Урок биологии 6 класс Зоны корня (ФГОС)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Бондаренко Марина Вячеславовна

Урок биологии по программе В.В.Пасечника Зоны корня 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии 6 класс. Зоны (участки) корня.

Цель- сформировать понятие о зонах корня, раскрыть особенностьи строения клеток в связи с выполняемой функцией.

Планируемые результаты обучения:

П- знать на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток зон корня в связи с выполняемой функцией.

М- развитие навыков выполнения ЛР, оформления ее результатов, делать вывод о взаимосвязи строения органа в связи с выполняемой им функцией.

Л- формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых объектов.

Оборудование: микроскопы, микропрепарат «Корневой чехлик», презентация.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

1 этап. Мотивирование учащихся к учебной деятельности.

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

Готовность  к уроку.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы

Готовят рабочее место

Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки.

Осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Умение слушать и вступать в диалог.

2

2 этап. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала.

Формулировка учащимися  темы урока и определение целей урока.    Учитель: «Ребята, согласны ли вы провести урок в форме путешествия? Ведь любое путешествие – это познание нового и  интересного.

    Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься  растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне.

Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем  более эффективно ухаживать за ними.

     Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие  новые сведения о корне  мы можем получить на уроке?»

Давайте  продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы: в.1-3 стр.15

Выполнение биологического диктанта.

1.Главный корень развивается из…

2.Придаточные корни отрастают из…

3. Боковые корни отрастают от … корня или от … корней.

4. Корневая система – это совокупность всех … одного растения.

Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

Умение выражать свои мысли, строить высказывания

3

3 этап Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания  знаний и способов действий, связей и отношений в объекте  изучения.

   Учитель: «Сейчас мы спустимся вниз по корню. Как вы думаете,  одинаковые ли клетки в корне встречаются нам на пути? Изучим их?»

   Учитель: «Для того, чтобы быстрее получить необходимую и интересную информацию, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции. Вам также предлагается посмотреть препарат ткани растений, выяснить его строение.

1 группа (сильные учащиеся). Изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения. [1, с. 16-17]

2. группа (средние по способностям учащиеся). Изучают зону всасывания. [1, с. 17-18]

3. группа (средние по  способностям учащиеся). Изучают зону проведения. [1, с. 19]

4. группа (слабые по способностям учащиеся). Расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные  гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника.

Данные заносятся в таблицу.

Таблица №2. Клеточное строение корня.

Зоны корня        Ткани Особенности строения клеток   Функции

1. Корневой чехлик        Покровная        Клетки мелкие с толстой оболочкой        Защита от повреждения

2. Зона деления        Образовательная        Клетки мелкие с тонкой оболочкой        Рост корня

3. Зона растяжения        Образовательная        Вытянутые клетки с тонкой оболочкой        Рост корня

4. Зона всасывания        Всасывающая        Корневой волосок        Всасывание растворенных веществ

5. Зона проведения        Проводящая        Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)        Перемещение веществ

Все зоны        Механическая         Клетки с толстой оболочкой        Опора органа

2 и 3 группа получают алгоритм заполнения таблицы.

Выполнение 10мин.

Учитель: «Все справились со своим заданием. Сейчас нам необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую картину, также вам необходимо оценить каждого учащегося своей группы».     (Выступление одного человека от группы).

   Учитель: «Хорошо! Прекрасно справились и с этим задание.  Мы исследовали клеточное строение корня, можно возвращаться назад, но корень не хочет выпускать нас. Мы должны выполнить его условия – ответить на его вопросы».

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает задания ЛР, организует работу учащихся в группах,  формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.

Проведение ЛР, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

4

4 этап. Первичное закрепление знаний

Цель: фиксация полученных знаний  при решении качественных задач зафиксировать новое содержание урока.

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе  учебного материала, изученного на уроке

Шестиклассник, рассмотрев верхушку корня под микроскопом, сказал: “У корешка неряшливый вид, особенно у верхушки, на которой одета “шапочка”. Какую “шапочку” увидел ученик? Почему “шапочка” была неряшливой, а клетки её отставали друг от друга?

Запись  терминов в тетрадь – ткань, корневой чехлик, корневой волосок, зоны корня.

Контролирует, обеспечивает мотивацию выполнения,  осуществляет индивидуальный контроль.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.

Учащиеся выполняют задания …….. из Р,Т.  

Делают записи в тетрадь.  Заполняют и сдают на проверку учителю.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений                                

Умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

5

5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цель:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Организует обсуждение результатов занятия

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:   Сегодня  я узнал

Было интересно…           Было трудно…                    

Я понял, что…                         Я научился…                  

Меня удивило…  

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.  

Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказывают что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали  Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения    

6

6 этап. Домашнее задание

Цель:  согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

Объявляет Д/З: §3; вопросы;  

Подготовить доклады:  Корневые клубни, Корнеплоды, Воздушные корни, Подпорки, Прицепки.…

Задает дозированное домашнее задание,

даёт комментарии.

Учащиеся записывают домашнее задание,

получают консультацию

Организация учащимися своей учебной деятельности

Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно    

Приложение  4.

Тест по теме «Корень».

Биология б класс. Зоны корня. Вариант 1.*

1. В поглощении воды и растворенных минеральных веществ участвует:

А. зона деления                                  Б. зона роста

В. зона всасывания                           Г. зона проведения.

2. Корневой чехлик

А. обеспечивает передвижение веществ по растению

Б. выполняет защитную роль

В. придаёт корню прочность, упругость

Г. участвует в росте корня

3. Ткань - это

А. группа клеток, отличающихся по строению и

функциям.

Б. группа клеток, сходных по строению и функциям.

В. группа клеток, сходных по строению, но

отличающихся по функциям.

Г. группа клеток, сходных по функциям, но

отличающихся по строению,

4. Корень растёт за счёт деления клеток

А. покровной ткани

Б. образовательной ткани

В. всасывающей ткани

Г. проводящей ткани.

5. Функция корня как органа растения:

А. закреплять растение в почве, создавать

органические вещества и передавать их другим органам.

Б. закреплять растение в почве, создавать и

накапливать питательные вещества.

В. закреплять растение в почве, поглощать

растворенные органические вещества из почвы, накапливать вещества,

Г. закреплять растение в почве, поглощать из почвы растворенные минеральные вещества, накапливать вещества.        

Биология б класс. Зоны корня Вариант 2.

1. В продвижении растворенных веществ участвует

А. зона деления

Б. зона роста

В. зона всасывания

Г. зона проведения

2. Корневой волосок - это

А. группа длинных клеток

Б. длинный вырост внутренней клетки

В. длинный вырост наружной клетки

Г. маленький корень растений

3. Корни всех растений не имеют

А. покровную ткань

Б. механическую ткань

В. запасающую ткань

Г. фотосинтезирующую ткань

 4. Прочность корню обеспечивает

А. покровная ткань

Б. механическая ткань

В. всасывающая ткань

Г. проводящая ткань

5. Проводящая ткань корня

А. проводит органические вещества от корня к стеблю и минеральные вещества к корню

Б. проводит только органические вещества по

ситовидным трубкам к корню

В. проводит только минеральные вещества по

сосудам к стеблю

Г. проводит органические вещества к корню и минеральные к стеблю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Зоны корня"

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Зоны корня", практический урок с использованием презентации, мультимедийных тестовых заданий....

Урок в 5 классе по биологии "Внутреннее строение корня" (ФГОС)

Урок разработан  согласно  требованиям ФГОС. После проведенного урока обучающиеся  должны уметь:а) называть функции корня; ткани, образующие корень;б) распознавать виды корней и типы ко...

Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс

Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....

Технологическая карта урока биологии по темеВиды корней и типы корневых систем 6 класс,Фгос

Технологическая карта составлена к у чебнику  Биология .Пасечник В.В.6  класс ФГОС...

Мастер класс «Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогиче...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....