Тематика лабораторных работ по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Комарова Гульнара Айдеровна

Тематика лабораторных работ дана в соответствии с программным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторные работы по биологии 6 класс (2 часа в неделю)

  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  2. Ведение дневника наблюдений.
  3. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
  4. Рассмотрение клеток с помощи лупы.
  5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
  6. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
  7. Изучение строения тел шляпочных грибов.
  8. Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
  9. Изучение строения мха.
  10. Изучение строения спороносного папоротника (хвоща)
  11. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
  12.  Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
  13. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
  14. Изучение строения цветка.
  15. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
  16. Вегетативное размножение комнатных растений.
  17. Определение всхожести семян растений и их посев.
  18. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
  19. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Лабораторные работы по биологии 7 класс (2 часа в неделю)

  1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.
  2. Знакомство с разнообразием ракообразных.
  3. Изучение представителей отрядов насекомых.
  4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
  5. Изучение внешнего строения птиц.
  6. Изучение особенностей различных покровов тела.
  7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Лабораторные работы по биологии 8 класс (2 часа в неделю)

  1. Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп.
  2. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
  3. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможение.
  4. Коленный рефлекс и др.
  5. Микроскопическое строение кости.
  6. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
  7. Утомление при статистической и динамической работе.
  8. Выявление нарушений осанки.
  9. Выявление плоскостопия. (Практическая работа)
  10.  Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
  11. Рассмотрение крови человека и лягушка под микроскопом.
  12. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
  13. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
  14. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
  15. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.
  16. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
  17.  Функциональные пробы с задержкой дыхания на выдохе и вдохе.
  18. Действие ферментов слюны на крахмал.
  19. Установите зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
  20. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
  21. Пальценосовая проба и особенности движения, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
  22.  Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
  23. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
  24. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
  25. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

         Лабораторные работы по биологии 9 класс (2 часа в неделю)

  1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
  2. Выявление изменчивости организмов.
  3. Изучение морфологического критерия вида.
  4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 8 КЛАСС.

№ урока

Дата по плану

Фактич. дата

Тема урока

ОМСО

Лаб. раб.

Отслеживание результатов

РНК

Требования  к уровню подготовки

Оборудование

Дом.  задание

Введение (1 час)

1 (1)

 

Науки о человеке. История и методы изучения человека. Вводный интруктаж по ТБ и ОТ.

Раскрыть биосоциальнуюю   природу человека.  Охарактеризовать науки, изучающие человека. Рассмотреть этапы развития учения о человеке.

Развитие Российской анатомической школы

Освоить определения наук, изучающих человека.

Знание роли различных чених в развитии наук о человеке.

Плакаты чених, таблица «Общий обзор организма человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 1-2 , докончить таблицу, подготовить сообщения

Происхождение человека (3 часа)

2 (1).

Систематическое положение человека.

Определить место человека в системе живых существ. Привести доказательства эволюции человека.

Знание места человека в системе живых существ;    доказательств эволюции человека.

Таблица «Внутринние органы человека»,  «Систематическое положение вида организмов», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 3, ответить на вопросы стр.14,17, выполнить задания стр.17

3 (2).

Историческое прошлое людей.

Показать этапы эволюции человека.

Знание основных этапов эволюции человека и характерных признаков предшественников человека.

Таблица «Этапы развития человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 4, дописать таблицу

4 (3)

Расы человека.

Показать процесс образования рас. Раскрыть суть расистских теорий.

Знание причин образования рас человека; признаков рас человека.  

Таблица «Расы человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 5, записать таблицу, подготовить материал для диспута

Общий обзор организма (1час)

5 (1)

Общий обзор организма человека.

Раскрыть уровни организации организма человека.

Знание уровней организации организма человека.

Таблицы «Внутренние органы человека», «Скелет человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 6, выполнить задания стр.27

Клеточное строение организма. Ткани (4 часа)

6 (1)

Клеточное строение организма.

Раскрыть строение и функции клеточных органоидов, химический состав и процессы жизнедеятельности клеток.

Знание строения клеток и ее органоидов, функций клеток.

Таблица «Строение клетки животного», химический стакан, пероксид водорода 3%, клубень картофеля, нож.

§ 7, дописать таблицу

7 (2)

Ткани, их строение и функции.

Познакомить с основными типами тканей организма человека. Научить распознавать  ткани.

 Лаб. Раб. №1 «Изучение клеток тканей» Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание  основных типов тканей  организма человека.

Таблица «Ткани», микропрепараты тканей животных, микроскопы.

§ 8 , дописать таблицу, оформить результыты л.р.

8 (3)

Рефлекторная регуляция.

Познакомить со строением нейрона. Раскрыть природу нервных импульсов и рефлекса.

Знание строения нейрона, синапса; рефлекса и рефлекторной дуги.

Таблицы «Рефлекторная дуга», «Спинной мозг», ПК, СД «Биология 6-11 класс».

§ 9, ответить на вопросы стр. 43, повторить 3 главу.

9  (4)

Строение организма. Обобщение.

Систематизировать знания о клеточном строении организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольая работа №1.

Знать сосновные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Стр.43-44, разобрать основыне положения темы

Опорно-двигательная система (6 часов)

 10 (1)

Значение опорно-двигательной системы. Строение и состав костей.

Раскрыть функции скелета и мышц. Показать химический состав, классификацию и внутреннее строение костей.

Лабораторная работа № 2 «Строение и состав костей» Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание функции скелета и мышц, химического состава костей, макро- и микростроение костей, типы костей.

Таблицы «Скелет человека», «Строение костей», кости птиц, вымоченные в кислоте и жженые.

§ 10, задания стр. 49, оформить результаты л.р.

11 (2)

Скелет человека. Осевой скелет.

Пополнить знания о строении и функциях частей скелета. Выявить особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.

Знание отделов скелета  человека, особенностей скелета, связанных с развитием мозга, трудовой деятельностью и прямохождением.

Скелет человека (муляж), таблица «Скелет человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 11, задания стр.55-56.

12 (3)

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.

Познакомить учащихся с типами соединения костей.

Знание и умение различать типы соединения костей.

Скелет челове ка (муляж), таблица «Соеди нение костей», «Скелет челове ка», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 12,     выполнить задания стр 61-62.

13 (4)

Строение и работа мышц.

Дать понятие об основных группах мышц и познакомить с морфологией мышц.

Дать понятие о механизмах, регулирующих работу мышц. Разъяснить суть тренировочного эффекта и энергетику работы мышц.

Лабораторная работа: №3 «Утомление мышц при работе». Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание основных групп мышц,  механизма работы мышц, симптомов утомления, вреда гиподинамии. Умение находить основные группы мышц.

Таблица «Мышцы человека», «Ткани», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 13, 14,  вопросы и задания стр.69, 72,  оформить результаты л.р.

14 (5)

 

Осанка. Предупреждение плоскостопия.Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах.

Познакомить с методами самоконтро ля и коррекции осан ки. Разъяснить послед ствия нарушения осан ки и плоскостопия.

Дать необходимые сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них.  Познакомить с методами оказаниия первой  помощи при ушибах, переломах и вывихах суставов.

Анализ наиболее характерных заболеваний и нарушений опорно-двигательной системы среди учащихся школы

Умение определять плоскостопие и нарушение осанки.

Знание и умение оказать доврачебную помощь при ушибах, вывихах суставов и переломах костей.

Таблицы «Скелет человека», «Мышцы человека», плакат «Сиди прямо», ПК, СД «Биология 6-11 класс», перевязочный материал, шина.

§ 15, 16,  ответить на вопросы стр.75, 79

15 (6)

Опорно-двигательная система. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания об ОДС организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  №2

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

повторить 4 главу.

Внутренняя среда организма (3 часа)

16 (1)

Кровь и ее состав. Значение крови.

Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах. Раскрыть понятие «гомеостаз», функции плазмы и форменных элементов.

Знание компонентов внутренней среды, понятия «гомеостаз», функции плазмы и форменных элементов.

Таблица «Ткани человека», «Кро веносная система человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 17, ответить на вопросы  стр.89

17 (2)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Иммунитет. Иммунная система организма человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Работы Л.Пастера и И.И.Мечникова. вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.

Виды вакцинации детей и взрослых

Знание защитных механизмов внутренней среды, видов иммунитета.

Схема лимфати ческой системы, схема переливания крови, ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 18, ответить на вопросы  стр.93

18 (3)

Тканевая совместимость и переливание крови.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Дни Донора и их значение

Знать и уметь характеризоватьособенности организма, его строение и жизнедеятельность: свою группу крови, резус-фактор найти материал о проблемах переливания крови и пересадке органов.

Схемы лимфати ческой системы, переливания крови, портреты И.Мечни кова, Э.Дженнера, Л. Пастера, ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 19, вопросы и задания стр.99

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

19 (1)

Транспортные системы организма.

Повторить материал о крови, иммунитете. Дать понятие об органах кровеносной и лимфатической систем.

Знание особенностей строения артерий, вен и капилляров, органов лимфатической системы.

Таблица «Система кровообращения», ПК, СД «Биология 6-11 класс», нитки.

§ 20, вопросы и задания стр. 105

20 (2)

Круги кровообращения.

Изучить движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

Лабораторная работа № 4: «Положение венозных клапанов» Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание движения крови по большому и малому кругам кровообращения; процессов, происходящих в легких и тканях; взаимосвязи строения и функции артерии, вен и капилляров.

Таблица «Система кровообращения», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 21, вопросы и задания стр. 108, оформить результаты л/р.

21 (3)

Строение и работа сердца.

Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле, механизмах сердечной регуляции.

Знание строения сердца, характеристики сердечного цикла и механизмов сердечной регуляции.

Муляж сердца, таблица «Строение сердца», секундомер, танометр

§ 22, ответить на вопросы стр. 114.

22 (4)

Движение крови по сосудам.

Показать причины движения крови, изменения скорости кровотока, принципы измерения артериального давления.

 Лабораторная работа № 5: «Измерение скорости кровотока ». Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание причин движения крови, скорости кровотока. Умение определять артериальное давление и пульс.

Таблица «Круги кровообращения», танометр, линейка, секун домер, ПК, СД

§ 23, ответить на вопросы стр. 120, оформить результаты л.р.

23 (5)

Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях кровеносной системы

Познакомить с последствиями гиподинамии, влиянием курения и потребления спиртных напитков    на сердце и сосуды, типами кровотечения и способами их остановки.  

Лабораторная работа №6: «Реакция ССС на нагрузку». Инструктаж по ТБ и ОТ

Виды сердечно-сосудистых заболеваний, характерных для жителей СПб

Знание последствии гиподинамии, влияния курения и потребления спиртных напитков, типов кровотечения. Умение определять свое физическое состояние и тренированность, оказать доврачебную помощь при кровотечениях.

Таблица «Вред никотина и алкоголя», муляж сердца, схема кровообращения, секундомер.

§ 24,25,  ответить на вопросы, оформить результаты л.р.

24 (6)

Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания о внутренней среде  организма, о системе кровообращения человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  №3

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить 5 и 6 главу

Дыхательная система организма (4 часа)

25 (1)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Раскрыть значение биологического окисления. Рассмотреть строение и функции органов дыхания, дыхательных путей, механизм голосообразования. Познакомить с болезнями верхних дыхательных путей.

Тест №3 «Кровеносная система»

Виды заболева ний органов дыхания, характерных для  СПб

Знание взаимосвязи строения и функции органов дыхания, механизма образования звуков и речи. Умение определять заболевания дыхательных путей.

Таблица «Органы дыхания», «Газообьем в легких и тканях», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 26, ответить на вопросы стр.139.

26 (2)

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Показать особенности строения легких и взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем в ченийт газообмена.

Лаб. Работа № 7: «Измерение обхвата грудной клетки» Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание строения легких, механизмов газообмена в тканях и легких, механизмов вдоха и выдоха, механизмов регуляции дыхания. Умение определять состояние воздушной среды.

Таблица «Органы дыхания», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 27,28, оформить результаты л/р

27 (3)

Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни органов дыхания.

 Рассказать о значении флюоорографии и приемах чений помощи при нарушениях дыхания. Показать простейшие приемы самообследования  дыхательной системы .

Состояние воздушной среды окружающей местности СПБ

Знание значения показателя жизненной емкости легких, болезней и травм органов дыхания. Умение чений доврачебную помощь при нарушениях  и травмах органов дыхания.

Таблица «Органы дыхания», ПК, СД «Биология 6-11 кл».

§ 29, ответить на вопросы стр.153, повторить 7 главу.

28 (4)

Система органов дыхания. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания о системе органов дыхания организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  №4

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить термины 7 главы

Пищеварительная  система организма (7 часов)

29 (1)

Питание и пищеварение.  

Дать представление об органах пищеварения. Раскрыть понятия    «продукты питания» и «питательные вещества». Познакомить со строением ротовой полости и ее составляющих – языка, слюнных желез, зубов.

Наиболее часто употребляемые продукты питания в СПб

Знание строения органов пищеварения, видов продуктов питания и питательных веществ, взаимосвязи строения и функции языка, слюнных желез, зубов. Соблюдение правил гигиены ротовой полости и профилактики заболеваний зубов.

Таблица «Систе ма органов пищеварения», ПК, СД «Биология 6-11 класс» , схема строения зуба, зубная щетка.

§ 30, ответить на вопросы  стр. 161

30 (2)

Пищеварение в ротовой полости

Познакомить со строением ротовой полости и ее составляющих – языка, слюнных желез, зубов.

Знание строение ротовой полости, взаимосвязи строения и функции языка, слюнных желез, зубов. Соблюдение правил гигиены ротовой полости и профилактики заболеваний зубов.

Таблица «Система органов пищеварения», ПК, СД «Биология 6-11 класс» , схема строения зуба, зубная щетка.

§ 31, вопросы и задания стр. 165

31 (3)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Раскрыть свойства и роль ферментов в процессе пищеварения. Показать взаимосвязь строения и функции желудка и двенадцатиперстной кишки.

Лабораторная работа №8:  «Действие слюны на крахмал» Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание строения и функции желудка и двенадцатиперстной кишки, роли ферментов в процессе пищеварения.

Таблица «Органы пищеварения», бинт, ватные палочки, блюдце, йод, вода.

§ 32, вопросы  стр. 169, оформить результаты л.р.

32 (4)

Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени.  

Изучить строение и функции тонкого и толстого кишечника. Рассмотреть барьерную роль печени и функции аппендикса.

Знание взаимо связи строения и функции тон кого и толсто го кишечника; особенностей процесса всасы вания;  роли печени и аппен дикса. Умение определять сим птомы патологи ческого состоя ния – «острый живот».

Таблица «Органы пищеварения», схема строения ворси нок, схема воротной систе мы печени, ПК, СД «Биология 6- 11 класс

§ 33, вопросы и задания стр 174.

33 (5)

Регуляция пищеварения.  

 

Рассмотреть способы регуляции работы органов пищеварения.

Знание способов регуляции пищеварения, признаков кишечных заболеваний, правил гигиены органов пищеварения, способов.

Таблица «Внутренние органы», таблица «Нервная система», схема выработки рефлекса слюноотделения, портрет И.П.Павлова, ПК, СД «Биология 6-11 класс», Таблица «Гигиена органов пищеварения», «Режим дня школьника», рисунки или схемы строения паразитов ЖКТ

§ 34, 35, ответить на вопросы стр. 177, 181

34 (6)

Болезни органов пищеварения.

Разъяснить физиологическую значимость соблюдения правил потребления пищевых продуктов и правил гигиены питания. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций

ПМП при отравлениях, знать приемы правильной обработки пищи. Умение соблюдать правила приема пищи, правила хранения и потребления пищевых продуктов

§ 35, подготовиться к тесту

35 (7)

Система органов пищеварения. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания о системе органов пищеварения организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  №5

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить 8 главу

Обмен веществ и энергии (4 часа)

36 (1)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов.

Познакомить со стадиями и  видами обмена веществ и энергии.

Знать и уметь объяснять  стадии и виды обмена веществ и энергии.

Схемы этапов обмена веществ в организме, ПК, СД «Биология 6-11 класс».

§ 36, вопросы стр.184, 187.

37 (2)

Витамины.

Показать виды витаминов, содержание их в продуктах питания. Познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах.

Знание видов витаминов и нахождение их в пищевых продуктах. Умение сохранять витамины в пищевых продуктах.

Таблица «Содержание витаминов в пищевых продуктах», портрет Н.И.Лунина, ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 37, вопросы стр.188, 192, дописать таблицу

38 (3)

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Показать роль энергетического баланса между энерготратами и поступлением с пищей в организм энергии.

Лабораторная работа № 9: «Энерготраты и физическая нагрузка»  Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание количества энергозатрат, связанных с питанием и образом жизни. Умение определять количество энергозатрат в связи с образом жизни и питанием.

Таблица «Энергозатраты в зависимости от деятельности организма», ПК, СД «Биология 6-11 класс».

§ 38, вопросы стр.193, 196, оформить результаты л.р.

39 (4)

Обмен веществ и энергии. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания об обмене веществи и энергии в организме человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  №6

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить 9 главу

Кожа. Выделение (5 часов)

40 (1)

Кожа – наружный покровный орган.

Показать строение и функции кожи.

Знание взаимо связи строения и функции слоев кожи и видообразовании кожи.

Таблица «Кожа человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс», лупы, схема рефлекторной дуги кожных рецепторов.

§ 39, вопросы стр.200, 204.

41 (2)

Уход за кожей. Терморегуляция Закаливание.

Показать анатомо-физиологические основы гигиены кожи, одежды и обуви. Дать сведения о мерах первой помощи при заболеваниях кожи. Раскрыть механизмы терморегуляции, их роль в поддержании постоян ной температуры тела, механизм закаливания. Дать сведения о мерах первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Распространенность заболеваний кожи среди жителей нашего района

Знание анатомо –физиологичес ких основ гигиены кожи, одежды и обуви, причин заболеваний кожи. Умение оказать первую помощь при травмах кожи.  Знание механиз мов терморегу ляции, закалива ния. Умение оказать довра чебную помощь при тепловом и солнечном ударе

Таблица «Строение кожи», таблица «Гигиена кожи», ПК, СД «Биология 6-11 класс». Таблица «Регуляция температуры тела», таблица «Закаливание школьника».

§ 40, 41, вопросы стр. 208,212

42 (3)

Строение и работа почек.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Знание взаимосвязи строения и функции органов выделения, механизмов мочеобразования на микро- и макроуровнях; вреда алкогольных напитков и чрезмерно острых и соленых блюд для работы органов выделения.

Таблица «Внутренние органы человека», ПК, СД «Биология 6-11 класс», схема строения нефрона.

§ 42, ответить на  вопросы стр. 213, 217

43 (4)

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Инфекции органов мочеполовой системы и их профилактика. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Встречаемость заболеваний выделительной системы среди жителей района

Знание инфекций органов выделения мер профилактики, санитарно-гигиенических правил. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

§ 42, подготовить сообщения.

44 (5)

Кожа. Выделение.  Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания о поровных органах организма человека, терморегуляции и выделении. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  №7

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить 10 главу

Нервная система человека (6  часов)

45 (1)

Значение нервной системы.

Показать значение нервной системы и роль психики в процессах жизнедеятельности организма человека.

Знание роли нервной системы в поддержании гомеостаза, согласованной работе органов; роли психики в субъективном отражении мира и удовлетворении потребностей.

Таблица «Нервная система человека», схема «Эволюция нервной системы позвоночных», ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 43, вопросы  стр. 220, 221.

46 (2)

Строение нервной системы. Спинной мозг.

Дать понятие о строении и функциях центральной и периферической нервной системы Рассмотреть строение и функции спинного мозга, рефлекса и рефлекторной дуги..

Знание строения и функции центра льной и перифери ческой нервной сисктемы; взаимо связи строения и функции спин ного мозга; рефлекса и рефлекторной дуги.

Таблица «Спинной мозг»,  «Периферическая и центральная нервная система», ПК, СД «Биология 6-11 класс»,

§ 44, вопросы стр 222, 227

47  (3)

Строение головного мозга.

Показать строение отделов головного мозга, функции продолговатого мозга и среднего мозга, моста и мозжечка, промежуточного мозга и коры боль ших полушарий головного мозга. Разъяснить аналитическую, замыкательную функции и аналитико-синтетическую деятельность коры.

Лабораторная работа №10: «Пальценосовая проба и  функции мозжечка» Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание строения и функции продолговатого мозга и среднего мозга, моста и мозжечка, взаимосвязи строения и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.

Таблица «Отделы головного мозга», Таблица «Зоны и доли коры больших полушарий», ПК, СД «Биология 6-11 классы».

§ 45, заполнить таблицу, оформить результат л/р

48 (4)

Функции отделов головного мозга.

§ 46, ответить на вопросы стр 230,234

49 (5)

Соматический и автономный  отделы нервной системы.

Дать понятие о соматическом и автономном отделах нервной системы. Раскрыть их взаимосвязь.

Знание роли соматической и автономной отделов нервной системы, симпатической и парасимпатической подсистем.

