Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»
статья по биологии на тему

Людмила Николаевна Романцова
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных компетенций, является развитие у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей. Чтобы быть успешным в стремительно развивающемся мире, необходимо обладать высоким интеллектом и входящих в него когнитивных способностей. Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов мыслительных действий по переработке этой информации в процессе её использования при выполнении различных творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romantsova_statya_2018.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Романцова Л.Н, МБОУ Бутурлиновская СОШ

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных компетенций, является развитие у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей. Чтобы быть успешным в стремительно развивающемся мире, необходимо обладать высоким интеллектом и входящих в него когнитивных способностей.

Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов мыслительных действий по переработке этой информации в процессе её использования при выполнении различных творческих заданий.

Значимость познавательных навыков в системе образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) установил требования к организации образовательного процесса в общеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых:


· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;

 · активная учебно-познавательная деятельность; · формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному
образованию.


Смещение образовательных акцентов усиливает значимость познавательной
активности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения.
При всей многоплановости подходов к понятию «познавательная активность» можно выделить две наиболее типичных точки зрения:
1) познавательная активность как деятельность;
2) познавательная активность как черта личности.

Четыре правила развития познавательной активности в обучении

Правило 1. СНАЧАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, А ЗАТЕМ УЧЕНИЕ.
Правило 2. СНАЧАЛА ПРАКТИКА, А ЗАТЕМ ТЕОРИЯ.
Правило 3. НУЖНЫ ТВЕРДЫЕ ЗНАНИЯ.
Правило 4. СОЗДАЁМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Приемы формирования познавательных умений на уроках биологии

В своей работе применяю следующие приёмы формирования познавательных навыков.

Обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике действий. Такой метод, как самостоятельная работа с дополнительной литературой может быть репродуктивным, но когда учащиеся по заданию учителя читают текст, преобразуя его в план, схему, таблицу, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями (анализ, сравнение, выделение главного).[2] Метод активизирует логическое мышление, позволяет дифференцировать работу с учащимися. Учащиеся получают памятку для работы с текстом и правила оформления письменного результата. (Тема «Режим питания)

В ходе обучения использую разнообразные приемы работы с текстом, которые могут играть важнейшую роль в формировании познавательных навыков :

Например, задания:

1. Прочитайте часть материала «Энергия пищи». Представьте содержание прочитанного в виде схемы, рисунка;

После прочтения текста необходимо проверить, удалось ли:

-сформулировать основную мысль прочитанного

-обозначить главные мысли каждой части прочитанного текста

2. Задание «лови ошибку» - учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками, которые необходимо исправить. Можно поручить приготовить такие тексты учащимся в качестве творческого задания.

3. Выделить ключевые слова в отрывке текста, записать их.

4. Заполни «слепой текст» терминами из изученного материала. (Горячее питание — завтраки, обеды должны обеспечивать до ….% потребности подростков в энергии и питательных веществах. Режим питания определяет не только …. приемов пищи и интервал между ними, но и … калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по …. пищи в течение дня.)

5. Чтение с пометками. Прочитайте внимательно текст, сделайте на полях пометки: V- напротив, предложений, в которых содержится известная вам информация, + - напротив предложения, содержащих новую для вас информацию, ! – если информация вас удивила или вызвала интерес. На основе пометок в тексте структурируйте всю известную и новую для вас информацию в таблицу, а в последнюю колонку запишите то, что еще вы бы хотели узнать.

На своих уроках я стараюсь развивать логические УУД, которые способствуют развитию логических операций (определение понятий, обобщение, формулирование вопросов- понятий и вопросов-суждений, выявление и разрешение противоречий) и приемами (анализ, синтез, сравнение)

Развитию памяти, внимания и логического мышления способствуют различные тестовые задания.

- метод аналогии, т.е. подбираем подходящие по смыслу слова

Н-р, белки-строительный материал, углеводы- энергия

- обобщение

Что общего между жирами, белками и углеводами?

- найти «лишнее» слово в списке, объяснить свой выбор:

Здоровье, болезнь, режим дня

- разделить на группы процессы, понятия (развивается умение структурировать информацию, классифицировать)

Запиши в правильном порядке: сон, прогулка, зарядка, завтрак, ужин, учебные занятия

-игровая «мозаика»

За определенное время ребята должны сложить рисунок из фрагментов и рассказать о данном объекте

Большой интерес у ребят вызывают познавательные задачи, которые ставят их в затруднительное положение. Такие задачи способствуют познанию учащимися многих общественных законов, пониманию различных факторов и явлений: почему и что может им помешать вовремя позавтракать, пообедать, поужинать и т. д? Что можно сделать, чтобы, несмотря на эту причину, не нарушать режим питания?

Знаково-символические

- схематизация предлагает учащимися самостоятельно в течение недели заполнять таблицу в рабочей тетради, отмечая наличие в своем рационе продуктов растительного и животного происхождения — источников белков, жиров и углеводов.

Составь систему понятий в тетради в виде схемы

Представь фрагмент текста в форме таблицы

- моделирование

При изучении тем «Режим питания», «Энергия пищи», учащимся предлагается составить меню ужина с учётом энергозатрат., [1]

составьте страницу энциклопедии об углеводах с выделением существенных признаков веществ.

проведите репортаж специальных корреспондентов с выставки «Важные продукты»;

напишите рассказ, о людях которым благодаря своим усилиям удалось победить тяжелый недуг.

Проблемно-поисковые

Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

- постановка проблемного вопроса

- сообщение фактов, выдвижение гипотез

Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие.

Для развития внимания учащихся применяю наглядный материал, артистические способности и многое другое, потому что, когда учащихся удается увлечь предметом, постижение сути и запоминание происходят как бы сами собой, без усилий с их стороны.  В любой деятельности, независимо от того, существует интерес или нет, необходимо постоянно акцентировать внимание собеседника или слушателя на особенно важных словах. Для этого использую такие конструкции, как «Обратите внимание на...», «Посмотрите сюда», «Послушайте, что я скажу...». А если начертить схему или какой-либо графический рисунок, тогда внимание сосредоточится на нем. В этот момент автоматически производится действие, которое заложено еще с детства: выделение по сигналу предметов как таковых из общей массы непонятных форм и очертаний

 Итак, когнитивные навыки - обеспечивают учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться».[3]

Китайская мудрость гласит: «Не знать - не страшно, страшно - не хотеть знать». Вся деятельность учителя должна быть направлена на создание благоприятных условий для развития познавательных способностей каждого ученика, обеспечение положительной мотивации обучения.

С самого момента рождения, когнитивные (познавательные) способности ребенка нуждаются в развитии - это должно стать одной из важных задач учителей.[4] .

Использованная литература

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
  2. Лошкарева, Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08.: / Лошкарева Наталья Александровна. М., 1990.

Интернет-ресурсы

3.https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/kognitivnye-funktsii-eto.html

4.http://kak-bog.ru/kognitivnye-sposobnosti-chto-eto-takoe-kak-ih-razvit


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Методическая разработка для педагогов. Система работы по теме : Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы " Разговор о правильном питании"

Одним из направлений в образовательной программе МКОУ " Кожильская СОШ" является реализация программы " Разговор о правильном питании"Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкр...

Развитие у учащихся познавательных навыков на уроках технологии при реализации программы «Разговор о правильном питании».

Детям свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Учить ребенка заниматься спортом, правильно питаться, нужно начинать уже с малых лет, тем более, что  дети общаются, делятся свои...

Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Методическая разработка  по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...