Программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Юные экологи"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_ekologi_2018.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

«Рассмотрено»

 Руководитель ШМО          

__________   /Мележик С.М./

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР    МБОУСОШ №1

____________  /Игнатович Е. Н./

 «____»____________20___г.

«Утверждаю»

И.о.директора                                МБОУСОШ №1

____________       /Ярков Д.П./

«_____» ________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

общекультурное направление

«Юные экологи»

основное общее образование (9 класс)

34 часа,  базовый уровень

Учитель:   Мележик С.М.

п.Тульский,                                          

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для работы с детьми по внеурочной деятельности  общекультурное направление «Юные экологи» и рассчитана на 2018-2019 учебный год. Программа направлена на получение основ экологии и экологической культуры. Рассчитана  на 1 час в неделю.

 В основу программы положены:

-принцип гуманизации (индивидуальный подход к каждому ребенку, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей);

-принцип разноуровневости (необходимость учитывать уровень подготовки ребенка, задания должны быть разного уровня сложности).

          Программа ориентирована на формирование у учащихся целостного восприятия окружающего мира, развитие познавательных способностей, воспитание всесторонне развитой личности, развитие экологической культуры.  Форма занятий предусматривается как групповая, так и индивидуальная.

      Данная программа способствует воспитанию в детях чувства любви к Родине, к окружающей среде, а также овладению прикладными знаниями и практическими умениями и навыками бережного отношения к природе, соблюдение правил поведения в природе, воспитание экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни.                                                                                                                                         В программу включены темы национально-регионального компонента по Республике Адыгея.

Цель программы по внеурочной деятельности «Юные экологи»:

- формирование экологического мировоззрения учащихся;

-воспитание убежденности в необходимости охраны и изучения окружающей среды;

-воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование экологической культуры;

-формирование понятия о целостности природных комплексов Республики Адыгея;

-воспитание патриотических и эстетических чувств.

Задачи программы по внеурочной деятельности «Юные экологи»:

-усвоение научных знаний о природе;

-понимание многосторонней ценности природы для общества;

-овладение нормами правильного поведения в природной среде;

-развитие потребности общения с природой;

-активация деятельности учащихся по улучшению природной среды;

-изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности;

-усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей;

-развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся;

-привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды;

-развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, охране окружающей среды);

-овладение приемами самостоятельной работы с дополнительной литературой, интернетресурсами.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:

Предметные результаты:

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); способы сохранения окружающей природы;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших  описаний, выводов;

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

1. Введение.

Знакомство детей с целями и задачами внеурочной деятельности и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Представление об основных понятиях (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

2 ч.

2. Вода-источник жизни.

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды

 Берегите воду!

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение воды. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Обсуждение вопросов о значении воды в жизни растений и животных, вода и здоровье человека.

Выявление условий жизни растений и животных.

4 ч.

3. Среда обитания.

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Понятие о среде обитания, средах жизни: почвенная, наземно-воздушная, водная, тела других организмов. Выявление причин изменения окружающей среды. Рассмотрение условий жизни растений и животных.

9 ч.

4. Растительность.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Понятие о лекарственных растениях. Комнатные растения: разведение и уход за ними.

8 ч.

5. Жизнь животных.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Выявление отличительных признаков животных. Ответ на вопрос: Животные, какие они?

Хищники и травоядные животные.

Разнообразие рыб. Промысловые рыбы, их рациональное использование. Рыбы Республики Адыгея.

Человек и животные. Животноводство.

7 ч.

6. Водоемы.

Реки и озера, моря и океаны. Знакомство с пресноводными животными и морскими обитателями.

3 ч.

Итоговое занятие.

1 ч.

   МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Специфика курса внеурочной деятельности «Юные экологи» требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой. Как правило,  занятия оснащаются большим количеством наглядных пособий, таблиц, схем, гербариев. Что необходимо для изучения данного курса внеурочной деятельности.

Это живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе, условия содержания — отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, а также в оформлении интерьера.

Из животных рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), мушек-дрозофил. Желательно наглядные пособия, в том числе живые объекты, использовать не только для иллюстрации учебного материала, но и для доказательства правильности научных рассуждений.

Демонстрационные таблицы на печатной основе — наиболее распространённое и доступное учебное оборудование. Они не требуют для использования сложных приспособлений, несут адаптированную для учащихся научную информацию.

Раздаточный материал карточек по различным разделам помогает при изучении тем, способствует более легкому и осмысленному запоминанию, зрительному представлению.

Дидактическое назначение экранно-звуковых средств. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.

Мультимедиапроекция — новая развивающаяся технология. Это собирательное название для всех типов проекторов, работающих от цифрового сигнала. Они обладают хорошими техническими характеристиками и дополнительными возможностями, такими как технология матрицы, инфракрасный пульт и т. д. ресурсами.

Планируемые результаты изучения курса «Юные экологи» по внеурочной деятельности (общекультурное направление)

- Составлять план текста;

- Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- Выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

- Под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- Получать биологическую информацию из разных источников;

- Определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

- Находить информацию  в научно-популярной литературе,  словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

- Оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

- Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; п

- Характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;

- Знать взаимоотношения живых организмов;

- Виды сообществ живых организмов;

- Взаимодействие человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие;

- Уметь сотрудничать с товарищами в достижении цели;

- Выполнять работу в парах и индивидуально;

- Моделировать и оценивать различные ситуации, находить выход из сложившейся ситуации;

- Находить выход из проблемных ситуаций, оценивать свою работу;

- Защита проекта, умение донести информацию до слушателя, ответить на поставленные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".

                   Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Культура речи" 6 класс

Данная программа направлена на формирование у обучающихся УУД, обеспечивающих незатрудненноек построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом".

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление "Земля-наш дом"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Страна этикета» для обучающихся с умственной отсталостью

Пояснительная записка Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления практикум «Путешествуем с английским»

Целью работы курса внеурочной деятельности дать представление о социокультурном портрете стран, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить...