Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Программа разработана по ФГОС ООО для учащихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Гербаевская основная общеобразовательная школа

 

Согласованно

на ПС школы.

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Рабочая программа

Кружок  «Занимательная биология »

(наименование учебного предмета/курса)

5  класс

(степень образования/класс)

2017-2018 уч.год

(срок реализации программы)

Составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы  основного  общего образования,  примерной программы   основного   общего образования по биологии и на основе авторской программы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.

                                                                                                   (наименование программы)

Программу  составила: учитель биологии   Глок Любовь Михайловна.

                                                                           (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

2017 г.

Пояснительная записка

  Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта  второго поколения основного общего образования

  • на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
  • Закона РХ «Об образовании» № 53 от 14.11.2004 года, ст.8: «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов»,
  • в соответствии с Уставом, Программой развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сорская основная общеобразовательная школа №2 им. Толстихиной Ю.Н., ее целями и задачами,
  • локального акта «О составлении рабочих программ в МБОУ Сорская ООШ № 2 им. Толстихиной Ю.Н.,
  • с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений»,
  • с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10,
  • с учетом СанПиН  2.4.2.2821-10,
  • в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196,

Сроки реализации рабочей программы: 2015-2016 учебный год.

Особенности преподавания предмета в данном классе

Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня подготовки.  

На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.

  В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:

- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

 Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

-  Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных  школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

-  Развитие  познавательных  интересов,   интеллектуальных  и  творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными. 

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

 - Развивать  наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся,  умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Общая характеристика учебного курса

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

 Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Интересный мир биологии

25

13

12

2

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3

0

3

3

Познаем себя

7

0

7

Итого:

35

14

21

Место курса в учебном плане

     Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов.

Количество тем регионального содержания – 12;

Количество лабораторных работ – 3;

Количество экскурсий -2;

Количество бесед – 35;

Количество тестов – 1.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий;

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

 - наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- какую пользу приносят представители животного мира;

- съедобные и ядовитые растения своей местности;

- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • наблюдать предметы и явления природы;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • подготовить доклад, презентацию;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

     Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты обучения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:  

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание курса

  1. Интересный мир биологии (25ч)

По страницам Красной книги.

Биологическая викторина.

Легенды о цветах.

Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

Викторина «Час цветов».

Виртуальная экскурсия в археологический музей.

Экологический турнир «В содружестве с природой».

Викторина о птицах.

Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

Самые «печальные» страницы из жизни животных.

Взаимоотношения животных.

Способы защиты животных.

Самые быстрые, ловкие, сильные.

Кое – что о внешнем виде животных.

Великаны и лилипуты животного мира.

Человек и биосфера.

Организм и среда обитания.

Культурные растения.

Комнатные растения.

Лекарственные растения.

Съедобные и ядовитые растения.

Флора и фауна водоёмов.

Флора и фауна  леса.

Флора и фауна луга.

  1. Занимательные отыпы и эксперименты по биологии (3ч)

     Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

  1. Познаем себя (7 ч)

Определение норм рационального питания.

Определение темперамента.

Оказание первой медицинской помощи.

Приготовление фитонапитков.

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

Круглый стол « Экология моей местности»

Круглый стол «Я и биология».


Материально-техническое обеспечение учебного курса  

Печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника

2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология». 

       Наборы картинок в соответствии с тематикой.

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

Микроскоп

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лупа ручная

Транспаранты

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы».

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Настенная  доска.


                                                                                                                Тематическое планирование

п/п

Название раздела (темы)

Коли

чество часов

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

Интересный мир биологии

25

1

По страницам Красной книги.

2

Биологическая викторина.

3

Легенды о цветах.

4

Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

5

Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

6

Викторина «Час цветов».

7

Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник «Танаис».

8

Экологический турнир «В содружестве с природой».

9

Викторина о птицах.

10

Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

11

Самые «печальные» страницы из жизни животных.

12

Взаимоотношения животных.

13

Способы защиты животных.

14

Самые быстрые, ловкие, сильные.

15

Кое – что о внешнем виде животных.

16

Великаны и лилипуты животного мира.

17

Человек и биосфера.

18

Организм и среда обитания.

19

Культурные растения.

20

Комнатные растения.

21

Лекарственные растения.

22

Съедобные и ядовитые растения.

23

Флора и фауна водоёмов.

24

Флора и фауна  леса.

25

Флора и фауна луга.

2

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3

1(26)

         Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

2(27)

Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

3(28)

Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

3

Познаём себя

7

1(29)

Определение норм рационального питания.

2(30)

Определение темперамента.

3(31)

Оказание первой медицинской помощи.

4(32)

Приготовление фитонапитков.

5(33)

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

6 (34)

Круглый стол «Экология моей местности»

7(35)

Круглый стол «Я и биология».


Список книгопечатной продукции

Для обучающихся

  1. Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
  2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип.  (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
  4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
  5.  Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)  - М.: Дрофа, 2010.
  6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

Для учителя

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
  4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
  4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
  5.  http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
  6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

Дополнительная литература:

1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,

2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика" (исследовательская работа) + описание проводимых опытов

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика", проводимой мною в 5 классах, а также описание проведения опытов по этому курсу....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 7 класс...

Программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" 8 класс

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности....