Разработка урока:"Возникновение и развитие жизни на Земле"
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему

Рикунова Наталья Евгеньевна

Методические рекомендации к уроку с использованием ЭОР (презентаций учащихся) по линиии Пасечника В.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

«Возникновение и развитие жизни на Земле» 11  класс

Цель: убедить учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути

Задачи:

- Систематизировать и обобщить знания учащихся о процессе и основных итогах исторического развития органического мира;

- провести контроль знаний по крупным ароморфозам в эволюции органического мира;

- развивать умение создавать презентации, раскрывая этапы развития жизни на Земле;

- развивать умение формулировать выводы;

-формировать коммуникативные навыки в процессе работы в парах, при участии в учебном диалоге.

- продолжить формирование научного мировоззрения через этапы становления органического мира на планете;

Планируемые результаты:

Умение характеризовать основные события каждой эры; называть основные ароморфозы растительного и животного мира и закономерности исторического развития от архея до кайнозоя.

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование

1)Таблички с названием групп 1) учёные архея и протерозоя, 2) учёные палеозоя, 3) мезозоя, 4) кайнозоя;

    2)на интерактивной доске слова  для определения жизни (живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся,  самовоспроизводящиеся системы , построенные из биополимеров, белков и нуклеиновых кислот );

    3) слайд с  цепочками по ароморфозам для контроля знаний:

водоросли                 псилофиты,  папоротники               голосеменные,

голосеменные                 покрытосеменные,  кистепёрые рыбы              земноводные, земноводные             пресмыкающиеся, рептилии              птицы,  7) рептилии                   плацентарные млекопитающие;

    4) слайд с основными ароморфозами для самоконтроля

    5)листки бумаги для контроля знаний;

    6)мультимедийное оборудование;

    7) интерактивная доска.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа; работа в группах;

        

Применяемые технологии:  информационные технологии, обучение в сотрудничестве.

Содержание урока

  1. Организационный момент

Учащиеся проходят в кабинет, рассаживаются по группам, в зависимости от того в какой группе работали на прошлом уроке. Так формируется 4 группы: 1) учёные архея и протерозоя, 2) учёные палеозоя, 3) мезозоя,

4) кайнозоя.

2. Постановка цели, учебной задачи

-Сегодня мы завершаем изучение главы: «Развитие органического мира» и учебной задачей данного урока будет обобщить и систематизировать знания по данной теме с целью показать и убедиться в длительном поэтапном процессе эволюции органического мира.

3. Самостоятельная работа в группах и обсуждение результата

Для того чтобы систематизировать знания, вспомним современное определение жизни и гипотезу А.И.Опарина.

На интерактивной доске вы видите отдельные словосочетания. Ваша задача составить в группе определение жизни по М.В. Волькенштейну и его прокомментировать.

                                                     «Живые тела, существующие на Земле,                     представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

                                                                                          М.В. Волькенштейн

1 ученик составляет определение, используя интерактивную доску.                                                                                                                                                  

ОБСУЖДЕНИЕ:

      - Какие тела называют живыми?

- Когда зародилась жизнь на планете?

- Что означает «открытые системы»?

- Поясните: «саморегулирующиеся системы»?

ВЫВОД:

     - Попробуйте, применив данные свойства живого, раскрыть гипотезу

А.И. Опарина.

     - Как дальше развивалась жизнь, нам напомнят ваши творческие работы – презентации.

 

 4. Презентации эр по группам 

         Презентации по криптозою,  палеозою, мезозою, кайнозою                                        

                             

         

Используя мультимедийное оборудование, 1 ученик из группы демонстрирует      заранее подготовленную группой презентацию  (итог домашнего творческого задания).  

5. Самостоятельная работа в группах по формулировке выводов после каждой           презентации.    

     - После просмотра презентации по каждой эре, ваша задача, посовещавшись в группе в течение 1 мин, сформулировать и записать  в тетради вывод о важнейших событиях каждой эры.

6. Выступление групп по выводам с целью обобщения эволюции живого 

         ОБЩИЙ ВЫВОД: просмотрев презентации, мы смогли убедиться, в том, что ныне существующие живые организмы прошли длительный путь исторического развития, в ходе которого приобрели ароморфозы, способствующие биологическому прогрессу.

        7.  Индивидуальный контроль знаний  

         На слайде, вы видите названия групп растений и животных по усложнению их организации.

         Учебная задача: в течение 5 мин напишите на листках  какие ароморфозы приобрели данные организмы и какова их роль в эволюции.

         Работы собираю.

         Под звуки пения птиц по слайду – самоконтроль учащихся.

                                                                               

         8.    Подведение итогов, выставление отметок 

- Назовите закономерности исторического развития, которые мы проследили от архея до кайнозоя? (эволюция длительный, необратимый, непрерывный процесс возникновения адаптаций).

                                             Была Земля без человека

                                             Наверно знаете вы это.

                                             Но вот период тот настал

                                             И человек пред нами встал.

                                             

                                             Могучий сильный и опасный

                                             Был наравне со всеми он.

                                             Но время шло, и стал он властным

                                             Как изменился мир потом?

- Как появился человек на Земле, его дальнейшее развитие и результаты взаимодействия человека с природой – это наша следующая тема.

                                     

  5.       Домашнее задание:

Домашнее задание носит творческий характер, потребует использования дополнительной литературы, Интернета.

      В тетради в разделе: «Моё мнение» ответьте на вопросы:

   1) какая гипотеза происхождения жизни для вас наиболее убедительна?

   2) перечислите наиболее важные с вашей точки зрения ароморфозы живых организмов?

   3) предположите, как пойдёт дальнейшая эволюция человека? (опережающее задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина. Возникновение и развитие Жизни на Земле

Викторина состоит из основных вопросов, посвященных представлениям о возникновении жизни...

Тест по теме "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Тест по теме "Возникновение и развитие жизни на Земле" может использоваться для промежуточной  проверки знаний по теме....

Решение задач по теме «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Решение задач по теме «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»...

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Карта знаний.  Возникновение и развитие жизни на Земле....

Тестовая работа «Возникновение и развитие жизни на Земле», 9 класс

Тестовая работа «Возникновение и развитие жизни на Земле», 9 класс....

Технологические карты к теме "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Технологические карты расширяют возможность самостоятельного изучения материала, развивают читательскую компетентность и естественно-научную грамотность...