Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Михин Александр Алексеевич

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана в соответствии с новыми ФГОСРабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. (35 ч, 1час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_fgos.docx71.05 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета

Изучение курса «Биология» в 5 классе обеспечивает следующие результаты.

Личностные:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

 •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание предмета

Тема 1. Биология – наука о живом мире.(10  ч).

Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.

Демонстрации

  1. Приборы и оборудование.
  2. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
  3. Схемы и видеоматериалы о делении клетки
  4. Микропрепараты различных растительных тканей

Лабораторные работы

  1. Изучение строения увеличительных приборов.
  2. Знакомство с клетками растений.

Экскурсия

Осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «царства живой природы»

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов)

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника — наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

  1. Знакомство с внешним строением растения.
  2. Наблюдение за передвижением животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

—строение, разнообразие и распространение лишайников.

— признаки царств растения и животные.

— значение растений и животных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям, грибам, растениям, животным, вирусам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий, грибов, растений, животных в природе и жизни человека.

— определять наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;

—следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)

Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные свойства и условия жизни водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред обитания;

—факторы среды обитания: биотические, абиотические, антропогенные;

—влияние экологических факторов на живые организмы;

—примеры приспособлений организмов к условиям среды;

Учащиеся должны уметь:

—определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания»;

—анализировать связи организмов со средой обитания;

—характеризовать влияние деятельности человека на природу;

—анализировать и сравнивать экологические факторы.

— приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания (по фотографиям, гербариям т.п.).

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной лит.

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта

— создавать модели для понимания закономерностей;

—устанавливать причинно-следственные связи;

—владеть смысловым чтением;

Тема 4 . Человек на планете Земля (4 часа ).

Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )

Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

основные признаки отличия между древним и современным человеком.

Историю влияния человека на природу.

Редкие растения и животных своей местности.

Причины сокращения численности растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

Выявлять действие антропогенных факторов в природе.

Объяснять причины сокращения численности животных и растений на земле. Применять знания о правилах охраны природы в своих поступках.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— получать биологическую информацию из различных источников.

Тематическое планирование

Класс 5

Учитель:  Михин Александр Алексеевич

Количество часов по учебному плану:35  (1 час в неделю)

Плановых лабораторных работ: 4. Контрольных работ – 4.

Рабочая программа по биологии  составлена на основе:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями)

- примерной программы по  учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения)

- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Козловская СОШ

- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 учебный год

- положения о рабочей программе учебного предмета  МКОУ Козловская СОШ;

- авторской программы  И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2017-2018 уч. год;

- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.


Приложение.                                         Календарно-тематическое планирование.

уро-ка

Тема уроков

Кол-во

часов

Планируемые

результаты (УУД)

Характеристика

деятельности

обучающихся

Домашнее задание

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

Тема 1. Биология-наука о живом мире (10 часов)

1

Наука о живой природе.

1

Личностные - мотивация обучения

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

– перечислять отличительные свойства живого;

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

§1, стр. 4-7.

2

Свойства живого

1

‒ познание себя, формирование адекватной самооценки;

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

– перечислять отличительные свойства живого;

Презентация « Свойства живого», Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

§2,стр.8-12.

3

Методы изучения природы.

1

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Коммуникативные - умение  выполнять письменные задания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях  результатов исследования.

§3,стр.12-15.

4

Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов»

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

-характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

Изучать  живые объекты по предложенному плану.

Повторить §3.

5

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1

Личностные- оценка содержания материала.

Регулятивные-целеполагание.

Общеучебные-поиск и выделение информации

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с  правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§4,стр.15-19.

6

Строение клетки. Ткани.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять основные части клетки;

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.

§5,стр.19-25.

7

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

- осознание обучающимися цели и мотивов учебной деятельности;

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

§5, повт.

8

Химический состав клетки.

1

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

-иметь представление об элементарном химическом составе клетки

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

§6,стр.25-27.

9

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

-оценка содержания материала.

Логические-установление-причинно-следственных связей,доказательство.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

- иметь представление об основных процессах жизнедеятельности  клеток растений.

Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание  в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

§7,стр.28-32.

10

Подведем итоги.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

– понимать смысл биологических терминов

Защита проектов

Индивидуальная работа

Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся при защите проекта.

Повторить тему 1.

Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов)

11

Царства живой природы.

1

- познание себя, формирование адекватной самооценки;

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

– определять роль в природе различных групп организмов;

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

§8,стр.35-38.

12

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

-развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

Применять полученные знания на практике.

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности  бактерий как прокариот.

§9,стр.39-42.

13

Значение бактерий в природе и для человека.

1

-развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Логические-построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий.

§10,стр.42-45.

14

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Отчёт по л\р

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений в жизни человека

§11,стр.45-52.

15

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Отчёт по л\р

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при маломувеличении.

§12,стр.52-56.

16

Грибы.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические-  анализ объектов с целью выделения признаков.

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.

§13,стр.57-60.

17

Многообразие и значение грибов

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

§14,стр.60-66.

18

Лишайники.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников  - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

§15,стр.66-69.

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

§16,стр.69-72.

20

Подведем итоги

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

– понимать смысл биологических терминов

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Повторить тему 2.

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21

Среды жизни планеты Земля.

1

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

§17,стр.75-78.

22

Экологические факторы среды.

1

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Регулятивные-составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

- иметь представление о различных группах экологических факторов.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

§18,стр.78-81.

23

Приспособления организмов к жизни в природе

1

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Общеучебные-поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

§19,стр.81-84.

24

Природные сообщества.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Регулятивные-целеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

§20,стр.84-87.

25

Природные зоны России.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

§21,стр.87-93.

26

Жизнь организмов на разных материках.

1

Личностные- мотивация обучения.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

§22,стр.93-99.

27

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Коммуникативные-постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

§23,стр.99-103.

28

Подведем итоги.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция  (способность к преодолению усилий)

– понимать смысл биологических терминов

Защита проекта «Земля-наш общий дом», отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Повторить тему 3.

Глава 4. Человек на планете Земля (7 часов).

29

Как появился человек на Земле.

1

- познание себя, формирование адекватной самооценки;

Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов

– определять роль в природе различных групп организмов;

Выделять основные стадии становления  человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и  кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человекав природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительногоисторического развития.

§24,стр.106-110.

30

Как человек изменял природу.

1

- познание себя, формирование адекватной самооценки;

Коммуникативные-постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

§25,стр.110-112.

31

Важность охраны живого мира планеты.

1

Личностные- мотивация обучения

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

-  осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

Презентация « Красная книга Воронежской области»

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

§26,стр.113-116.

32

Сохраним богатство живого мира. Защита проектов «Человек и природа»

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

Защита проекта

Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

§27,стр.117-119.

33

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

1

- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Логические –анализ объектов живой природы

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Повторить §27.

34

Итоговый урок

1

-развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

К/р №4

Повторить тему 4.

35

Задания на лето.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности

Итого

35 ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...