Рабочая прогрмма по биологии 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Левкина Алла Петровна

Рабочая программа по биологии по учебникам В.Б. Захарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_-_10-_klass.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004 , авторской программы В.Б.Захарова Профильный  уровень. (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология  6-11. классы.  - М: Дрофа, 2009) .

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на профильном уровне  отводится  70  часов

 ( 2  часа  в  неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии :

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

          1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2010;

Требования  к  уровню  подготовки  обучающихся

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
  • выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум  и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.

Содержание программы  учебного  курса

Раздел  1.Введение в биологию.  (3  часа)

Предмет и задачи общей биологии .Уровни организации живой материи

Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития житии на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико – материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности – основа рационального природопользования ,сохранения здоровья человека .

Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; костное и биокостное вещество биосферы; молекулярный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Основные свойства живого. Многообразие живого мира

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих землю.

Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Раздел  II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

 (9  часов)

История представлений о возникновении жизни на земле

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Предпосылки возникновения жизни на Земле.

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни; теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

Раздел  III. Учение о клетке.  (20  часов)

Химическая организация живого вещества

Элементарный состав живого вещества биосферы. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы , микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки. Биологические катализаторы. Углеводы. Жиры. ДНК. Уровни структурной организации. РНК. Витамины.

Демонстрация моделей ДНК.

Строение и функции прокариотической клетки.

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.

Демонстрация строения клеток различных прокариот.

Структурно-функциональная организация клеток эукариот.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, их значения и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухрамотин.

Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клетки.

Лабораторная работа

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Жизненный цикл клеток.

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и назначение митоза (Бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Демонстрация фигур митотического деления клетки в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.

Обмен веществ в клетке (метаболизм).

Обмен веществ и превращения энергии в клетке – основа всех проявлений их жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы . Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.

Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (энергетический обмен на примере расщепления глюкозы, пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез ).

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.

Демонстрация моделей различных вирусных частиц.

Клеточная теория.

Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов.

Демонстрация материалов, рассказывающих о биографиях учёных, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Раздел  IV. Размножение организмов. (3  часа)

Бесполое размножение. Растений и животных.

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.

Половое размножение.

Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.

Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Раздел  V. Индивидуальное  развитие   организмов. (7  часов)

Эмбриональное развитие животных.

Типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образование двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития.

Постэмбриональное развитие животных

Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Онтогенез высших растений.

Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем.

Демонстрация схем эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.

Общие закономерности онтогенеза.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Развитие организма и окружающая среда.

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дама, алкоголя, наркотиков и т.д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства). Понятие о регенерации.

Демонстрация фотографий, отражающих последствия воздействия факторов среды на развитие организма; схем и статистических таблиц, демонстрирующих последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения.

Раздел  VI. Основы генетики и селекции  (30  часов)

История представлений о наследственности и изменчивости.

История развития генетики.

Основные закономерности наследственности.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя-закон доминирования. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные алели. Анализирующие скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание;

третий закон Менделя - закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов определении признаков.

Демонстрация карты хромосом человека, родословных выдающихся представителей культуры.

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Основные закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутации, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов)

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость.

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакций. Управление доминированием.

Демонстрация примеров модификационной изменчивости.

Лабораторная работа

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Селекция животных, растений и микроорганизмов.

Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация: формы отбора (индивидуальной и массовый отбор). Отдалённая гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнологии и генетическая инженерия. Достижения и основные представления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Учебно-тематический  план

Название  темы

Кол-во  часов

Раздел   1. Введение в биологию

Тема 1.1 Предмет  и  задачи  общей  биологии. Уровни  организации  живой  материи

Тема 1.2  Основные свойства живого. Многообразие живого мира

3

2

1

Раздел   2.   Происхождение  и   начальные  этапы  

развития  жизни   на Земле.

9

Тема 2.1  История представлений о возникновении жизни на  Земле

2

Тема 2.2  Предпосылки  возникновения  жизни  на  Земле

1

Тема 2.3  Современные представления о возникновении жизни  на  Земле

6

Раздел 3. Учение о клетке.

