Приемы технологии критического мышления на уроках биологии.
статья по биологии (8 класс) по теме

Шишова Ирина Анатольевна

Как известно , ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но в школу приходят очень разные дети. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. Как правило, в классах собраны учащиеся только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости. Умение распознать ученика и выявить для себя и ученика те цели, которые необходимо достичь- вот задача учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы технологии критического мышления на уроках биологии.

Шишова Ирина Анатольевна, учитель биологии

МБОУ СОШ№25 с УИОП им. Б.И. Рябцева г. Россоши

irina-s67@mail.ru

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

К.Кушнер

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. В своей статье мне хотелось бы остановиться на технологии критического мышления. В своей практике я не проводила урок, полностью построенный на технологии критического мышления. Но отдельные методы и приемы использую, причем систематически.

Как известно , ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но в школу приходят очень разные дети. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. Как правило, в классах собраны учащиеся только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости. Умение распознать ученика и выявить для себя и ученика те цели, которые необходимо достичь- вот задача учителя.

Как  сделать урок эффективным и интересным  для каждого ученика? Как передать определённые знания, воспитать у школьника потребность в самообразовании ?Ведь учение в школе должно проходить с увлечением!

«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии,. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем! Представьте: оказывается, есть такое понятие, как «стратегии критического мышления»! Одна из них – метод фишбоун – весьма любопытна и по смыслу, и по внешнему виду. Впрочем, ближе к делу. Итак «Фишбоун».

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально: в голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над текстом. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Это осмысленное чтение текста.  По сути данный прием- это осмысленное чтение текста, входе  которого учащиеся отжимают главный материал.  Сродни методу Шаталова( по сути дела учащиеся создают опорный конспект урока).

        Формы работы по методу фишбоун на уроках:

  • Индивидуально – каждый учащийся получает текст для анализа и самостоятельно заполняет схему фишбоун в течение 10-15 минут. Затем происходит коллективное обсуждение и заполнение общей схемы на доске.
  • В группах – учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, но заполняют схему фишбоун коллективно, всей группой обсуждая проблему. Затем происходит сравнение заполненных схем между группами.

Элементы новизны:

Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и  учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.

Трудности данной технологии:

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:

  1. Тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок;
  2. Не на каждом уроке технология применима, так как отработка некоторых приемов требует большого количества времени;
  3. Применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит;
  4. Учителю приходится перестраивать систему своей работы.

Результативность данной технологии:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работать с информацией, находить и осмысливать нужную информацию, выявлять проблемы , содержащиеся в тексте, выявлять возможные пути их решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. В течении года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось увеличение активности детей при ответах на уроках, участие в конкурсах, повышение интереса к обучению  и как следствие повышение положительных оценок.

В завершении своей статьи мне хотелось бы   вспомнить известную всем притчу:

«  Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один   его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал?  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее задавлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:  “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в   руках  учителя ребенок чувствовал себя:      любимым,  нужным,  а главное – успешным!

Литература: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

1.Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

2.    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках"

Мастер - класс "Использование приемов технологии  критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК"...

Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии

Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...

Некоторые приемы развития критического мышления на уроках биологии

Некоторые приемы развития критического мышленияна уроках биологии...

Стптья. Использования приемов развития критического мышления на уроке биологии и химии

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в технологии образовательного процесса....

Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии

Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии...