«Социальное проектирование как cредство развития активной гражданской позиции у детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

из опыта работы с детьми ОВЗ, по формированию активной гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы с детьми ОВЗ45.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное проектирование как средство развития активной гражданской позиции у детей с ОВЗ»

У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам-зрителям…, других можно назвать «аудиоучениками»... Кто-то «печатно ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими.

                                                                            Г. Драйден, Д. Вое «Революция в обучении»

        В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе социального опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Подростковый возраст является тем сензитивным периодом, когда становление активной гражданской позиции личности как одного из компонентов чувства гражданственности является особо актуальным. Развитие человека в современном обществе невозможно без акцентирования внимания на становлении его личностной позиции, которая определяет поведение, отношение к социуму, траекторию дальнейшего развития.

                        В нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Сегодня проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сектором» — некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере.

        Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Для подростка важно осознать свою значимость в обществе, быть необходимым обществу.  Любая личность, даже самая талантливая, живет и работает в социуме, среди людей. Поэтому, осознавая все это, администрация нашей школы приложила все усилия, чтобы создать и дать возможность развиваться данному кружку в системе дополнительного образования. Одним из  интенсивных  методов социальной  практики  является социальное проектирование во внеурочной  деятельности в системе дополнительного образования. Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетенций школьников отражается целым рядом важнейших характеристик:

1. Проектирование даёт возможность учащимся первый опыт создания, влияния и контроля над общественной политикой, формировать локальную юношескую микромодель гражданского общества;

2. Соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоёв, становиться активными и ответственными гражданами;

3. Представляет  подросткам  возможность  на  практике проверить всю   принадлежность к местному сообществу, найти своё место в жизни, апробировать свой первый гражданский опыт.

        От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Поэтому, сегодня школа занимается вопросами становления личности, а значит и вопросами ее социального поведения. Перед образовательными учреждениями стоит цель: формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.

        Так как социальное проектирование является активной формой воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной гражданской позиции и воспитанию личности созидательного типа.  Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»,  выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»[1].

        Успешная самореализация личности  в период  обучения и  после его окончания, ее  активная социализация, органичная адаптация  на рынке   труда   является   сегодня  одной   из   важнейших   задач образовательного  процесса.   Проблема  гражданского   становления  подрастающего  поколения,   являющегося  стратегическим   ресурсом  общества,  -  одна  из  актуальнейших  в  современном   российском образовании.

        Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских и проектных навыков у учащихся. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты проектной деятельности, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.         

        В качестве главного результата образования, как указывается в документах по ФГОС[2], рассматривается  готовность и способность ее выпускников нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Достижение указанного результата невозможно без         гражданского образования, направленного на формирование свободного и независимого гражданина    разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями, высоким уровнем гражданской культуры.

        Новый образовательный стандарт ориентирует школу на развитие проектной деятельности. В частности, в разделе 1.5 подчеркивается, что «в основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Разработка и реализация различных проектов напрямую связана с выполнением этих и многих других требований к современной системе образования, которые предъявляются не только государством, но и современной общественной жизнью.

        Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к проектному мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских и проектных навыков у учащихся. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты проектной деятельности, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.         Задача социального становления личности ребенка является важной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Для подростка важно осознать свою значимость в обществе, быть необходимым обществу.  Любая личность, даже самая талантливая, живет и работает в социуме, среди людей.

        Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно - ценного опыта. Это доказывает необходимость их  использования во внеурочной деятельности.   В проектировании  ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

        В целом, можно утверждать, что особое значение для современной школы приобретают вопросы формирования гражданской позиции подростков. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности.

         ФГОС – это система  интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальное проектирование,  будет достигать  трёх уровней результатов:

        приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);

        формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;

        получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

           Результат воспитания будет, достигнут в том случае, если  воспитательная деятельность  не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, подростка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

             Главное для детй с ОВЗ: понимание важности добровольного гражданского участия в решении  актуальных  вопросов на  уровне школы, города, страны,  и  попытки найти,  и  предложить  свои  варианты  решения  назревших  проблем;  привлечение внимания властных структур к их решению.

        Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и многое другое, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.

        Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ  предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.

        Социальное проектирование ставит своей целью создания условий для творческой реализации и успешной социальной адаптации юных граждан в условиях современного общества через социальное проектирование.

        Задачи:

1. обучающие:

  • развитие у подростков интереса к технологии социального проектирования;
  • включение подростков в познавательную и практическую деятельность по социальному проектированию;
  • приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в проектах;
  • освоение обучающимися универсальных учебных действий в области социального проектирования, достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
  • развитие мотивации к занятию социальным проектированием.

2. воспитательные:

  • стимулировать активность личности;
  • создавать условия для социализации личности;
  • стимулировать формирование гражданской позиции.

3. развивающие:

  • развитие самостоятельности, активности, ответственности;
  • формирование потребности в саморазвитии.

