КТП по биологии 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» к учебнику - А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский  "Русское слово" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_biologii_5_klass.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

по курсу «Введение в биологию»

(1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский  «Русское слово

№ п/п

Тема урока

Тип урока/

Технология

Целевая установ-

ка

Базовые понятия

Оборудование/

Ресурс

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

Виды контроля

Дата-план

Дата-факт

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

1

Науки о природе.

Изучение нового материала

Формирование представлений о

естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются.

Естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология

Учебник

Презентация

Тесты

Называть науки о природе и область их изучения.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека

Знание объектов изучения

естественных

наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, выделять в нем

главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к

естественным

наукам

Входная диагностика

§ 1

Задание стр. 6

Р. Т.

№ 2-5

2

Методы изучения природы

Комбинированный

Изучение

особенностей различных методов

исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений.

Основные характеристики методов научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение; их роль в изучении природы.

Учебник

Презентация

Лабораторное оборудование

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Ознакомление

с методами исследования живой природы и

приобретение

элементарных навыков их использования

Познавательные УУД:

умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками

информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Понимание

значимости

научного исследования

природы

 

§ 2

Задание 1-2

 стр. 10

Р. Т.

№ 1-4

3

Что изучает биология

Изучение нового материала

Формирование представлений о многообразии биологических наук.

Основные свойства живых организмов.

Учебник

Презентация

Определять предмет изучения биологии.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей

Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

§ 3

Задание 1,3

 стр. 15

Р. Т.

№ 1-4

4

Из истории биологии

Комбинированный

Формирование представлений о значении открытий

ученых разных исторически эпох

для развития биологии

Аристотель.

У. Гарвей.

Р. Гук.

К. Линней.

Г. Мендель.

Ч. Дарвин.

В. И. Вернадский.

Учебник

Презентация

Объяснять вклад учёных в становлении науки биологии

Находить в научно-популярной литературе или в Интернете

материал о жизни и деятельности учёных биологов и оформлять в виде реферата или презентации.

Участвовать в обсуждении информации.

Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации

и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:  умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений  о

живой природе

§ 4

Задание 1-2

стр. 20

Р. Т.

№ 1-4

5

Экскурсия в мир клеток.

Комбинированный

Формирование представлений о

клетке как единице строения живого организма

Клеточное строение живых организмов: оболочка, ядро, цитоплазма.

Учебник

Презентация

Микроскопы

Микропрепараты

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием  

Знание и различение на таблицах основных

частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

 Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление

о единстве живой природы

на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

Тематическая диагностика

§ 5

Задание 1,3

стр. 22

Р. Т.

№ 3-4

6

Как классифицируются организмы

Комбинированный

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения

Современная классификация живой природы.

Единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.

Учебник

Презентация

Выделять существенные признаки видапредставителей разных  царств природы

Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классифицировать).

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы

Сравнивать представителей  отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Тематическая диагностика

§ 6

Задание 1-2

стр.26

Р. Т.

№ 3-4

7

Живые царства. Бактерии

Изучение нового материала

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Основная

характеристика царства Бактерии.

Учебник

Презентация

Называть компоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки -  отсутствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью  в природе и практической деятельности человека

Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил,позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умениезащищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

§ 7

Задание 1-2

стр. 29

Р. Т.

№ 2-4

8

Живые царства. Грибы.

Комбинированный

Формирование представлений  о

грибах как

представителях отдельного

царства живой природы, обладающих

признаками

и растений

и животных.

Основная

характеристика царства Грибы.

Учебник

Презентация

Муляжи

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов

Сравнивать строение грибов, растений и животных

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Различать на живых объектах, в таблицах  съедобные и ядовитые грибы

Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами

Выделение существенных

особенностей

представителей

царства Грибы.

Знание правил

оказания первой помощи

при отравлении

ядовитыми грибами

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень

опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения

здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп.

Понимание

роли представителей царства Грибы в

природе и

жизни человека. Осознание

необходимости оказания

экстренной

помощи при

отравление

ядовитыми

грибами

§ 8

Задание 2 стр. 32

Р. Т.

№ 3-5

9

Живые царства. Растения.

Комбинированный

Формирование представлении о

растениях

как представителях отдельного царства живой природы

Основная

характеристика царства Растения.

Учебник

Презентация

Выделять

существенные признаки строения и жизнедеятельности растений

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток , тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.

Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения.

Выделение существенных

особенностей

представителей

царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Осознание

важности растений в природе и жизни человека.

§ 9

Задание стр. 35

Р. Т.

№ 1-5

10

Живые царства. Животные.

Комбинированный

Формирование представлений о

животных

как представителях

отдельного

царства живой природы.

Основная

характеристика царства Животные.

Учебник

Презентация

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных

Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп животных; выводы на основе сравнения

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток , тканей, органов и выполняемыми ими функциями у животных.

Выяснять роль различных животных в жизни человека

Проводить наблюдения за ростом и развитием животных и выявлять при принадлежность животных к определённой систематической группе

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации о растениях

Выделение существенных

особенностей

представителей

царства Животные. Знание основных систематических

единиц царства

Животные

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно

формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить

сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

.

Представление

о значении

животных в

природе, осознание их хозяйственного

и эстетического значения

для человека.

Тематическая диагностика

§ 10

Задание 2 стр. 39

Р. Т.

№ 1-5

11

Жизнь начинается.

Изучение нового материала.

Формирование представлений о

значение

половых

клеток в

процессе

оплодотворения и этапах развития зародышей позвоночных животных.

Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид.

Оплодотворение.

Учебник

Презентация

Называть женские и мужские половые клетки

Описывать и сравнивать разные способы размножения, особенности оплодотворения растений, животных и человека.

 Сравнивать бесполое размножение с половым, приводить примеры.

Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение

Делать выводо эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием.

Знание особенностей строения половых

клеток. Умение

на рисунках и

таблицах выделять существенные черты

сходства зародышей позвоночных животных.

Познавательные УУД:

умение сравнивать и

анализировать информацию, делать выводы. Умение давать

определения понятиям, работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД:  умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Понимание

роли половых

клеток в размножении живых организмов.

Представление

о родстве живых организмов, населяющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни.

§ 11

Задание стр. 42

Р. Т.

№ 1-4

12

Жизнь продолжается.

Комбинированный

Формирование представлений о

размножении как о

свойстве

живого организма,

позволяющем продолжать

свой род.

Учебник

Презентация

Выделять существенные признаки биологических процессов: роста и развития.

Сравнивать рост и развитие организмов.

Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов

Знание основных способов

размножения

живых организмов.

Познавательные УУД:

освоение элементарных

навыков исследовательской деятельности.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество

выполнения работы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Представление

о размножении как главном свойстве

живого, обеспечивающем

продолжение

рода.

§ 12

Задание 1-3

 стр. 46

Р. Т.

№ 1-4

13

Почему дети похожи на родителей.

Комбинированный

Формирование представлений о

гене как основе наследственности

организмов

Наследственность.

Учебник

Презентация

Объяснять механизм передачи наследственных признаков родителей потомству.

Сравнивать женские и мужские половые клетки

Знание о значении гена и его

местоположении в клетке.

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное,

устанавливать причин-

но - следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Понимание

роли генов в

хранении и передаче наследственной

информации

от родителей к потомству

т

§ 13

Задание 1-2

стр. 49

Р. Т.

№ 2-3

14

Нужны все на свете.

Изучение нового материала

Формирование представлений о

группах живых организмов в зависимости

от их роли в

природе.

Организмы – производители.

Организмы – потребители.

Организмы – разрушители.

Круговорот веществ в природе.

Учебник

Презентация

Аппликация

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы.

Сравнивать представителей отдельных царств, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль бактерий, растений, грибов.животных в природе и жизни человека

Знание роли

организмов

разных царств

живой природы в круговороте веществ.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение.

Осознание

взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

§ 14

Задание 1-2

стр. 53

Р. Т.

№ 1-5

15

Как животные общаются между собой.

Изучение нового материала

Формирование представлений о

способах

общения

животных

между собой.

Учебник

Презентация

Знание наличия различных

способов общения между животными.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно

формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение видеть прекрасное в природе.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Представление

о животных

как сложно

организованных существах, обладающих

способностью

к общению.

Познавательный интерес к

естественным

наукам.

§ 15

Задание 1-2

 стр. 57

Р. Т.

№ 3-5

16

Биология и практика.

Изучение нового материала

Формирование представлений о значении биологии для хозяйственной деятельности человека

Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения

Учебник

Презентация

Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человек.

§ 16

Задание 1-2

стр. 62

Р. Т.

№ 1-4

17

Биологи защищают природу

Комбинированный

Формирование представлений о

последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны.

Охраняемые территории: заповедники, национальные памятники.

Учебник

Презентация

Карта

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Объяснять место и роль биологии в природе и практической деятельности людей

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы.

Знание основных правил поведения в природе.

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

 Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:  умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание

степени негативного влияния человека

на природу и

необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.

§ 17

Р. Т.

№ 1-5

18

Растения и животные Красной книги Оренбургской области

Виртуальная экскурсия

Формирование представлений о

растениях и животных занесенных в Красную книгу и меры их охраны.

Растения и животные Красной книги  своей местности.

Учебник

Презентация

Красная книга Оренбургской области

Характеризовать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.

Знание видов растений и животных своей местности, занесенных в Красные книги.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.

Задание 2 стр. 65

19

Биология и здоровье.

Комбинированный

Формирование представлений о

здоровом образец жизни как главном факторе сохранения здоровья.

Здоровый образ

жизни. Вредные

привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему.

Учебник

Презентация

Материалы по оказанию первой помощи

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.

Знание элементарных правил оказания пер-вой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

КоммуникативныеУУД: умение работать в составе творческих групп.

Принятие правил здорового

образа жизни.

Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной

помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.

§ 18

Задание 1-2

стр.70

Р. Т.

№ 1-4

20

Живые организмы и наша безопасность.

Комбинированный

Формирование представлений о

живых организмах, которые могут

причинить

вред здоровью человека, и способах защиты

от них.

Ядовитые животные и растения.

Учебник

Презентация

Знание ядовитых грибов и

растений, опасных животных.

Освоение приемов оказания

первой помощи

пострадавшим

при отравлениях, кровотечениях, укусах

животных.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Представление

о существовании живых организмов,

опасных для

здоровья и

жизни человека. Понимание

необходимости оказания

экстренной

первой помощи при отравлениях ядовитыми

растениями и

грибами, при

укусахядовитых животных.

§ 19

Р. Т.

№ 1-4

21

Мир биологии. Обобщение знаний.

Обобщения

Обобщение

и систематизация

знаний учащихся по

теме «Мир

биологии»

Биология. Царства живой при¬

роды. Клетка.

Половые клетки.

Единицы классификации живых

организмов. Круговорот веществ.

Здоровый образ

жизни, вредные

привычки, первая

помощь пострадавшим.

Презентация

Тесты

Выделение существенных

признаков

представителей

различных

царств живой

природы. Знание роли живых

организмов в

круговороте веществ. Пони¬

мание основных

закономерностей в живой

природе. Представление о

правилах здорового образа

жизни. Знание

элементарных правил оказания первой помощи пострадав.

Понимание роли биологически

х знаний

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, выделять в нем

главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя

и отвечать на вопросы,

работать в группах, обсуждать вопросы со

сверстниками.

Познавательный интерес к

естественным

наукам.

Тематический контроль

§ 20

Создайте проект стр. 78

Р. Т.

22

Водные обитатели.

 Изучение нового материала

Формирование представлений

об особенностях вод-ной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде.

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная.

Учебник

Презентация

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.

Приводить примеры обитателей водной среды.

Наблюдать за водными организмами.

Выделять особенности  строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений)

Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде.

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и однокласников

Понимание

необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

§ 21

Задание стр. 83

Р. Т.

№ 3-4

23

Между небом и землей.

Комбинированный

Формирование представлений о

наземно-воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания.

Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов.

Учебник

Презентация

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных

Представление

о многообразии

обитателей на-

земно-воздушной среды и разнообразии их приспособлений.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Понимание

необходимости и соответствия приспособлений организмов к

условиям среды, в которой они обитают.

§ 22

Р. Т.

№ 2-5

24

Кто живет в почве.

Комбинированный

Формирование представлений об особенностях почвенной среды

Обитания.

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная.

Учебник

Презентация

Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова

Выявлять связь между урожайностью с./х растений и плодородием почв.

Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

§ 23

Р. Т.

№ 3-4

25

Кто живет в чужих телах.

Комбинированный

Формирование представлений о

возникновении приспособлений у

паразитических организмов к

обитанию в

чужих телах.

Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов.

Учебник

Презентация

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания

Объяснять ведущую роль растений в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных

Выявление

приспособлений организмов

к организменной среде обитания. Знание

причин примитивности паразитов и их отличий от

симбионтов.

Знание основных правил,

позволяющих

избежать заражения паразитами.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно

формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы класса

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Понимание

необходимости и соответствия приспособлений

организмов к

условиям среды, в которой

они обитают.

Осознание необходимости

соблюдения

правил, позволяющих избе¬

жать заражения

паразитическими червями.

Тематическая диагностика

§ 24

Р. Т.

№ 1-4

26

Экологические факторы. Абиотические.

Изучение нового материала

Формирование представлений об экологических фак-торах и влиянии абиотических факторов на живые организмы.

Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно.

Влияние человека на природу.

Правила поведения в природе.

Учебник

Презентация

Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.

Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.

Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

.Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

Осознание влияния факторов среды на живые организмы.

§ 25

Р. Т.

№ 1-4

27

Экологические факторы: биотические, антропогенные.

Комбинированный

Формирование представлений о

различных

формах

биотических взаимоотношений

как результате приспособляемости

организмов.

Изучение

влияния деятельности

человека на

состояние

окружаю¬

щей среды.

Биотические

факторы среды:

положительные

(симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм,

конкуренция).

Антропогенные

факторы среды.

Учебник

Презентация

Характеризовать виды биотических отношений.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.

Овладевать умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению глобальных экологических проблем

Знание различных форм взаимоотношений

между живыми

организмами в

природе. Умение приводить

примеры форм

взаимоотношений организмов. Различение

отрицательных

и положительных результатов

влияния деятельности человека на при¬

роду. Знание

правил поведения в природе и

мер по ее охране.

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям.

Развитие элементарных

навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя  и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

 

Осознание существования

разнообразных

взаимоотношений между

живыми организмами в

природе. Понимание причин возникновения

негативных

последствий в

природе в результате деятельности человека.

Принятие правил поведения

в природе.

Тематическая диагностика

§ 26

Р. Т.

№ 3-4

28

Природные сообщества.

Комбинированный

Формирование элементарных

представлений о природных сообществах

планеты.

Закрепление знаний

учащихся о

круговороте

веществ в

природе.

Природные сообщества (естественные, искусственные).

Пищевые цепи,

пищевые сети.

Круговорот веществ.

Учебник

Презентация

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.

Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества

Различение естественных и

искусственных

сообществ.

Знание значения пищевых

связей в сообществах для

осуществления

круговорота веществ. Умение

составлять элементарные пищевые цепи.

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания

причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании

сравнений.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя

и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений

Представление

о многообразии природных сообществ

как следствия

разнообразия

природных условий на поверхности планеты.

Понимание

важности пищевых связей

для осуществления круговорота веществ.

§ 27

Задание стр. 104

Р. Т.

№ 3-4

29

Жизнь в Мировом океане.

Изучение нового

Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Учебник

Презентация

Описывать экосистему.

Устанавливать черты приспособленности организма  и разные условия мирового океана.

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в немглавное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы с одноклассн.

Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

Тематическая диагностика

§ 28

Задание стр. 108

Р. Т.

№ 3-5

30-

31

Путешествие по материкам.

Изучение нового материала

Формирование элементарных представлений о животном ирастительном мире материков планеты.

Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков.

Учебник

Презентация

Карта

Описывать природные особенности материков.

Объяснять отличия растительного и животного мира материков.

Перечислять растения и животные материков.

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю иодноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным

Природ

ным условиям на разных материках.

§ 29

Задание стр. 121

Р. Т.

№ 3-4

32

Организм и среда обитания. Обобщение знаний.

Обобщение

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания»

Среда обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная.Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество.

Презентация

Тесты

Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.

Описывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе

Знание среды обитания и их особенностей. Умение различать нарисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их.

влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД.: умение соблюдать дисциплинуна уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Познавательный интерес к естественным наукам.

Тематическая диагностика

§ 30

Создайте проект

стр. 124

Р. Т.

33

Выходная диагностика

Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Введение в биологию»

Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы.

Современная классификация живой природы.

Основные характеристики царств живой природы.

Клеточное строение живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно.

Приспособления организмов к обитанию

Тесты

Выходная диагностика

34

Обобщение курса «Введение в биологию»

Заключительный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...

Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ

Рабочая программа по  биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...