ЦОР
презентация урока для интерактивной доски по биологии по теме

Сбитнева Екатерина Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение биологии в жизни человека Бионика

Слайд 2

(от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. Бионика -

Слайд 3

Основу бионики составляют исследования по моделированию различных биологических организмов. Создание моделей требует не только проведения специальных уточняющих исследований на живом организме, но и разработки специальных методов и средств для реализации и исследования столь сложных моделей.

Слайд 4

Формальным годом рождения бионики принято считать 1960г. Учёные – бионики избрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединённые знаком интеграла, а девизом– « Живые прототипы – ключ к новой технике ».

Слайд 5

Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи. Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы. В наше время, по чертежам Леонардо да Винчи неоднократно осуществляли моделирование орнитоптера. Из современных учёных можно назвать имя Осипа М. Р. Дельгадо . С помощью своих радиоэлектронных приборов он изучал неврологическо-физические характеристики животных. И на их основе пытался разработать алгоритмы управления живыми организмами.

Слайд 7

Архитектурно-строительная бионика изучает законы формирования и структурообразования живых тканей, занимается анализом конструктивных систем живых организмов по принципу экономии материала, энергии и обеспечения надежности.

Слайд 8

Яркий пример архитектурно-строительной бионики — полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. В последние годы бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже "запатентовано" природой. Такое изобретение ХХ века, как застежки "молния" было сделано на основе строения пера птицы, а "липучки" – прототип плодов репейника .

Слайд 9

В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Например, перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного "морского уха", состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше. Такая технология может быть использована и для покрытия автомобилей.

Слайд 10

Нейробионика изучает работу мозга, исследует механизмы памяти. Интенсивно изучаются органы чувств животных, внутренние механизмы реакции на окружающую среду и у животных, и у растений.

Слайд 11

Наиболее продвинувшиеся исследования в бионике - это разработка биологических средств обнаружения, навигации и ориентации; комплекс исследований, связанных с моделированием функций и структур мозга высших животных и человека; создание систем биоэлектрического управления и исследования по проблеме "человек - машина".

Слайд 12

Применение знаний бионики

Слайд 13

В медицине

Слайд 14

В транспорте

Слайд 15

В архитектуре

Слайд 16

В быту

Слайд 17

Приборы и инструменты

Слайд 18

Особенность передвижения насекомых была заложена японскими биониками в созданного им робота. Такой робот используется в поисковых работах на развалах или в горных районах. Он помогает искать людей под завалами. А, изучив структуру кожного покрова дельфинов, бионики создали уникальную обшивку для кораблей. Военные корабли с такой обшивкой способны развивать скорость на 20% выше, чем обычные.

Слайд 19

Помимо теории бионик хороший практик и великолепный аналитик. Он должен обладать нестандартным, креативным мышлением. Бионик не берет свои идеи из воздуха. Он черпает их из природы, создавая технические аналоги органических систем. Бионика играет большую роль в жизни человека. Это одна из самых быстроразвивающихся наук нашего времени, мощный ускоритель научно-технической революции. Она обещает неслыханный расцвет производительных сил человечества, новый взлет науки и техники. Заключение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Фотосинтез

Слайд 2

Важнейшее свойство живых организмов — обмен веществ . Любой живой организм — открытая система , которая потребляет из окружающей среды различные вещества и использует их в качестве строительного материала, или как источник энергии и выделяет в окружающую среду продукты жизнедеятельности и энергию. Совокупность реакций обмена веществ, протекающих в организме, называется метаболизмом , состоящим из взаимосвязанных реакций ассимиляции (пластического обмена, анаболизма) и реакций диссимиляции (энергетического обмена, катаболизма). Общая характеристика обмена веществ

Слайд 3

Эти две группы реакций взаимосвязаны , реакции биосинтеза невозможны без энергии, которая выделяется в реакциях энергетического обмена, реакции диссимиляции не идут без ферментов, образующихся в реакциях пластического обмена. Для поддержания различных процессов жизнедеятельности, например: для движения, для биосинтеза различных органических соединений; для поглощения веществ — организму необходима энергия . Одна группа организмов ( фотоавтотрофы ) использует солнечную энергию; вторая группа ( хемоавтотрофы ) использует энергию, выделяющуюся при окислении неорганических веществ; Общая характеристика обмена веществ

Слайд 4

Третья группа организмов ( хемогетеротрофы ) окисляет органические вещества и использует выделяющуюся при этом энергию. Если организмы в зависимости от условий ведут себя как авто– либо как гетеротрофы, то их называют миксотрофами . Метаболизм авто– и гетеротрофов различается. В качестве источника углерода автотрофы используют неорганические вещества (СО 2 ), а гетеротрофы — органические. Различны и источники энергии : у автотрофов — энергия солнечного света или энергия, выделяющаяся при окислении неорганических соединений, у гетеротрофов — энергия окисления органических веществ. Общая характеристика обмена веществ

Слайд 5

Общая характеристика обмена веществ К какой группе организмов по типу использования энергии относятся: Бактерии-сапротрофы? Зеленые бактерии? Цианобактерии? Грибы? Животные? Растения?

Слайд 6

Фотосинтез Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды за счет энергии света, при этом выделяется кислород. 6СО 2 + 6Н 2 О + Q света  С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 Главным органом фотосинтеза является лист, в клетках которого имеются специализированные органоиды, ответственные за фотосинтез — хлоропласты . Строение? В процессе фотосинтеза различают две фазы: световую и темновую . Световая фаза происходит только на свету в мембранах тилакоидов . Мембраны тилакоида содержат молекулы хлорофилла, белки цепи переноса электронов и особые ферменты — АТФ-синтетазы.

Слайд 7

Световая фаза фотосинтеза Молекулы хлорофилла в мембранах тилакоидов организованы в фотосистемы , содержащие около 300 молекул. Более древняя фотосистема появилась у фотосинтезирующих зеленых бактерий — фотосистема-1 , она способна отбирать электроны и протоны у сероводорода, при этом не происходит выделения О 2 : СО 2 + 2Н 2 S + световая энергия  (СН 2 О) + Н 2 О + 2 S

Слайд 8

Темновая фаза фотосинтеза Темновая фаза протекает в другое время и в другом месте — в строме хлоропласта. Для ее реакций не нужна энергия света. Происходит фиксация углекислого газа, содержащегося в воздухе, причем акцептором углекислого газа является пятиуглеродный сахар рибулозобисфосфат.

Слайд 9

Повторение Тест 1. У фотосинтезирующих серобактерий фотосистемы: 1. Только первая. 2. Только вторая. 3. И первая и вторая. 4. Фотосистемы еще отсутствуют. Тест 2. Впервые появляется фотосистема 2: 1. У зеленых серобактерий. 2. У пурпурных серобактерий. 3. У цианобактерий (синезеленых). 4. У одноклеточных водорослей. Тест 3. Фотосистемы располагаются: В мембранах тилакоидов. Внутри тилакоидов. В строме. В межмембранном пространстве.

Слайд 10

Повторение Тест 4. В световую фазу фотосинтеза протоны накапливаются: В мембранах тилакоидов. Внутри тилакоидов. В строме. В межмембранном пространстве. Тест 5. Реакции темновой фазы фотосинтеза протекают: В мембранах тилакоидов. Внутри тилакоидов. В строме. В межмембранном пространстве. **Тест 6. В световую фазу фотосинтеза происходит: Образование АТФ. Образование НАДФ·Н 2 . Выделение О 2 . Образование углеводов.

Слайд 11

Повторение Тест 7. В темновую фазу фотосинтеза происходит: Образование АТФ. Образование НАДФ·Н 2 . Выделение О 2 . Образование углеводов. Тест 8. При фотосинтезе происходит выделение О 2 , выделяющегося при разложении молекул: СО 2 . Н 2 О. СО 2 и Н 2 О. С 6 Н 12 О 6 . **Тест 9. Способны синтезировать органические вещества, используя неорганический источник углерода: Хемоавтотрофы. Хемогетеротрофы. Фотоавтотрофы. Любые гетеротрофы.

Слайд 12

Повторение **Тест 10. Способны синтезировать органические вещества, используя органический источник углерода: Хемоавтотрофы. Хемогетеротрофы. Фотоавтотрофы. Любые гетеротрофы **Тест 1 1 . Из световой фазы в темновую поступают: Вода. Углекислый газ. Кислород. АТФ. НАДФ-Н 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Химическая организация клетки

Слайд 2

Многообразие живых организмов (около 2 млн. видов) Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразие видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания.

