Мастер-класс по смысловому чтению для учителей
методическая разработка по биологии на тему

Малешкина Юлия Леонидовна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_master-klass.docx64.12 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_na_urok.ppt960 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Я – Малешкина Юлия Леонидовна, учитель биологии. И будем  вести беседу на тему на тему  «Основы смыслового чтения и работа  с текстом  на уроках биологи».

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, которое включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных   задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. По мнению Ирины Алексеевны Зимней, доктора психологических наук, работа  с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.

Восточная мудрость гласит «Бойтесь  человека одной книги». Каждый   из  вас  в своей работе использует смысловое чтение на разных  этапах урока. Сейчас  мы  напомним  для  себя   различные  варианты  смыслового чтения.  Мы   с вами   на  уроке биологии, вы  -  обучающиеся  5-го  класса.

Здравствуйте ребята,        рада вас видеть.  Сядем  ровненько, не сутулимся,     улыбнулись…..

Перед вами  на   партах  находятся  коллекции   живых  объектов. Рассмотрите  их и  предположите, что это за  объекты?     Варианты  детских ответов

Правильно  – это лишайники. Обратите внимание  на различие  субстратов, на которых  они   селятся: это  кора деревьев (берёза, сосна, липа),  шифер.  Различаются лишайник   и по размерам, по форме, по окраске. Данная  коллекция  собрана  на территории нашего   Ярцевского района, это наши  с  вами соседи.

         А к какому    Царству  мы  можем отнести лишайники? Варианты  детских ответов

Предположите, пожалуйста,       тему  урока. Тема: лишайники. Предположите цель урока.

Варианты  детских ответов – изучить  биологические особенности лишайников!

А какие вопросы  мы  должны  рассмотреть, чтобы  достичь поставленной цели?

Варианты  детских ответов Выводим задачи урока:

  1. Изучить строение лишайников.
  2. Изучить способ питания лишайников.
  3. Узнать, где обитают лишайники.
  4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека.
  5. Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.

         Где мы можем найти нужную нам  информацию. Предложения учащихся: учитель, учебник, интернет, справочники, энциклопедии, дополнительная литература, взрослые.

Задание 1.

Теперь познакомимся  с небольшой историей.

«История Гриба и Водоросли»

«Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки.   В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль.

- Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше.

- Ошибаешься, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась её использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, да вот  грибница моя совсем  коротенькая.  Несчастные мы  с тобой!

- Так что же нам делать? - спросила Водоросль.

- Давай дружить, - быстро ответил Гриб.  

-  Да только как мы будем жить вместе? - задумчиво ответила Водоросль.

- Не падай духом, - усмехнулся Гриб. - Жить мы с тобой будем в любом уголке, где есть влага.

- В таком случае я согласна! - радостно воскликнула Водоросль.

С тех пор Гриб и Водоросль живут вместе и  настолько сдружились, что их стали называть   одним именем - Лишайник. Такая дружба в  биологии  называется симбиозом».

Вопросы:

  1. Из    представителей  каких Царств состоят лишайники?
  2. Какие организмы называются симбиотическими?

Это пример вопросно-ответного упражнения,  предполагающий предоставление необходимой информации  и запрашивание вопросов.

Задание 2.

Переведите  рисунок-схему  строения лишайника  в текст  с указанием основных слоёвhttp://biouroki.ru/content/page/687/3.png

Рис. Внутреннее строение лишайника

Если  лишайник – симбиотический организм, содержащий зелённую водоросль, то  к какому Царству мы его отнесём?  Ц. Растения!

Данное задание предполагает перекодировку информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую. В нашем случае -  трансформация  невербальной информации   (картинка)  в вербальную  (слово).

Задание 3.

Вставьте   в текст недостающие слова

Питание  л.  происходит за счёт деятельности обоих  компонентов: гифы гриба поглощают  из окружающей среды  …..  с  растворёнными   в ней …….. , а водоросль, в которой есть  хлорофилл, образует ……..  в процессе….. таким путём  оба симбионта обеспечивают  друг другу  наилучшие условия для существования.

Задача обучающихся  – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из  привычной сочетаемости слов.   Читатель     по нескольким словам угадывает     фразу, по нескольким фразам – смысл целого предложения. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Задание 4.

Соотнесите  текст     с рисунками (фото выводится на интерактивную доску, работаем  с карандашом)

  1. Накипные лишайники  имеют  вид корочки, тесно сросшиеся  с субстратом.
  2. Листоватые  лишайники имеют вид плоских листочков, пластинок.
  3. Кустистые лишайники  имеют вид кустика, прямостоячего или висячего.

В данном случае мы посмотрели задание на сопоставление / нахождение сходства    – приём работы, основанный на сравнении, в нашем случае, двух   объектов: текста и картинок.

Задание 5. Прочитайте текст  учебника (стр.68).

«Лишайники  поселяются   в самых  бесплодных  местах, где другие  организмы не выживают. Впитывая  всей поверхностью тела  влагу дождей, росы и туманов, они способны  жить   в  самых  разных  условиях и поселяются  на скалах, стенах, камнях, стекле. Встречаются лишайник  на всех континентах.

Но эти организмы  очень чувствительны   к  загрязнению воздуха, особенно газами  автотранспорта. По состоянию лишайников люди оценивают чистоту  воздуха. В чрезвычайно суровых  условиях  произрастают лишайники в Антарктиде. Живым  организмам приходится  выдерживать   здесь очень низкие  температуры и практически  полное отсутствие  воды: из-за низкой температуры осадки  тут выпадают   в виде  снега. Лишайники  не могут поглощать  воду  в такой  форме, поэтому  у них  выработалось приспособление  для  выживания – чёрная окраска слоевища. Под действие солнечного света  тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже  при низких температурах. Снег,  попавший на разогретое  слоевище, тает, и лишайник впитывает влагу.

Размножаются  лишайники, подобно грибами, спорами или отделившимися кусочками слоевища».

Сколько правильных суждений в нем приведено? Проверяем с помощью  сигнальных карточек:   утверждение  верное -  карточка зелённого цвета, утверждение  неверное – карточка  красного цвета

  1. Лишайники поселяются на местах, где другие растения произрастать не могут +
  2. Растут лишайники очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории  -
  3. Лишайники очень чувствительны к яду, особенно к сернистому газу,  содержащемуся  в  выхлопных газах автотранспорта +
  4. Окраска лишайника зависит от   цвета  субстрата, на котором он произрастает  -
  5. Лишайники размножаются семенами  -

Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного текста.

Задание 6.

Посмотрите карту  участка нашего города. Ответьте на вопрос:  В каком районе наибольшее видовое разнообразие  лишайников,  в каком – наименьшее и почему?

Задание 7. Прочитайте текст (стр.68). Заполните таблицу «Значение лишайников  в природе и жизни человека» (по группам, парам)

Значение лишайников

В природе

Для человека

Данный приём работы – заполнение таблицы, основанный на выделение    краткой, сжатой  информации.

Задание 8.  Викторина «Знаете ли вы?» задания по парам

  1. Почему при строительстве магистралей, трубопроводов и других сооружений в районах вечной мерзлоты происходит протаивание и просадка грунта?
  2. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?
  3. Почему вблизи лишайников гибнут бактерии и плохо прорастают споры других грибов?
  4. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Заполярья в свое безраздельное царство?
  5. Русский физиолог растений К.А.Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинксами». Объясните - почему?
  6. Лишайник съедобный нагревается в пустыне до +70? С и не погибает. Он может высохнуть, но во влажных условиях опять ожить. На каком свойстве основана система выживания лишайника?
  7. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?
  8. На территории Антарктиды растет два вида цветковых растений, а лишайников около 350 видов. Объясните.

 Викторина –  это опрос-соревнование, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.  В наших  карточках предложены «толстые» вопросы, направленные на критическое мышление.  

Задание 9. Прочитайте текст, найдите и исправьте  ошибки 

исправление – определение и корректировка   содержательных нарушений в тексте

         «Лишайники -  это группа живых организмов, тело которых образовано двумя организмами - грибом и мхом, находящимися в симбиозе. Зелёный мох снабжает гриб созданными им в процессе фотосинтеза органическими веществами, а получает от него кислород. Кроме того, гриб защищает мох от высыхания. Комплексная природа лишайников позволяет им получать питание из воздуха, атмосферных осадков, влаги росы и туманов, частиц пыли, оседающей на слоевище. Поэтому лишайники обладают уникальной способностью существовать в крайне неблагоприятных условиях.
           Тела лишайников -  слоевища. Жизненный  цикл этих организмов очень короткий. Лишайники живут  в среднем 7-10 лет.  В силу крайне малой скорости накопления органических веществ ежегодный прирост слоевища невелик и составляет в среднем 0,5-7 мм в год.

По внешнему виду талломы лишайников делятся на накипные,   листовые и кустовые.

Наиболее распространены накипные лишайники (около 80 % видов), имеющие таллом в виде тонкой корочки, прочно срастающейся с субстратом и неотделимой от него. Более высокоорганизованные листоватые лишайники имеют вид чешуек или пластинок. Кустистые лишайники представляют собой кустики.

Размножаются лишайники главным образом семенами.

Известно около 26 тыс. видов лишайников. Они широко распространены в природе за исключением Антарктиды. Лишайники весьма чувствительны к загрязнению воздуха и поэтому большинство из них быстро погибают в крупных городах, а также вблизи заводов и фабрик. По этой причине они могут служить индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами.

Лишайники играют существенную роль в почвообразовательном процессе, так как они постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются, а за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенною гумуса.

В хозяйственной деятельности человека важную роль играют прежде всего кормовые лишайники, такие как ягель, которые поедаются   северными оленями,   маралами, косулями, лосями.   Лишайники используются  в пищу, в парфюмерной промышленности, из них выделяют красители».

Домашнее задание  пересказ  №15, устные ответы на вопросы после параграфа.

2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: ЛИШАЙНИКИ Цель урока: изучить биологические особенности лишайников

Слайд 2

История Гриба и Водоросли Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. В толще воды плавали водоросли. - Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль. - Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше. - Ошибаешься, в воде много всякой пищи, просто ты ещё не научилась её использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, да вот грибница моя совсем коротенькая. Несчастные мы с тобой! - Так что же нам делать? - спросила Водоросль. - Давай дружить, - быстро ответил Гриб. - Да только как мы будем жить вместе? - задумчиво ответила Водоросль. - Не падай духом, - усмехнулся Гриб. - Жить мы с тобой будем в любом уголке, где есть влага. - В таком случае, я согласна! - радостно воскликнула Водоросль. С тех пор Гриб и Водоросль живут вместе и настолько сдружились, что их стали называть одним именем - Лишайник. Такая дружба в биологии называется симбиозом.

Слайд 3

Вопросы: Из представителей каких Царств состоят лишайники? Какие организмы называются симбиотическими?

Слайд 4

Задание Переведите рисунок-схему в текст

Слайд 5

Слоевище

Слайд 6

Задание. Вставьте в текст недостающие слова «Питание лишайников происходит за счёт деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды ….. с растворёнными в ней ………………… , а водоросль, в которой есть хлорофилл, образует… .……….... в процессе……….. Таким путём оба симбионта обеспечивают друг другу наилучшие условия для существования». воду минеральными веществами органические вещества фотосинтеза

Слайд 7

Задание Определите верные и неверные утверждения Лишайники поселяются на местах, где другие растения произрастать не могут Растут лишайники очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории Лишайники очень чувствительны к яду, особенно к сернистому газу, содержащемуся в выхлопных газах автотранспорта Окраска лишайника зависит от цвета субстрата, на котором он произрастает Лишайники размножаются семенами

Слайд 8

Условный знаке Название лишайника Условный знаке Название лишайника Бацидия желтоватая Леканора смешанная Веррукария чернеющая Лецидея каменистая Гипогимния вздутая Пармелия козлиная Гипогимния трубчатая Пертузария шариконосная Кладония бахромчатая Фисция з вёздчатая Ксантория постенная Эверния мезоморфная Схема. Распространение лишайников в Ярцевском районе

Слайд 9

Викторина “ Знаете ли Вы? ” Почему при строительстве магистралей, трубопроводов и других сооружений в районах вечной мерзлоты происходит протаивание и просадка грунта? Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют? Почему вблизи лишайников гибнут бактерии и плохо прорастают споры других грибов? Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Заполярья в свое безраздельное царство? Русский физиолог растений К.А. Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинксами». Объясните, почему? Лишайник съедобный нагревается в пустыне до +70? С и не погибает. Он может высохнуть, но во влажных условиях опять ожить. На каком свойстве основана система выживания лишайника? Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление? На территории Антарктиды растет два вида цветковых растений, а лишайников около 350 видов. Объясните.

Слайд 10

Задание Прочитайте текст §15, стр. 68. Заполните таблицу “ Значение лишайников в природе и жизни человека ” ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ в природе в жизни человека …… ……

Слайд 11

Домашнее задание §15, вопросы в конце параграфа. Найти около дома лишайник, зарисовать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом в биологическом образовании"

Презентация рассказывает о нескольких приёмах формирования грамотной работы с текстом на уроках биологии.Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все д...

Мастер-класс "Развитие навыков смыслового чтения"

Тема: Развитие навыков смыслового чтения как средство формирования метапредметных умений Цель : показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных умений, через различные приемы....

Сценарий мастер – класса по теме «Смысловое чтение как прием формирования УУД»

Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня...

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...

Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».

мастер-класс для учителей  математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»

поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...