Тест "Эволюция"
тест по биологии (11 класс) на тему

Сорокин Юрий Павлович

I   Задания с выбором одного правильного ответа

 

  1. Формирование устойчивости к ядохимикатам у колорадского жука является примером действия отбора

                А)   движущего

                Б)   стабилизирующего

                В)   искусственного

  1. Процесс появления новых особенностей, обеспечивающих повышение приспособленности

                А) филогенез

                Б)   адаптогенез

                В)   онтогенез

  1. Изменение наследственных программ на уровне гена, хромосом, генотипа

                А)   мутация

                Б)   адаптация

                В)   модификация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_-_1_variant.doc118 КБ
Microsoft Office document icon 11_klass_-_2_variant.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

II  ВАРИАНТ

I   Задания с выбором одного правильного ответа

  1. Формирование устойчивости к ядохимикатам у колорадского жука является примером действия отбора

                А)   движущего

                Б)   стабилизирующего

                В)   искусственного

  1. Процесс появления новых особенностей, обеспечивающих повышение приспособленности

                А) филогенез

                Б)   адаптогенез

                В)   онтогенез

  1. Изменение наследственных программ на уровне гена, хромосом, генотипа

                А)   мутация

                Б)   адаптация

                В)   модификация

  1. Результат борьбы за существование

                А)   снижение численности популяции

                Б)   повышение численности популяции

                В)   выживание наиболее приспособленных

  1. Элементарной единицей эволюции является

                А)   вид

                Б)   популяция

                В)   биоценоз

8. Форма ЕО, приводящая к появлению новых признаков и форм, к закреплению новых мутаций, изменению генофонда

                А)   стабилизирующий отбор

                Б)   движущий отбор

                В)   половой отбор

  1. В условиях постоянных факторов среды действует

                А) стабилизирующий отбор

                Б)   движущий отбор

                В)   половой отбор

  1. Приспособление организма к среде обитания называется

                А)   мутацией

                Б)   элиминацией

                В)   адаптацией

                Г)   эволюцией

  1. Близкородственным скрещиванием является

               А)   мейоз

               Б)   партеногенез

               В)   инбридинг

  1. Важнейшая характеристика вида

                А)   морфологическое и анатомическое строение

                Б)   репродуктивная изоляция

                В)   свободное скрещивание

  1. Высокая степень генетического разнообразия популяций является основой для

               А)   борьбы за существование

               Б)   популяционных волн

               В)   естественного отбора

               Г)   искусственного отбора

  1. К резкому увеличению количества менее приспособленных организмов могут привести

               А)   естественный отбор

               Б)   борьба за существование

               В)   популяционные волны

               Г)   наследственная изменчивость

  1. У популяций одного вида возникают специфические особенности по генетическому составу в результате

               А)   борьбы за существование

               Б)   естественного отбора

               В)   изоляции

               Г)   наследственной изменчивости

  1. Изменения популяций в ходе естественного отбора, ведущие к видообразованию, называются

               А)   изоляцией

               Б)   эволюцией

               В)   микроэволюцией

  1. Повышает интенсивность жизнедеятельности, уменьшает зависимость от условий среды

               А)   идиоадаптация

               Б)   дегенерация

               В)   ароморфоз

  1. Популяция какого вида достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени

               А)   носорог

               Б)   крокодил

               В)   лисица

               Г)   мышь

  1. Ароморфоз растений

               А)   возникновение плодов

               Б)   превращение листьев в колючки

               В)   размножение корневищем

               Г)   развитие корнеплодов

  1. Наука об индивидуальном развитии организмов

               А)   морфология

               Б)   геронтология

               В)   энтомология

               Г)   эмбриология

  1. Период развития организма после выхода из зародышевых оболочек

               А)   эмбриональный

               Б)   послезародышевый

               В)   постнатальный

               Г)   постэмбриональный

  1. Образование бластула происходит в процессе

               А)   деления

               Б)   бластуляции

               В)   дробления

               Г)   гаструляции

  1. Слой клеток, образующий бластулу

               А)   энтодерма

               Б)   эктодерма

               В)   бластодерма

               Г)   мезодерма

24.     Клетки, образующиеся в процессе гаструляции, являются

               А)   недифференцированными

               Б)   дифференцированными

25.    Клетки с анатомо-морфологическими и физиологическими особенностями,

          которые определяют их функциональную специализацию

               А)   недифференцированными

               Б)   дифференцированными

  1.   Трёхслойный зародыш на стадии органогенеза

                А)   бластула

                Б)   гаструла

                В)   нейрула

                Г)   планула

  1. Внутренний зародышевый слой гаструлы

               А)   эктодерма

               Б)   энтодерма

               В)   мезодерма

  1. Из энтодермы развивается

               А)   нервная система

               Б)   лёгкие

               В)   кровеносная система

               Г)   почки

  1. Кровеносная система развивается из

                А)   эктодермы

                Б)   энтодермы

                В)   мезодермы

  1. Процесс дифференцировки и системного формирования (образование нейрулы)

               А)   дробление

               Б)   гаструляция

               В)   органогенез

               Г)   филогенез

  1. Влияние друг на друга различных групп клеток, определяющее дальнейшее развитие зародыша

              А)   гаструлярная трансдукция

              Б)   эмбриональная индукция

              В)   инвагинация

32.   Развитие, при котором новое поколение отличается от взрослых родительских организмов