Слайд 3

Химический состав клетки Все клетки, независимо от уровня организации, сходны по химическому составу. В живых организмах обнаружено около 80 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева. По количественному содержанию в живом веществе элементы делятся на три категории: Макроэлементы : O , C , H , N — около 98% от массы клетки, элементы 1-ой группы; K , Na , Ca , Mg , S , P , Cl , Fe — 1,9 % от массы клетки, элементы 2-ой группы. К макроэлементам относят элементы, концентрация которых превышает 0,001%. Они составляют основную массу живого вещества клетки. Микроэлементы: ( Zn , Mn , Cu , Co , Mo и многие другие), доля которых составляет от 0,001% до 0,000001% (0,1 % массы клетки). Входят в состав биологически активных веществ — ферментов, витаминов и гормонов. Ультрамикроэлементы: ( Au , U , Ra и др.), концентрация которых не превышает 0,000001%. Роль большинства элементов этой группы до сих пор не выяснена.

Слайд 4

Химические соединения клетки Вода . Самое распространенное в живых организмах неорганическое соединение. Ее содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов вода составляет по массе около 10%, а в клетках развивающегося зародыша — более 90%.

Слайд 5

Химические соединения клетки Вода . Самое распространенное в живых организмах неорганическое соединение. Ее содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов вода составляет по массе около 10%, а в клетках развивающегося зародыша — более 90%.

Слайд 6

Химические соединения клетки Вода — хороший растворитель ионных (полярных), а также некоторых не ионных соединений, в молекуле которых присутствуют заряженные (полярные) группы. Любые полярные соединения в воде гидратируются (окружаются молекулами воды), при этом молекулы воды участвуют в образовании структуры молекул органических веществ. Если энергия притяжения молекул воды к молекулам какого-либо вещества больше, чем энергия притяжения между молекулами вещества, то вещество растворяется. По отношению к воде различают: гидрофильные вещества — вещества, хорошо растворимые в воде; гидрофобные вещества — вещества, практически нерастворимые в воде.

Слайд 7

Химические соединения клетки Большинство биохимических реакций может идти только в водном растворе; многие вещества поступают в клетку и выводятся из нее в водном растворе. Большая теплоемкость и теплопроводность воды способствуют равномерному распределению тепла в клетке. Благодаря большой потери тепла при испарении воды, происходит охлаждение организма. Благодаря силам адгезии и когезии, вода способна подниматься по капиллярам (один из факторов, обеспечивающих движение воды в сосудах растений).

Слайд 8

Является основой внутренней и внутриклеточной среды; Обеспечивает транспорт веществ; Обеспечивает поддержание пространственной структуры (гидратирует полярные молекулы, окружает неполярные молекулы, способствуя их слипанию); Служит растворителем и средой для диффузии; Участвует в реакциях фотосинтеза и гидролиза; Способствует охлаждению организма; Является средой обитания для многих организмов; Обеспечивает равномерное распределение тепла в организме; Максимальная плотность при +4 ° С, лед образуется на поверхности воды. Итоги: роль воды для живых организмов

Слайд 9

Значение солей Важнейшие анионы Н 2 РО 4 - , НРО 4 2- , НСО 3 -, С l - Важнейшие катионы К + , Na + , Ca 2+ и др. Данные катионы обеспечивают возбудимость клетки и проведение нервного импульса. Буферность – способность поддерживать рН на определенном уровне. Величина рН, равная 7,0 соответствует нейтральному, ниже 7,0 – кислому, выше 7,0 – щелочному раствору. Дигидрофосфат-ион; гидрофосфат-ион Н 2 РО 4 - НРО 4 2- + Н + Гидрокарбонат-ион; угольная кислота НСО 3 - + Н + Н 2 СО 3 Являются буферными системами, поддерживающими определенный рН – 7,4 в клетке. На внешней поверхности мембраны всегда больше Na + чем на внутренней, и меньше К + , чем на внутренней

Слайд 10

Перечислите уровни организации живой материи. Какие четыре царства различают в империи Клеточные? Какие элементы называются биогенными? Сколько их? На какие группы делятся макроэлементы? Чем ковалентные связи отличаются от водородных? Почему лед образуется на поверхности воды? Какие вещества называются гидрофобными? Гидрофильными? Что такое гидратация? Как с помощью карбонатной буферной системы регулируется рН? Повторение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Основные методы селекции

Слайд 2

Основными методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. Различают две основные формы искусственного отбора: отбор массовый и отбор индивидуальный . 1. Отбор. Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений, таких, как рожь, кукуруза, подсолнечник. При этом выделяют группу растений, обладающих ценными признаками. В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя даже от одного материнского растения обладает уникальным генотипом . С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. Индивидуальный отбор эффективен для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией . Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи. Основные методы селекции растений

Слайд 3

1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. 2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией . 3. Естественный отбор играет определяющую роль, так как на любое растение в течение всей его жизни действует целый комплекс факторов окружающей среды. 1-3. Искусственный и естественный отбор

Слайд 4

Естественный отбор Аутбридинг (неродствен-ное скрещивание) Перекрестно-опыляемые растения (рожь, кукуруза, подсолнечник) Самоопыляемые растения (пшеница, ячмень, горох) Инбридинг (близкород - ственное скрещивание) Искусственный отбор Массо-вый отбор Индиви-дуальный отбор Отбор Гибридизация Чистая линия – потомство одной гомозиготной самоопыленной особи Основные методы селекции растений

Слайд 5

Этапы получения гетерозисных растений Подбор растений, которые дают максимальных эффект гетерозиса (прибавка урожая до 30%) Получение путем инбридинга большое количество семян этих растений – двух инбредных линий Сохранение линий путем инбридинга и скрещивание линий между собой с целью получения гетерозисных семян, так как при перекрестном опылении эффект гетерозиса затухает 4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса 5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы. 4. Инбридинг (близкородственное скрещивание ) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!

Слайд 6

Гипотеза доминирования - гетерозис зависит от количества доминантных генов в гомозиготном или гетерозиготном состоянии: чем больше пар генов будут иметь доминантные гены, тем больше эффект гетерозиса Гипотеза сверхдоминирования - гетерозиготное состояние по одному или нескольким парам генов дает гибриду превосходство над родительскими формами (сверхдоминирование) AAbbCCdd x aaBBccDD AaBbCcDd АА х аа Аа Объясняют эффект гетерозиса две гипотезы: 4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса

Слайд 7

Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы. 7. Полиплоидия Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином . Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.

Слайд 8

8. Отдаленная гибридизация Отдаленная гибридизация – скрещивание растений, относящихся к разным видам. Но отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз.

Слайд 9

В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид . Он скрестил редьку (2 n = 18 редечных хромосом) и капусту (2 n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2 n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян. С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена. Таким способом были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др. 8. Отдаленная гибридизация

Слайд 10

Использование соматических мутаций . С помощью вегетативного размножения можно сохранить полезную соматическую мутацию. Кроме того, только с помощью вегетативного размножения сохраняются свойства многих сортов плодово-ягодных культур . Экспериментальный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использование химических мутагенов. 9-10. Соматические мутации, мутагенез

Слайд 11

10. Хромосомная инженерия Методы хромосомной инженерии. Эффективно используются в селекции растений. Одна группа методов основана на введении в генотип растительного организма пары чужих гомологичных хромосом, контролирующих развитие нужных признаков, или замещении одной пары гомологичных хромосом на другую. На этом основаны методы получения замещенных и дополненных линий, с помощью которых в растениях собираются признаки, приближающие к созданию «идеального сорта». Очень перспективен метод гаплоидов , основанный на выращивании гаплоидных растений с последующим удвоением хромосом. Например, выращивают из пыльцевых зерен кукурузы гаплоидные растения, содержащие 10 хромосом, затем хромосомы удваивают и получают диплоидные (10 пар хромосом), полностью гомозиготные растения всего за 2 — 3 года вместо 6 — 8 летнего инбридинга. Сюда же можно отнести и получение полиплоидных растений в результате кратного увеличения хромосом.

Слайд 12

Методы клеточной инженерии связаны с культивированием отдельных клеток в питательных средах, где они образуют клеточные культуры . Оказалось, что клетки растений и животных, помещенных в питательную среду, содержащую все необходимые для жизнедеятельности вещества, способны делиться. Клетки растений обладают еще и свойством тотипотентности , то есть при определенных условиях они способны сформировать полноценное растение. 11. Клеточная инженерия, клеточные культуры

Слайд 13

Гибридизации клеток, получение гибридом. Например, разработана методика гибридизации протопластов соматических клеток. Удаляются клеточные оболочки и сливаются протопласты клеток организмов, относящихся к разным видам — картофеля и томата, яблони и вишни. 12. Клеточная инженерия, получение гибридом

Слайд 14

Методы селекции животных Отбор и скрещивание – главные методы. Отбор по экстерьеру. Скрещивание неродственное – аутбридинг и родственное – инбридинг . 1. Внутрипородное разведение. Отбор по экстерьеру лучших производителей, выбраковка особей, не отвечающих требованиям породы. Метод сохраняет и улучшает породу. Племенные книги отражают родословную и показатели за много поколений.

Слайд 15

Методы селекции животных 3. Использование эффекта гетерозиса . Часто при межпородном скрещивании в первом поколении проявляется эффект гетерозиса, гетерозисные животные отличаются скороспелостью и повышенной мясной продуктивностью. Например, при скрещивании двух мясных пород кур получают гетерозисных бройлерных кур, при скрещивании беркширской и дюрокджерсейской пород свиней получают скороспелых свиней с большой массой и хорошим качеством мяса и сала.

Слайд 16

Методы селекции животных 7. Отдаленная гибридизация , межвидовое скрещивание, известно с древних времен. Чаще всего межвидовые гибриды стерильны, у них нарушается мейоз, что приводит к нарушению гаметогенеза. С глубокой древности человек использует гибрид кобылицы с ослом — мула, который отличается выносливостью и долгожительством. Но иногда гаметогенез у отдаленных гибридов протекает нормально, что позволило получить новые ценные породы животных. Примером являются архаромериносы, которые, как и архары, могут пастись высоко в горах, а, как мериносы, дают хорошую шерсть. Получены плодовитые гибриды от скрещивания местного крупного рогатого скота с яками и зебу. При скрещивании белуги и стерляди получен плодовитый гибрид — бестер; хорька и норки — хонорик; продуктивен гибрид между карпом и карасем.

Слайд 17

8. Полиплоидия крайне редко встречается у животных. Интересен факт межвидового скрещивания тутового шелкопряда с последующим удвоением хромосом, проведенный Б.Л.Астауровым, который привел к созданию нового вида животных. Методы селекции животных

Слайд 18

Традиционная селекция микроорганизмов (в основном бактерий и грибов) основана на экспериментальном мутагенезе и отборе наиболее продуктивных штаммов. Но и здесь есть свои особенности. Геном бактерий гаплоидный, любые мутации проявляются уже в первом поколении. Хотя вероятность естественного возникновения мутации у микроорганизмов такая же, как и всех других организмов (1 мутация на 1 млн. особей по каждому гену) , но очень высокая интенсивность размножения дает возможность найти полезную мутацию по интересующему исследователя гену. Традиционная селекция микроорганизмов

Слайд 19

В результате искусственного мутагенеза и отбора была повышена продуктивность штаммов гриба пеницилла более чем в 1000 раз. Продукты микробиологической промышленности используются в хлебопечении, пивоварении, виноделии, приготовлении многих молочных продуктов. С помощью микробиологической промышленности получают антибиотики, аминокислоты, белки, гормоны, различные ферменты, витамины и многое другое. Микроорганизмы используют для биологической очистки сточных вод, улучшений качеств почвы. Традиционная селекция микроорганизмов

Слайд 20

Генная инженерия Биотехнология — использование живых организмов и их биологических процессов в производстве необходимых человеку веществ. Объектами биотехнологии являются бактерии, грибы, клетки растительных и животных тканей. Их выращивают на питательных средах в специальных биореакторах. Новейшими методами селекции микроорганизмов, растений и животных являются клеточная, хромосомная и генная инженерия. Генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма.

Слайд 21

Поясните рисунок:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Размножение важнейшее свойство организмов

Слайд 2

Формы размножения Размножение — свойство организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению обеспечивается непрерывность и преемственность жизни: виды и жизнь как таковая сохраняются во времени. Процессы размножения наблюдаются и на клеточном (?), и даже молекулярном (?) уровнях. Размножение клеток лежит в основе таких процессов, как рост, развитие, регенерация тканей и органов. Формы размножения сложны и разнообразны, но все их можно свести к двум основным способам размножения — половому и бесполому.

Слайд 3

Бесполое размножение Бесполое размножение широко распространено в природе. Его можно наблюдать во многих группах организмов. Наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности: 1. В размножении принимает участие только одна особь; 2. Осуществляется без участия половых клеток; 3. В основе размножения обычно лежит митоз, при этом потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особи. 4. Если присутствует мейоз, то потомки наследуют признаки одного организма, но генетически неравноценны.

Слайд 4

Формы бесполого размножения 1. Деление. Наиболее древняя и самая простая форма бесполого размножения. Размножение путем деления клетки характерно для одноклеточных организмов. Различают два основных способа деления – бинарное деление — деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки; множественное деление , или шизогония — деление, при котором материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток (малярийный плазмодий); множественное деление подразделяют на две фазы: фазу ядерного деления; фазу цитоплазматического деления.

Слайд 5

Формы бесполого размножения

Слайд 6

Формы бесполого размножения 2. Споруляция . Размножение посредством спор — специализированных клеток грибов и растений. Как правило, образование спор происходит в спорангиях — одноклеточных или многоклеточных структурах. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Но споры могут образовываться в результате полового размножения, как это, например, происходит у шляпочных грибов.

Слайд 7

Формы бесполого размножения 2. Споруляция . Размножение посредством спор — специализированных клеток грибов и растений. Как правило, образование спор происходит в спорангиях — одноклеточных или многоклеточных структурах. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Но споры могут образовываться в результате полового размножения, как это, например, происходит у шляпочных грибов.

Слайд 8

Формы бесполого размножения 3. Почкование. Способ размножения, при котором на материнской особи происходит образование выроста — почки, из которого развивается новая особь. Причем, дочерняя особь может либо отделиться от материнской и перейти к самостоятельному образу жизни (гидра), либо остается прикрепленной к ней, тогда происходит образование колонии.

Слайд 9

Формы бесполого размножения 4. Фрагментация Фрагментация — разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. Этот способ размножения наблюдается и у растений, и у животных (кольчатые черви). В основе фрагментации лежит свойство регенерации — способности некоторых живых существ восстанавливать утраченные органы и ткани.

Слайд 10

Формы бесполого размножения 5. Вегетативное размножение. Форма бесполого размножения, характерная для многих групп растений. При вегетативном размножении новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень и т.д.), специально предназначенных для вегетативного размножения.

Слайд 11

Формы бесполого размножения 6. Полиэмбриония. Представляет собой размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей — близнецов (однояйцевые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.

Слайд 12

Какие суждения верны: При бесполом размножении потомство наследует гены только одного организма. При бесполом размножении потомство генетически идентично материнскому. Для приспособления к новым условиям жизни более важно бесполое размножение. Споры мхов и папоротников генетически одинаковы. Если споры образуются митотически – они генетически одинаковы, если в результате мейоза – они генетически различаются. Образование спор – всегда результат бесполого размножения.

Слайд 13

Половое размножение Для полового размножения характерны следующие особенности: 1. В размножении принимает участие обычно две особи — мужская и женская; 2. Осуществляется обычно с помощью специализированных клеток — гамет; 3. В жизненном цикле обязательно присутствует мейоз; 4. Потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей. Как правило, яйцеклетки и сперматозоиды вырабатываются разными организмами. Такие организмы называются раздельнополыми . Если же один и тот же организм способен продуцировать и женские, и мужские гаметы, то его называют гермафродитом (ленточные черви, сосальщики). Но и в этом случае зигота образуется, чаще всего, в результате слияния гамет разных организмов (перекрестное оплодотворение).

Слайд 14

Партеногенез Особая форма полового размножения – партеногенез – развитие из неоплодотворенной яйцеклетки ( parthenos –девственница, genesis - развитие). У дафний за лето до 180 поколений, все самки, самцы появляются только осенью. Известна у тлей, пчел, кавказских ящериц, одуванчиков, ястребинок.

Слайд 15

Дайте ответы на вопросы: Почему при половом размножении в жизненном цикле обязательно присутствует мейоз? Ответ поясните. Может происходить половое размножение без участия гамет? Могут ли при половом размножении образоваться генетически одинаковые потомки? Ответ поясните.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Экология. Экологические факторы

Слайд 2

Отдельные разделы биологической науки изучают живые организмы на различных уровнях: на молекулярном, на клеточном, тканевом, изучаются органы и системы органов, строение и функции целого организма. Экология изучает взаимоотношения отдельных организмов со средой обитания: внутривидовые, межвидовые взаимоотношения, влияние факторов неживой природы, изучает жизнь на уровнях, более сложных, чем организм: популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном . Термин экология был предложен в 1866 г. немецким ученым Геккелем (от греческого Oi k os дом, жилище, logos — наука). Экология, задачи экологии

Слайд 3

Отсюда и задачи экологии: Важнейшая задача экологии — изучение влияния на организм различных факторов среды — света, температуры, влажности и других факторов среды; Изучаются взаимоотношения между организмами в популяции, динамика численности, характер изменения полового и возрастного состава, прогнозируется будущее популяции и вида в целом; На уровне биогеоценозов изучаются трофические уровни природных сообществ, круговорот веществ и движение энергии, механизмы саморегуляции, законы, по которым происходит развитие и смена сообществ; Экология, задачи экологии

Слайд 4

Отсюда и задачи экологии: На биосферном уровне экологи изучают распространение жизни в различных геологических оболочках Земли, влияние живых организмов на неживую природу, функции живого вещества и эволюцию биосферы; Наибольшее практическое значение имеет особый раздел экологии — изучение влияния человека на окружающую среду, на неживую природу и живые организмы. Экология является теоретической базой охраны природы: сохранения атмосферы, почвы, гидросферы, растительного и животного мира. Экология, задачи экологии

Слайд 5

Отсюда и задачи экологии: Экологический контроль за предприятиями, водой, атмосферой помогает сохранить здоровье людей и окружающую нас природу, экологическая стратегия при строительстве как промышленных, так и бытовых объектов помогают создать наиболее благоприятные условия для жизни людей. Экологические факторы: На организм воздействует комплекс элементов окружающей среды обитания, ее отдельные элементы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм и называются экологическими факторами . Экология, задачи экологии

Слайд 6

Экологические факторы Все экологические факторы делят на три большие группы: абиотические , биотические и антропогенные . Абиотические факторы — факторы неживой природы: свет, температура, влажность, давление и другие. Под биотическими факторами понимают влияние живых организмовна другие организмы. Это и внутривидовые взаимоотношения, и межвидовые. К биотическим относятся и антропогенные факторы — результат прямого воздействия человека на организмы (вырубка лесов, охота) или его косвенного влияния (загрязнение атмосферы губительно сказывается на многих растениях).

Слайд 7

Экологические факторы Максимальное количество особей предпочитает оптимальную интенсивность фактора, при изменении интенсивности особи сначала находятся в зоне нормальной жизнедеятельности , затем в зоне угнетения , и, наконец, при достижении нижнего и верхнего пределов выносливости наступает их гибель.

Слайд 8

Экологические факторы Но на организм действует комплекс факторов, причем, если интенсивность даже одного фактора выходит за пределы выносливости, организм погибает. Фактор, значение которого выходит за пределы выносливости называют лимитирующим , или ограничивающим фактором.

Слайд 9

Экологические факторы Юстус Либих (химик, 1840 г.) вывел закон минимума – «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Для наглядности этот фактор часто сравнивают с самой короткой дощечкой в бочке: именно она определяет уровень, до которого можно наполнить бочку водой.

Слайд 10

Экологические факторы Живые организмы способны переносить определенные изменения интенсивности каждого абиотического фактора. Причем одни организмы способны переносить изменения факторов в широких пределах и называются эврибионтными (от греч. eurus — широкий), другие выдерживают колебания интенсивности в очень небольших пределах и называются стенобионтными (от греч. stenos — узкий).

Слайд 11

Экологические факторы Оптимум и пределы выносливости к одному фактору зависят от интенсивности других факторов, например, сытое животное легче переносит низкие температуры, или при неизменной низкой температуре изменение влажности воздуха изменяет интенсивность теплоотдачи с поверхности кожи.

Слайд 12

Биологический оптимум Для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание абиотических и биотических факторов, которое называют биологическим оптимумом . Поддерживая оптимальные условия жизнедеятельности, можно повышать продуктивность каждого конкретного вида.

Слайд 13

Повторение: Что такое популяционно-видовой уровень? Какой уровень называют биогеоценотическим? Что такое биосферный уровень? Что такое экологический фактор? Какое значение фактора называют оптимальным? Что такое биологический оптимум? Входит ли в понятие биологического оптимума оптимальное значение абиотических факторов? Дайте определение нижнему и верхнему пределам выносливости. Какие организмы называют эврибионтными? Стенобионтными? Юстус Либих сформулировал закон минимума, ввел понятие об ограничивающем факторе. Что же такое ограничивающий фактор по Либиху? Может ли жизнедеятельность ограничиваться фактором, находящимся в избытке? Приведите примеры.