РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Новикова Наталья Михайловна

автор УМК В.В. Пасечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 70 часов, 2 часа в неделю259 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2018

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                      /О.Н.Гуляева

                            /А.Н.Скрипникова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2018

Дата            «_____»________2018

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: биология

7 «А Б В Г» класс основного общего образования

Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

                                                                                  Разработчик рабочей программы:

                                                                          Новикова Наталья Михайловна,

                                                                                       учитель биологии

                                                         высшей категории

г. Барнаул, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе:

  1. ООП основного общего образования МБОУ «Гимназия №80»
  2. Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. // Биология.5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных по д руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Учебно-методического комплекса:

1. В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011                                              2.Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Методическое пособие к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2017.                                                                             3.Рабочая тетрадь к Учебник В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2017                                4. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Диагностические работы 7 класс.  к учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина  «Биология. Животные. 7класс». – М.: Дрофа, 2017.                      

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-Эволюционный путь развития животного мира;

-Историю изучения животных;

-Структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

Учащиеся должны уметь:

-определять сходство и различие между растительными и животными организмами;

-объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на земле ,для разведения редких охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-давать характеристику методов изучения биологических объектов;

-классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

-наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

-использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

-применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.

Личностные результаты обучения

-Знания и применение учащимися правил поведения в природе;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотнощения человека и природы;

-умения реализовать теоретические познания природы на практике;

-понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;

-признание учащимися права каждого на собственное мнение;

-формирование эмоционально-положительного отношения сверсников к себе;

-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

-умение слышать и слушать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«Животные. 7 класс»

70 часов, 2часа в неделю (65 + 5 часов резерв)

Ведение. Общие сведения о животном мире. (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.


 Раздел1

Простейшие (2ч)

Простейшие.   Многообразие,   среда   и   места   обитания.       Образ     жизни      и   поведение.        Биологические и   экологические   особенности.   Значение   в   природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Раздел 2.

Многоклеточные животные.  (32 часа + 2часа резерв)

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип   Кишечнополостные.  Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни человека.   Исчезающие,   редкие   и   охраняемые   виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы        Плоские,         Круглые,         Кольчатые          черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни     и  поведение.        Биологические            и   экологические
особенности.   Значение   в   природе   и   жизни   человека.      

∙Лабораторная работа

 Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип   Моллюски.   Многообразие,   среда   обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация  морских       звезд     и   других      иглокожих, видеофильма.

Тип   Членистоногие.   Класс   Ракообразные.   Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.   Биологические   и   экологические   особенности. Значение в природе и жизни человека.

∙Лабораторная работа

Знакомство с многообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания,       образ     жизни      и   поведение.        Биологические и   экологические   особенности.   Значение   в   природе
и жизни человека.

Класс  Насекомые.  Многообразие.  Среда  обитания,  образ  жизни   и  поведение.        Биологические    и экологические            особенности.          Значение        в  природе и жизни человека.

∙Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс  Рыбы.      Многообразие: хрящевые,     костные. Среда обитания, образ жизни, поведение.   Биологические   и  экологические   особенности.      Значение         в    природе        и    жизни        человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

∙Лабораторная работа

Наблюдение   за   внешним   строением   и   передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания,     образ     жизни       и  поведение.        Биологические  и экологические   особенности.    Значение        в   природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс  Пресмыкающиеся.   Многообразие. Среда обитания,  образ  жизни   и  поведение.   Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда  обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

∙Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

∙Экскурсия

 Изучение многообразия птиц.

Класс   Млекопитающие.   Важнейшие   представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ   жизни   и   поведение.   Биологические   и   экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.


 Раздел 3.

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12 часов)

    Покровы   тела.   Опорно-двигательная   система   и способы   передвижения.   Полости   тела.   Органы   дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь.   Обмен   веществ   и   энергии.   Органы   размножения,        продления        рода.     Органы       чувств,  нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

     Демонстрация   влажных   препаратов,  скелетов, моделей и муляжей.

    Лабораторная работа

     Изучение особенностей различных покровов тела.

Раздел 4.

Индивидуальное развитие животных. (3 часа)

Продление рода. Органы размножения. Способы   размножения.   Оплодотворение.   Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

∙Лабораторная работа

Изучение   стадий   развития   животных   и   определение их возраста.

Раздел 5.

Развитие животного мира на Земле. (3 часа)

Доказательства   эволюции:   сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.   Усложнение   строения   животных   и   разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.


 Раздел 6.

Биоценозы. (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем,  луг, степь, тундра, лес,     населенный    пункт). Факторы   среды   и   их   влияние   на   биоценоз.   Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

 ∙Экскурсии

Изучение  взаимосвязи     животных   с   другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.


 Раздел 7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.(5 часов)

Влияние   деятельности человека на животных. Промысел животных..

Одомашнивание. Разведение,  основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории.

 Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

В программе предусмотрен резерв времени 7 часов, который учитель может использовать в соответствии с методическим пособием  (на обобщающие уроки, экскурсии, повторение).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов или общих тем

Всего часов

Введение. Общие сведения о животном мире.

2

1.

Простейшие

2

2.

Многоклеточные животные.

32 +2резерв

3.

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных.

12

4.

Индивидуальное развитие животных.

3

5.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

3

6.

Биоценозы.

4

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

5

Резерв.

7-2часа

Итого.

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование раздела программы и тема урока

Дата

Вид контроля

По плану

По факту

Введение. (2ч)

1

История развития зоологии. Вводный ИТБ№30,31

2

Современная зоология.

Текущий

Раздел 1.Простейшие. (2ч)

3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

Текущий

4

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

Текущий

Раздел 2. Многоклеточные животные (32ч)

Текущий

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Текущий

6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Текущий

7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Текущий

8

Тип Круглые черви.

Текущий

9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты.

Текущий (Л.р.)

10

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки. Л.р.№1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей». ИТБ№31

Текущий

11

Тип моллюски.

Текущий

12

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Текущий

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии. Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

Текущий (Л.р.)

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Л.р.№2 «Знакомство с многообразием ракообразных». ИТБ№31

Текущий (Л.р.)

15

Класс Насекомые. Л.р. №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». ИТБ№31

Текущий

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Текущий

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Текущий

18

Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Текущий

19

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

Тематический (Проверочная работа)

20

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные  беспозвоночные животные»

Текущий

21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

Текущий (Л.р.)

22

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л.р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». ИТБ№31

Текущий

23

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и  Химерообразные.

Текущий

24

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Текущий

25

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Текущий

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

Текущий

27

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

Текущий (Л.р.)

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л.р. №5 «Изучение внешнего строения птиц ». ИТБ№31

Текущий

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

Текущий

30

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

Текущий

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

Текущий

32

Экскурсия «Изучение многообразия  птиц».

Текущий

33

Класс Млекопитающие или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Текущий

34

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

Текущий

35

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Текущий

36

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

Текущий

37

Отряд млекопитающих: Приматы.

Тематический

38

Контрольно-обобщающий урок  по теме: «Многоклеточные хордовые животные. Бесчерепные  и позвоночные».

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. (12ч)

Текущий (Л.р.)

39

Покровы тела. Л.р. №6 «Изучение особенностей различных покровов тела». ИТБ№31

Текущий

40

Опорно-двигательная система животных.

Текущий

41

 Способы передвижения и  полости тела животных.

Текущий

42

Органы дыхания и газообмен.

Текущий

43

Органы пищеварения.

Текущий

44

Обмен веществ и превращение энергии.

Текущий

45

Кровеносная система. Кровь.

Текущий

46

Органы выделения.

Текущий

47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Текущий

48

 Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Текущий

49

Продление рода. Органы размножения.

Текущий

50

Обобщающий урок  по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Текущий

Раздел 4.Индивидуальное развитие животных.(3ч)

Тематический (Проверочная работа)

51

Способы размножения животных. Оплодотворение.

52

Развитие животных с превращением и без превращения.

Текущий

53

Периодизация и продолжительность жизни животных Л.р. №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». ИТБ№31

Текущий (Л.р.)

Раздел 5.Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (3ч)

Текущий  

54

Доказательства эволюции животных.

55

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Текущий

56

Усложнение строения животных.  Многообразие видов как результат эволюции.

Текущий

Раздел 6. Биоценозы. (4ч)

Текущий

57

Естественные и искусственные биоценозы.

Текущий

58

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

59

Цепи питания. Поток энергии.

Текущий

60

Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»

Текущий

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5ч)

Текущий

61

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

Текущий

62

Одомашнивание животных.

63

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Текущий

64

Охрана и рациональное использование животного мира.

Текущий

65

Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных животных».

Текущий

Резерв-7 ч.-2 часа

Текущий


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Биология» в классе

                                                  Учитель    Новикова Н.М.

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся ЗПР по учебному предмету "Биология" 5-9 классы

Данная адаптированная  рабочая программа по биологии для обучающихся  с  ЗПР разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного  стандар...

Рабочая программа (ID 1209665) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год ( по УМК Кузовлева В.П.)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по В.П.Кузовлеву

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования  на 2022-2023  учебный год  по В.П.Кузовлеву...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4411341) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Предлагаю рабочую программу для 5 класса по английскому языку в соотвествии с обновленными ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (немецкий)» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в ФГОС,с учётом распределённ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС....