ОГЭ 2018 .Часть 2 с ответами
тест по биологии (9 класс) на тему

Завойчинская Ирина Григорьевна

Материал содержмит несколько вопросов по биологии  и ответы на них.

Вопрос 29, 30. Содержат  по   7 текстов, на основе каждого из которых задаются несколько  вопросов.  Дано содержание верного ответа и  указания по оцениванию в баллах.

Вопрос 31, 32. Содержат по 8 текстов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Биология ОГЭ 2018 ч.2 с ответами91.54 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос 29

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ

У большинства грибов вегетативное тело представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из тонких, толщиной в несколько микрон, ветвящихся нитей с верхушечным ростом и боковым ветвлением. Клетки грибницы имеют хорошо выраженные клеточные стенки. В состав клеточной стенки в качестве скелетного компонента обычно входит хитин.

Различают несколько видов грибницы. Неклеточный мицелий лишён перегородок и представляет собой как бы одну гигантскую клетку с большим числом ядер. Такая грибница характерна для плесневого гриба мукора (белой плесени). Клеточный мицелий, например, грибница плесневого гриба пенициллума, напротив, разделён перегородками на отдельные клетки, содержащие одно, два или много ядер. У некоторых грибов, например, дрожжей, вегетативное тело (грибница) представлено одиночными почкующимися клетками. Клетки дрожжей при почковании не расходятся, из них образуются цепочки, называемые псевдомицелием.

Большинство собираемых нами в лесу съедобных грибов относятся к особой группе грибов-микоризообразователей. Она получила своё название из-за того, что грибница этих грибов образует симбиоз с корнями деревьев (микоризу). Помимо съедобных к микоризообразователям относятся и некоторые ядовитые грибы, например мухомор.

Многие необходимые растениям элементы, например соединения фосфора, кальция, калия, азота, находятся в почве в недоступной для растений форме. И если бы симбиоз грибов и растений не был так широко распространён в природе, растения сильно страдали бы от минерального голода. Кроме того, микоризные грибы участвуют и в защите растений от патогенных организмов. Предоставляя столь многочисленные преимущества растениям, грибы получают от них углеводы, которые из-за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами.

29. Используя содержание текста «Строение и значение грибов», ответьте на следующие вопросы.

 1) Как устроен неклеточный тип мицелия?

     2) Какой тип мицелия характерен для пенициллума?

     3) Каково значение плесневых грибов в биоценозе? (назовите одно из значений)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Ответ на первый вопрос.

1)Гигантская клетка с большим числом ядер

Ответ на второй вопрос.

2) Клеточный.

Ответ на третий вопрос.

3) Ограничивают численность бактерий или играют роль редуцентов.

Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                               Максимальный балл

3

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЖВАЧНЫХ

Основным пищевым продуктом для оленей как жвачных парнокопытных млекопитающих служат, прежде всего, молодые побеги. Корм этот очень объёмный и малопитательный. В нём много воды, плохо переваримой клетчатки и очень мало белка (1,7%, в то время как в мясе его 22%, в 13 раз больше). Поэтому олени поедают огромное количество корма.

Олени срывают растительность губами, резцами и похожими на них клыками нижней челюсти. На верхней челюсти резцов и клыков нет. Когда проглоченная пища по пищеводу поступает в многокамерный желудок, она прежде всего попадает в самый объёмный отдел желудка - рубец, в котором начинается переваривание клетчатки под влиянием слюны и обитающих здесь бактерий и простейших. Затем пища попадает из рубца в сетку (название связано с ячеистым строением стенок этого отдела), откуда порциями отрыгивается по пищеводу в ротовую полость.

Наблюдая за оленем, можно видеть, что он всё время жует (отсюда и название всех парнокопытных, кроме свиней и бегемотов, - жвачные). Коренные зубы жвачных имеют широкие плоские поверхности, ими животное перетирает отрыгнутую грубую пищу до состояния жидкой кашицы, после чего снова её заглатывает. На этот раз пища попадает в третий отдел — книжку. Стенки этого отдела имеют многочисленные складки, похожие на листы книги. Здесь заканчивается переваривание клетчатки.

Таким образом, для переваривания клетчатки необходимо, чтобы пища последовательно прошла через рубец, сетку и книжку.

Из книжки пищевые массы попадают в последний отдел желудка - сычуг. Это и есть настоящий желудок, предназначенный для переваривания белков корма. Его стенки имеют пищеварительные железы, выделяющие желудочный сок, переваривающий белки пищи. Однако, если бы трава сразу же поступала в сычуг, она не переваривалась бы совершенно.

29. Используя содержание текста «Особенности пищеварительной системы жвачных», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие отделы образуют желудок жвачного животного?

2) Объясните, почему возникла необходимость в таком сложном устройстве желудка у жвачных парнокопытных?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, нс искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Ответ на первый вопрос.

  1. Рубец, сетка, книжка, сычуг

Ответ на второй вопрос.

  1. Луговая трава малопитательна. В ней много воды, плохо

перевариваемой клетчатки и очень мало белка.        

  1. Для лучшего переваривания клетчатки необходимо, чтобы пища последовательно прошла через все отделы желудка.

Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

ПИЩЕВЫЕ ПРИСТРАСТИЯ

Чем больше съешь, тем меньше проживешь. Переедание сокращает жизнь животных и ускоряет старение. Однако для долгой жизни важно не только количество потреблённых калорий, но также их источник. Животные это прекрасно чувствуют и, когда имеют в своём распоряжении достаточное разнообразие кормов, умело их комбинируют. Коты, например, следят, чтобы не перебрать углеводов.

Изучением пищевых пристрастий у насекомых долгое время занималась группа французских учёных. В первых своих экспериментах они убедились, что если чёрных садовых муравьев кормить пищей, где соотношение белков к углеводам составляет 5:1, то они мрут как мухи. Исследователи задались вопросом, что именно им вредит: избыток протеинов или недостаток углеводов, и для его разрешения продолжили кормовые эксперименты. Учёные взяли шестьдесят четыре пластиковых чашек диаметром 10 см, и в каждую поместили по 200 рабочих муравьёв. Первая восьмёрка получала глюкозы столько же, что и в высокобелковом корме, а протеинов в пять раз меньше, чем углеводов. Вторая восьмёрка получила безуглеводный рацион с концентрацией белка 167 г/л, третья - оба корма на разных тарелочках. Ещё восьми группам достался исходный  высокобелковый продукт 5:1. Насекомые, получившие корм с большим количеством белка, долго не протянули, на 50-й день в гнёздах не осталось  ни одного живого муравья. Дольше всего, примерно 350 дней, просуществовали группы, которым предоставили оба вида корма - углеводный и чисто белковый. Они прекрасно составили себе рацион, наведываясь в основном к кормушке с глюкозой. Около 300 дней жили колонии, получившие еду с малым содержанием глюкозы и белков. Низкая концентрация углеводов муравьям не помешала. Недостаток глюкозы они компенсировали более активным её поеданием. Так что колония рабочих муравьев умеет регулировать своё питание так, чтобы продолжительность жизни была максимальной.

29. Используя содержание текста «Пищевые пристрастия», выполните задания и ответьте на вопрос.        

  1. Какую рабочую гипотезу проверяли французские учёные?
  2. Вычислите количество муравьев, содержащихся на безуглеводном рационе, и погибших на 50 день эксперимента.
  3. Что явилось главной причиной быстрой массовой гибели насекомых в эксперименте?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Ответ на первый вопрос.

  1. Что вредит муравьям: избыток протеинов или недостаток углеводов.

Выполнение второго задания.

  1. Получен ответ: 200 х 8 = 1600 насекомых.

Ответ на третий вопрос

  1. Избыток белка в предложенных экспериментаторами кормах.

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не

содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ

Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, - они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.

Болгарская палочка - вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

       Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки - в мочёные, а огурцы - в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку  энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

                   Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

29. Используя содержание текста «Полезные бактерии», ответьте на вопросы.

1)    Какие условия необходимы для получения простокваши?

  1. Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
  2. Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Ответ на первый вопрос.

  1. Молоко, культура бактерий, тепло.

Ответ на второй вопрос.

  1. Энергия извлекается при расщеплении (брожении) молекул сахара.

Ответ на третий вопрос.

  1. Молочнокислые бактерии перерабатывают веществ больше, чем обыкновенные амёбы, так как процесс брожения менее эффективен, чем расщепление с участием кислорода.

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

        3

ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид - паразит - использует другой - хозяина - в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления - присосками, крючочками, шипиками - и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной - от временных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу - раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Пример симбиоза - взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами - подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

29. Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз», ответьте на вопросы.

  1. Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?
  2. Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?
  3. В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Ответ на первый вопрос.

  1. Паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение.

ИЛИ

Присоски, крючки, шипики.

Ответ на второй вопрос.        .

  1. В симбиозе партнёры получают пользу.

Ответ на третий вопрос.

  1. Паразитизм в процессе эволюции может перейти в нейтральные взаимоотношения.

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование — это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например, пиши, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.

Внутривидовая борьба за существование — борьба между, особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.

Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование - борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) - чёрного таракана.

Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.

Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.

Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.

29. Используя содержание текста «Борьба за существование», ответьте на вопросы.

  1.  В чем особенность внутривидовой борьбы за существование?
  2. Что является результатом межвидовой борьбы за существование?

3)     Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Олмге/w на первый вопрос.

  1. Борьба между особями одного вида за одни и те же ресурсы окружающей среды.

Ответ на второй вопрос.

  1. Уменьшение численности одного из двух видов.

ИЛИ

Вытеснение одного вида другим.

Ответ на третий вопрос.

  1. Борьба с неблагоприятными условиями среды приводит к отбору особей, наиболее устойчивых к данному комплексу физических условий.

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

Одна из самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит «коко»). Плоды кокосовой пальмы — волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в десятку важнейших деревьев мира.

Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло — пищевое и техническое — отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых — прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов — прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде — служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20-25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать 6,5 м в длину и до 1,5 м в ширину. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

29. Используя содержание текста «Кокосовая пальма», ответьте на вопросы.

  1. Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?
  2. Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?
  3. Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Ответ на первый вопрос.

  1. В плоде орех находится одно семя.

Ответ на второй вопрос.

  1. В зародыше содержится запас воды.

Ответ на третий вопрос.

  1. Остатки оснований листовых черешков создают ступеньки - опоры для сборщиков

Правильный ответ включает в себя все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает в себя два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                Максимальный балл

3

Вопрос 30

30. Пользуясь таблицей «Содержание белков в органах и тканях человека», ответьте на следующие вопросы.

                                                                                                                                                                     Таблица

Содержание белков в органах и тканях человека

Органы

и ткани

Содержание белков, %

Органы

 и ткани

Содержание белков, %

от

сухой

массы

от общего

количества

белка

в организме

человека

от

сухой

массы

от общего

количества

белка

в организме

человека

Кожа

63

11,5

Почки

72

0,5

Кости (твёрдые ткани)

20

18,7

Поджелудочная

железа

47

0,1

Зубы (твёрдые ткани)

18

0,1

Пищеварительный тракт

63

1,8

Поперечно

полосатые

мышцы

80

34,7

Жировая ткань

14

6,4

Мозг и нервная ткань

45

2,0

Остальные

ткани:

Печень

57

3,6

жидкие

85

1,4

Сердце

60

0,7

плотные

54

14,6

Лёгкие

82

3,7

Всё тело

45

100

Селезёнка

84

0,2

  1. Какая система органов человека из числа приведённых в таблице содержит белка от общего его количества максимально?
  2. Какие органы организма человека в большей степени состоят из белка? Назовите три органа.
  3. Чем ещё, кроме белка, образована сухая масса органов человека?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

  1. Система опоры и движения.
  2. Селезёнка, лёгкие, мышцы.
  3. Органические вещества, минеральные соли.

ИЛИ        

Жиры, углеводы, витамины, нуклеиновые кислоты и минеральные соли

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

30. Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека (в л), ответьте на следующие вопросы.

                                                                                                                                           Таблица

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

Поступление

воды

Количество воды (в л)

Органы, участвующие в выделении воды

Количество воды

(в л)

Жидкость

1,2

Почки

1,4

Лёгкие

0,5

Плотная пища

1,0

Кожа

0,5

Прямая кишка

0,1

Итого

2,2

2,5

  1. Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?
  2. В составе каких веществ вода выделяется из организма?
  3. Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

  1. 2,2 л.
  2. Моча, кал, выдыхаемый воздух, пот.
  3. В таблице не учтена метаболическая вода

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

30. Пользуясь таблицей «Влияние табакокурения на здоровье человека», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Влияние табакокурения на здоровье человека

Болезни,

связанные

с курением

Ежегодная смертность от болезней,

тыс.

человек

Средний срок продолжительности жизни курильщика, связанный с

данным

заболеванием, лет

% курящих среди умерших отданной болезни в России

Снижение смертности от болезней, связанных с курением,

за последние 5 лет, %

в Европе в среднем

в России

Ишемическая

болезнь

сердца

700

45-47

48

25

5

Инсульт

300

50-55

12

Туберкулёз

15

50-57

3

Рак лёгких

900

60-62

95

  1. Какое из заболеваний связано с курением в большей степени, чем остальные заболевания?
  2. Можно ли на основании данных таблицы сделать вывод о том, что табакокурение - одна из основных причин смертности от туберкулёза (ответ поясните).

3)Почему табакокурение способствует развитию болезней сердца?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

  1. Рак легких.
  2. Нет. Согласно данным таблицы, среди умерших от туберкулёза только 3% курильщиков.
  3. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов сердечной мышцы. В результате она не получает необходимого кислорода и питательных веществ, что провоцирует развитие болезней сердца

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

30. Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в район села Пруткино», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

                                       Таблица

Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино

Название

растения

Покрытие площади в 1м2, %

Характер

распределения

Процент цветущих растений по отношению

к встреченным

Медуница

мягкая

10

Отдельные группы

12

Сон-трава

3

Одиночно

7

Адонис весенний

10-30

Отдельные группы

23

Мать-и-мачеха

обыкновенная

50-70

Равномерно

49

Хохлатка

плотная

4

Одиночно

9

Гусиный лук жёлтый

10-30

Отдельные группы

35

Фиалка

удивительная

10-30

Отдельные группы

45

Первоцвет

крупночашечный

50-70

Равномерно

64

  1. Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?
  2. Какие виды находятся под угрозой исчезновения?
  3. Укажите две меры, которые необходимо принять для охраны исчезающих видов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

  1. В данном регионе наиболее широко распространены

первоцвет крупночашечный и мать-и-мачеха обыкновенная.

  1. Под угрозой исчезновения находится сон-трава и хохлатка плотная.
  2. Меры по охране: пропагандировать необходимость защиты растений разными способами: статьями, плакатами, устанавливать штрафы за сбор редких растений и т. д.

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

30. Пользуясь таблицей «Важнейшие показатели сердечно-сосудистой системы» ответьте на следующие вопросы.

                                                                                                                                                                                     Таблица

Важнейшие показатели сердечно-сосудистой системы

Организм

Частота пульса, уд/мин

Артериальное давление, мм рт. ст.

систолическое

(верхнее)

диастолическое

(нижнее)

Человек

60-80

120

80

Корова

50-80

140

30

Лошадь

25—45

120

35

Свинья

60-90

160

50

Собака

70-120

120-140

0 40

1)У каких домашних животных из числа приведённых частота пульса практически одинакова у всех представителей?

2) Почему у собак наблюдаются такие расхождения в пульсе?

3) В какой момент сердечного цикла возникает систолическое давление?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1)Свинья и корова.

2) Встречается много пород собак. Как известно, чем мельче животное, тем интенсивнее у него бьётся сердце и наоборот.

3) В момент выброса крови в аорту из левого желудочка

Правильный ответ включает в себя все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов.

ИЛИ

Ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но

содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

0

                                                                                                 Максимальный балл

3


30. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови», ответьте на следующие вопросы.

                                                                                                                                                                       Таблица

Химический состав морской воды и сыворотки крови

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Са)

1,2

1.0

Калий (К)

1,8

2,6

Хлор (С1)

55,2

45,0

Кислород (О)

5,6

9.9

Другие элементы и соединения

1,9

2,0

Итого

100

100

  1. Процентное содержание каких химических элементов выше в морской воде, чем в сыворотке крови?
  2. Содержание какого химического элемента, относящегося к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?
  3. Чем сыворотка крови отличается от плазмы?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. магний, кальций, хлор;
  2. натрий;
  3. в сыворотке отсутствует фибриноген, а в плазме он есть

Правильный ответ включает все перечисленные элементы при отсутствии биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов при отсутствии биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

                                                                                         Максимальный балл

3

30. Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период активности и во время спячки», ответьте на следующие вопросы.

                                                                                                                                                                               Таблица

Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период активности и во время спячки

Название

животного

Пульс в минуту

Температура тела, °C

% потери в весе

в период

активности

во время

спячки

в период

активности

во время

спячки

Ёж

75

25

35,5

3,1

31,2

Лету чая мышь

420

16

37,5

2,6

33,5

Хомяк

175

13

38,5

4,5

35

Жёлтый суслик

225

12

37,0

1,4

43

  1. Опускается ли температура тела животных ниже О °C во время спячки?
  2. Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности?
  3. Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

  1. Ниже 0 °C температура тела животных не опускается.
  2. Больше энергии тратит летучая мышь.
  3. Суслики живут в степях и полупустынях. При засухах пища заканчивается летом, поэтому они уже в это время года впадают в спячку и спят до следующей весны

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Вопрос 31

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность

(ккал)

Белки

(г)

Жиры

(г)

Углеводы

(г)

Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина)

425

39

33

41

Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сэндвич с куриной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий

сильногазированный

напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст,

лет

Белки

(г/кг)

Жиры

(г/кг)

Углеводы

(Г)

Энергетическая потребность (ккал)

7-10

2,3

1,7

330

2550

11-15

2,0

1,7

375

2900

16 и старше

1,9

1,0

475

3100

Таблица 3

Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%

31. Гарик активно занимается настольным теннисом. После утренней тренировки он решил перекусить в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Гарику оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты, во время тренировки, если её продолжительность составила 130 минут. При выборе учтите, что Гарик обязательно закажет омлет с ветчиной. В ответе укажите энергозатраты спортсмена во время тренировки, заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность завтрака, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, количество углеводов в нём.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа.        

Энергозатраты во время тренировки -715ккал

Заказанные блюда: омлет с ветчиной, апельсиновый сок, вафельный рожо        

Калорийность заказанного завтрака — 710 ккал; количество углеводов -92 г

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено заказанное меню, указаны оптимальная (нехватка до 5%) калорийность блюд и максимальное содержание углеводов в них

3

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность блюд и содержание углеводов, но в меню не учтено требование, что в него должен входить омлет с ветчиной. ИЛИ

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны оптимальная (нехватка до 5%) неверно калорийность блюд и/или максимальное содержание углеводов

2

Верно указаны только энергозатраты во время тренировки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                 Максимальный балл

3

31. 14-летняя Софья в зимние каникулы посетила Псков и его окрестности. Перед экскурсией в Государственный Пушкинский заповедник она позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на второй завтрак следующие блюда и напитки: сэндвич с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри и стакан сладкого сильногазированного напитка.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3 определите рекомендованную калорийность второго завтрака, если Софья питается четыре раза в день, реальную энергетическую ценность заказанных блюд второго завтрака, количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа.

Рекомендуемая калорийность второго завтрака - 522 ккал. Калорийность заказанных блюд и напитков - 775 ккал.

Количество углеводов во втором завтраке - 106 г.

Отношение углеводов, поступивших с пищей, к суточной норме:

106 к 375 или 0,28, или 28%        

Верно указаны рекомендуемая калорийность, калорийность

заказанных блюд и напитков, количество углеводов и отношение поступивших углеводов к суточной норме

3

Верно указаны любые три значения

2

Верно указаны любые два значения

1

Верно указано одно любое значение.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

31. 12-летняя Ольга вместе с родителями в каникулы посетила Владимир. После посещения Золотых ворот семья решила поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Ольги, если она питается четыре, раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности с минимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Ольга обязательно закажет салат «Цезарь» и стакан чая с одной ложкой сахара. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность и количество жиров в нём.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа.

Калорийность ужина - 522 ккал.

Заказанные блюда: салат «Цезарь», стакан чая с сахаром (одна ложка), маленькая порция картофеля фри.

Энергетическая ценность заказанных блюд ужина - 509 ккал; количество жиров в нём - 24 г

Верно определены три значения и приведены выбранные блюда

3

Верно определены любые два значения и приведены выбранные  блюда

2

Верно определена только рекомендованная калорийность ужина.

 ИЛИ

Указано одно значение и приведены выбранные блюда

1

Верно определено одно значение, и отсутствуют выбранные блюда.

ИЛИ

Приведены только выбранные блюда.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

                                                                                         Максимальный балл

3

31. 15-летний Николай в зимние каникулы посетил Государственный природный заповедник «Столбы» в Красноярске. После экскурсии он поужинал в местном кафе быстрого питания. Николай заказал себе следующие блюда и напитки: сэндвич с ветчиной, картофель по-деревенски и стакан сладкого сильногазированного напитка. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендуемую калорийность ужина, энергетическую ценность заказанных блюд, количество поступивших с пищей углеводов и отношение количества поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа.

Рекомендуемая калорийность ужина - 522 ккал.

Калорийность заказанных блюд и напитков - 865 ккал.

Количество углеводов в ужине - 115 г.

Отношение углеводов, поступивших с пищей, к суточной норме:

115 к 375 или 0,30, или 30%

Верно указаны должная калорийность, калорийность ужина, количество углеводов и отношение поступивших с пищей углеводов к суточной норме

3

Верно указаны любые три значения

2

Верно указаны любые два значения

1

Верно указано одно любое значение.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

31. Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг. Рассчитайте рекомендуемую калорийность и количество белков, жиров и углеводов (в г) в ужине Николая, с учетом того, что подросток питается четыре раза в день.

в ужине Никола

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно определены следующие значения:

Количество калорий — 522 ккал;         

Количество белков — 20 г;        

Количество жиров- 17г;

Количество углеводов - 68 г

Верно определены 4 значения

3

Верно определены любые 3 значения

2

Верно определены любые 2 значения

1

Верно определено любое 1 значение.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

                                                                                                                                      Максимальный  балл

3

31. В воскресенье 15-летний Александр посетил Третьяковскую галерею в Москве, а в обед он решил перекусить в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Александр питается четыре раза в день. Предложите Александру оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что он обязательно закажет сэндвич с ветчиной, мороженое с шоколадным наполнителем и апельсиновый сок. В ответе укажите: калорийность обеда при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые нс должны повторяться; их энергетическая ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность обеда, и количество углеводов в нём.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа.

Калорийность обеда — 1450 ккал        

Заказанные блюла: сэндвич с ветчиной, мороженое с шоколадным наполнителем, апельсиновый сок, картофель по-деревенски, вафельный рожок, салат овощной.

Энергетическая ценность заказанных блюд обеда - 1440 ккал; количество углеводов -190 г

Верно определены три значения и верно приведены выбранные блюда

3

Верно определены любые два значения и верно приведены выбранные блюда

2

Верно определена только рекомендованная калорийность обеда.

ИЛИ

Указано одно значение и верно приведены выбранные блюда

1

Приведсны только выбранные блюда.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

                                                                                                      Максимальный балл

3

31. Владимир занимается ритмической гимнастикой, после одной из тренировок он решил поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Владимиру оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки продолжительностью 2 часа 30 минут. При выборе учтите, что Владимир обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем и сладкий напиток. В ответе укажите энергозатраты Владимира; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки, и количество жиров в нём.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа.

Энергозатраты во время тренировки - 975 ккал.

Заказанные блюда: мороженое с шоколадным наполнителем; сладкий сильногазированный напиток, салат «Цезарь» и маленькая порция картофеля фри.        

Калорийность рекомендованного ужина — 970 ккал; количество -  жиров 35 г

ИЛИ

Заказанные блюда: мороженое с шоколадным наполнителем, апельсиновый сок, омлет с ветчиной и овощной салат.

Калорийность заказанного ужина — 960 ккал; количество  жиров — 25 г

Верно указаны энергозатраты во время тренировки, приведено заказанное меню, указаны оптимальная (нехватка до 5%)  калорийность ужина и минимальное содержание жиров в нём

3

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания по калорийности; указаны калорийность ужина и содержание жиров, но в меню не учтено требование, что в него должны входить мороженое с шоколадным наполнителем и сладкий напиток.

ИЛИ

Верно указаны энергозатраты во время тренировки; приведено меню, соответствующее условию задания, но не указаны или указаны неверно оптимальная (нехватка до 5%) калорийность ужина и/или минимальное содержание жиров

2

Верно указаны только энергозатраты во время тренировки

1

Ответ неправильный

0

,                              Максимальный балл

3

31. В воскресенье 15-летний Александр посетил Третьяковскую галерею в Москве, а в обед он решил перекусить в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3,  рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Александр питается четыре раза в день. Предложите Александру оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и налитков. При выборе учтите, что он обязательно закажет сэндвич с ветчиной, мороженое с шоколадным наполнителем и апельсиновый сок. В ответе укажите: калорийность обеда при четырехразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическая ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность обеда, и количество углеводов в нем.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно указаны следующие элементы ответа.

Калорийность обеда - 1450 ккал

Заказанные блюда: сэндвич с ветчиной, мороженое с шоколадным наполнителем, апельсиновый сок, картофель по-деревенски, вафельный рожок, салат овощной.

Энергетическая ценность заказанных блюд обеда - 1440 ккал; количество углеводов - 190 г

Верно определены три значения и верно приведены выбранные блюда

3

Верно определены любые два значения и верно приведены выбранные блюда

2

Верно определена только рекомендованная калорийность обеда. ИЛИ

Указано одно значение и верно приведены выбранные блюда

1

Приведены только выбранные блюда.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

1                

                                                                                                        Максимальный балл

3

Вопрос 32

32. Почему большинство диетологов считают углеводы незаменимыми компонентами пищи? Приведите две причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны следующие причины.

  1. Углеводы являются легкодоступным источником энергии. Особенно это важно для организма человека в первые минуты физической работы, когда единственным доступным источником энергии для мышц являются только углеводы.
  2. Некоторые органы (головной мозг), ткани (кроветворные) и клетки (лейкоциты) используют только энергию, полученную из глюкозы

Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

32. Почему на упаковках стерилизованного молока указаны более продолжительные сроки хранения, чем на пастеризованном?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны следующие элементы.

  1. Пастеризация проводится при температуре около 60 °C, что достаточно для уничтожения бактериальных клеток, но недостаточно для уничтожения их спор.
  2. Стерилизация проводится при температуре более 100 °C, что достаточно для уничтожения как бактериальных клеток, так и их спор

Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                             Максимальный балл

2

32. Какие изменения в процессах пищеварения в тонком кишечнике вызывает алкоголь? Укажите не менее двух изменений.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны следующие изменения.

1.Алкоголь подавляет выделение пищеварительных ферментов поджелудочной железы, что препятствует расщеплению питательных веществ в тонком кишечнике (например, в двенадцатиперстной кишке).

2.Повреждая клетки внутренней стенки кишечника, алкоголь угнетает процесс всасывания питательных веществ в ворсинки, а перенос некоторых из них в кровь делает вообще невозможным

Ответ включает два названные выше изменения, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше изменений, ИЛИ ответ включает два названные выше изменения, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                               Максимальный балл

2

32. В эксперименте подопытное животное кормили только пищей, содержащей белки и не содержащей углеводы. После смерти животного в его печени был обнаружен гликоген. Что такое гликоген? Объясните его происхождение.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны следующие элементы.

  1. Гликоген — высокомолекулярное соединение, которое относят к углеводам.
  2. В процесс обмена веществ в печени животного из белков могут синтезироваться углеводы

Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов,

 ИЛИ

Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                           Максимальный балл

2

32. На основе расчётов проведённых в задании 31, предложите Николаю наиболее оптимальное по калорийности и соотношению жиров меню для ужина из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что подросток обязательно закажет картофель по-деревенски, а также один из напитков. Блюда в меню не должны повторяться. В ответе укажите блюда, калорийность ужина и количество жиров в нём.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть приведены следующие варианты меню:

Вариант 1

Картофель по-деревенски, салат овощной, сладкий  сильногазированный налиток. Калорийность —545 ккал.

Содержание жиров —16 г.

Вариант 2

Картофель по-деревенски, апельсиновый сок. Калорийность - 540 ккал. Содержание жиров —16 г.

Вариант 3

Картофель по-деревенски, вафельный рожок, чай с сахаром (две чайных ложки). Калорийность — 518 ккал. Содержание жиров — 20 г.

Вариант 4

Картофель по-деревенски, салат овощной, вафельный рожок, чай без сахара. Калорийность — 510 ккал. Содержание жиров — 20 г.

Может быть предложено другое меню, соответствующее условию задания

Верно предложено меню, учтено условие, что в меню должны быть включены картофель по-деревенски и напиток, калорийность находится в диапазоне 500-550 ккал, количество жиров не превышает 20 граммов. Блюда в меню не повторяются. Верно указаны калорийность ужина и содержание жиров в нём

2

В предложенном меню не учтено условие, что в меню должны быть включены картофель по-деревенски и напиток, калорийность находится в диапазоне 500-550 ккал, количество жиров нс превышает 20 граммов. Блюда в меню не повторяются. Калорийность ужина и/или содержание жиров в нём могут быть не указаны или указаны неверно.

ИЛИ

В предложенном меню учтено условие, что в меню должны быть включены картофель по-деревенски и напиток, калорийность находится в диапазоне 500-550 ккал, количество жиров не превышает 20 граммов, но блюда в меню повторяются. Калорийность ужина и/или содержание жиров в нём могут быть не указаны или указаны неверно.

ИЛИ

Верно предложено меню, учтено условие, что в меню должны быть включены картофель по-деревенски и напиток, калорийность находится в диапазоне 500-550 ккал, количество жиров не превышает 20 граммов. Блюда в меню не повторяются. Калорийность ужина и/или содержание жиров в нём не указаны или указаны неверно

1

Другие варианты, не соответствующие критериям на 1-2 балла

0

                                                                                                               Максимальный балл

2

32. О каких нарушениях в функционировании внутренних органов и внешних проявлениях этих нарушений предупредит гастроэнтеролог курильщика?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, нс искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны следующие элементы.

  1. В первую очередь желудка. Ядовитые вещества дыма, растворяясь в слюне, действуют на слизистую оболочку желудка, вызывая её воспаление - гастрит. Никотин, табачный дым, частички табака нарушают ритм деятельности всего желудочно- кишечного тракта.
  2. У курильщика снижается аппетит; появляется тошного, рвота, боли в области желудка; может развиться язва желудка

Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов

ИЛИ

 Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                                    Максимальный балл

2

32. Какое биологическое значение имеют жиры в организме человека? Назовите не менее двух значений.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответ», не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть указаны следующие элементы:

  1. являются источником энергии;
  2. служат пластическим материалом в структуры клеток;
  3. обеспечивают защиту организма от механических воздействий;
  4. участвуют в регуляции температуры тела;
  5. обеспечивают регуляторные функции (гормоны);
  6. транспортируют жирорастворимые витамины

Ответ включает два из названных выше элементов, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает один из названных выше элементов,

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                                      Максимальный балл

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс подготовка к ГИА (3 часть, с ответами на 2 часть)

подготовка к ГИА (3 часть, с ответами на 2 часть)...

Тесты ЕГЭ. Грамматика. Вербицкая 2015-2016 гг. Раздел 3 (часть 1) ответы

тесты ЕГЭ. Грамматика. Вербицкая 2015-2016 раздел 3 (часть 1) ответы...

Биология ЕГЭ 2018 Часть С. Вариант 1 с ответами

Данный материал содержит вопросы по биологии для подготовки к сдаче ЕГЭ на примере 2018г. Часть С. Вариант 1...

Биология ЕГЭ 2018 Часть С. Вариант 2 с ответами

Данный материал содержит вопросы для подготовки к сдаче биологии на примере  ЕГЭ 2018 Часть С. Вариант 2 с ответами...

Биология ЕГЭ 2018 Часть С. Вариант 3 с ответами

Данный материал содержит вопросы для подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии на примере ЕГЭ 2018 часть С  вариант 3 с ответами...

Конспект урока немецкого языка в 4 классе по разделу: «Bald kommen die großen Ferien». Тема урока: «Формирование НЛЕ по теме «Внешность, части тела». Ответы на вопросы по теме «Внешность, части тела». Формирование навыков письма». (УМК И. Л. Бим)

Цель урока: научить обучающихся описывать внешность, используя новый лексический материал; создание условий для совершенствования навыков устной речи, чтения вслух, орфографических...