

        Демонстрация

        Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

        Лабораторные и практические работы

        Выявление изменчивости у организмов.

        Раздел 4. Популяционно-видовой уровень(8ч)

        Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция

        Демонстрация

        Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

        Лабораторные и практические работы

        Изучение морфологического критерия вида.

       Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.

Раздел  5. Экосистемный уровень (6ч)

        Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

        Экскурсия

        Изучение и описание экосистемы своей местности.

Раздел 6. Биосферный уровень (14ч)

        Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

        Демонстрация

        Окаменелости и  отпечатки древних организмов.

        Лабораторные и практические работы

        Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия: На геологическое обнажение.

Тематическое  планирование

Номер раздела    

   Наименование разделов и тем

Всего часов

                   В том числе

Экскурсий

Лаб. работ

Контроль

Введение

    2

Раздел 1.  

Молекулярный уровень

   10

     

Тест

Раздел 2

Клеточный уровень

   14

1

Контрольная работа

Раздел 3

Организменный уровень

   13

1

Тест

Раздел 4

Популяционно-видовой уровень

    8

       

1

Тест

Раздел 5

Экосистемный уровень

    6

        1

тест

Раздел 66

Биосферный уровень

    14

1

Контрольная работа

 

Итого

   68

        3

4

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...