Урок №4. "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация". Индивидуально-групповая методика.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Хайбулина Карина Владимировна

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опубликовано  журнал «Биология. Все для учителя!» №7 (91) http://www.e-osnova.ru/journal/1/91/

Урок 4. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация.

Раздел биологи: человек и его здоровье

Тема: «Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация».

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая

Методы: словесные, наглядные, практические

Цель урока: Расширение знаний обучающихся о заболевании органов дыхания и их профилактике.

Задачи урока:

- сформировать представления о заболеваниях органов дыхания и мерах их профилактики; о реанимации и ее основных приемах; [3]

- продолжить формирование умения использовать теоретические знания в жизни для будущей профессии;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся получают представление о медицинских профессиях, заболеваниях органов дыхания и мерах их профилактики; о реанимации и её основных приёмах; учатся оказывать первую помощь при остановке дыхания; проводить искусственное дыхание.

Метапредметные: учащиеся осваивают умения наблюдать, классифицировать, анализировать, продолжают отрабатывать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; сотрудничают в группе в процессе выполняемой работы, обсуждении полученных результатов; формируются умения  использовать ИКТ в учебной деятельности.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к медицинским профессиям и своему организму.

Основные понятия урока: грипп, ОРВИ, туберкулёз, бронхиальная астма, флюорография, клиническая смерть, реанимация, искусственное дыхание.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, средствами информационных технологий выполнение работы по инструкции, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов выполняемой работы,

Деятельность учителя:

I. Организационный момент

Учитель готовит обучающихся к работе на занятии, вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Мотивационный

Учитель готовит обучающихся  к осознанному восприятию материала, осуществляет стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое, разъяснение организации работы на уроке.

III. Изучение нового материала

1. Учитель консультирует, разъясняет обучающимся вопросы, вызвавшие затруднения. Заболевание органов дыхания (демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ, интернет-ресурсов).

2. Учитель консультирует, разъясняет обучающимся вопросы, вызвавшие затруднения. Профилактика инфекционных заболеваний (демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ, интернет-ресурсов).

3. Учитель консультирует, разъясняет обучающимся вопросы, вызвавшие затруднения. Первая помощь при остановке дыхания. Искусственное дыхание (демонстрация приёмов осуществления искусственного дыхания).

4. Учитель консультирует, разъясняет обучающимся вопросы, вызвавшие затруднения. Реанимация (демонстрация наглядных пособий, возможно использование ЭП или ЭФУ, интернет-ресурсов).

IV. Творческое применение знаний и умений

1. Проверка правильности выполнения заданий учащимися.

2. Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя по вопросам об инфекционных заболеваниях; о реанимации и её основных приёмах.

3. Проверка владения общими приёмами оказания первой помощи при остановке дыхания; оказания первой помощи при отравлении угарным газом и спасении тонущего.

V. Подведение итогов работы. Рефлексия

Учитель даёт характеристику работы каждой группы, выставляет индивидуальные оценки ученикам, напоминает о необходимости подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.

VI. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание.

Перечень оборудования кабинета к уроку: УМК «Линия жизни» 8 кл., электронное приложение (ЭП) или электронная форма учебника (ЭФУ), компьютер, интерактивная доска, интернет компьютерная презентация, наглядные пособия: «Система органов дыхания», модель торса человека, система интерактивного голосования, карточки для рефлексии учащихся.

Ход урока

Организационный этап: (1 мин.)

Учитель. Здравствуйте!

Учащиеся  приветствуют учителя.

Учитель записывает отсутствующих обучающихся на уроке в журнал.

Мотивационный этап: Предъявление темы урока. (1-3 мин.)

Учитель: Известно, что в настоящее время органы дыхательной системы организма человека подвержены многим инфекционным заболеваниям,  среди которых различают воздушно-капельные и капельно-пылевые. [2]

Какие наиболее распространенные заболевания органов дыхания вам известны?

Ученик: Грипп, ОРВИ, туберкулез и многие другие заболевания!

Учитель: врачи, каких специальностей занимаются диагностированием и лечением этих заболеваний?  

Обучающиеся задумались. Учитель, используя проектор, выводит на интерактивную доску список заболеваний: грипп,  ОРВ, ангина, бронхиальная астма, туберкулез легких, онкологические заболевания.

Учитель: В школьной программе отсутствуют  теоретические знания и сведения как о медицинских профессиях, так и практически о самих заболеваниях!

Учитель: Предлагаю вам посвятить сегодняшний урок изучению медицинских профессий,  имеющих прямое отношение к диагностированию и лечению этих  заболеваний.

Учитель: Определение специальностей врачей, занимающихся диагностированием этих заболеваний, предоставляется вам самостоятельно.

 Учитель каждой группе предлагает определенное заболевание из перечня, высветившегося на интерактивной доске.

Этап изучения нового материала: на этом этапе урока обучающиеся самостоятельно в течение 7 мин. в группах под руководством консультанта (ученика из группы) при помощи современных ИКТ используя  интернет-ресурс, учебник, электронное приложение, электронную форму учебника и другую дополнительную литературу  отбирают материал для выступления группы. В качестве современных ИКТ используется мобильный класс ноутбуков и определенный интернет ресурс, ссылки на который предлагает учитель, ЭП, ЭФУ. Важно отметить, что представленный материал оформляется в виде краткой презентации по плану, предоставленному учителем.

План для сообщения и оформления презентации.

1. Название профессии.

2. Каково значение этой профессии в жизни общества. Перспективы и ее дальнейшее развитие.

3. Каковы содержание и характер работы? Виды деятельности. Разновидности специальностей.

4. Условия труда (где работают, режим работы, льготы зарплата).

5. Значение знаний и практических навыков (связь с учебными предметами).

6. Требования профессии к работнику:

- состояние здоровья и физические качества;

- характер интересы и способности;

- уровень подготовленности (общая, специальная).

7. Как подготовиться к выбранной профессии?

8. Где можно приобрести профессию (возможные пути обучения)?

9. Название презентуемого заболевания.

10. Пути передачи.

11. Симптомы.

12. Лечение.

13. Профилактика.

Материал распределяется  между всеми обучающимися группы равномерно.

Промежуточный контроль. Учитель консультирует, разъясняет обучающимся вопросы, вызвавшие затруднения, корректирует высказывания, разъясняет неизвестные им термины, направляет работу в группах, контролирует включенность в работу всех обучающихся, проверяет выполнение групповых заданий.

Творческое применение знаний и умений: проводится в виде творческого отчета каждой группы. Важно, чтобы ответ давали все участники группы, начинает один ученик группы, продолжает другой, затем - третий и т.д., при этом используя приготовленные в процессе самостоятельной работы - компьютерные презентации. Возможно использование различных наглядных пособий, которыми учащиеся пользовались в процессе изучения темы. Учитель и обучающиеся других групп при этом внимательно выслушивают ответ и, если необходимо, дополняют и уточняют его.

Учитель выводит схему на интерактивную доску специалистов, которые занимаются диагностированием вышеперечисленных заболеваний.

Врач

Терапевт        Отоларинголог        Пульмонолог        Фтизиатр        Онколог

Обучающиеся в порядке очередности выступают с сообщениями.

Подведение итогов работы. Рефлексия: Рефлексия осуществляется с помощью  интерактивной системы для голосования индивидуально каждым учеником из группы.

Учитель выводит на интерактивную доску вопросы рефлексии:

На уроке я работал                         активно/пассивно

Своей работой на уроке я                 доволен/не доволен

Урок для меня показался                коротким/длинным

За урок я                                         не устал/устал

Мое настроение стало                 лучше/хуже

Материал урока мне был                 понятен/непонятен

                                                полезен/бесполезен

                                                интересен/скучен

Результаты рефлексии фиксируются в специально заведенной папке на компьютере  электронный «Дневник профессии».

Учитель: Обратите ваше внимание на интерактивную доску. По результатам, отображающимся в графиках в процентном отношении, можно констатировать, что задачи сегодняшнего урока решены и цель достигнута.

Возможен и другой вариант рефлексии при отсутствии интерактивной доски и системы для голосования. Обучающимся предлагается заполнить листы формата А4 на которых изображен термометр для измерения температуры тела человека. На шкале термометра вместо градусов содержатся вышеперечисленные вопросы. Необходимо отметить те ответы на вопросы, которые соответствуют действительности. После чего  они  подшиваются в папку «Дневник профессии».

Учитель подводит итоги работы  каждой группы и отдельных обучающихся в процессе самостоятельной работы,  оценивает и озвучивает результат.

Домашнее задание: при правильно организованной самостоятельной работе в группе обычно прорабатывается вся тема. Однако вследствие того, что на уроке обучающиеся знакомились со спецификой медицинских специальностей, способствующих осознанному выбору будущей профессии, небольшая часть материала может приходится на самостоятельное изучение.

Учитель: для лучшего усвоения темы рекомендую проработать параграф 23 учебника «Заболевание органов дыхания, их профилактика. Реанимация» и выполнить задания №1-4 стр. 56 в рабочей тетради к учебнику. Можно использовать для проверки своих знаний и умений задания, размещённые в электронном каталоге или электронном носителе (ЭП или ЭФУ).

Учитель: Спасибо за хорошую  работу. Урок закончен.

Литература:

1. Аверчинкова, О. Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы / О.Е. Аверчинкова. –М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с. – (Профильное обучение)

2. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов ; под ред. В.В. Пасечника ; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)

3.  В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Уроки биологии. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Заболевание органов дыхания"

Материал содержит конспект урока биологии в 8 классе, разработанный  с применением ИКТ ....

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

План конспект урока биологии в 8 классе Профилактика заболеваний органов дыхания

Познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания...

Урок " Заболевание органов дыхания, их профилактика. Реанимация."

Открытый урок в рамках Дня открытых дверей....

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

"Заболевания органов дыхания и их профилактика"

Урок-путешествие по биологии 8 кл "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимания"...

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика""

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика" в соответствии с ФГОС...