Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК В.В. Пасечник
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Поцелуева Юлия Викторовна

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. на основе ФГОС ООО, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897). Используемый учебник  В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 кл. изд. «Дрофа», 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_a_b_g_klass_fgos_potselueva.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района

средняя общеобразовательная школа №1.

        «Утверждаю»

Приказ №__________ от  _________

                                                                                               Директор МБОУ СОШ №1

 Гомонишина Л.Т.

 

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

Класс 5 «А», «Б», «Г»

Количество часов - 34 часа  

Учитель Поцелуева Юлия Викторовна

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 5 – 9 классов (Сборник программ авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин. Изд. «Дрофа» - 2017г. на основе ФГОС ООО, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897)

Используемый учебник  В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 кл.

изд. «Дрофа», 2015 г.

 


Название предмета – биология.                                                                                                           Количество часов на учебный год- 34

Раздел «Содержание учебного предмета».

Наименование   тем

Содержание

Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности.

Характеристика основных видов деятельности ученика в рамках изучения темы.

1

Введение (7 часов)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологической науки. Правила работы в кабинете биологии. Правила работы с биологически приборами, инструментами. Отличительные признаки живого. Царства живых организмов. Среды обитания организмов.

Анализ связей организмов со средой обитания. Характеристика влияния деятельности человека на природу. Анализ и сравнение экологических факторов. Соблюдать правила работы с биологически приборами, инструментами в кабинете биологии.

2

Клеточное строение организмов (8 часов)

Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.

Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Работа с лупой и микроскопом, изучение устройства микроскопа. Отработка правил работы с микроскопом. Выделение существенных признаков строения клетки. Различение на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки. Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом, описание и схематическое их изображение. Объяснение роли минеральных веществ, воды, органических веществ, входящих в состав клетки. Отработка навыков работы с лабораторным оборудованием. Определение понятия «ткань». Выделение признаков, характерных для различных видов тканей. Отработка умений работы с микроскопом.

3

Царство Бактерии (2 часа)

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Выделение существенных признаков бактерий. Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение роли бактерий в природе и жизни человека. Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнение таблиц. Составление сообщения «Многообразие бактерий и их значение в природе и жизни человека» на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

4

Царство Грибы (6 часов)

Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Разнообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения плесневых грибов»

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности грибов. Объяснение роли грибов в природе и жизни человека. Различение на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приготовление микропрепаратов и наблюдение строения мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Работа с микроскопом, изучение его устройства. Изучение и соблюдение правил работы с микроскопом. Объяснение роли грибов-паразитов в природе и жизни человека.

5

Царство Растения (10 часов)

Водоросли, их строение. Роль в природе, использование человеком. Лишайники, строение. Мхи, строение. Роль в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение, многообразие, значение. Семенные растения, особенности строения роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные, особенности строения, многообразие. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира

Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей».

Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов».

Лабораторная работа №6 «Изучение строения папоротника».

Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений».

Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений».

Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков растений. Выявление на живых объектах и таблицах низших и высших растений, наиболее распространенных растений, опасных для человека растений. Сравнение представителей низших и высших растений. Выявление взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Выделение существенных признаков водорослей. Выполнение лабораторных работ. Объяснение роли водорослей в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков высших споровых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков голосеменных растений. Описание представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснение роли голосеменных в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков покрытосеменных растений.

6

Обобщение (1 час)

Обобщение курса


Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета».

1.Результаты освоения учебного предмета к концу 5 класса:

- личностные

У обучающегося будут сформированы знания основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированы познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; сформированы интеллектуальные умения; сформировать эстетическое отношение к живой природе обучающийся получит возможность для реализации установок здорового образа жизни.

- метапредметные

Обучающийся научится работать с разыми источниками информации, находить информацию, оценивать, анализировать, преобразовывать из одной формы в другую. Обучающийся научится выбирать смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. Обучающийся получит возможность научиться адекватно использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения, отстаивать свою позицию.

- предметные результаты

Обучающийся научится выделять существенные признаки клетки, живых организмов: бактерий, грибов, растений. Различать на таблицах части и органоиды клетки, органы растения. Сравнивать биологические объекты, делать выводы. Обучающийся получит возможность научиться овладеть методами биологической науки - наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов.


Раздел «Тематическое планирование» в 5 «А» классе

Тема

Количество часов на тему

№ урока (сквозная нумерация)

Тема урока

Дата проведения

Практические, лабораторные, творческие работы и т. д.

Введение

7

1

Биология- наука о живой природе.

2

Методы исследования в биологии.

3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

4

Среды обитания организмов.

5

Экологические факторы.

6

Обобщение.

7

Контрольная работа по теме «Введение».

Клеточное строение организмов

8

8

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

9

Строение клетки.

10

Строение клетки.

Лабораторная работа №2

11

Химический состав клетки.

12

Жизнедеятельность клетки.

13

Ткани.

14

Обобщение материала.

15

Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов».

Царство Бактерии

2

16

Строение и жизнедеятельность бактерий.

17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Царство Грибы

6

18

Общая характеристика грибов.

19

Шляпочные грибы.

20

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа №3

21

Грибы-паразиты.

22

Обобщение.

23

Контрольная работа по теме: «Царство Грибы».

Царство Растения

10

24

Разнообразие, распространение, значение растений.

25

Водоросли.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей».

26

Лишайники.

27

Мхи.

Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов».

28

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа №5 «Изучение строения папоротника».

29

Голосеменные.

Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений».

30

Покрытосеменные или цветковые.

Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений».

31

Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.

32

Обобщение.

33

Контрольная работа по теме: «Царство Растения».  

Обобщение

1

34

Обобщение.

Раздел «Тематическое планирование» в 5 «Б» классе

Тема

Количество часов на тему

№ урока (сквозная нумерация)

Тема урока

Дата проведения

Практические, лабораторные, творческие работы и т. д.

Введение

7

1

Биология- наука о живой природе.

2

Методы исследования в биологии.

3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

4

Среды обитания организмов.

5

Экологические факторы.

6

Обобщение.

7

Контрольная работа по теме «Введение».

Клеточное строение организмов

8

8

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

9

Строение клетки.

10

Строение клетки.

Лабораторная работа №2

11

Химический состав клетки.

12

Жизнедеятельность клетки.

13

Ткани.

14

Обобщение материала.

15

Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов».

Царство Бактерии

2

16

Строение и жизнедеятельность бактерий.

17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Царство Грибы

6

18

Общая характеристика грибов.

19

Шляпочные грибы.

20

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа №3

21

Грибы-паразиты.

22

Обобщение.

23

Контрольная работа по теме: «Царство Грибы».

Царство Растения

10

24

Разнообразие, распространение, значение растений.

25

Водоросли.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей».

26

Лишайники.

27

Мхи.

Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов».

28

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа №5 «Изучение строения папоротника».

29

Голосеменные.

Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений».

30

Покрытосеменные или цветковые.

Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений».

31

Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.

32

Обобщение.

33

Контрольная работа по теме: «Царство Растения».  

Обобщение

1

34

Обобщение.

Раздел «Тематическое планирование» в 5 «Г» классе

Тема

Количество часов на тему

№ урока (сквозная нумерация)

Тема урока

Дата проведения

Практические, лабораторные, творческие работы и т. д.

Введение

7

1

Биология- наука о живой природе.

2

Методы исследования в биологии.

3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

4

Среды обитания организмов.

5

Экологические факторы.

6

Обобщение.

7

Контрольная работа по теме «Введение».

Клеточное строение организмов

8

8

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

9

Строение клетки.

10

Строение клетки.

Лабораторная работа №2

11

Химический состав клетки.

12

Жизнедеятельность клетки.

13

Ткани.

14

Обобщение материала.

15

Контрольная работа по теме «Клеточное строение организмов».

Царство Бактерии

2

16

Строение и жизнедеятельность бактерий.

17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Царство Грибы

6

18

Общая характеристика грибов.

19

Шляпочные грибы.

20

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа №3

21

Грибы-паразиты.

22

Обобщение.

23

Контрольная работа по теме: «Царство Грибы».

Царство Растения

10

24

Разнообразие, распространение, значение растений.

25

Водоросли.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей».

26

Лишайники.

27

Мхи.

Лабораторная работа №5 «Изучение строения мхов».

28

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа №5 «Изучение строения папоротника».

29

Голосеменные.

Лабораторная работа №7 «Изучение строения голосеменных растений».

30

Покрытосеменные или цветковые.

Лабораторная работа №8 «Изучение строения покрытосеменных растений».

31

Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.

32

Обобщение.

33

Контрольная работа по теме: «Царство Растения».  

Обобщение

1

34

Обобщение.

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол №____заседания        Заместитель директора по УВР

 методического совета        МБОУ СОШ №1

МБОУ СОШ №1                ________________

        от        20 __года         _________20______________

подпись руководителя МС




        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)

Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...

Рабочая программа по биологии 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа)

Рабочая программа по биологии для 5кл к УМК В.В.Пасечника(М.:Дрофа).Рабочая программа составлена с опорой на материал и требования Федерального государственного образовательного стандарта.В программу ...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...