                А)   прямое

                Б)   непрямое

33.   Виды,  развитие которых протекает без метаморфоза, имеют

                А)   1 среду обитания

                Б)   2 среды обитания

  1. Осуществление функции размножения происходит в период

                А)  дорепродуктивный

                Б)   репродуктивный

                В)   пострепродуктивный

  1. Способ развития, при котором появляется личиночная форма, не соответствующая взрослой особи

                А)   катагенез

  Б)   партеногенез

  В)   прямое развитие

                 Г)   непрямое развитие

  1.  Стадия развития, на которой происходит реорганизация личиночных органов на органы и системы взрослого

организма насекомого           А)   яйцо

                                                 Б)   личинка

                                                 В)   куколка

                                                 Г)   имаго

  1. То, что эмбрионы в процессе развития повторяют признаков не взрослых особей, а их зародышей установил

А)   Бэр

Б)   Северцов

В)   Геккель

Г)   Шмальгаузен

  1. На родство представителей различных классов в пределах типа указывает закон

А)   Четверикова

Б)   доминирования

В)   Моргана

Г)   биогенеьтический

  1. Восстановление или увеличение числа внутриклеточных структур, направленное на компенсацию

сниженной функциональной активности тканей, называется регенерацией

А)  физиологической

Б)   репаративной

В)   внутриклеточной

  1. Восполнение клеточных потерь, возникающих в процессе выполнения тканями своих функций

А)     физиологической

Б)    репаративной

В)   внутриклеточной        

  1. Теория о происхождении жизни в результате творческого акта

А)   креационизм

Б)   эволюционизм

В)   трансформизм

42.   Основой искусственного отбора является

А)   борьба за существование

Б)   мутационная изменчивость

В)   модификационная изменчивость

Г)   популяционные волны

  1. Совокупность многообразных взаимоотношений организмов друг с другом и с условиями среды обитания

А)   естественный отбор

Б)   Эволюция

В)   конкуренция

Б)   борьба за существование

  1. Ненаправленный эволюционный фактор

А)   популяционные волны

Б)   естественный отбор

В)   борьба за существование

Г)   изоляция

  1. Совокупность особей, свободно скрещивающихся внутри определённой части ареала

А)   вид

Б)   популяция

46.   В постоянных условиях среды действует естественный отбор

А)   движущий        

Б)   стабилизирующий

В)   половой

  1. Появление новых адаптаций, сдвиг среднего значения признака происходит в результате действия отбора

А)  движущего        

Б)   стабилизирующего

В)   полового

  1. Сохранение сложившегося генотипа, элиминация большинства новых мутаций происходит в результате отбора

А)  движущего        

Б)   стабилизирующего

В)   полового

  1. Передача новому поколению наиболее удачных аллелей генов при размножении происходит в результате

действия отбора      А)   движущего        

                                  Б)   стабилизирующего

                                  В)   полового

  1. Сходство организма с хорошо защищёнными ядовитыми или хищными видами

А)   покровительственная окраска

Б)   мимикрия

В)   предупреждающая окраска

  1. Если приспособление эффективно в определённой среде, а в другой – нет, то оно носит характер

А)   абсолютный

Б)   адаптивный

В)   относительный

  1. Процесс накопления генетических различий (изменение частот различных аллелей) между изолированными

популяциями      А)   эволюция

                             Б)   микроэволюция

                             В)   макроэволюция

  1. Образование нового вида в результате изменения кариотипов, гибридизации, хромосомных изменений

А)   аллопатрическое

Б)   симпатрическое

  1. Понижение общего уровня организации

А)   ароморфоз

Б)   идиоадаптация

В)   дегенерация

II   Закончить выражение

  1. Сохранение наиболее приспособленных к среде обитания организмов происходит в результате  ………………….
  2. Сдвигу среднего значения признака способствует   ……………………………………………………………………..
  3. При постоянных условиях среды действует   …………………………………………………………………………….
  4. Изменение частот аллелей в популяции происходит под действием   ………………………………………………….
  5. Ведущую роль в появлении и распространении новых признаков при изменении условий среды играет   …………

………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от нормы   …………….

………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Внешние различия в строении полов носят название   …………………………………………………………………..

        8.    Частным случаем внутривидового естественного отбора является  …………………………………………………….

        9.    В большинстве случаев гетерозиготные организмы лучше приспособлены благодаря ……………………………….

        10.  В абсолютном большинство случаев мутации несут   ………………………………………………………….характер      

        11.  Основой действия естественного отбора является   ………………………………………………………………………

        12.  Причиной отличий популяций друг от друга по генетическому составу являются   …………………………………..

        13.  Направленное изменение частот генов в популяциях обусловлено действием   ……………………………………….

        14.  Переселение популяции или её части в новые условия называется   ……………………………………………………  

 15.  Закрепление и усиление генетических различий между популяциями происходит на основе   ………………………

 16.  Изменения популяций в ходе естественного отбора называется   ……………………………………………………….

 17.  Образующие бластулу клетки называются   ………………………………………………………………………………

 18.  Двухслойный зародыш называется   ………………………………………………………................................................

 19.  Основные ткани и органы закладываются в процессе   ………………………………………………………………….

 20.  Специализация клеток зародыша приводит к возникновению первых …………………………………………………

 21.  В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают   ……………………………………………………

 22.  Личинка, отличающаяся от взрослой особи, образуется в процессе  …………………………………………развития

 23.  Метаморфоз связан с изменением образа жизни и    ……………………………………………………………………..

 24.  Эмбриогенез особи есть краткое повторение   …………………………………………………………….вида, группы

 25.  Избыточная численность потомства является причиной   ……………………………………………………………….

 26.  Источником резерва наследственной изменчивости является   ………………………………………………………….

 27.  Ненаправленные, случайные изменения частот аллелей в популяции происходят в результате  …………………….

               ………………………………………………………………………………………………………………………………..

        28.  Ограничение обмена генами между популяциями происходит в результате   …………………………………………

        29.  Сохраняет уже сложившийся генотип и набор адаптаций, ограничивает разрушающее действие мутационного

               процесса   …………………………………………………………………………………………………………………….

  1. …………………………………………………..  видообразование связано с генетическими изменениями популяций
  2. Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением крупных анатомических и физиологических

изменений, называется   …………………………………………………………………………………………………….

        32.  Упрощение уровня организации, связанное с потерей предковых форм, называется   ……………………………..…

 33.  Снижение общей численности группы, сужение ареала, уменьшение числа подчинённых систематических групп

называется   ………………………………………………………………………………………………………………….

  1. В процессе конвергенции образуются ………………………………………………………….………………...органы
  2. Если группа организмов разделяется на две группы, и между ними устанавливается репродуктивная изоляция, то

               начинается процесс   ………………………………………………………………………………………………………..

  1. Чтобы начался процесс  ……………………………………………………………………………   необходимо, чтобы

 две неродственные группы организмов попали в одинаковые условия

  1. Органы, сходные по внешнему строению и функциям, но имеющие различный способ происхождения,

называются  …………………………………………………………………………………………………………………

  1. Органы, различные по происхождению, но сходные по функции и морфологическому строению

        называются…………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в ходе их приспособления

        к разным условиям обитания называется……………………………………………………………………………….…

40.  Яркая окраска у ядовитых животных называется   ……………………………………………………………………….

41.  Адаптации, связанные с обменом веществ и работой внутренних органов, называются   …………………………….

III   Указать правильные и неправильные суждения

  1. В различных условиях среды действует стабилизирующий отбор
  2. Ненаправленное изменение генотипа происходит в результате популяционных волн
  3. Резкое снижение приспособленности популяции может произойти в результате инбридинга
  4. Повышение уровня приспособленности происходит при искусственном отборе
  5. Изменение адаптивного (приспособительного) комплекса связано со стабилизирующим отбором
  6. В результате свободного скрещивания происходит постоянное изменение генотипических частот в популяции
  7. В постоянных условиях среды обитания действует движущий отбор
  8. Повышение уровня приспособленности происходит в случае естественного отбора
  9. Изначальной причиной естественного отбора является наследственная изменчивость
  10. Направленное изменение генотипа происходит в результате мутаций
  11. Изменение популяций в ходе естественного отбора называется микроэволюцией
  12. Нарушение свободного скрещивания внутри ареала вида происходит в результате естественного отбора
  13. Причиной борьбы за существование является избыточная численность организмов
  14. Эволюционный процесс приобретения частных приспособлений, повышающих адаптивный эффект в

конкретных условиях без повышения уровня организации называется аллогенезом

  1. Повышение общего уровня организации называется идиоадаптацией
  2. Гомологичные органы образуются в результате конвергенции
  3. Сходные по внешнему строению и функциям, но разные по происхождению органы называются гомологичными

IV   Построить логическую цепь

  1. Непрямое развитие (с метаморфозом) у насекомых

А)   личинка

Б)   куколка

В)   яйцо

Г)   имаго

  1. Этапы эмбрионального развития

А)   органогенез

Б)   гаструляция

В)   дробление

  1. Этапы микроэволюционного процесса

А)   изменение генофонда

Б)   естественный отбор

В)   мутационная изменчивость в изолированных популяциях

Г)   независимое накопление мутаций

Д)  образование подвидов

Е)   образование новых видов

  1. Этапы действия стабилизирующего отбора

А)   сохранение установившихся частот аллелей определённых генов, стабилизация генофонда популяции

Б)    отсев естественным отбором носителей новых форм, новых адаптаций

В)   мутационный процесс, формирование новых генотипов

Г)   стабильные условия среды обитания

Д)   сохранение ранее сложившегося адаптивного комплекса популяции

Е)   элиминация качественно новых мутаций

Ж)   стабилизация вида в целом

        5.   Построить логическую цепь причин борьбы за существование

              А)   дефицит жизненных ресурсов

              Б)   избыточная рождаемость

              В)   борьба за существование

              Г)   получение максимального количества приспособленных организмов в новом поколении

V   Установить соответствия

 

  1. Дайте характеристику биологическому прогрессу и биологическому регрессу

               А)   биологический прогресс                1 – численность популяций возрастает

               Б)   биологический регресс                   2 – ареал обитания вида сокращается

                                                                                3 – рождаемость в популяциях превышает смертность

                                                                                4 – внутривидовая дифференцировка уменьшается

                                                                                5 – в популяциях число половозрелых особей не превышает

                                                                                      число неполовозрелых особей

                                                                                6 – возрастает внутривидовая дифференциация

2.   Основные положения теории Ж.Б.ламарка

               А)   организмам присуще внутреннее стремление к совершенствованию

               Б)   ограниченность жизненных ресурсов препятствует беспредельному размножению организмов

               В)   большая часть особей гибнет в результате борьбы за существование

               Г)   развитие и редукция органов происходят в результате их упражнения или неупражнения

               Д)   результатом борьбы за существование является естественный отбор

               Е)   приспособления организмов возникают в результате прямого воздействия окружающей среды

               Ж)   наследственная изменчивость организмов носит случайный характер,

                       обусловленный действием мутаций

               З)    причиной эволюции организмов является естественный отбор

  1. Результаты естественного отбора

                А)   усиленное развитие признака, отвечающего интересам человека

                Б)   повышение приспособленности организма

                В)   понижение приспособленности организма

                Г)   совершенствование всех признаков организма  

  1. К факторам эволюции относятся

                А)   селекция                                                      

                Б)   наследственная изменчивость                    

                В)   ненаследственная изменчивость              

                Г)   борьба за существование                            

                Д)   популяция

                Е)   популяционные волны

               Ж)   естественный отбор

                З)   мутации

Задание №5

А)   способность организмов передавать свои признаки и свойства                  1 - изменчивость                                                                                                                                                                                                  

       из поколения в поколение                                                                                2 – филогенез, эволюция                                                                                                                                                                                                                

Б)   способность организмов приобретать новые признаки и свойства              3 - наследственность  

В)   необратимое и направленное развитие живой природы,                               4 - микроэволюция  

       сопровождающееся образованием новых видов и систематических

       групп, прогрессивным усложнением форм жизни

Г)   необратимое и направленное изменение группы особей какого либо

        вида, сопровождающееся адаптогенезом и приводящее к

        образованию подвидов и новых видов

Задание №6

А)   превращение плавательного пузыря в лёгкие                                1 - ароморфоз

Б)   превращение ризоидов в корень                                                      2 - идиоадаптация

В)   изменение форм и типов зубов у млекопитающих                        3 – общая дегенерация

Г)   появление дифференцированных зубов

Д)   фильтрующий способ питания у прикреплённых форм

        морских животных

Е)   редукция отдельных систем у паразитов

Ж)   переход некоторых орхидей от опыления насекомыми

        к опылению птицами

З)   увеличение числа хлоропластов у тенелюбивых растений

Задание №7

А)   Потеря эволюционных завоеваний предков                                                                               1 - Ароморфоз                                                

Б)    Изменения, значительно повышающие приспособительные возможности                           2 - Арогенез                                                

В)    Изменения, полезные в борьбе за существование, но не затрагивающие                              3 - Идиоадаптация                                                

        общий уровень организации                                                                                                       4 - Аллогенез                                              

Г)    Эволюционный процесс, связанный с приобретением изменений, обеспечивающих          5 - Дегенерация                                                  

       возможность освоения новых жизненных пространств                                                            6 - Катагенез                                                

Д)   Эволюционный процесс, обеспечивающий возможность приспособления

       к условиям конкретной среды обитания

Е)   Эволюционный процесс, связанный с потерей отдельных органов и систем

       предковых форм

Задание № 8

А)   Прогресс                      1 - Идиоадаптация

Б)    Регресс                         2 – Ароморфоз

                                              3 – Дегенерация

Задание № 9

А)   Сходные по строению и функциям органы                             1 - Аналогичные органы

Б)   Различные по строению и функциям органы                           2 – Гомологичные органы

В)   Органы, образующиеся в результате дивергенции

Г)   Органы, образующиеся в результате конвергенции

Задание № 10

А)   Нервная система                                1 - Эктодерма

Б)   Органы чувств                                    2 - Энтодерма

В)   Кровеносная система                         3 - Мезодерма

Г)   Выделительная система

Д)   Кожные покровы

Е)   Соединительная ткань

Ж)   Эмаль зубов

З)    Органы пищеварения

И)   Мышечная ткань

К)   Органы дыхания

Задание № 11

А)   Изменения видов происходят в результате случайных мутаций                                                     1 -  Ж.Б.Ламарк

Б)   Изменения видов происходят в результате стремления видов к совершенствованию                  2 - Ч.Э.Дарвин

В)   Ненаправленное влияние факторов среды (изменение любых генов любым образом)

Г)   Прямое действие внешней среды на организм

Д)   Приобретённые в течение жизни признаки наследуются

Е)   Приобретённые в течение жизни признаки не обязательно наследуются

Ж)   Учение о естественном отборе

З)   Учение об искусственном отборе

И)   Первые эволюционные идеи

К)   Модификационная изменчивость в основе эволюции

Задание № 12

А)   Случайные изменения частот аллелей различных генов                                             1 – Популяционные волны

Б)   Возможность генетического изменения популяции независимо от                            2 – Естественный отбор

      степени приспособленности её организмов                                                                    3 - Изоляция

В)   Стихийные природные процессы

Г)   Направленное изменение генофонда популяции

Д)   Изменения генофонда в разных частях ареала

Е)   Преимущественное выживание наиболее приспособленных особей

Ж)   Микроэволюционные процессы

З)   Природные катастрофы

И)   Возможность инбридинга

К)   Независимое накопление мутаций в различных популяциях

Л)   Периодические колебания численности

М)   Нарушение свободного скрещивания

VI   Дать развёрнутый краткий ответ

  1. В результате чего устанавливается постоянное соотношение частот аллелей внутри популяции?
  2. Условия, необходимые для того, чтобы началась конвергенция
  3. Из энтодермы образуются
  4. Гаструла – это
  5. Нейрула – это
  6. Борьба за существование – это
  7. Популяция – это
  8. Закон Четверикова
  9. Микроэволюция – это
  10. Половой диморфизм - это

VII   Дать развёрнутый полный ответ

  1. Каким образом в популяции диплоидных организмов проявляется мутация?
  2. Что устраняется и что появляется в результате действия движущего отбора?        
  3. Значение идиоадаптаций
  4. Если появление арогенных изменений не связано с особенностями среды обитания, то почему они всегда носят прогрессивный характер?
  5. Анализ прямого развтия
  6. Анализ эволюционного учении Ч.Э.Дарвина
  7. Сходства естественного и искусственного отбора
  8. Анализ стабилизирующего отбора
  9. Причины отличий популяций   (3)
  10. Почему диплоидные организмы имеют более широкие приспособительные возможности?
  11. Если в популяции не наблюдается действие законов популяционной генетики, то о чём это говорит?
  12. Объяснить процесс изменения генофонда популяции в результате действия стихийных природных факторов
  13. Объяснить характер действия изоляци


Предварительный просмотр:

I  ВАРИАНТ

I   Задания с выбором одного правильного ответа

  1. Формирование устойчивости к ядохимикатам у мышевидных грызунов является примером действия отбора

                А)   движущего

                Б)   стабилизирующего

                В)   искусственного

  1. Историческое развитие организмов, связанное с появлением новых систематических групп

                А)   филогенез

                Б)   адаптогенез

                В)   онтогенез

  1. Изменение признака, обеспечивающее повышение уровня приспособленности организма

                А)   мутация

                Б)   адаптация

                В)   модификация

  1. Какой вид борьбы за существование является наиболее обострённым

                А)   межвидовая

                Б)   внутривидовая

                В)   с неблагоприятными условиями

  1. Элиминация одних особей в природе и преимущественное размножение других – результат

                А)   популяционных волн  

                Б)   естественного отбора

                В)   селекции

  1. Форма ЕО, приводящая к появлению новых признаков и форм, к закреплению новых мутаций, изменению генофонда

                А)   стабилизирующий отбор

                Б)   движущий отбор

                В)   половой отбор

  1. В условиях меняющихся факторов среды действует

                А)  стабилизирующий отбор

                Б)   движущий отбор

                В)   половой отбор

  1. Процесс совершенствования организмов называется

                А)  мутацией

                Б)   элиминацией

                В)   адаптацией

                Г)   эволюцией

  1. Постоянно действующий источник наследственной изменчивости

                А)   половой процесс

                Б)   естественный отбор

                В)   мутационный процесс

                Г)   микроэволюционный процесс

  1. Большие приспособительные возможности имеет популяция, имеющая в большинстве

               А)   гомозиготные доминантные организмы

               Б)   гомозиготные рецессивные организмы

               В)   гетерозиготные организмы

  1. Распространение мутаций в популяции происходит в процессе

               А)   бесполого размножения

               Б)   полового размножения

               В)   кроссинговера

               Г)   мутационного процесса

  1. Причиной случайного, ненаправленного изменения концентрации тех или иных генов в популяции является

               А)   естественный отбор

               Б)   борьба за существование

               В)   популяционные волны

               Г)   наследственная изменчивость

  1. К изменению частоты генов в различных популяциях одного вида приводит действие

               А)   борьбы за существование

               Б)   естественного отбора

               В)   изоляции

               Г)   наследственной изменчивости

  1. Совершенствует приспособленность к среде обитания, не затрагивая уровень организации

       и повышая зависимость от неё

               А)   идиоадаптация

               Б)   дегенерация

               В)   ароморфоз

  1. Популяция какого вида достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени

               А)   синица                            

               Б)   бабочка                                    Г)   слон

               В)   паразитический червь

  1. Ароморфоз животных

               А)   изменение размеров тела в процессе эволюции

               Б)   изменение формы крыльев у птиц в связи с особенностями полёта

               В)   появление клюва с крючком у хищных птиц

               Г)   появление живорождения у млекопитающих

  1. Индивидуальное развитие организма

               А)   эмбриогенез

               Б)   онтогенез

               В)   органогенез

               Г)   катагенез

  1. Период развития организма от зиготы до выхода из зародышевых оболочек

               А)   зародышевый

               Б)   пренатальный

               В)   эмбриональный

               Г)   постэмбриональный

  1. Процесс деления зиготы

               А)   дробление

               Б)   деление

               В)   рост

               Г)   бластуляция

  1. В результате дробления зиготы образуется

                А)   планула

                Б)   нейрула

                В)   бластула

                Г)   гаструла

  1. Клетки, образующиеся в процессе дробления, являются

                А)   недифференцированными

                Б)   дифференцированными

  1. Клетки, не имеющие признаков специализации и не выполняющие в организме определённые функции

                А)   недифференцированными

                Б)   дифференцированными

  1. Двуслойный зародыш, имеющий зародышевые листки

                А)   бластула

                Б)   гаструла

                В)   нейрула

                Г)   планула

  1. Наружный зародышевый слой гаструлы

                А)   эктодерма

                Б)   энтодерма

                В)   мезодерма

  1. Средний зародышевый слой поздней гаструлы

                А)   эктодерма

                Б)   энтодерма

                В)   мезодерма

  1. Нервная система развивается из

                А)   эктодермы

                Б)   энтодермы

                В)   мезодермы

  1. Процесс образования двуслойного зародыша

                А)   дробление

                Б)   гаструляция

                В)   органогенез

                Г)   филогенез

  1. Отдельные пласты клеток зародыша, дающие начало тканям и органам

                А)   бластомеры

                Б)   зародышевые листки

                В)   ткани

  1. Развитие, при котором новое поколение идентично взрослым родительским организмам

                А)   прямое

                Б)   непрямое

33.   Виды,  развитие которых протекает с метаморфозом, имеют

                А)   1 среду обитания

                Б)   2 среды обитания

  1. Интенсивный рост и половое созревание организма происходит в период

                А)   дорепродуктивный

                Б)   репродуктивный

                В)   пострепродуктивный

  1. Форма развития, когда зачатки всех органов и систем свойственны таковым у взрослых организмов

 А)   катагенез

 Б)   партеногенез

 В)   прямое развитие

 Г)   непрямое развитие

36.   Процесс замены личиночных органов на структуры, свойственные взрослым особям

А)   органогенез

Б)   ктагенез

В)   аллогенез

Г)   метаморфоз

  1. Одним из авторов Биогенетического закона бал

              А)   Мюллер

              Б)   Морган
             В)   Вавилов

Г)   Четвериков

  1. Историческое развтие определённой систематической группы организмов

А)   онтогенез

Б)   филогенез

В)   арогенез

Г)   катагенез

  1. Восполнение клеточных потерь, возникающих в результате травмы или заболевания, называется регенерацией

А)   физиологической

Б)      репаративной

В)   внутриклеточной        

  1. Процесс восстановления организмом утраченных структур или функций

А)   репарация

Б)   регенерация

В)   реставрвция

Г)   реконструкция

  1. Теория о происхождении одних организмов от других путём структурной перестройки, реорганизации

А)   креационизм

Б)   эволюционизм

В)   трансформизм

  1. Основой естественного отбора является

А)   борьба за существование

Б)   мутационная изменчивость

В)   модификационная изменчивость

Г)   популяционные волны

  1. Основная, главная причина борьбы за существование

А)   естественный отбор

Б)   конкуренция особей

В)   мутационная изменчивость

Г)   избыточная численность

  1. Направленный эволюционный фактор

А)   естественный отбор

Б)   мутационный процесс

В)   популяционные волны

Г)   стихийные природные процессы

  1. Совокупность особей, сходных во всех отношениях, способных давать плодовитое потомство, занимающих

определённый ареал               А)   вид

                                                  Б)   популяция

  1. В меняющихся условиях среды действует естественный отбор

А)   движущий        

Б)   стабилизирующий

В)   половой

  1. В период размножения действует естественный отбор

А)  движущий        

Б)   стабилизирующий

В)   половой

  1. Поддержание ранее сложившегося признака, устранение отклонений от средней нормы происходит при

действии отбора                   А)   движущего        

                                                              Б)   стабилизирующего             В)   полового      

  1. Изменение генотипа, изменение частот аллелей определённых генов происходит в результате действия отбора

А)   движущего        

Б)   стабилизирующего

              В)   полового

  1. Скрывает организм на фоне субстрата

А)   покровительственная окраска

Б)   мимикрия

В)   предупреждающая окраска

  1. Яркая окраска ядовитых животных

А)   покровительственная

Б)   мимикрия

В)   предупреждающая

  1. Образование нового вида в результате действия мутационного процесса, изоляции и естественного отбора

А)   эволюция

Б)   микроэволюция

В)   макроэволюция

  1. Образование нового вида в результате разделения ареала или миграции части особей

А)   аллопатрическое

Б)   симпатрическое

  1. Повышение общего уровня организации, совершенствование организма

А)   ароморфоз

Б)   идиоадаптация

В)   дегенерация

II   Закончить выражение

  1. Учёные, расширившие дарвиновское понятие о естественном отборе   …………………………………………..
  2. Факторами естественного отбора служат  ……………………………………………………………………………
  3. Сохранению среднего значения признака способствует   …………………………………………………………..
  4. При изменяющихся условиях среды действует   …………………………………………………………………….
  5. Поддержанию установившейся в популяции частоты аллелей способствует   ……………………………………
  6. Реально естественный отбор сохраняет не отдельные признаки, а   ……………………………………………….
  7. Предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутаций   ……………………………………..
  8. Конкуренция самцов за возможность размножения представляет собой   …………………………………………
  9. Русский учёный, основатель популяционной генетики   …………………………………………………………….
  10. Генофонд природных популяций насыщен   ………………………………………………………………………….
  11. Постоянно действующий источник наследственной изменчивости   ……………………………………………….
  12. Мутации достаточно быстро и широко распространяются в популяции благодаря   ……………………………...
  13. Ненаправленное, случайное изменение соотношения частот генов в популяции происходит в результате

действия ……………………………………………………………….............................................................факторов

  1. Нарушение свободного скрещивания одной группы организмов популяции с другими особями данной

популяции называется   ………………………………………………………………………………………………….

       15.  Близкородственное скрещивание называется   …………………………………………………………………………

       16.  Появление новых крупных систематических групп происходит в результате ……………………………………….

       17.  Деление клеток без увеличения их размеров называется   ……………………………………………………………..

       18.  Однослойный зародыш называется   ……………………………………………………………………………………..

19.  В результате гаструляции образуются   ………………………………………………………………………………….

20.  С момента образования зиготы до выхода из зародышевых оболочек продолжается   ……………………...период

21.  В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, а затем их   ……………………………………….

22.  Личинка, идентичная взрослым особям, образуется в процессе  …………………………………….……...развития

23.  Смена жизненных форм в процессе развития называется   …………………………………………………………….

24.  Закон зародышевого сходства называется   ……………………………………………………………………………..

25,  Выживание наиболее приспособленных организмов происходит в результате   ……………………………………..

26.  Постоянно действующим источником наследственной изменчивости является   ……………………………………

27.  Направленные изменения частот аллелей генов в популяции происходят в процессе действия   …………………..

       формы естественного отбора

28.  Изменения популяций в ходе естественного отбора являются   ………………….……………………….процессом

29.  Изменение адаптивного комплекса признаков популяции происходит в процессе  действия   ……………………..

       формы естественного отбора

  1. …………………………………………………………………...  видообразование связано с изменением ареала вида
  2. Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением приспособлений к конкретным условиям среды

называется   …………………………………………………………………………………………………………………

  1. Эволюционное направление, сопровождающееся упрощением общего уровня организации, называется  ………...
  2. Повышение общей численности группы, расширение ареала, появление новых подчинённых систематических

групп называется   ………………………………………………………………………………………………………….

  1. В процессе дивергенции образуются  ………………………………………………………………….………....органы

  1. Если группа организмов разделяется на две группы, и условия среды в этих группах различны, начинается

процесс   …………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Если две неродственные группы организмов попадают в сходные условия среды, то происходит процесс

………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Органы, различающиеся по внешнему строению и выполняемым функциям, но имеющие общее происхождение,

называются   ………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Органы, одинаковые по внутреннему строению и происхождению, но выполняющие различные функции

       называются………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Процесс появления сходных признаков у представителей неродственных систематических групп

              в сходных условиях жизни называется……………………………………………………………………………………

       40.  Окраска, обеспечивающая слияние с окружающим фоном, называется   …………………………………………….

       41.  Поведение, обеспечивающее выживание в данной среде, называется   ……………………………………………….

III   Указать правильные и неправильные суждения

  1. Двухслойный зародыш называется бластулой.
  2. В процессе дробления происходит рост эмбриона
  3. Поздняя гаструла имеет три слоя
  4. Нейрула образуется в результате органогенеза
  5. Нервная система образуется из энтодермы
  6. Клетки бластулы называются бластомерами
  7. Образование зародышевых листков происходит в процессе гаструляции
  8. Кровеносная система образуется из эктодермы
  9. Смена жизненных форм происходит в процессе метаморфоза
  10. В процессе прямого развития нет конкуренции между потомством и взрослыми особями
  11. Повышение приспособленности вида связано с действием популяционных волн
  12. В условиях свободного скрещивания частота аллелей без давления отбора остаётся постоянной
  13. Совершенствование организма возможно в условиях стабилизирующего отбора
  14. Эволюционный процесс повышения уровня организации называется  ароморфозом
  15. Катагенез связан со снижением общего уровня организации
  16. Ананлогичные органы образуются в результате дивергенции
  17. Различные по внешнему строению и функциям, но одинаковые по происхождению органы называются гомологичными

IV   Построить логическую цепь

  1. Прямое развитие (без метаморфоза) у насекомых

А)   личинка

Б)   куколка

В)   яйцо

Г)   имаго

  1. Этапы постэмбрионального развития

А)   репродуктивный

Б)   дорепродуктивный

В)   пострепродуктивный

  1. Этапы микроэволюционного процесса

А)   изменение генофонда

Б)   естественный отбор

В)   мутационная изменчивость в изолированных популяциях

Г)   независимое накопление мутаций

Д)  образование подвидов

Е)   образование новых видов

  1. Этапы действия движущего отбора

А)   изменение частот аллелей определённых генов, изменение генофонда популяции

Б)   появление новых форм, новых адаптаций у отдельных особей

В)  мутационный процесс, формирование новых генотипов

Г)   новые условия среды

Д)   половой процесс

Е)   формирование нового популяционного адаптивного комплекса

Ж)  новый подвид и далее – новый вид

       5.    Построить логическую цепь причин естественного отбора

              А)   разные по приспособленности организмы

              Б)   борьба за существование

              В)   мутационная изменчивость

              Г)   выживание наиболее приспособленных

V   Установить соответствия

  1. Приведите примеры направленной макроэволюции

               А)   ароморфоз                                    1 - появление полной перегородки в сердце у птиц

               Б)   идиоадаптация                             2 – роющая конечность крота

               В)   общая дегенерация                      3 – переход от свободноплавающей личинки

                                                                                   к прикреплённому образу жизни

                                                                             4 – повилика, растущая на хмеле

                                                                             5 – образование цветка

                                                                             6 – опыление клевера шмелями

      2.     Основные положения теории Ч.Дарвина

               А)   организмам присуще внутреннее стремление к совершенствованию

               Б)   ограниченность жизненных ресурсов препятствует беспредельному размножению организмов

               В)   большая часть особей гибнет в результате борьбы за существование

               Г)   развитие и редукция органов происходят в результате их упражнения или неупражнения

               Д)   результатом борьбы за существование является естественный отбор

               Е)   приспособления организмов возникают в результате прямого воздействия окружающей среды

               Ж)   наследственная изменчивость организмов носит случайный характер,

                       обусловленный действием мутаций

               З)    причиной эволюции организмов является естественный отбор

  1. Результаты искусственного отбора

                 А)   усиленное развитие признака, отвечающего интересам человека

                 Б)   повышение приспособленности организмов

                 В)   понижение приспособленности организмов

                 Г)   совершенствование всех признаков организма

  1. К факторам эволюции относятся

                А)   селекция                                                      

                Б)   наследственная изменчивость                    

                В)   ненаследственная изменчивость              

                Г)   борьба за существование                            

                Д)   популяция

                Е)   популяционные волны

               Ж)   естественный отбор

                З)   мутации

Задание № 5

А)   забота о потомстве                                                               1 – морфологические адаптации

Б)   появление лёгких в процессе освоения суши                    2 – анатомические адаптации

В)   появление теплокровности                                                  3 – физиологические адаптации

Г)   изменение окраски                                                                4 – этологические адаптации

Д)   подражание по форме и окраске листьям

Е)   приспособление к питанию растительной пищей

Ж)   появление клыков у хищников

З)   устройство убежищ

Задание № 6

А)   совокупность многообразных и сложных взаимоотношений,            1 – борьба за существование

       существующих между организмами в их естественной                      2 – биологический прогресс

       среде жизни                                                                                              3 – биологический регресс

Б)   выживание наиболее приспособленных                                                4 – естественный отбор

В)   движущая сила эволюции                                                                       5 – искусственный отбор

Г)   создание новых организмов путём систематического

       отбора и размножения особей с определёнными, ценными

       для человека признаками и свойствами

Д)   увеличение численности вида

Е)   уменьшение ареала

Ж)  уменьшение числа подчинённых систематических групп

З)   расширение ареала  

Задание № 7

А)   Исчезновение приобретённых в процессе эволюции предками органов                                     1 - Ароморфоз

Б)   Позитивные изменения, не связанные с особенностями конкретной среды обитания               2 - Арогенез

В)   Изменения, повышающие эффективность приспособлений к специальным                               3 - Идиоадаптация

       условиям среды обитания                                                                                                                  4 - Аллогенез

Г)   Эволюционный процесс, связанный с приобретением изменений, обеспечивающих                5 - Дегенерация

       повышение общего уровня организации                                                                                          6 - Катагенез

Д)   Эволюционный процесс, связанный с приобретением частных относительных

       приспособлений

Е)    Эволюционный процесс, связанный со снижением общего уровня организации

Задание № 8

А)   Арогенез                   1 - Идиоадаптация

Б)   Аллогенез                  2 - Ароморфоз

В)   Катагенез                  3 - Дегенерация                    

Задание № 9

А)   Аналогичные органы                        1 - Дивергенция

Б)   Гомологичные органы                       2 - Конвергенция

В)   Разные условия среды

Д)   Одинаковые условия среды

Задание № 10

А)   Дробление                                                            1 - Бластула

Б)   Закладка систем органов                                     2 - Гаструла

В)   Бластомеры                                                           3 - Нейрула

Г)   Гаструляция

Д)   Органогенез

Е)   Зародышевые листки

Ж)   Двухслойный зародыш

З)   Дифференциация клеток

И)   Недифференцированные клетки

К)   Бластоцель

Задание № 11

А)   Развитие (усиленное) одного признака                            1 – Искусственный отбор

Б)   Развитие (полноценное) всех признаков                          2 – Естественный отбор

В)   Снижение приспособленности

Г)   Повышение приспособленности

Д)   Образуются новые виды

Е)   Образуются новые породы, сорта, штаммы

Ж)   Неспособность жить в дикой природе

З)   Способность к борьбе за существование

И)   Действие природных эволюционных факторов

К)   Действие человека

Задание № 12

А)   Появление новых признаков, форм                                                           1 – Движущий отбор

Б)   Элиминация новых вариантов признаков                                                 2 – Стабилизирующий отбор

В)   Сохранение установившегося генофонда                                                 3 – Половой отбор

Г)   Передача генов потомству от наиболее приспособленных самцов

Д)   Изменение частот аллелей

Е)   Изменение генофонда

Ж)   Элиминация большинства новых мутаций

З)   Действие в период размножения

И)   Меняющиеся условия среды

К)   Поддержание ранее сложившихся признаков

Л)   Действие при изменяющихся условиях среды

М)   Действие в постоянных условиях среды

VI   Дать развёрнутый краткий ответ

  1. В результате чего возникает генетическая неоднородность внутри популяции?
  2. Условия, необходимые для того, чтобы началась дивергенция
  3. Из эктодермы развиваются
  4. Из мезодермы развиваются
  5. Бластула – это
  6. Естественный отбор – это
  7. Вид – это
  8. Закон Харди-Вайнберка
  9. Биогенетический закон
  10. Половой отбор - это

VII   Дать развёрнутый полный ответ

  1. Каким образом в популяции диплоидных организмов мутация распространяется?
  2. Что устраняется и что появляется в результате действия стабилизирующего отбора?
  3. Значение ароморфозов
  4. Почему катагенез, приводящий к дегенерации, является одним из средств достижения прогресса?
  5. Биологический смысл развития с метаморфозом
  6. Анализ эволюционной теории Ж.Б.Ламарка
  7. Отличия естественного и искусственного отбора
  8. Анализ движущего отбора
  9. Результаты действия факторов среды на популяции   (3)
  10. Раскрыть причины и механизмы распространения мутаций в популяции
  11. Условия, при которых соблюдаются законы популяционной генетики
  12. Объяснить процесс изменения генофонда популяции в случае миграции
  13. Объяснить характер действия популяционных волн