Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса
    рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

    Программа разработана по ФГОС ООО для учащихся 5 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области

    Гербаевская основная общеобразовательная школа

     

    Согласованно

    на ПС школы.

    Протокол №___

    От «___»_______ 20___г.

    Рабочая программа

    Кружок  «Занимательная биология »

    (наименование учебного предмета/курса)

    5  класс

    (степень образования/класс)

    2017-2018 уч.год

    (срок реализации программы)

    Составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы  основного  общего образования,  примерной программы   основного   общего образования по биологии и на основе авторской программы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.

                                                                                                       (наименование программы)

    Программу  составила: учитель биологии   Глок Любовь Михайловна.

                                                                               (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

    2017 г.

    Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта  второго поколения основного общего образования

    • на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
    • Закона РХ «Об образовании» № 53 от 14.11.2004 года, ст.8: «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов»,
    • в соответствии с Уставом, Программой развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сорская основная общеобразовательная школа №2 им. Толстихиной Ю.Н., ее целями и задачами,
    • локального акта «О составлении рабочих программ в МБОУ Сорская ООШ № 2 им. Толстихиной Ю.Н.,
    • с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений»,
    • с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10,
    • с учетом СанПиН  2.4.2.2821-10,
    • в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196,

    Сроки реализации рабочей программы: 2015-2016 учебный год.

    Особенности преподавания предмета в данном классе

    Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня подготовки.  

    На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.

      В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:

    - создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

    -обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

     Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:

    Образовательные:

    - Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.

    - Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

    Развивающие:

    - Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

    -  Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

    - Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных  школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

    -  Развитие  познавательных  интересов,   интеллектуальных  и  творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

    - Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

    - Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными. 

    - Развитие монологической устной речи.

    - Развитие коммуникативных умений.

    - Развитие нравственных и эстетических чувств.

    - Развитие способностей к творческой деятельности.

    Воспитательные:

    - Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

     - Развивать  наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся,  умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

    - Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

    Общая характеристика учебного курса

    В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

    Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

    Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

     Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

    Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

    Учебно-тематический план

    п/п

    Тема занятий

    Количество часов

    Всего

    Теоретич.

    Практич.

    1

    Интересный мир биологии

    25

    13

    12

    2

    Занимательные опыты и эксперименты по биологии

    3

    0

    3

    3

    Познаем себя

    7

    0

    7

    Итого:

    35

    14

    21

    Место курса в учебном плане

         Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов.

    Количество тем регионального содержания – 12;

    Количество лабораторных работ – 3;

    Количество экскурсий -2;

    Количество бесед – 35;

    Количество тестов – 1.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

    Биологическое образование призвано обеспечить:

    • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
    • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
    • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
    • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

    Прогнозируемые результаты

    Обучающиеся должны знать:

    - определение основных экологических понятий;

    - о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

    - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

    - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

     - наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;

    - основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

    - какую пользу приносят представители животного мира;

    - съедобные и ядовитые растения своей местности;

    - лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

    - редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;

    - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

    - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

    - современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

    Обучающиеся должны уметь:

    - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

    - ухаживать за домашними животными и птицами;

    • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
    • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
    • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
    • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
    • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
    • наблюдать предметы и явления природы;
    • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
    • подготовить доклад, презентацию;
    • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

         Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

    Личностные результаты обучения:

    • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
    • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
    • формирование личностных представлений о целостности природы,
    • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

    Метапредметные результаты обучения:

    • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
    • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
    • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;
    • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

    Предметными результатами обучения  являются:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

    • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;
    • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;
    • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
    • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
    • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
    • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
    • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

     2. В ценностно-ориентационной сфере:

    • знание основных правил поведения в природе;
    • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

     3. В сфере трудовой деятельности:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
    • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

     4. В сфере физической деятельности:  

    • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

     5. В эстетической сфере:

    • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

    Содержание курса

    1. Интересный мир биологии (25ч)

    По страницам Красной книги.

    Биологическая викторина.

    Легенды о цветах.

    Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

    Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

    Викторина «Час цветов».

    Виртуальная экскурсия в археологический музей.