20

Тема 3.1  Химическая организация живого  вещества

8

Тема 3.2   Строение  и  функции  прокариотической  клетки

1

Тема 3.3   Структурно-функциональная  организация  клеток  эукариот

3

Тема 3.4   Обмен  веществ  в  клетке (метаболизм)

3

Тема 3.5   Жизненный  цикл  клеток  

2

Тема 3.6   Неклеточные  формы  жизни.

                  Вирусы  и  бактериофаги.  

1

Тема 3.7   Клеточная  теория  

2

Раздел 4. Размножение  организмов.

3

Тема 4.1   Бесполое размножение  растений  и  животных

1

Тема 4.2 Половое размножение.

2

Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов 

7

Тема 5.1   Эмбриональное  развитие  животных.

4

Тема 5.2   Постэмбриональное  развитие  животных

1

Тема 5.3   Общие закономерности онтогенеза

1

Тема 5.4   Развитие организма и окружающая среда

1

Раздел 6 Основы генетики и селекции.

30

Тема 6.1   История  представлений  о  наследственности и  изменчивости

1

Тема 6.2   Основные  закономерности   наследственности и  изменчивости

17

Тема 6.3   Генетика   человека

3

Тема 6.4   Селекция   животных, растений  и микроорганизмов

9

                                                                                       Итого:  70  часов

Виды  контроля:

- текущий – систематическая  проверка  знаний;

- периодический – после  завершения  больших  тем;

- итоговый  учёт.

Методы  и  формы  контроля:

а) по  способу  проверки:

  • устный  (беседа, контрольные  опросы  )
  • письменный  (проверочная  к/р. Тесты. Вопросники )

практический

б) по  охвату  учащихся:

  • индивидуальный  (карточки, раздаточный  проверочный материал )
  • групповой  (игры, лото, кроссворды )

      фронтальный  (вопросная  форма, беседы, опросники, викторины)

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема  раздела.

Тема  урока

Дата  по  плану

Дата  по  факту

Примечание.

Вид  контроля

Раздел  I. Введение в биологию

  (3 часа )

1

Введение, общая  биология  в  системе  биологических  наук

5.09

2

Методы  изучения  общей  биологии. Значение.

5.09

3

Уровни  организации  живой  материи

12.09

Раздел   2.   Происхождение  и   начальные  этапы  развития  жизни   на Земле. (9  часов)

4

Критерии  живых  систем

12.09

5

История  представлений  о  возникновении  жизни.

Работы  Л. Пастера

19.09

6

Современные  представления

19.09

7

Первичная  атмосфера  Земли  и  химические  предпосылки  возникновения  жизни.

26.09

8

Источники  энергии. Возраст  Земли

26.09

9

Теория  происхождения  протобиоитов

3.10

10

Эволюция  протобиоитов. Эволюция  метаболизма.

3.10

11

Начальные  этапы  биологической  эволюции

17.10

12

Контрольная  работа  по  теме:   «Возникновение  жизни»

17.10

Раздел 3. Учение о клетке. (20  часов)

13

Химический  состав  клетки

24.10

14

Неорганические  вещества  в  клетке

24.10

15

Органические  вещества. Белки

31.10

16

Органические  молекулы – углеводы, белки. Функции

31.10

17

Углеводы. Строение  и  биологическая  роль. Л/р «Определение  крахмала  в  растительных  тканях»

7.11

18

Жиры  и  липиды

7.11

19

Нуклеиновыя  кислоты

14.11

20

Генетический  код. Свойства  кода

14.11

21

Анаболизм

21.11

22

Энергетический  обмен - катаболизм

21.11

23

Автотрофный  тип  обмена

28.11

24

Прокариотические клетки

28.11

25

Эукариотические   клетки

5.12

26

Цитоплазма. Л/р «Изучение  строения  клеток  под  микроскопом»

5.12

27

Клеточное  ядро. Л/р «Приготовление  и  описание  микропрепаратов клеток  растений»  

12.12

28

Деление  клеток

12.12

29

Строение  растительной  клетки

19.12

30

Клеточная  теория

19.12

31

Неклеточные  формы  жизни

26.12

32

Контрольная  работа  по  теме  «Учение  о  клетке»

26.12

Раздел   4.   Размножение  организмов  (3  часа)

33

Бесполое  размножение

09.01

34

Половое  размножение  растений

09.01

35

Половое  размножение  животных

16.01

Раздел   5.   Индивидуальное  развитие  организмов  (7  часов)

36

Эмбриональный  период  развития

16.01

37

Дробление

23.01

38

Гаструляция

23.10

39

Органогенез

30.01

40

Постэмбриональный  период  развития

30.01

41

Сходство  зародышей. Развитие  организмов

6.02

42

Семинар  по  теме «Размножение  и  развитие  организмов». Тест

6.02

Раздел   6.   Основы  генетики  и  селекции   (28  часов)

43

Основные  понятия  генетики  

20.02

44

Закономерности  наследования  признаков

20.02

45

Гибридологический  метод

27.02

46

Законы  Менделя

27.02

47

Первый  закон  Менделя. Практическая  работа №1 «Решение  генетических  задач»

6.03

48

Второй  закон  Менделя. Практическая  работа №2 «Решение  генетических  задач»

6.03

49

Закон  чистоты  гамет

13.03

50

Дигибритное  скрещивание

13.03

51

Третий  закон  Менделя. Практическая  работа №3 «Решение  задач по генетике»

20.03

52

Хромосомная  теория

20.03

53

Генетика  пола. Практическая  работа №4 «Составление  родословных»

3.04

54

Генотип  как  система

3.04

55

Взаимодействие  аллельных  генов.  Практическая  работа №5 «Решение  задач  на  взаимодействие  генов»

10.04

56

Взаимодействие  неаллельных  генов

10.04

57

Наследственная  изменчивость. Мутации

17.04

58

Зависимость  проявлений  генов. Л/р  «Выявление  изменчивости  у  особей  одного  вида»

17.04

59

Семинар  по  теме  «Основы  генетики»

24.04

60

Контрольная  работа  по  теме  «Наследственность  и  изменчивость»

24.04

61

Генетика  человека. Наследственные  заболевания.

8.05

62

Создание  пород  животных

8.05

63

Разнообразие  культурных  растений.

Центры  многообразия  растений

15.05

64

Итоговое  тестирование на промежуточной аттестации

15.05

65

Закон  гомологических  рядов.

Методы  селекции  растений

22.05

66

Отбор  и  гибридизация.

Искусственный  мутагенез

22.05

67

Селекция  микроорганизмов

25.05

68

Семинар  по  теме  «Достижение  селекции»

 

29.05

69-70

Резервный урок

29.05

                                                                                     Итого:   70  часов

Учебно-методическое  обеспечение

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2010.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2010.
  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2009.
  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2009.
  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2009.
  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2010.
  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2009.
  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2008.
  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2010.
  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2009.
  11. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  12. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 2009.
  13. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2009.
  14. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2009.
  15. Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 2008.
  16. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  17. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  18. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. Захарова В.Б. Мамонтова С.Г . Сонин Н И./.- М., Просвещение, 2010.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2009.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2009.
  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прогрмма по обществознанию на 7 класс 2011-2012 уч.года

Рабочая программа по курсу "Обществознание" на 7 клас по программе Боголюбова...

Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)

Рабочая программа по технологии для мальчиков , для сельских школ. 5-7 классы....

Рабочая прогрмма по технологии 5-7 класс для сельской школы (мальчики)

Рабочая программа для сельской школы (мальчики) 5-7 классы...

Рабочая прогрмма по информатики 5 класс

Рабочая программа  по информатики и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе:Примерной программа основного общего образования по информатике и информационным техноологиям МО ...

Рабочая прогрмма по информатики 6 класс

Цель изучения основ информатики в 6 классе:продолжение формировнаия базиса компьютерной граммотности учащихся;освоение срды программирования ЛогоМиры...

Рабочая прогрмма по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класса...

Рабочая прогрмма по биологии, 5 класс, В. Пасечник

Рабочая программа к учебнику В.Пасечника, 5 класс....