КОНТРОЛЬНАЯ ЭКЗАМЕЦИОННАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Сорокин Юрий Павлович

         В первом полугодии учащиеся 11 классов изучали основы генетики, селекции и  теории эволюции. Данный учебный материал содержит обширную терминологическую базу, целый ряд генетических законов и правил, множество теоретических положений. При изучении указанных тем широко используются задачи и проблемные вопросы, направленные на развитие учащихся и призванные углубить и закрепить полученные ими знания. Такое расширение дидактического и методического пространства изучаемых тем требует и более обстоятельного контроля знаний и умений учащихся как в отношении его многогранности, так и в плане уровней сложности

         Формой контроля, наиболее отвечающей содержанию поставленных задач, является тестирование. Задания предложенного ученикам теста были составлены в количественном (57 заданий) и качественном отношении на основе контрольных материалов единого государственного экзамена по биологии, но, в отличие от стандартного теста, расширено их разнообразие и больше внимания при оценке ответов уделено свободным ответам. Так удалось совместить как преимущества теста, определяющего знание темы, так и преимущества классической контрольной работы, раскрывающей глубину усвоения учебного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc82 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc53 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc51 КБ
Microsoft Office document icon otvety.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         1  ВАРИАНТ

Часть 1                                                                                                                                            Выбрать правильный ответ

  1. Рассмотрите рисунок и определите доминантные признаки окраски и формы семян гороха по результатам дигибридного скрещивания (на рисунке жёлтые семена светлые)

       А)  жёлтые и гладкие         Б)  зелёные и гладкие       В)  жёлтые и морщинистые      Г)  зелёные и морщинистые

Появление всего потомства с одинаковым генотипом и фенотипом свидетельствует о проявлении закона

       А)  расщепления       Б)  доминирования       В)  независимого наследования      Г)  сцепленного наследования

Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции
      А)  мутационная изменчивость      Б)  модификационная изменчивость
      В)  борьба за существование           Г)  искусственный отбор

У гибридров ночной красавицы с розовыми цветками появляется потомство с красными, розовыми и белыми цветками в соотношении
      А)  9:3:3:1           Б)  3:1            В)  1:2:1            Г)  1:1
Нарушение структуры хромосом является причиной изменчивости
      А)  комбинативной         Б)  соотносительной         В)  модификационной          Г)  мутационной

В определении пола у человека решающую роль играет мужчина, так как женские гаметы содержат
      А)  только Х-хромосому, а мужские Х- и У-хромосомы      Б)  Х- и У-хромосомы, а мужские только У-хромосому
     В)  только У-хромосому, а мужские Х- и У-хромосому        Г)  только У-хромосому, а мужские только Х-хромосому

Если возникшее у организма изменение признака не передаётся по наследству, значит
      А)  изменились только гены, а не хромосомы            Б)  изменились только хромосомы, а не гены
      В)  гены и хромосомы не изменились                          Г)  изменились и гены, и хромосомы

9   Рассмотрите на рисунке схему скрещивания растений гороха с жёлтыми     гладкими и зелёными морщинистыми
 семенами и определите, какую закономерность она иллюстрирует
    А)  сцепленное наследование                               Б)  расщепление признаков
   В)  единообразие гибридного поколения            Г)  независимое наследование

При скрещивании морских свинок с генотипами AAbb  и  aaBB  получится потомство с генотипом
       А)  AABb           Б)  AaBb            В)  AaBB                 Г)  ааВВ
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от родительских форм, свидетельствует о проявлении закона
      А)  расщепления                                                           Б)  неполного доминирования
      В)  независимого наследования                                  Г)  сцепленного наследования

Если гены расположены в разных парах негомологичных хромосом, то проявляется закон
      А)  неполного доминирования                  Б)  полного доминирования
      В)  независимого наследования                Г)  расщепления признаков

16   При скрещивании дигетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам растениями (красные А и круглые В  - доминантные признаки) появится потомство с генотипами  AaBb  и  aabb  в cоотношении
      А)  3:1          Б)  9:3:3:1             В)  1:1                  Г)  6:3

19   При скрещивании гомозиготных растений ночной красавицы с красными и белыми цветками у потомства наблюдается промежуточное наследование, так как происходит
      А)  сцепление генов                              Б)  независимое наследование генов  
      В)  взаимодействие генов                     Г)  множественное действие генов

20   Существенное влияние на развитие потомства оказывают возникшие у родителей
      А)  модификационные изменения                   Б)  соматические мутации
      В)  генные мутации                                           Г)  возрастные изменения

21   Искусственный отбор, в отличие от естественного
      А)  не действует на пользу вида               Б)  всегда действует на пользу вида
      В)  приводит к обострению взаимоотношений особей вида

22   Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон
      А)  расщепления   Б)  сцепленного наследования   В)  неполного доминирования   Г)  независимого наследования
23   Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они
      А)  не связаны с изменением генов          Б)  не связаны с изменением хромосом
      В)  носят доминантный характер              Г)  носят рецессивный характер

26   Главное отличие яйцеклетки человека от сперматозоида состоит в том, что в ней содержится

      А)  только У-хромосома        Б)  только Х-хромосома        В)  ХУ-хромосомы         Г)  У-хромосома и 22 аутосомы

27   Для получения всего потомства с доминантными признаками необходимо провести скрещивание
А)  гомозиготной доминантной особи с рецессивной            Б)  двух гетерозиготных особей
В)  гетерозиготной особи с рецессивной                                 Г)  рецессивной особи с рецессивной

29   При скрещивании чёрного кролика  Аа с чёрным кроликом  Аа  получится потомство
      А)  100% чёрных кроликов                           Б)  75% чёрных и 25% белых
      В)  по 50% чёрных и белых                          Г)  25% чёрных и 75% белых

Часть 2                                                                                                                                                        Найти соответствия

2. Наследственная изменчивостьА)  Изменения структуры хромосом3. Хромосомные мутацииВ)  Гены, расположенные в одной хромосоме4. Геномные мутацииГ)  Признаки, гены которых находятся в половых хромосомах5. Сцепленные геныД)  ХХ6. Признаки, сцепленные с поломЕ)  Изменение числа хромосом в кариотипе7. Генотип женского пола человекаЖ)  Совокупность всех генов организма8. ГенотипЗ)  Приобретение новых признаков и свойств на основе изменения наследственного материала
Часть 4                                                                                                                                    Указать правильные суждения

1.   Мутации являются постоянным источником наследственной изменчивости.
2.   Подавляющее число видов живых организмов состоит из одной популяции.
3.   Вид представляет собой элементарную единицу эволюции.
4.   Естественный отбор является направленным эволюционным фактором.
5.   Вид – совокупность сходных по строению особей.
6.   Естественный отбор обеспечивает процесс совершенствования организмов.
7.   В основе теории Ж.Б.Ламарка лежат эволюционные идеи.
9.   Борьба за существование – совокупность многообразных и сложных взаимоотношений между организмами и    условиями среды.
10. Наследственность обеспечивает сохранение приспособленности вида к условиям среды.

Часть 5                                                                                                                                    Дать свободный краткий ответ

Причина борьбы за существование

Почему соматические мутации не передаются по наследству?

Чем фенотип особи  Аа  отличается от фенотипа особи  аа  ?

Как записать генотип дигетерозиготы?

Часть 6                                                                                                                           Дать свободный развёрнутый ответ

Значение генотипической изменчивости.







Биологический смысл избыточной рождаемости в популяциях.



Предварительный просмотр:

                                                                                        2 ВАРИАНТ

Часть 1                                                                                                                                               Выбрать правильный ответ

1   Рассмотрите рисунок и определите по результатам дигибридного скрещивания рецессивные признаки у семян гороха (на рисунке жёлтые семена светлые)

    А)  жёлтые и гладкие        Б)  зелёные и гладкие        В)  жёлтые и морщинистые        Г)  зелёные и морщинистые

2   При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами

     ( красный цвет А, жёлтый а, круглая форма В, грушевидная форма b)  получится потомство с генотипом
    А)  bbAA             Б)  Bbaa              В)  ВВАА                 Г)  BbА

3   О расщеплении признаков у потомства (при размножении гибридов) можно говорить в том случае, когда
    А) особи различаются по генотипу                      Б)  у особей появляется мутационная изменчивость
    В)  особи различаются по фенотипу                     Г)  у особей появляется мутационная изменчивость

4   Новые сочетания генов, которые возникают в процессе мейоза и оплодотворения, служат причиной изменчивости
    А)  соотносительной        Б)  модификационной          В)  комбинативной         Г)  мутационной

5   При скрещивании растений ночной красавицы с красными и белыми цветками появляется гибридное потомство с розовыми цветками в результате          А)  сцепленного наследования            Б)  расщепления признаков
                                                                 В)  независимого наследования           Г)  неполного доминирования

7   Рассмотрите рисунок и определите, почему подобное скрещивание считают анализирующим
    А)  особь с неизвестным генотипом скрещивается с рецессивной особью
    Б)  особь с неизвестным генотипом скрещивается с гетерозиготной особью
    В)  особь с неизвестным генотипом скрещивается с доминантной особью
    В)  особь с доминантным признаком скрещивается с гетерозиготной особью

8   В том случае, когда доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного гена, у потомства проявляется закон
   
  А)  расщепления                   Б)  промежуточного наследования
     В)  доминирования               Г)  независимого наследования признаков

9   Если возникшая у организма мутация не передаётся по наследству, значит она
    А)  соматическая         Б)  генная          В)  хромосомная        Г)  геномная

10   Соотношение расщепления по фенотипу  9:3:3:1  характерно для скрещивания
      А)  анализирующего      Б)  моногибридного      В)  дигибридного        Г)  полигибридного
12  Расщепление по фенотипу в отношении  3:1  характерно для скрещивания
     А)  анализирующего         Б)  дигибридного         В)  моногибридного         Г)  полигибридного

13   При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми жёлтыми плодами и с грушевидными красными плодами (красный цвет А доминирует жёлтым а, круглая форма В – над грушевидной b) получится потомство с генотипом
      А)  BbAa          Б)  bbAa             В)  Bbaa              Г)  ВВАА

14   Значение мутационной изменчивости для эволюции состоит в том, что она
      А)  возникает сразу у большого числа особей              Б)  возникает только у отдельных особей
      В)  передаётся по наследству                                          Г) не передаётся по наследству

16   При скрещивании дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с тёмным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, так как отвечающие за него гены
      А)  расположены в разных хромосомах               Б)  подверглись мутации
      В)  расположены в одной хромосоме                   Г)  проявляют взаимодействие

19   Движущие силы эволюции, а также расселение особей исходного вида вьюрка на разные острова Галапагосского архипелага способствовали
      А)  образованию новых видов                                                     Б)  обострению конкуренции между особями
      В)  обострению борьбы с неблагоприятными условиями        Г)  обострению межвидовой борьбы

21   Естественный отбор, в отличие от искусственного
      А)  не действует на пользу вида Б)  всегда действует на пользу вида
      В)  приводит к обострению взаимоотношений особей вида

23   Накопление мутаций в популяции происходит благодаря тому, что
 А)  значительная часть их носит рецессивный характер и сразу не проявляются   Б)  многие из них являются доминантными
 В)  численность популяций колеблется                                                                        В)  мутации не наследуются
24   Возможность предсказывать появление у особей родственных видов определённых признаков появилась с открытием закона         А)  расщепления                                             Б)  сцепленного наследования
                   В)  независимого наследования генов          Г)  гомологических рядов наследственной изменчивости

25   Дочерний организм при половом размножении получает от яйцеклетки
      А)  У-хромосому, а от сперматозоида Х-хромосому            Б)  ХХ-хромосомы, а от сперматозоида ХУ-хромосомы
      В)  Х-хромосому, а от сперматозоида У-хромосому            Г)  Х- или У-хромосому, а от сперматозоида У-хромосому

26   Новообразования, которые возникают при скрещивании в результате взаимодействия неаллельных генов, служат доказательством        



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ  ЭКЗАМЕЦИОННАЯ  РАБОТА  ПО  БИОЛОГИИ

11 КЛАСС

                                                                                                                Пояснительная записка


        В первом полугодии учащиеся 11 классов изучали основы генетики, селекции и  теории эволюции. Данный учебный материал содержит обширную терминологическую базу, целый ряд генетических законов и правил, множество теоретических положений. При изучении указанных тем широко используются задачи и проблемные вопросы, направленные на развитие учащихся и призванные углубить и закрепить полученные ими знания. Такое расширение дидактического и методического пространства изучаемых тем требует и более обстоятельного контроля знаний и умений учащихся как в отношении его многогранности, так и в плане уровней сложности

         Формой контроля, наиболее отвечающей содержанию поставленных задач, является тестирование. Задания предложенного ученикам теста были составлены в количественном (57 заданий) и качественном отношении на основе контрольных материалов единого государственного экзамена по биологии, но, в отличие от стандартного теста, расширено их разнообразие и больше внимания при оценке ответов уделено свободным ответам. Так удалось совместить как преимущества теста, определяющего знание темы, так и преимущества классической контрольной работы, раскрывающей глубину усвоения учебного материала.

Цели контрольной экзаменационной работы
Проверить знания по генетике, селекции и основам дарвинизма
            (терминология, законы, основные теоретические положения).
Проверить умения по использованию полученных знаний в решении генетических
            задач, в выполнении проблемных и логических заданий.

Содержание работы
Контрольная

экзаменационная работа представляет собой тест, состоящий из шести частей.
Часть 1 – Выбрать правильный ответ из четырёх предложенных.
                 В 29 заданиях в равной степени представлены темы генетики, селекции и
                  дарвинизма. Максимальное количество баллов – 29.
                  Проверяется знание определений, теоретических положений, законов,
                  умения в решении проблемных и логических вопросов.
Часть 2 – Найти соответствующие друг другу выражения.
                  В восьми заданиях проверяется владение терминологическим аппаратом
                  и знание основных теоретических положений по теме «генетика».
                  Максимальное количество баллов – 8.
Часть 3 – Закончить предложенные выражения.
                  Три задания, проверяющие знания определений, посвящены теме «селекция».
                  Максимальное число баллов – 3.
Часть 4 – Указать правильные суждения.
                   Десять заданий проверяют владение терминологией и основными
                   теоретическими положениями теории дарвинизма.
                   Максимальное количество баллов – 10.
       



       Предложенное разнообразие тестовых заданий в первых четырёх частях позволяет, во-первых, поддерживать на должном уровне внимание учащихся и, во-вторых, более всесторонне охватить проверяемые учебные темы.
        Следующие две части направлены на определение глубины понимания изученных тем и проверку умений практического применения знаний в решении проблемных вопросов. Задания этих частей теста предполагают активное самостоятельное мышление учащихся, которое находит своё отражение в их кратких и развёрнутых ответах.
         
Часть 5 – Дать краткий свободный ответ.

                             Пять заданий из области эволюции и генетики, предполагающие

                             максимальное раскрытие темы вопроса в кратком изложении (2-3 фразы).

                             Максимальное количество баллов – 20.

           Часть 6 – Дать свободный развёрнутый ответ.    

                             Каждое из двух предложенных заданий требует глубокого логического

                             анализа поставленной проблемы и показывает, насколько глубоко ученик

                             понимает тему и способен владеть терминологическим аппаратом в

                             формировании своих логических построений.
       
         В итоге работы с заданиями теста ученик может набрать максимальное количество баллов, составляющее 100 единиц. Количество баллов от 91 до 100 считается отличным результатом и тождественно оценке «5». На «4» оцениваются работы, набирающие от 71 до 90 баллов. Оценке «3» соответствуют в диапазоне от 51 до 70. Как неудовлетворительный результат имеют работы, включающие до 50% правильных ответов.


               

.
                 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      1 ВАРИАНТ Часть  1                                                                                                                                                              

  1а,     2б,     3в,     4а,     5в,     6г,     7а,     8в,    9в,    10б,  

11в,   12б,   13б,   14в,   15а,   16в,   17а,   18а,   19в,   20в,

21а,   22б,   23г,   24б,   25г,   26б,    27а,   28а,   29б

Часть  2

1-Б,   2-З,   3-А,   4-Е,   5-В,   6-Г,   7-Д,   8-Ж

Часть  3

…породой, сортом.

…рядами наследственной изменчивости.

…мутагенезом.

Часть  4

1,   4,   6,   7,   9,   10.

Часть  5

…избыточная рождаемость

…выведением пород и сортов

…так как соматические клетки не являются гаметами

…при полном доминировании  Аа  имеет Д-признак, а  аа – рецессивный признак

    при неполном доминировании  Аа  имеет  промежуточный признак, а   аа – рец. Признак

…АаВb

                                                                                                                                                     ВАРИАНТ  2

Часть  1

  1г,     2г,     3в,     4в,     5г,     6б,     7а,     8в,     9а,   10в,  

11б,   12в,   13а,   14в,   15г,   16в,   17в,   18б,   19а,   20г,

21б,   22б,   23а,   24г,   25в,   26г,   27б,   28в,   29в

Часть  2  

1-З,   2-Б,   3-А,   4-Е,   5-В,   6-Ж,   7-Г,   8-Д.

Часть  3

…интересующими человека признаками

…родственного вида

…человека.

Часть  4

1,   2,   5,   7,   9,   10.

Часть  5

…приспособленность, образование новых видов

…гетерозиготное состояние организма по данному признаку и взаимодействие аллельных генов

…так как она не связана с изменениями генотипа

…(АВ),   (Аb),   (aB),   (ab)

…AAbb