    Экологический турнир «В содружестве с природой».

    Викторина о птицах.

    Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

    Самые «печальные» страницы из жизни животных.

    Взаимоотношения животных.

    Способы защиты животных.

    Самые быстрые, ловкие, сильные.

    Кое – что о внешнем виде животных.

    Великаны и лилипуты животного мира.

    Человек и биосфера.

    Организм и среда обитания.

    Культурные растения.

    Комнатные растения.

    Лекарственные растения.

    Съедобные и ядовитые растения.

    Флора и фауна водоёмов.

    Флора и фауна  леса.

    Флора и фауна луга.

    1. Занимательные отыпы и эксперименты по биологии (3ч)

         Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

    Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

    Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

    1. Познаем себя (7 ч)

    Определение норм рационального питания.

    Определение темперамента.

    Оказание первой медицинской помощи.

    Приготовление фитонапитков.

    Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

    Круглый стол « Экология моей местности»

    Круглый стол «Я и биология».


    Материально-техническое обеспечение учебного курса  

    Печатные пособия

    Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника

    2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология». 

           Наборы картинок в соответствии с тематикой.

    Натуральные объекты

    Гербарии

    Основные группы растений

    Коллекции

    Голосеменные растения

    Семена и плоды

    Наборы муляжей

    Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

    Приборы

    Раздаточные

    Микроскоп

    Демонстрационные

    Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

    Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

    Лупа ручная

    Транспаранты

    Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы».

    Технические средства обучения

    1. Компьютер.
    2. Проектор.
    3. Настенная  доска.


                                                                                                                    Тематическое планирование

    п/п

    Название раздела (темы)

    Коли

    чество часов

    № урока

    Тема урока

    Дата проведения

    Примечание

    по плану

    по факту

    1

    Интересный мир биологии

    25

    1

    По страницам Красной книги.

    2

    Биологическая викторина.

    3

    Легенды о цветах.

    4

    Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

    5

    Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

    6

    Викторина «Час цветов».

    7

    Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник «Танаис».

    8

    Экологический турнир «В содружестве с природой».

    9

    Викторина о птицах.

    10

    Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

    11

    Самые «печальные» страницы из жизни животных.

    12

    Взаимоотношения животных.

    13

    Способы защиты животных.

    14

    Самые быстрые, ловкие, сильные.

    15

    Кое – что о внешнем виде животных.

    16

    Великаны и лилипуты животного мира.

    17

    Человек и биосфера.

    18

    Организм и среда обитания.

    19

    Культурные растения.

    20

    Комнатные растения.

    21

    Лекарственные растения.

    22

    Съедобные и ядовитые растения.

    23

    Флора и фауна водоёмов.

    24

    Флора и фауна  леса.

    25

    Флора и фауна луга.

    2

    Занимательные опыты и эксперименты по биологии

    3

    1(26)

             Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

    2(27)

    Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

    3(28)

    Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

    3

    Познаём себя

    7

    1(29)

    Определение норм рационального питания.

    2(30)

    Определение темперамента.

    3(31)

    Оказание первой медицинской помощи.

    4(32)

    Приготовление фитонапитков.

    5(33)

    Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

    6 (34)

    Круглый стол «Экология моей местности»

    7(35)

    Круглый стол «Я и биология».


    Список книгопечатной продукции

    Для обучающихся

    1. Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
    2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
    3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип.  (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
    4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
    5.  Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)  - М.: Дрофа, 2010.
    6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

    Для учителя

    1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
    2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
    3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
    4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

    Интернет-ресурсы

    1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
    2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
    3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
    4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
    5.  http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
    6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

    Дополнительная литература:

    1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,

    2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Полиглотик» для 3 класса

       МБОУ «НОШ № 29» работает по ФГОС второго поколения. Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательный английский» для 3 «В» класса разработана на основе авторской п...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика" (исследовательская работа) + описание проводимых опытов

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика", проводимой мною в 5 классах, а также описание проведения опытов по этому курсу....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс.

    Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" предназначена для реализации в 5-6 классах, и имеет общеинтеллектальную направленность. Способствует развитию пространственного воображения учащ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

    Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

    Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

    Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...