Рабочая программа биология 5 класс Сухорукова Л.Н.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Гладышева Оксана Витальевна

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ "Об образовании Российской Федерации", федеральным образовательным стандартом основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p_5_klass.docx58.16 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой ООО  МОАУ СОШ №3, учебным планом МОАУ СОШ №3, а так же в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программой по биологии.

        Данная рабочая программа разработана к учебно-методическому комплексу линии «Биология Сферы» издательства «Просвещение», авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — Москва, 2011 г. и рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю, базовый уровень.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Предметные

1.Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

2.Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

5.Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в  природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.

6.Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности  людей; места и роли человека в природе

7.Овладение методами: наблюдение, описание.

8.Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем

9. Освоение приемов  оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5–6-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5–6-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС.

          Введение (3 часа)

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно – историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.

Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

- формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

- развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания;

- приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе;

- формирование уважительного отношения к учёным- биологам, истории науки, биосферному образу жизни малых народов, торелантности, миролюбия.

Метапредметные:

- раскрытие значения изучения биологии для каждого человека, формирования научной картины мира, развития экологической культуры;

- ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности;

-  акцентирование внимания на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании.

Предметные:

- познакомить с предметом изучения биологии, разнообразием биологических наук, закономерностями, проявляющимися на организменном уровне; условиями, необходимыми для жизни организмов; признаками, отличающими живые организмы от тел неживой природы;

- развивать представления об эстетическом, этическом, культурно- историческом, ресурсном, познавательном значении живой природы;

- учить наблюдать, описывать и объяснять осенние явления в жизни растений и животных;

- раскрывать роль биологических знаний в практической деятельности людей, решении проблем рационального природопользования.

I. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие (типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.

Лабораторная работа   №1« Разнообразие отделов растений»

 Лабораторная работа   №2 « Экологические группы наземных растений по отношению к воде»

Практическая работа № 1«Влияние света на рост и развитие растений».

Контрольная работа№1 «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

- формирование эмоционально- ценностного отношения к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе;

- развитие   мотивации к познавательной деятельности,  самостоятельному   поиску учебной информации из различных источников,   построению индивидуальной траектории образования;

-  вовлечение в экологическую или природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.

Метапредметные:

-  актуализация знаний, полученных в разделе « Окружающий мир» о физических, химических свойствах воды, воздуха, почвы; о морях, океанах, природных зонах;

-  формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать (описывать), сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи);

-   раскрытие значения экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой;

- дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельностью важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности;

- вовлечение в совместную деятельность, развитие способности к самооценке и самоконтролю в учебном познании.

Предметные:

-  развитие первоначальных представлений о  разнообразии   живого мира,  систематике и биологической классификации;

-  ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания;

-  формирование предметных познавательных учебных действий (описывание и сравнение растительных и животных объектов, классификация растений и животных по царствам, отделам и типам, объяснение и прогнозирование влияния экологических факторов на организмы).

II . Клеточное строение  живых организмов (8 часов)

Клеточное строение организмов. Правила работы  в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.

 Лабораторная работа №3. «Устройство увеличительных приборов».

Лабораторная работа №4. « Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа №5. «Состав клеток растений»

Лабораторная работа №6.   « Строение клетки листа элодеи».

Лабораторная работа №7. «Строение  животной клетки».

  Практическая работа № 2 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

Планируемые результаты обучения

Личностны

- формирование   мотивации к  осознанному выбору  и построению индивидуальной траектории образования;

-   развитие личностных представлений о клеточном строении, клетке как единице жизни, её связи с внешней средой;

- приобщение к ценностям биологического познания, нормам науки как компонентам культуры;

- формирование познавательного интереса и чувства ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами.

Метапредметные:

-   раскрытие значения изучения клеточного строения для развития биологии и естествознания в целом;

- ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности при выполнении лабораторных  и практических работ, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной деятельности;

- акцентирование внимания на необходимости работы с тетрадью- экзаменатором и тетрадью- тренажером на бумажных и электронных носителях для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании.

Предметные:

- дать первое представление о клеточной теории, истории её развития, клетке как целостной живой системе, одноклеточных и многоклеточных организмах;

- систематизировать учебную информацию о разнообразии клеток на основе экологических идей: растения- производители органического вещества, животные- потребители, бактерии  и грибы- разрушители;

- познакомить с увеличительными приборами и способами работы с ними;

- учить наблюдать микрообъекты и процессы, делать рисунки с микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;

- учить связывать строение частей ( ядро, цитоплазма) и органоидов клетки с их функциями, сравнивать растительные, животные, грибные, бактериальные клетки, делать выводы о причинах их сходства и различий;

- формировать умение делать выводы о том, какой объект имеет более сложное строение, о единстве строения и состава клеток представителей разных царств живой природы, единстве живой природы.

III Ткани живых организмов (11 часов)

Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.

 Лабораторная работа №8  «Строение покровной и синтезирующей ткани растений»

 Лабораторная работа №9   «Строение  соединительных тканей животных»

Лабораторная работа №10  «Строение   мышечных и нервной тканей животных»

Контрольная работа №2 «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов».

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни  растений родного края».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

- формирование   мотивации к  познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с  микроскопической техникой, работой с электронным  приложением;

-   стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения;

-  развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном  организме;

- приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращение с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

-   формирование универсальных учебных действий, связанных с отбором учебной информации из различных источников, её анализом и оценкой;

- развитие способности аргументировать и отстаивать своё мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов в процессе групповой работы на уроках, лабораторных занятиях;

- развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

- дельнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений.

Предметные:

-  систематизация учебной информации о  разнообразии тканей на основе  экологических идей: растения – производители  органического вещества, животные – потребители, бактерии и грибы – разрушители;

- описание (анализ) растительных и животных  тканей; распознавание тканей на микропрепаратах и рисунков учебника, электронного приложения, их сравнение, формулирование выводов о связи строения тканей с их функциями;

- применение знаний  о  растительных и  животных тканях в  повседневной жизни, объяснение причин восстановления тканей при их повреждении, прогнозирование последствий повреждения коры деревьев животными и человеком.

Календарно-тематическое планирование   5 класс

Раздел «Живые организмы»

П\П

Тема урока

  д/з

 форма

контроля

 Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД

(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Дата

                                      план

 

факт

  Раздел . Живой организм (3 Ч)

Введение

 

1

Биология-наука о живых организмах.

§1, стр.9

 работать с электронным приложением

Оценка устных ответов.

Р:  Определять предмет изучения биологии

П: Объяснять значение биологии и организмов в жизни человека

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

2

 Условия жизни организмов.

§2, стр.11

работать с электронным приложением

 Фронтальный опрос.

Тестовая проверка знаний.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

3

Основные свойства живых организмов.

Экскурсия №1«Осенние изменения в жизни растений»

§1-2

Оценивание отчета учащихся о проведенной экскурсии. Фронтальный опрос.

Р:  Работать в группе

П:  Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии

К: Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений  

Л. Бережное отношение к природе

2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (10 часов)

4

Царства живой природы:

Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

§3 - 4, стр.15

 работать с электронным приложением

Оценка работы в группах

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

5

Среда обитания. Экологические факторы.

Вода как среда жизни.

§5 - 6, стр.19, 21

 работать с электронным приложением

Индивидуальный и фронтальный опрос. Взаимопроверка изученного материала

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

6

Наземно-воздушная среда жизни.

§7, стр.23

работать с электронным приложение,

Оценивание групповых ответов учащихся

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Называть ,приводить примеры сравнивать представителей водной и наземной сред

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

7

Свет в жизни растений и животных.

 §7, стр.23

 постановка опытов

Тестовая проверка знаний.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П:  Приводить примеры наблюдать реакции живых организмов на воздействие света

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

8

 Почва как среда жизни.

§8, стр. 27 работать с электронным приложением

Оценивание групповых ответов учащихся

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

9

 Организменная среда жизни.

§9, стр. 29 работать с электронным приложением

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

10

 Сообщество живых организмов.

§10, стр. 31 работать с электронным приложением

Оценка знаний (тесты,  фронтальный опрос, взаимопроверка).

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

11

 Роль грибов и бактерий.

§11, стр. 33 работать с электронным приложением

Фронталь

ный и индивидуальный опрос.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

12

 Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

§12, стр. 35 работать с электронным приложением

Фронталь

ный и индивидуальных опрос.

Оценка сообщений учащихся. Выборочная проверка тетрадей.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

13

Обобщение по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Контрольная работа

 

Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

3. Клеточное строение живых организмов (10 часов)

14

Строение клетки. Устройство увеличительных приборов.

 Практическая работа№1. «Устройство увеличительных приборов».

 § 13 - 14, стр. 39,41 работать с электронным приложением

Оценка выполненных работ

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Выполнять п/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

15

Практическая работа№2

«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

 §14, стр. 41 работать с электронным приложением

Оценка выполненных работ

16

Состав и строение клеток.

Лабораторная работа № 1 «Состав клеток растений»

 

§15, стр. 43 работать с электронным приложением

Оценка выполненных работ,

 фронтальный опрос

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

17

Строение бактериальной клетки.

§16, стр. 45 работать с электронным приложением

Оценка устных ответов, выборочная проверка тетрадей

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

18

 Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы.

§17, стр. 47 работать с электронным приложением

Взаимопроверка изученного материала, фронтальная проверка

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах.

19

Строение клеток.

 Лабораторная работа №2

«Строение растительной  клетки листа».

§17, стр. 47 работать с электронным приложением

Оценка выполненных работ

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

20

 Образование новых клеток.

§18, стр. 49 работать с электронным приложением

Фронтальный и индивидуальный опрос,  выборочная проверка тетрадей.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение работать в составе творческих групп.

21

 Одноклеточные организмы.

 

Лабораторная работа № 3

«Изучение одноклеточных животных».

§19, стр. 51 работать с электронным приложением

Оценка выполненных работ

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

К: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

22

Колониальные и многоклеточные организмы

§20, стр. 53 работать с электронным приложением

Взаимопроверка тетрадей, фронтальный опрос.

Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.

П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

23

Обобщение по теме. Клеточное строение живых организмов

Опрос, тест

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

4. Ткани живых организмов (9 часов)

24

 Покровные ткани растений

и животных.

§21, стр. 59 работать с электронным приложением

 Взаимопроверка тетрадей, фронтальный опрос.

Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

25

 Строение покровной ткани листа. 

 

Лабораторная работа №4

«Строение покровной  ткани растений»

 §21, стр. 59 работать с электронным приложением

Оценка выполненных работ

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение отвечать на вопросы, работать в группах. Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

26

Механические и проводящие

ткани растений.

§22, стр. 61 работать с электронным приложением

Взаимопроверка тетрадей, фронтальный опрос.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

К: Умение работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

27

Основные и образовательные ткани растений. 

 

 §23, стр. 63 работать с электронным приложением

 Взаимопроверка тетрадей, фронтальный опрос.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.  

К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

28

Соединительные ткани животных. 

 

 §24, стр. 65 работать с электронным приложением

Взаимопроверка тетрадей, фронтальный опрос.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью

П: Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.  

29

 Мышечная и нервная ткани животных. 

 §25, стр. 67 повторить параграфы

 Взаимопроверка тетрадей, фронтальный опрос.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.

К. Умение работать в составе творческих групп

30

 Обобщение по

темам: «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов».

 

Оценка выполненных работ

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

31

Контрольная работа «Клетка. Ткани»

Оценка выполненных работ

Р. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

32

Весенние явления в жизни растений родного края.  Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений родного края».

Отчет по экскурсии и ее оценка

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.

К: Умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение.

33-35

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Рабочая программа биология 6 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным ст...

Рабочая программа биология8 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным ст...

Рабочая программа биология 9 класс Сухорукова Л.Н.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным ст...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...