Главные вкладки

    "Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
    методическая разработка по биологии на тему

    Мельникова Оксана Валентиновна

    Работа с одарёнными детьми по биологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_odaryonnymi_po_biologii.docx20.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на городском МО учителей биологии, химии

    по теме:

    "Методика работы с одаренными  детьми на уроках биологии и во внеурочное время  в процессе реализации ФГОС."

                                                                        Подготовила: учитель биологии

                                                                        I квалификационной категории

                                      МБОУ СОШ № 31

                                  Мельникова О.В.

                                               31 октября  2017

    Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и  реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. В своей работе я придерживаюсь на протяжении своей педагогической деятельности следующей системы.

    Первым этапом является выявление   детей, проявляющими интерес и высокую активность при изучении биологии. Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, конечно, их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства и не потерять цепочку преемственности в среднем и старшем звене школы. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. У меня имеется свой банк данных, который ежегодно пополняется учащимися 5 класса, пришедшими из начальной школы. Хорошие результаты дает «Портфолио»  -  это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио. В настоящее время действенность портфолио намного увеличилась, учащиеся стали относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно. Формирование портфолио целесообразно начинать уже в начальной школе. И к концу обучения в школе у учащихся сформируется четкое понимание своих способностей. Возможно, это поможет им определиться и с будущей профессией .

     Вторым этапом является помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Годы работы в школе меня привели к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которой подразумеваю углублённое изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские проекты учащихся и участие в научно-исследовательских проектах, которые также размещены на некоторых общероссийских образовательных порталах.

    Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои воспитанники принимают участие  в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

    В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии. Одна из них - технология развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов ТРКМ  создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.

    При работе с одарёнными детьми необходимо решить ряд задач:

    1. Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности.
    2. Овладеть элементами исследовательской деятельности.
    3. Формировать основы теоретического мышления.
    4. Развивать самостоятельную и творческую деятельность.

    Направление и способы работы с одарёнными детьми

    1.Организационное направление

    Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.

    2.Научно-методическое направление

    Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.

    3.Экспериментальное направление

    • Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
    • Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
    • Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

    4.Аналитическое направление На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на следующий учебный год.

    Формы работы с одаренными детьми

    • Творческие мастерские.
    • Работа по индивидуальным планам развития.
    • Элективные курсы.
    • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
    • Кружки по интересам.
    • Конкурсы.
    • Интеллектуальный марафон.
    • Участие в олимпиадах.
    • Занятия с преподавателями  ВУЗов.
    • Обучение в профильных классах.
    • Участие в Интернет-олимпиадах.

    При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

    1-й уровень – потребность в новых впечатлениях .

    2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки).

    3-й уровень (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

    Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаются определенным своеобразием (поисковые, проблемные, исследовательские, интерактивные, игровые). Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы: мозговые штурмы, ролевые тренинги, круглые столы, дискуссии, дебаты, развитие исследовательских умений в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п. Прежде всего, методы и формы работы разделяются на урочные и внеурочные. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно (самостоятельное изучение нового материала, решение проблемных ситуаций, выполнение практической работы, задания повышенной сложности, работа с дополнительной литературой).

    Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в различных практикумах и при проведении лабораторных работ в условиях деления класса на подгруппы. Среди форм и методов внеурочной работы по биологии широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, индивидуальные занятия, конкурсы, интеллектуальный марафон, интегрированные элективные курсы, вовлечение к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах в школе и вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской деятельности.

    Принципы работы с одаренными детьми: в динамическом оптимуме трудности процесса обучения, соотносящиеся с индивидуальностью (нужна специальная, в значительной мере самостоятельная работа, чтобы ее выполнить, использование проблемных ситуаций на уроке и др.); в возложении ответственности на самого ученика, что означает свободный выбор учебных приоритетов в учебном плане, программах, в содержании отдельных предметных тем; свободный выбор уровня трудности; свободный выбор системы оценивания, свободный выбор способов и приемов работы, выход на исследовательские проекты; междисциплинарное обучение, по возможности постановка глобальных проблем, тесная связь с реальностью и опытом ученика; домашние задания в основном творческого задания; внедрение дистанционных форм обучения, требующих владения основами самообразования и самообучения.

    Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии .Создание условий для развития личности ученика, как уже было отмечено, для меня является ключевой. Кроме того важно создавать творческую и инициативную микросреду, так как в одиночку очень сложно чего-либо достичь. В своей работе стараюсь создать условия для развития как учителей, так и родителей.

    С родителями провожу всеобучи, также совместные с учащимися мероприятия, приглашаю их на классные часы, различные конкурсы и соревнования.

    Как уже было отмечено, от учителя зависит многое – будет ли учащийся развивать свою одарённость или он перейдет в число «буднично-серых людей» (М.Волошин). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

    Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

    Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

    презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...

    Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

    Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

    Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...

    Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

    Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:Формирование умений самостоятельной исследовател...

    «Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»

    Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...