Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (7 класс) на тему:
    Проект проверочной работы по теме Насекомые в форме ОГЭ для учащихся 7 класса

    Неуймина Ирина Александровна

    данная проверочная работа для 7 класса в формате ОГЭ составлена на основе заданий сайта ФИПИ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект проверочной работы по теме Насекомые в форме ОГЭ для учащихся 7 класса

    актуальность

    Цель работы – разработать проверочную работу по биологии для учащихся 7 класса по теме «Насекомые» в формате ОГЭ.

    Задачи проекта:

    - изучить нормативные документы и учебно - методическую литературу, характеризующие ГИА за курс основного общего образования по биологии.

    - составить кодификатор проверочной работы по теме «Насекомые».

    - разработать 2 варианта проверочной работы

    - составить характеристику данной работы.

    Проверочная работа

    Автор-составитель: Неуймина Ирина Александровна,

    Учитель биологии МКОУ СОШ №9

    Белоярского района, Свердловской области.

    Цель:

    Кодификатор темы «Насекомые».

    Код раздела

    Код контролируемого элемента

    Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы

    1

    Внешнее строение насекомых

    1.1

    Отделы тела

    1.2

    Строение конечностей

    1.3

    Многообразие

    2

    Внутреннее строение насекомых

    2.1

    Дыхание и кровообращение

    2.2

    Пищеварение и выделение

    2.3

    Нервная система и особенности поведения

    3

    Размножение и развитие

    3.1

    Органы размножения

    3.2

    Особенности развития

    4

    Значение

    3.3

    Значение для человека

    3.4

    Место и значение в природе

    3.5

    Общественные насекомые

                       Вариант 1.

    А1. На рисунке изображено насекомое. Какой буквой на нём обозначена грудь?

    http://79.174.69.4/os/docs/0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90/questions/GIA.BIO.2011.A7.21/xs3qstsrc565EB242EDB39366416A28450A7F362A_2_1301043040.jpg

     1) А

     2) Б

     3) В

     4) Г

    А2. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

     Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

    Целое

    Часть

    Бабочка аполлон

    Планария

    Жабры

     1) лёгкие

     2) кишечник

     3) жабры

     4) трахеи

    А3. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у –  длина насекомого (в см)).

    undefined

    Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 26 до 32 дня?

    В этот период насекомое растёт

     1) плавно, без видимых скачков

     2) очень резко на протяжении всего времени

     3) скачками, период покоя сменяется резким ростом

     4) сначала резко, а потом рост полностью прекращается

    А4.  Из перечисленных насекомых к отряду перепончатокрылых относят...

    1). http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=524245740-14-72&n=21 2). http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=137604935-04-72&n=21 3) http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=157304734-31-72&n=21

    А5. Мальпигиевы сосуды - это...

    1. вид кровеносных сосудов
    2. органы выделения
    3. сердце в виде трубочки

    А6. Верны ли суждения о значении насекомых в природе и жизни человека?

    А. Комнатная муха переносит возбудителей дизентерии, брюшного тифа, яиц человеческой аскариды.

    Б. Личинки комаров живут в воде, дышат атмосферным воздухом, питаются микроорганизмами и взвешенными в воде органическими остатками.

     1 ) верно только А

     2) верно только Б

     3) верны оба суждения

     4) оба суждения неверны

    Часть В.

    В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

     1) личинка

     2) бластула

     3) зигота

     4) взрослая особь

     5) куколка

     6) гаструла

    В 2. Расположите в правильном порядке стадии питания и пищеварения майского жука. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1) всасывание питательных веществ в кишечнике

    2) продвижение пищевого комка по пищеводу

    3) отгрызание кусочка листа и его измельчение

    4) выделение непереваренных остатков через анальное отверстие

    5) перетироние пищи хитиновыми зубами

    В 3.Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

    ПРИЗНАК

     

    КЛАСС ЖИВОТНЫХ

    А) у части представителей в развитии имеется стадия куколки

    Б) подавляющее большинство –  хищники

    В) тело состоит из головы, груди и брюшка

    Г) способны поглощать только жидкую пищу

    Д) число ходильных ног –  4 пары

    Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза

       

    1) Насекомые

    2) Паукообразные

    Часть С. Прочитайте текст. ЧТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ЕСТЬ МУРАВЕЙ?

    Чёрные садовые муравьи, оказывается, очень удобный объект для изучения влияния фактора питания на продолжительность жизни.
    В естественных условиях они питаются падью –  сладким соком растений, а также мёртвыми насекомыми. Но чего и сколько съедает отдельный муравей, понять трудно, потому что распределение добычи, принесённой муравьями-фуражирами, происходит в недрах гнезда. До эксперимента было известно, что белковая часть пищи идёт в основном на прокормление личинок, а взрослые особи предпочитают растительную пищу. Исследовать проблему питания оказалось сложно, так как муравьиные колонии неоднородны по составу, поэтому был поставлен эксперимент.

    Предварительно учёные сформировали более 100 экспериментальных групп по 200 рабочих муравьёв-фуражиров в каждой. Насекомых отбирали вне гнезда, когда они собирали корм. В этих однородных группах не было ни королевы, ни личинок. Каждую группу поместили в «гнездо» –  пластиковую чашку диаметром 10 см, дно которой выстилали влажной ватой. Гнездо ставили на круглую подставку диаметром 12 см с очень скользкими стенками, которые не позволяли насекомым сбежать. В этой же зоне муравьёв и кормили из единственной кормушки –  так проще было учитывать потреблённый за сутки корм, число муравьёв у кормушки и число кормящихся насекомых. Сначала им давали 15%-ный раствор пчелиного мёда и мучных червей (личинок мучного хруща), а спустя неделю, когда насекомые пообвыклись на новом месте, начали эксперимент.

    На первом этапе эксперимента учёные решили проверить, как на продолжительность жизни муравьёв влияет соотношение белков и углеводов. Для насекомых приготовили искусственные корма, в которых общая концентрация питательных веществ была постоянной, неизменным оставалось и содержание витаминов, минералов и жиров, а отношение белков и углеводов составляло 5:1, 3:1, 1:3 и 1:5. Каждый из этих четырёх рационов опробовали 32 экспериментальные группы. Ежедневно исследователи убирали из гнезда мёртвых муравьев; эксперимент длился до тех пор, пока не умерли все насекомые. В результате было установлено что группы, находящиеся преимущественно на углеводной диете, продержались около 400 дней, а с максимальным преобладанием белков едва дотягивали до
    50 дней. Таким образом, учёным удалось установить наиболее оптимальное соотношение углеводной и белковой пищи в питании муравьёв-фуражиров.

    Используя содержание текста «Что предпочитает есть муравей?», ответьте на вопросы.

    1) Какую функцию в муравейнике выполняли муравьи, участвующие в эксперименте?

    2) Чем экспериментаторы кормили муравьёв до начала эксперимента?

    3) Какое оптимальное соотношение белков и углеводов в рационе питания чёрных садовых муравьёв обеспечило им жизнь до 400 дней?

    Вариант 2

    А1. Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют

     1) одну пару усиков

     2) глаза

     3) хитиновый скелет

     4) конечности рычажного типа

    А2.Какой цифрой обозначена нервная система медоносной пчелы?

     http://diafilmy.su/uploads/posts/2013-09/1379393176_12.jpg

    1). 1

    2). 4

    3). 7

    4). 9

    А3. Изучите график зависимости роста крыльев у самцов дрозофилы от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у –  длина крыла (в мм)). Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно описывает данную зависимость?

    undefined

    Если температура среды, в которой развивается насекомое, растёт
    в интервале от 24 до 30 °С, то

     1) крылья у насекомого остаются в зачаточном состоянии

     2) наблюдается интенсивный рост крыльев на всём интервале температур

     3) крылья начинают медленно расти на всём интервале температур

     4) крылья увеличиваются в размере сначала незначительно, а в конце очень резко

    А4. Для представителей отряда Чешуекрылые характерны следующие признаки:

    1)  развитие с неполным превращением

    2)  сосущий ротовой аппарат в стадии имаго

    3)  развитие с полным превращением

    4)  личинка - гусеница

    А5. Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности насекомых?

    А). Органы выделения у насекомых представлены мальпигиевыми сосудами, в основании открывающимися в кишечник.

    Б.) Продукты обмена выделяются в виде сухих кристаллов, а не в растворе, что позволяет насекомым очень экономно расходовать воду, поступающую в организм

     1) верно только А

     2) верно только Б

     3) верны оба суждения

     4) оба суждения неверны

    А6. Разорение муравейников приносит вред лесам, так как муравьи

       1) опыляют древесные растения леса

       2) питаются разнообразными насекомыми

       3) служат кормом для насекомых-опылителей

       4) питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений

    Часть В

    В2. Для насекомых характерно наличие

    1. Жабр
    2. Крыльев
    3. Сложных глаз
    4. Внеполостного пищеварения
    5. Хелицер
    6. Трахей

    В1. Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для животного, изображённого на рисунке?

    http://79.174.69.4/os/docs/0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90/questions/G12.A6.04/xs3qstsrc20A6C53BAFBA93A74B0340C372A7DF67_2_1332259192.jpg

    1. яйцо –  взрослое насекомое
    2. яйцо –  личинка –  взрослое насекомое
    3. яйцо –  личинка –  куколка –  взрослое насекомое
    4. яйцо –  куколка –  личинка –  взрослое насекомое

    В. 3Установите соответствие между характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    ЖИВОТНЫЕ

    А) десять ходильных ног

    Б) тело разделено на головогрудь и брюшко

    В) развитие с метаморфозом

    Г) дыхание жаберное

    Д) ротовой аппарат лижущего типа

    Е) питается соком фруктов

    1) речной рак

    2) муха дрозофила

    Часть С. ПЧЕЛОВОДСТВО

    Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который представлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем –  прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

    В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства –  бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

    Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки –  пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск
    в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

    Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение
    о жизнедеятельности пчёл –  пчеловодство.

    Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

    1) Как называется тип улья в виде выдолбленных  дуплянок, напоминавших дупло дерева?

    2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

    3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

    Характеристика проверочной работы

    № задания

    Код по кодификатору

    Надпредметные умения

    Уровни деятельности

    Качество усвоения знаний

    Вариант 1

    А1

    1.2

    называть

    в знакомой ситуации

    прочность

    А2

    2.3

    объяснять

    в знакомой ситуации

    прочность, гибкость

    А3

    1.1

    называть

    в знакомой ситуации

    прочность

    А4

    3.1

    называть

    в знакомой ситуации

    прочность, гибкость

    А5

    2.4

    характеризовать, называть

    в знакомой ситуации

    прочность

    А6

    1

    анализировать

    в измененной ситуации

    осознанность

    В1

    2.2

    характеризовать

    в измененной ситуации

    полнота

    В2

    1.2,

    3.3

    устанавливать соответствие

    в измененной ситуации

    прочность, глубина

    В3

    3

    устанавливать логическую последовательность

    в измененной ситуации

    гибкость

    С1

    2.1,

    2.5

    анализировать, идентифицировать

    в новой ситуации

    логика, глубина, гибкость


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренировочные задания для подготовки к итоговой контрольной работе по математике в форме тестирования. Для учащихся 7 классов!

    Для учащихся 7 классов! Тренировочные задания для подготовки к итоговой контрольной работе по математике в форме тестирования ...

    Проверочная работа по теме "Транспорт в современном городе" для 7 класса

    Проверочная работа к УМК И.Л.Бим "Шаги 3" (2 четверть)...

    Промежуточная контрольная работа по русскому языку (в форме ОГЭ) для обучающихся 6-го класса

    ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-ГО КЛАССАЦель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:·...

    Промежуточная контрольная работа по русскому языку (в форме ОГЭ) для обучающихся 7-го класса

    ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-ГО КЛАССА Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:·...

    Промежуточная контрольная работа по русскому языку (в форме ОГЭ) для обучающихся 6-го класса по тексту К. Паустовского

    Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:·         правописание приставок;·...

    Промежуточная контрольная работа по русскому языку (в форме ОГЭ) для обучающихся 9-го класса " по тексту В. Богомолова "Иван"

    Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:·         правописание приставок;&midd...

    Контрольная работа по русскому языку (в форме ОГЭ) для обучающихся 7-го класса " по тексту А. В. Гридина.

    Цель контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:·         правописание приставок;·...