Рабочая программа 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова,35 часов (1 час в неделю)
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по линии Пономоревой ( И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова) для использования в 5 классе ,35 часов в год (1 час в неделю)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Измайловская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО _______/Посадских В. И./
Протокол № ___ от «___»______2018 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Измайловской СОШ ________/Бутакова М.З. /
«_____»___________2018 г | «Утверждаю» Директор МОУ Измайловской СОШ ________ /Сергеев Н.П./
Приказ №__ от «___»____________ 2018г |
Рабочая программа
Биологии
5 класс
ФИО учителя, составившего программу
ЯРОВИКОВА ЗОЯ ИВАНОВНА
2018-2019 учебный год
Структура программы
Класс: 5
Учитель: Яровикова Зоя Ивановна
Количество часов:
На учебный год:35
В неделю :1 час
Учебник: Биология. 5 класс(авт. Пономарева И.Н., Николаев И. В., Корнилова О.А.)
Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 класс (стандарты второго поколения).
Календарно-тематическое планирование составила З.И. Яровикова
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса Биология. 5 класс составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы по биологии;
- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В соответствии Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
В программе уделяется внимание детям с ОВЗ. При этом используется классно-урочная система. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные формы письменных работ. Это помогает учащимся усваивать программный материал и чувствовать себя в классе комфортно.
Рекомендации по оптимизации инклюзивного образовательного процесса детей с ОВЗ (приложение 1), особенности развития детей с задержкой психического развития (приложение 2), требования, предъявляемые к уровню усвоения знаний общеобразовательной программы по истории 5 класса для детей с ЗПР (приложение 3) представлены в приложениях.
Цели биологического образования:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Задачами изучения биологии в основной школе являются:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
- применение межпредметного анализа учебных задач.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС и включает:
- Пояснительную записку. В ней уточняются общие цели образования с учётом специфики биологии как учебного предмета.
- Общую характеристику курса биологии, включающую ценностные ориентиры биологического образования.
- Место курса биологии в базисном учебном плане.
- Результаты освоения курса биологии - личностные, метапредметные и предметные.
- Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования.
- Учебно - тематический план. Здесь представлены основные виды учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе, а также указано количество часов, отводимых на изучение каждого раздела программы учебного предмета.
- Планируемые результаты изучения курса биологии.
- Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
2. Общая характеристика курса биологии
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи учебного курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями
которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных
знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания
природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным
знаниям; науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Используемые образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения, игровые.
Формы контроля:
- текущий контроль в формате проверочных работ, тестов, устного опроса, выполнение творческих заданий;
- итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ.
Содержание курса биологии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как:
- умение видеть проблемы;
- ставить вопросы, классифицировать, структурировать материал;
- наблюдать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;
- объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- давать определения понятиям.
Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
3. Место курса биологии в базисном учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Образовательной программой основного общего образования МБОУ гимназия г. Мичуринска. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах. В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические понятия. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной диффреренциации.
4. Результаты освоения курса биологии
Изучение биологии в 5 классе способствует достижению следующих результатов:
Личностные:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и др.).
Предметные:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
- приводить примеры приспособления организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнение живых организмов по сравнению с предками и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Тематическое планирование на 5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Перечень лабораторных работ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС
Учебно-тематическое планирование по биологии 5 класс (34часа, 1 час в неделю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ДО "Школа туризма" на 2 года обучения (5-6 часов в неделю)
"Школа туризма" срок реализации программы 2 года. группа первого года обучения 5 часов в неделю, группа второго года обучения - 6 часов в неделю...

Рабочая программа по математике 6 кл.по учебнику Н.Я.Виленкин. 6 часов в неделю.
Рабочая программа по математике для 6 класса ,6 часов в неделю.Обучение по учебнику авторов:Н.Я.Виленкин,В.И.Жохов,А.С.Чесноков,С.И.Шварцбурд. 2012-2013 учебный год....
Рабочая программа по алгебре к учебнику «АЛГЕБРА 9» Ю.Н.Макарычев 4 часа в неделю, всего 132 часа 2012-2-13 у.г. Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./ Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк–М.:...

Рабочая программа с УУД по биологии 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.- М: Вентана-Граф, 2012.-1...

Рабочая программа по биологии УМК Пономарева И.Н., Константинов В.М., Кучменко В.С., 68 часов
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гимнастика ума» (Развитие вычислительных навыков) 0,5 часов в неделю (всего 17 часов) на 2024-2025 учебный год
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития прочных вычислительных навыков и поддержания интереса к математике вводится курс «Гимнасти...

