урок по теме "Главные направления эволюции"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Шартон Ольга Михайловна

урок биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_otkrytyy_urok.rar1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Главные направления эволюции.

 Цель урока: изучить основные направления эволюционного процесса.

Задачи:

Образовательная:

углубить знания о биологическом прогрессе и регрессе, охарактеризовать три главных пути достижения биологического прогресса, подчеркнув, что в ходе эволюции эти пути закономерным образом сочетались и сменяли друг друга, на конкретных примерах растительного и животного мира рассмотреть характерные черты каждого из путей достижения биологического прогресса.

Развивающая:

 продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить , оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитательная: воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения с учащимися и учителем.  

Тип урока: комбинированный.

          Методы обучения:  

1. По источнику знаний:

Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблицы, презентации.

Репродуктивные – составление схем, таблиц, решение биологических задач, выполнение тестовых заданий

2. По характеру деятельности учителя - проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые

Требования согласно программе:

Ученик должен:

  • Иметь представление о работах отечественных ученых эволюционистов;
  • Знать определения: микроэволюция, макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
  • Уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.

Междисциплинарные связи:  экология- «Жизненные формы»

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, анатомия, физиология.

Оборудование: таблица «Основные пути эволюционного процесса», компьютер , учебник, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Приветствие;
  • Настрой на урок

  1. Проверка знаний учащихся.

Методы:

А) фронтальный опрос.

Б) письменная проверочная работа ( тесты, задания на соответствие)

Приложение 1.

3. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы урока, постановка целей урока (совместно с учащимися).

  1. Изучение нового материала.

А) главные направления эволюции.

Эволюция в целом идет от низшего к высшему, от простого к сложному, от примитивного к прогрессивному.

Проблемный вопрос:

Новый вид всегда сложнее чем его предки? Кто более прогрессивен человек или таракан.

Задание для самостоятельной работы (работа в паре)

Прочитать текст учебника, дать краткую характеристику одному из путей достижения биологического прогресса

  1. Ароморфоз с. 60-63
  2. Идиоадаптация с. 63-65
  3. Общая дегенерация с. 65 – 66

По плану

А)определение  Б) примеры    В) результат

Просмотр презентации.

Б) Соотношение различных путей эволюции (рассказ учителя, показ слайдов презентации)

5. Закрепление.

Беседа по вопросам:

  1. Какой ученый установил пути эволюционного процесса?
  2. Назовите главные направления эволюции?
  3. Проблемный вопрос- может ли деятельность человека рассматриваться в качестве фактора биологического прогресса или биологического регресса.
  4. Тест (работа в паре)

Приложение 2

6.Рефлексия . подведение итога.

Домашнее задание.

П. 12, вопросы. Заполнить таблицу

Приложение 1.

Задание 1.

Приведите в соответствие ( 2 балла)

  1. Численность вида возрастает                          А) Биологический прогресс
  2. Численность вида уменьшается                     Б) Биологический регресс
  3. Ареал вида сокращается
  4. Большое число родов
  5. Количество популяций сокращается
  6. Широкий ареал распространения
  7. Успех в борьбе за существование
  8. Опасность вымирания вида

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Из предложенного списка животных и растений выберите  виды,  которые находятся в состоянии биологического регресса:(по одному баллу за каждый правильный ответ)

Сосна обыкновенная, венерин башмачок, волк, тигр уссурийский, заяц беляк, соболь, барханный кот.

Задание 3. Выполните задания теста (7 баллов)

  1. .Эволюция образования на надвидовом уровне систематических групп называется:

а) микроэволюция   б) макроэволюция в)  прогресс г) регресс

  1. . Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, увеличение численности вида, расширение ареала это:

а) прогресс  б) дрейф генов  в) регресс

  1. .Эволюция образования на внутривидовом уровне систематических групп называется:

а) микроэволюция   б) макроэволюция в)  прогресс г) регресс

  1. . Снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида, сокращение ареала, это: а) прогресс  б) ароморфоз в) регресс
  2. К вымиранию вида ведет:        

а)   биологический прогресс    б) биологический регресс   в) ароморфоз

6 . Дерево   гингко   сохранилось   только   в   Японии   и   Китае.   Какое биологическое явление здесь наблюдается?  

  а)    биологический прогресс      б) биологический регресс в) ароморфоз                    

7. Возникновением   какой   систематической   категории   организмов завершается процесс макроэволюции?  

а)   вида и рода    в) семейства и порядка    б)  класса и типа г) популяции.

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

 

Задание 2.   Венерин башмачок, тигр уссурийский, соболь, барханный кот.

Задание 3.

1Б         2А         3А            4В        5Б        6Б        7Б

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

 Задание 2.   Венерин башмачок, тигр уссурийский, соболь, барханный кот.

Задание 3.

1Б         2А         3А            4В        5Б        6Б        7Б

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

 Задание 2.   Венерин башмачок, тигр уссурийский, соболь, барханный кот.

Задание 3.

1Б         2А         3А            4В        5Б        6Б        7Б

Критерии оценивания:

«5» - 12-13 баллов

«4» - 10-11 баллов

«3» - 6-9 баллов

Фронтальный опрос.

1.        Что такое эволюция?

2.        Какие два уровня эволюции вы знаете

3.        ЧТО такое микроэволюция?

4.        Что такое макроэволюция?

5.        Что такое адаптация?

6.        Какие могут быть результаты адаптации?

Приложение 2

Тема:  «Главные направления эволюции»

1. Усложнение  структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень – это …

А) Идиоадаптация

Б) Ароморфоз

В) Общая дегенерация

Г) Все ответы верны

2. Примером ароморфоза служит …

А) Переход к сидячему образу жизни

Б) Покровительственная окраска животных

В) Отсутствие корней у растений-паразитов

Г) Появление челюстей у позвоночных

3.  Ароморфозом не является …

А) Переход животных  к сидячему образу жизни

Б) Появление скелета у животных

В) Возникновение жабр и легких

Г) Появление челюстей у позвоночных

4. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация – это  пути достижения

А) Биологического регресса

Б) Биологического равновесия

В) Биологического  процесса

Г) Биологического прогресса

5.  Приспособление к  специальным условиям  среды - это…

А) Идиоадаптация

Б) Ароморфоз

В) Общая дегенерация

Г) Эволюция

6. Упрощение организации  организма  это…

А) Идиоадаптация

Б) Ароморфоз

В) Общая дегенерация

Г) Эволюция

7.  Общая дегенерация присутствует  у …

А) Бычьего цепня

Б) Кролика

В) Орла

Г) Шмеля

8. Выберите лишнее …

А) Утрата листьев растениями-паразитами

Б) Редуцирование  органов чувств у плоских червей

В) Плоская форма тела скатов и камбалы

Г) Отсутствие корней у растений-паразитов

9. Примером  идиоадаптации  не является …

А)  Многообразие форм  конечностей  у  отрядов грызунов

Б) Редуцирование  органов чувств у плоских червей

В) Плоская форма тела скатов и камбалы

Г) Многообразие форм  клюва  у  птиц

10. Найдите лишнее

А) Появление сердца у рыб

Б) Появление поперечнополосатой мускулатуры у членистоногих

В) Разнообразие форм  конечностей у зайцеобразных

Г)  Разделение артериального и венозного  кровотока у птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Главные направления эволюции"

Презентация к уроку биологии...

Урок "Основные направления эволюции групп организмов"

Разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюции групп организмов". Цель - сформировать у учащихся знания о главных путях филогенеза – филетической эволюции, дивергенции, конвергенции...

Направления эволюции

презентация сопровождение урока биологии в9 или 10 классе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Пути и направления эволюции". 11 класс (В двух частях)...

Презентация для урока: "Главные направления эволюции"

Данная презентация представлена в помощь учителю и является прекрасным наглядным материалом для учащихся...