Таблица «Вегетативная нервная система», ПК, СД «Биология 6-11 классы»,   вопросы для теста.

§ 47, вопросы стр 235, 239

50 (6)

Нервная система. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания о нервной системе организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  №8

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить  11 главу

Анализаторы. Органы чувств.  (5  часов)

51  (1)

Анализаторы.

Показать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств». Разъяснить  строение анализаторов и механизм обработки информации корой больших полушарий.

Знание строения анализаторов, отличие анализатора от органа чувств, аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Схема анализатора,  ПК, СД «Биология 6-11 классы»

§ 48, вопросы стр. 242, 244.

52 (2)

Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Раскрыть строение и функцию глаза, механизм проектирования изображения на сетчатке глаза, роль колбочек и палочек, процесс формирования зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга.

Лабораторные работа № 11: «Опыты, выявляющие иллюзию» Инструктаж по ТБ и ОТ

Встречаемость глазных болезней среди учащихся школы.

Знание взаимосвязи строения и функции глаза, механизма проектирования изображения на сетчатке глаза, роли колбочек и палочек, связи зрительных и мышечных компонентов в формировании зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга, особенностей бинокулярного зрения. Умение определить особенности своего зрения в ходе выполнения лабораторных работ.

Таблица «Зрительный анализатор», лист бумаги для опыта, ПК, СД «Биология 6-11 кл.»

§ 49,50, ответить на вопросы, оформить результаты л.р.

53  (3)

Слуховой анализатор.

Показать строение и функции отделов уха человека, суть работы слуховых рецепторов и слухового анализатора в целом.

Знание взаимосвязи строения и функции отделов слухового анализатора. Умение соблюдать правила гигиены и ухода за наружным слуховым проходом.

Таблица «Слуовой анализатор», таблица «Гигиена органов слуха», ПК, СД «Биология 6-11 кл».

§ 51, вопросы стр. 253, 257.

54 (4)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Показать механизмы и взаимодействие в работе вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов.

Знание механизмов и взаимодействий в работе органов равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Таблица «Орган вкуса и обоняния», «Кожа», задания для тестирования.

§ 52, вопросы стр. 258, 263

55 (5)

Анализаторы. Органы чувств. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания об анализаторах и органах чувств организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  № 9

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить 12 главу

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6  часов)

56 (1)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей  нервной деятельности.

Раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности.

Вклад отечественных ученых в развитие учения о ВНД.

Знание роли отечественных ученых в развитии учения о высшей нервной деятельности. Умение сравнивать доминанту и процессы возбуждения-торможения; врожденные и приобретенные формы поведения.

Портреты И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, схема выработки условного рефлекса, ПК, СД «Биология 6-11 кл»

§ 53, вопросы стр. 266, 272, подготовить сообщения об ученых.

57 (2)

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты. Показать природу врожденных и приобретенных программ поведения человека.

Лабораторная работа № 12 «Выработка навыков зеркального письма». Инструктаж по ТБ и ОТ

Знание основные ритмов жизни человека; природы сна; характера сновидений в норме и патологии.

Схема «Виды рефлексов»,  портрет К.лоренца, ПК, СД «Биология 6-11 класс».

§ 54, подобрать материал, оформить результаты л/р

58 (3)

Биологические ритмы. Сон и сновидения.

Дать понятие о биоритмах на примере суточных ритмов. Раскрыть природу сна и сновидений. Показать фазы сна.

Знание особенностей высшей нервной деятельности, роли речи в развитии высших психических функций, видов памяти, воображения, мышления.

Таблица «Гигиена сна», схема «Периоды сна человека», ПК, СД «Энциклопедия КαМ».

§ 55, вопросы стр.279, 280, подготовить сообщение о сне и его гигиене.

59  (4)

Особенности ВНД. Речь и сознание. Познавательные интересы.

Дать понятие о базовых и вторичных потребностях человека. Определить роль речи как средства общения и в развитии высших психичес- ких функций, в трудовой деятельности. Показать виды познавательных процессов, памяти, воображения, мышления.

Знание физиологических основ и свойств волевых процессов и внимания; природы и значения эмоций человека.

ПК, СД «Биология 6-11 класс», задачи по особенностям ВНД.

§ 56,  вопросы стр.281, 287

60 (5)

Воля, эмоции, внимание

Раскрыть физиологические        основы и свойства волевых процессов, внимания. Показать природу и значение эмоций человека.

ПК, СД «Энциклопедия КαМ», таблица для лабораторной работы (у каждого в тетради).

§ 57, вопросы  стр.288, 293.

61  (6)

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания о ВНД, о поведении и психике организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  № 10

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить 13 главу

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)

62 (1)

Роль эндокринной регуляции.

Дать понятие о железах внутренней, смешанной и внешней секреции. Показать свойства и отличительные признаки гормонов.

Знание отличий желез внутренней, смешанной и внешней секреции друг от друга; свойств и отличительных признаков гормонов.

ПК, СД «Биология 6-11 класс», таблица «Железы внутренней и смешанной секреции».

§ 58, вопросы  стр 298, 301.

63  (2)

Функция желез внутренней секреции.

Показать конкретные функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желез. Познакомить с некоторыми мерами профилактики эндокринных болезней.

Знание функций желез внутренней секреции, нарушений, связанных с гипо- и гиперфункцией этих желез. Умение использовать данные знания для профилактики эндокринных болезней.

ПК, СД «Биология 6- 11 класс».

§ 59, вопросы и задания стр 302, 305, составить таблицу.

64 (3)

Эндокринная система. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания об эндокринной  системе организма человека. Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  № 11

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Повторить 14 главу

Индивидуальное развитие организма (6  часов)

65  (1)

Жизненные циклы. Размножение.

Дать понятие о жизненных циклах отдельных организмов. Познакомить с мужской и женской половыми системами.

Знание особенностей строения мужской и женской половых систем.

Схема «Виды размножения организмов», ПК, СД «Биология 6-11 класс».

§ 60, вопросы и задания стр 308, 312, составить конспект.

66 (2)

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Раскрыть значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни. Рассказать о режиме беременности и родах.

Знание особенностей внутриутробного развития; правил гигиены и режима во время беременности; особенностей протекания родов.

Схема закона зародышевого сходства, портреты Геккеля и Мюллера, ПК, СД «Биология 6-11 класс»

§ 61, вопросы стр 312, 317, составить конспект.

67 (3)

Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания ППП.

Раскрыть различия между наследствен ными и врожденными болезнями. Дать понятие о профилактике и симптомах болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, гепатит В, венерические болезни.

Беседа с медицинскими работниками .

Знание причин и профилактики наследственных, врожденных заболеваний и болезней, передающихся половым путем.

Схема «Заболевания человека», материалы из брошюр о ЗПП, из журналов.

§ 62, вопросы  стр 317, 320, подготовить сообщения.

68  (4)

Развитие ребенка, становление личности. Интересы, склонности, способности

Раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей. Дать понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере. Развитие интересов, склонностей и способностей человека

Знание особенностей развития ребенка после рождения, этапов становления личности человека. Умение определять свои интересы, склонности и способности для формирования собственной  личности.

Умение выполнять психологические тесты и обрабатывать их результаты.

 

§ 63, вопросы и задания стр 320, 324.

69 (5)

Определение темперамента  и индивидуальных профессиональных способностей по диагностическим тестам.

Темперамент, характер.  Интересы, склонности, способности  человека и их определение.  Психологический тест.

Лабораторная работа №13  Инструктаж по ТБ и ОТ

Материалы диагностических тестов.

§ 64, вопросы и задания стр 324, 327

70 (6)

Индивидуальное развитие организма. Обобщение. Зачет.

Систематизировать знания об ндивидуальном развитии  организма человека, становлении личности.  Уметь работать с тестами.

Контрольная работа  № 12

Знать основные термины темы.

Карточки с тестовыми заданиями.

Оформить результаты л/р, повторить п.63,64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.

Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....

Лабораторные работы по биологии 9 класс

В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ  по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе  В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может  быть расп...

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Материал раскрывает вопросы использование  метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....

Лабораторная работа по биологии "Строение почек"

Лабораторная работа по биологии в 6 классе. Содержит инструктивную карточку и блок контрольных заданий....

Лабораторные работы по биологии , 8класс

Дидактический материал по проведению лабораторных работ по биологии  в 8классе. Программа И.Н. Пономарёвой. Человек и его здоровье....

Тематика исследовательских работ по биологии и экологии

Темы иссследовательских работ джля научных обществ учащихся....