        Актуальность обусловлена современными жизненными реалиями, выражающимися в становлении гражданского общества. Занятия проектной деятельностью позволяют воспитывать юных граждан именно такими. И делать это лучше всего в школе. Дело в том, что подростковый возраст – один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, утвердиться в обществе взрослых, найти общественно значимые дела. Все это требует организации деятельности для развития социальной активности школьников. Важная роль в педагогической работе с учащимися принадлежит социальному проектированию. Гражданская позиция – это интегративная система отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности. Признаками сформированности гражданской позиции учащихся являются интересы к политической, правовой, общественной сферам; потребность в реализации прав и обязанностей, гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; умения и навыки, необходимые для эффективной гражданской деятельности.

        Проектирование реализуется в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

Результаты освоения основных общеобразовательных программ согласно Концепции ФГОС

Предметные

Метапредметные

Личностные

усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности

освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

сформированность системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе

        

        Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Заложенная в программе внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию и поэтому прекрасно подходит для реализации данных принципов.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

        Основные методы и формы обучения:

- методы обучения: лекции, беседы, социологический опрос, самостоятельная работа (с документами, источниками и т.д.), просмотр фильма, тренинги, ролевые игры.

- формы обучения: парная, групповая, индивидуальная; очное, электронное, самообразование.

        Используются личностно-ориентированное обучение, компетентностный и деятельностный подходы; информационно-коммуникационные технологии, проектная, здоровьесберегающая  и др. технологии.

        Предполагаемые результаты реализации программы:

  • разработка и реализация социальных проектов;
  • решение актуальных вопросов города, округа;
  • участие в конференциях, слетах, фестивалях, акциях и конкурсах;
  • увеличение количества школьников, занимающихся проектной деятельностью.

Реализация программы способствовует развитию:

1. общих учебных компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности:

  • компетентность по приобретению знаний;
  • компетентность предвидеть результаты, планировать;
  • компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем;
  • компетентность в реализации выдвинутых решений;
  • компетентность оценивать и объяснять полученный результат.

2. ключевых компетентностей:

  • социальную (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.);
  • коммуникативную (владение устным и письменным общением);
  • информационную (владение новыми технологиями, методиками, способность осмысливать ситуацию);
  • учебно-познавательную (способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками).

Обеспечение методическими видами продукции:

•        Иллюстративные материалы: фотографии.

•        Информационные технологий: презентации, компьютерные слайд-шоу.

•        Наглядные материалы:  показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.

•        Практические: реализация социального проекта,  репетиции выступлений.

•        Частично-поисковые методы обучения: участие детей в коллективном поиске.

•        Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы: групповая, индивидуальная; индивидуально-групповая.

•        Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; анализ текста, структуры.

Поиск партнеров по реализации проекта:

          Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта. Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах. Установление  адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров.

        Возможные    деловые  партнеры:   органы    власти,  общественные      объединения,  

предприятия, связанные с решаемой проблемой,  образовательные учреждения,  благотворители, спонсоры и грантодатели.

        Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов.  Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их применения.

        Программа дополнительного образования «Я -  гражданин России» дает основы проектной деятельности для всех обучающихся по ней ребят, а также более глубокое погружение в данную проблематику для обучающихся, взявшихся за разработку социального проекта для участия в акции «Я – гражданин России», фестивале «Диалог цивилизаций», слете детских и молодежных объединений «Лидер», муниципальном этапе конкурса «Лидер 21 века, конкурсе детских и молодежных объединений, конкурсе  проектов в сфере управления образования и молодежной политики «Творчество», молодежном проекте «Учеба Для Актива Региона» и др.

        Данная программа имеет пятилетний этап реализации, на высоком уровне зарекомендовала себя в кругах школьной, городской и окружной общественности, в среде родителей и педагогов.

        Формы проведения итогов реализации программы:  участие в городских и окружных молодежных образовательных фестивалях, акциях, конкурсах с защитой социальных проектов различной направленности.

        Перспективность программы: программа в перспективе может быть использована для совместных проектов деятельности и реализации, социальной адаптации школьников в сотрудничестве: с молодежными организациями, дошкольными образовательными учреждениями, спортивными комплексами, библиотеками,  властными структурами и заинтересованными организациями.

        Программа «Я - Гражданин России» имеет главное: адаптирована для любого проекта социальной направленности, для решения важных социальных проблем гражданского общества. Способствует объединению целей и задач, реализации различных социальных проектов, необходимых современному обществу и социализации детей в том числе.

                В настоящее время разрабатываются и реализовываются социальные проекты, направленные на:

  • профилактику правонарушений среди учащихся школы;

Социальный проект «Всё лучшее впереди!

  • укрепление здоровья детей посредством профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости описторхозом у учащихся школы.

        Социальный проект «Ешьте рыбку осторожно…».

  • Социальный проект «Говорим, пишем не задумываясь…!».
  • Социальный проект «На примере героев учимся!».
  • Социальный проект «Синтетические наркотики: правда и иллюзии…».

        Каждый проект содержал две части: когнитивную и результативно-деятельностную. Когнитивный компонент реализовывался через знания, которые учащиеся получали в разнообразных видах деятельности: викторины, ток-шоу, спортивные мероприятия, практические занятия (поделки). Планы этих мероприятий разрабатывались подростками таким образом, чтобы участники младшие школьники обязательно получали новые знания и умения.

        Результативно-деятельностный компонент предполагал, что каждое мероприятие в рамках проекта имеет практический результат. Кроме того, включение в практическую деятельность в социальном проектировании интересно как для участников – учащихся начальных классов, так и для организаторов – авторов проекта – подростков, их родителей и педагогов.

         Специфика привлечения подростков к социальному проектированию заключалась в следующем: над проблемой совместно работали несколько подростков в союзе с педагогом и представителями социума. К проектной деятельности привлекались родители подростков;  поскольку проекты являются социально значимыми, подростки могли самостоятельно отслеживать личностную и общественную значимость проекта; все проекты, выполненные подростками, заканчивались получением реального и наглядного продукта, например: в социальном проекте «Святое дело – Родине служить» продукт коллективной деятельности - форум, где старшеклассники, с использованием мультимедийной системы, показали и рассказали о героях нашего времени, стойко и мужественно прошедших испытания в ходе боевых действий, имеющих заслуженные боевые награды, выбравших профессию офицера и достойно выполняющие свой долг; в социальном проекте «Воспитатель – призвание души!» продукт коллективной деятельности – создание социального ролика.

        По окончании деятельности в рамках реализации социальных проектов предполагается, что обучающиеся продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие  умения и способности, которыми они обладают, принося реальную пользу обществу, в котором они живут.

        Социальные  проекты  дают   возможность учащимся связать  и  соотнести общие  представления, с реальной жизнью,  в которую вовлечены они сами,  их друзья,  семья,  учителя;  с  общественной  жизнью,   социальными, политическими событиями,  происходящими  в масштабах  микрорайона, города, округа, наконец, страны в целом. Участвуя в  этом, школьники   конкретными   делами   проявляют   свой    патриотизм, гражданскую  активность,  ответственность  за  благополучие  своей   страны.

                Технология социального проектирования привлекательна еще и тем, что в нем могут участвовать школьники как старшего, так и среднего звена. Она на практическом материале дает возможность освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня.

        Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, поэтому очень важно, чтобы участники ощущали полезность своей работы, видели, как их предложения находят свое практическое воплощение.

        Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной России. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

        Пути гражданско-патриотического воспитания могут быть разнообразными, но главное, чтобы учащиеся поняли, как ответственно быть гражданином своей страны.

        В результате реализации механизма работы по внедрению социального проектирования в систему дополнительного образования обучающиеся могут:

  • практически и теоретически владеть технологией социального  проектирования;
  • самостоятельно анализировать, исследовать и решать  социальные проблемы;
  • устанавливать  конструктивные отношения с людьми,
  • взаимодействовать с ними в решении социальных проблем, уважать иное мнение и позицию других людей;
  • критически мыслить, анализировать и оценивать информацию;
  • работать с различными источниками информации,  
  • применять свои знания при создании проектов, презентаций,  
  • успешно участвовать в конкурсах различного уровня, обучены навыкам коллективного творчества, сотрудничества,  
  • излагать своё мнение, обосновывать свою позицию;
  • осознавать роль и важность этико-правовых, политических, экономических, социальных и культурных знаний и компетенций в жизни человека;
  • а также способны принимать участие в социальных значимых акциях и мероприятиях, например «Лидер»., «У.Д.А.Р», «Лидер XXI века» и др.

                .

                        В школьной жизни произошли следующие основные положительные изменения:

  • социальное проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании активной гражданской позиции и социальной активности детей и повышает уровень воспитанности;
  • появился дух творчества среди участников образовательного процесса;
  • осуществление общественно-полезной деятельности для  детей становится нормой;
  • появились новые традиции.

        

        Разрабатывая и реализуя проекты, обучающиеся учатся выявлять потребности приложения своих сил, инициативы, знаний, умения, способностей, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Через реализацию проекта обучающиеся знакомятся с элементами гражданского общества, они могут реально увидеть результаты своего труда, доказать себе и другим, что даже небольшое сообщество сознательных молодых людей может улучшить жизнь своей малой Родины.

        Конечно, очень приятно побеждать в конкурсах проектов, но в тоже время ребята нашей школы не хотят стоять на месте. Они готовы идти дальше по пути строительства новых отношений, улучшения реальной жизни и творческой реализации своих способностей.

        В заключение, хочется вспомнить слова философа Махмата Ганди: «Стань сам, той переменой, которую ты больше всего хочешь видеть в своей жизни». И я искренне надеюсь и верю, что наша смена – подростки нашей школы действительно станут этой самой лучшей переменой!


[1] Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа", 04 февраля 2010 г.

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 17 декабря 2010г. № 1897.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной гражданской позиции у школьников

в данной статье кратко, но достаточно полно изложены основные аспекты проблемы...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"

Новое время предъявляет и новые социальные  требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе  является воспитание гражданина. Необходима...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...