Рабочая программа по биологии 6-7 классы.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Иванова Галина Серафимовна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова "Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы". Линейный курс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_67_klassy.docx89.94 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования,                                          

 утверждённой  

                        приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

№ 537-0 от  «29» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ

 (наименование учебной дисциплины)

основное общее

(уровень образования)

6,7  классы

(классная параллель)

Составлена на основе примерной / авторской программы

Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Линейный курс. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров./ Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева– М.: Дрофа, 2016г.

(полное наименование программы)

Учебники

Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.  Сонин, В.И. Сонина— М.: Дрофа, 2013г.

Биология. Многообразие живых организмов: Бактерии, грибы, растения. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.  Сонин, В.Б. Захаров.— М.: Дрофа, 2014г.

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 6 класс – 34 часа; в неделю: 1 час

                                          7 класс – 34часа; в неделю: 1час                                          

Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии, первая  категория

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2017- 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по биологии для 6,7 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273.
  • Федеральный  государственный  образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ 17.12.2010 № 1897;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; 

Цели и задачи изучения курса биологии:

   Изучение биологии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 6,7 классах направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе проведения ими наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Задачи обучения:

  • продолжить формирование целостной научной картины мира;
  • сформировать  первоначальные знания о живых организмах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли;
  • продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты);
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, Царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерии, грибов, растений  и животных.

    В 6 классе продолжается работа по становлению первичного фундамента биологических знаний. Учащиеся получают знания о разнообразии живых  организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятель-ности организмов, принадлежащих к разным царствам природы,  особенности взаимодей-ствия объектов живой и неживой природы.

   Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Учащиеся получают  углубленные знания о строении,  жизнедеятельности и многообразии  бактерий, грибов, растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов,  взаимосвязью строения и функций  органов и их систем, с  индивидуальным развитием организмов.

     Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

    Данный курс имеет линейную структуру.

Место предмета в учебном плане

    Содержание курса биологии в основной школе представляет собой  базовое  звено  в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Согласно учебного плана НРМОБУ «Салымская средняя общеобразовательная школа №1» в 6,7 классах из обязательной части  на изучение биологии основной школы  выделено  68 часов (по 1 часу  в  неделю); (в 6 классе- 34 часа в год, в 7 классе -34 часа в год).

Планируемые результаты

   Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

   Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей системного национального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы,
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

5 класс

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

           Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • составлять план выполнения учебной задачи.
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;

Познавательные УУД:

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе;
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации._

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в совместной деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены.
  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям,
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами.         

 Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

    определять главную тему, общую цель или назначение текста.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Пятиклассник научится:

  • осваивать  знания о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • владеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • понимать смысл биологических терминов;
  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
  • использовать  приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
  • позитивно воспитывать ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

6 класс

   Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
  • формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
  •  формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;

            осознание значения семьи в жизни человека, уважительного отношения к старшим                        

            и младшим товарищам. 

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

  • планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
  • организовывать свою учебную деятельность;
  • составлять план ответа.

Познавательные УУД:

  •  выявлять причинно-следственные связи.
  • формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;
  • работать с биологическими объектами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах;
  • использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в совместной деятельности;
  • участвовать в групповой работе (класс, малые группы);
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены.
  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

  •  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

выделять в тексте главное; ставить вопросы к тексту; работать с текстом параграфа и его компонентами; делать подзаголовки;

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Шестиклассник научится:

  • называть типы тканей растений, функции тканей растений, типы тканей и функции тканей животных, три группы организмов в экосистеме, виды экологических факторов, объяснять значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных, объяснять значение полового размножения, называть органы полового размножения растений, животных, женские и мужские половые клетки;
  • перечислять виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы выделения растений и животных, узнавать их на таблицах;
  • называть органы и системы органов животных, функции органов и систем, органы кровеносной системы, их функции, узнавать их на рисунках;
  • знать состав крови, называть её функции, типы кровеносных систем, органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных, системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных, этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных.

Шестиклассник получит возможность научиться:

  • объяснять сущность взаимосвязи клеток, тканей и органов в организмах;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • понимать смысл биологических терминов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между биологическими процессами;
  • соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • применять простейшие способы оказания первой помощи;
  • называть приспособления живых организмов к выживанию, наблюдать за живыми организмами;
  • вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдать правила поведения в природе.

7 класс

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • соблюдение учащимися правил поведения в природе;
  • осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  •  привить любовь к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, эстетические чувства от общения с растениями;
  • признание учащимися права каждого на собственное мнение;
  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственность за их результаты;
  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.).
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться  критично  относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая  позицию  другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),  доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены.
  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям,
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Фиксация изображений и звуков

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;
  • использовать возможности ИКТ.

        Коммуникация и социальное взаимодействие

  • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием       возможностей Интернета;
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена.
  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением.

Поиск и организация хранения информации

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

     Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

  • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки.
  • проводить естественнонаучные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически.

     Моделирование, проектирование и управление

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

     Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

     Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

     Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста.
  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

     Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

Работа с текстом: оценка информации

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить способы проверки противоречивой информации; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • находить способы проверки противоречивой информации.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Семиклассник научится:

  • объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
  • приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
  • объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности;
  • определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
  • объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
  • различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений  изученных семейств цветковых растений;
  • понимать смысл биологических терминов;
  • различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

Семиклассник получит возможность научиться:

  •  называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
  • использовать  приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Содержание тем учебного курса

Биология. Введение в биологию. 5 класс  (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы  и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических  элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
  • Строение клеток (на готовых микропрепаратах)1.
  • Строение клеток кожицы чешуи лука*.
  • Определение состава семян пшеницы.
  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).
  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Измерение своего роста и массы тела.
  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время— 2 ч.

Биология. Живой организм. 6 класс (34 часа, 1час в неделю)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 часов)

Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка — живая система(4 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Деление клеток. Деление- важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление- основа размножения организмов.

Лабораторные и практические работы:Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.2. Ткани растений и животных(2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы: Ткани живых организмов.

Тема 1.3. Органы и системы органов(4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторные и практические работы:Распознание органов у растений и животных.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (22 часа)

Тема 2.1. Питание и пищеварение( 3 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание(2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация  Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме( 2  часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4. Выделение(2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы(2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация  Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы:  Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. Движение(2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы: Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности(3 часа)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. Размножение(3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация  Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы: Вегетативное размножение комнатных растений.

Тема 2.9. Рост и развитие(2  часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация  Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Лабораторные и практические работы: Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.10. Организм как единое целое( 1  час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система.

  Повторение и обобщение – 2  часа

Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс.

 (34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. От клетки до биосферы (4 часа)

Тема 1.1. Многообразие живых систем

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.

Демонстрация Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.

Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.

Демонстрация Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.

Тема 1.3. История развития жизни на Земле

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.

Демонстрация   Представители фауны и флоры различных эр и периодов.

Тема 1.4. Систематика живых организмов

Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

Демонстрация   Родословное древо растений и животных.

Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

Демонстрация  Строение клеток различных прокариот.

Тема 2.2. Многообразие бактерий

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (4 часа)

Тема 3.1. Строение и функции грибов

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.

Лабораторные и практические работы  Строение плесневого гриба мукора. 

Демонстрация  Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Тема 3.2 Многообразие и экология грибов

Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.

Демонстрация Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы: Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3. Группа лишайники

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация  Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Раздел 4. Царство Растения (17 часов)

Тема 4.1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли. Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация  Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы:  Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2. Отдел Моховидные

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация  Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.

Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация  Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.  Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).

Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторные и практические работы: Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Демонстрация  Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные и практические работы: Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Демонстрация  Схема строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Тема 4.6. Эволюция растений

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.

Демонстрация   Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (6 часов)

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов.

Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.

Демонстрация  Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Тема 5.2. Растения и человек.

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Демонстрация   Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Демонстрация   Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.

Формы организации учебных занятий

  1. Урок открытий новых знаний: проблемный урок, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
  2. Урок рефлексии: практикум, комбинированный урок.
  3. Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний): конкурс, экскурсия, урок-игра
  4.  Урок развивающего контроля: письменные работы, устные опросы, творческий отчет, защита проектов, тестирование.

Основные виды учебной деятельности

со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Написание рефератов и докладов.
  6. Систематизация учебного материала.

на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Объяснение наблюдаемых явлений.
  4. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  5. Анализ проблемных ситуаций.

с практической (опытной) основой:

  1. Решение экспериментальных задач.
  2. Работа с раздаточным материалом.
  3. Сбор и классификация коллекционного материала.
  4. Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  5. Выполнение работ практикума.
  6. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
  7. Выявление и устранение неисправностей в приборах.
  8. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  9. Проведение исследовательского эксперимента.
  10. Моделирование и конструирование.

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Календарно - планирование

по биологии

для 6 классов

Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии  1 категории

Ф.И.О. учителя  составившего рабочую учебную программу, квалификационная категория

2017 - 2018 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, тема урока

Дата проведения урока

Коррекция

план

факт

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов - 10 часов

Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток. Клетка—живая система - 4 часа

1.

Введение. Клетка- элементарная единица живого. Вводный инструктаж по ТБ.

07.09

2.

Строение растительной и  животной клетки.

14.09

3.

Л. р. № 1 «Строение клеток живых организмов». Инструктаж по ТБ.

21.09

4.

Деление клетки – основа роста и размножения организмов.

28.09

Тема 1.2. Ткани растений и животных – 2 часа

5.

Типы тканей растений.

05.10

6.

Типы тканей животных организмов.

Л.р.№2 «Ткани живых организмов». Инструктаж по ТБ.

12.10

Тема 1.3. Органы и системы органов – 4 часа

7.

Понятие «орган». Органы цветковых растений.  Корень.

19.10

8.

Органы цветковых растений.  Побег.

26.10

9.

Органы цветковых растений.  Цветок и плод.

09.11

10.

Органы и системы органов животных. Л.  р. №3 «Распознавание органов у растений и животных». Инструктаж по ТБ.

16.11

Раздел 2.  Жизнедеятельность организмов — 22 часа

Тема 2.1. Питание и пищеварение –3 часа

11.

Особенности питания растительных организмов. Почвенное и воздушное питание.

23.11

12.

Особенности питания животных.

30.11

13.

Пищеварение и его значение.

07.12

Тема 2.2 Дыхание –2 часа

14.

Сущность дыхания. Дыхание у животных.

14.12

15.

Дыхание  растений.

21.12

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме—2 часа

16.

Передвижение веществ в организме. Передвижение веществ в растениях.

28.12

17.

Передвижение веществ в организме животного.

11.01

Тема 2.4. Выделение—2 часа

18.

Выделение как физиологический процесс в живых организмах.

18.01

19.

Обмен веществ и энергии в живом организме.

25.01

Тема 2.5. Опорные системы—2 часа

20.

Опорная система растений.

01.02

21.

Опорная система животных. Л.  р. № 4  «Разнообразие опорных систем животных». Инструктаж по ТБ.

08.02

Тема 2.6. Движение –2 часа

22.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Л.  р.  № 5 «Перемещение дождевого червя». Инструктаж по ТБ.

15.02

23.

Движение позвоночных животных.

22.02

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности –3 часа

24.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

01.03

25.

Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных.

15.03

26.

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных.

22.03

Тема 2.8. Размножение—3 часа

27.

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Пр. р. №1 "Вегетативное размножение комнатных растений". Инструктаж по ТБ.

05.04

28.

Половое размножение животных.

12.04

29.

Половое размножение растений.

19.04

Тема 2.9. Рост и развитие —2 часа

30.

Рост и развитие растений.

26.04

31.

Особенности индивидуального развития животных. Пр. р. № 2 "Прямое и непрямое развитие насекомых". Инструктаж по ТБ.

03.05

Тема 2.10. Организм как единое целое -1 час

32.

Растения и животные как целостные организмы.

10.05

Повторение и обобщение. Итоговый контроль –2 часа

33.

Повторение и обобщение темы:

«Жизнедеятельность организмов»

17.05

34.

Итоговое тестирование по курсу «Живой организм»

24.05

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Календарно - планирование

по биологии

для 7 классов

Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии  1 категории

Ф.И.О. учителя  составившего рабочую учебную программу, квалификационная категория

2017 - 2018 учебный год

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела, тема урока

Дата проведения урока

Коррекция

план

факт

Раздел 1. От клетки до биосферы (4 часа)

1.

Введение. Многообразие живых систем.

04.09

2.

Ч. Дарвин и происхождение видов.

11.09

3.

История развития жизни на Земле.

18.09

4.

Систематика живых организмов.

25.09

Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)

5.

Происхождение и эволюция бактерий. Особенности строения.

02.10

6.

Общие свойства прокариотических организмов.

09.10

7.

Экологическая роль бактерий и медицинское значение.

16.10

Раздел 3. Царство Грибы (4 часа)

8.

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения.

23.10

9.

Особенности жизнедеятельности и распространение грибов.

Л. р. №1 «Строение плесневого гриба мукора». Инструктаж по ТБ.

13.11

10.

Многообразие грибов. Значение в природе и  жизни человека. Л. р. № 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Инструктаж по ТБ.

20.11

11.

Группа Лишайники. Общая характеристика лишайников.

27.11

Раздел 4. Царство Растения (17 часов)

12.

Основные признаки растений. Общая характеристика водорослей.

04.12

13.

Многообразие водорослей. Л. р. № 3 «Изучение внешнего вида и строения водорослей». Инструктаж по ТБ.

11.12

14.

Экологическая роль и практическое значение водорослей в природе.

18.12

15.

Отдел Моховидные, особенности организации и жизненного цикла. Л. р. № 4 «Изучение внешнего вида и строения мхов». Инструктаж по ТБ.

25.12

16.

Отдел Плауновидные, особенности организации и жизненного цикла.

 

15.01

17.

Отдел Хвощевидные, особенности организации и жизненного цикла. Л. р. № 5 «Изучение внешнего вида и строения хвоща». Инструктаж по ТБ.

22.01

18.

Отдел Папоротниковидные, особенности организации и жизненного цикла. Л.р. № 6  «Изучение внешнего строения папоротников». Инструктаж по ТБ.

29.01

19.

Происхождение и особенности организации голосеменных растений. 

05.02

20.

Л. р. № 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». Инструктаж по ТБ.

12.02

21.

Многообразие голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение.

19.02

22.

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Л. р. № 8 «Изучение строения покрытосеменных растений». Инструктаж по ТБ.

26.02

23.

Жизненный цикл цветковых растений.

05.03

24.

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

12.03

25.

Класс Двудольные. Семейства Бобовые и Пасленовые.

19.03

26.

Класс Однодольные. Семейства Злаки и  Лилейные.

02.04

27.

Распространение цветковых растений, их роль в природе и жизни человека. 

Л.р. № 9 «Распознавание  наиболее распространенных растений своей местности». Инструктаж по ТБ.

09.04

28.

Эволюция растений. Обобщение темы: «Царство Растений».

16.04

Раздел 5. Растения и окружающая среда (6 часов)

29.

Растительные сообщества.

23.04

30.

Многообразие фитоценозов.

30.04

31.

Растения и человек.

07.05

32.

Повторение и обобщение знаний по курсу «Многообразие живых организмов».

14.05

33.

Итоговое тестирование по курсу «Многообразие живых организмов».

21.05

34.

Охрана растений и растительных сообществ.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...