Внеклассное мероприятие Одаренные дети
материал по биологии (8 класс) на тему

Мингалиева Алфира Расимовна

Внеклассное мероприятие-игра между учащимися 8-9 классов для выявления одаренности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_merop-ie_odarennye_deti.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Кисак-Каин

Янаульского района Республики Башкортостан

Работа с одаренными детьми в урочное  и  внеурочное время по биологии

Интеллектуально-познавательная игра:

«Знатоки биологии»

                                  Работу выполнила: Мингалиева А.Р.

                                                 учитель биологии МБОУ ООШ с. Кисак-Каин

с. Кисак-Каин 2018 год

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В УРОЧНОЕ  И  ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПО БИОЛОГИИ.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все-таки участь:

Мне кажется, я их чему-то учу,

А это они меня учат.

А.Дольский

Пояснительная записка

Проблема работы с одарёнными детьми – одна из актуальных задач современного образования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну из главных проблем  совершенствования  системы  образования.

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Главная задача учителя при работе с одаренными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей. Но не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее происходят и изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. Поэтому необходимо привлекать  школьников к участию в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Другими словами,  школа должна воспитать выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

В своей работе с одаренными детьми я придерживаюсь определенной системы, как и многие учителя,  целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать  в них уверенность в своих силах.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи: 

  • выявить одаренных детей, проявляющих интерес к биологии;
  • при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными школьниками уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • стимулировать проявления учебно-познавательной деятельности;
  • применять  в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и  мотивационного потенциала учащихся.

Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.  

Для работы с одаренными детьми можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Для примера хочу представить разработанное мной внеклассное мероприятие для 8-9 классов по биологии.

Внеклассное мероприятие по биологии

«Знатоки биологии»

Цель: стимулировать интерес учащихся к изучению биологии, создать условия для творческого развития личности

Задачи:

Образовательные: углубить и расширить знания учащихся по биологии.

Развивающие: развивать память, внимание, умение работать в коллективе.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями, сигнальные таблички, оценочные листы для жюри.

Методический комментарий: данное внеклассное мероприятие способствует углублению, расширению и закреплению знаний по биологии.

Учащиеся заранее делятся на 2 команды и готовят визитную карточку своей команды (название, девиз, эмблема)

Порядок проведения конкурса

  1. Представление команд
  2. Экологический светофор
  3. Верните зверей в слова
  4. Логическая цепочка
  5. Решите биологические задачи
  6. Практикум по систематике растений
  7. Практикум по систематике животных
  8. Практикум по анатомии
  9. Игровая пауза
  10. Что лежит в «черном» ящике
  11. Подведение итогов мероприятия

Ход мероприятия:

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Добрый день! Рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня две команды посоревнуются за звание «Знатоки биологии». Для того чтобы начать наш конкурс необходимо представить жюри (представление жюри).

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

  1. Представление команд

Каждая команда представляет себя: название, девиз, эмблема. Учитывается оригинальность, соответствие биологической тематике. Максимальное количество баллов 5.

После проведения первого конкурса команды рассаживаются за свои столы. За каждый правильный ответ в конкурсах команды получают по одному баллу.

 2. Экологический светофор

Команды получают по две карточки красного и зеленого цвета. Если согласны с утверждением, поднимают зеленую карточку, не согласны – красную.

  1. в растениях органические вещества движутся снизу вверх;
  2. растения способны к медленным движениям;
  3.  в половом размножении принимают участие две особи;
  4. только животные способны к дыханию.
  5. в бесполом размножении участвует одна особь;
  6. у насекомых прямой путь развития;
  7. питание — это процесс получения организмом веществ и энергии;
  8. ферменты — это ускорители химических реакций в организме.
  9. почкование — это способ полового размножения;
  10. пищеварение — это процесс получения веществ и энергии;
  11. пищеварение — это процесс переработки пищи.
  12. у растений специальной выделительной системы нет;
  13. у растений минеральные вещества движутся сверху вниз.
  14. в биосфере фотосинтез уничтожает результаты дыхания;
  15. почкование — это способ бесполого размножения;
  16. органы, связанные с размножением, называют репродуктивными;
  17. зиготой называют женскую половую клетку.
  18. почки — специальная выделительная система у всех животных;
  19. растения получают энергию с помощью фотосинтеза и дыхания;
  20. питание — это процесс переработки пищи;
  21. только у растений есть споры;
  22. органы, связанные с размножением, называют вегетативными.

3. Верните зверей в слова

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».

◘ ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

◘ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

◘ ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

◘ ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

◘ П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

◘ _ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

◘ Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

◘ БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

◘ ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

◘ _ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

◘ _ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)

◘ ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

◘ ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

◘ Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери: гиена, дельфин, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

4. Логическая цепочка

Команды вытягивают билетики, на которых сформулированы вопросы по курсу «Человек и его здоровье», ответ на вопрос выкладывается в виде логической цепочки из нескольких карточек, для этого каждой команде выдается набор из этапов трех логических цепочек, т.е. в наборе есть как те элементы, которые им необходимы, так и «лишние». Оцениваются правильность и скорость.

1. Чем вреден бесконтрольный прием антибиотиков?

Бесконтрольный прием антибиотиков – уничтожение полезной микрофлоры кишечника – ухудшение пищеварения в кишечнике – нарушение процесса усвоения пищевых веществ - аллергия

2. Какой вред наносит организму употребление алкоголя?

Употребление алкоголя – всасывание алкоголя в кровь – обезвреживание в печени – разрушение клеток печени продуктами распада – перерождение клеток печени в жировую и соединительную ткань

3. Какие преимущества даёт организму ребенка питание жидкой пищей в первый год жизни?

Жидкая пища – лучшее всасывание и быстрое переваривание – быстрое усвоение питательных веществ – быстрый рост и развитие

5. Решите биологические задачи

А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?

Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.

В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?

Г) У человека имеется четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IА IВ , i, причем аллель iявляется рецессивной по отношению к аллелям IА и IВ . Родители имеют I и IV группы крови. Укажите группы крови детей.

6. Практикум по систематике растений

Команды получают несколько гербарных образцов, необходимо дать полную систематическую характеристику растения – вид, семейство, класс, отдел

Оцениваются правильность и скорость.

7. Практикум по систематике животных

Команда получает набор карточек с изображениями животных и названиями отрядов, классов, типов. Необходимо классифицировать животных по систематическим категориям

Оцениваются правильность и скорость.

8. Практикум по анатомии

Команда получает образец органа животного в чашке Петри (печень), по внешнему виду необходимо определить какой это орган, и записать ряд утверждений, характеризующих строение и работу этого органа. На выполнение задания отводится 2 мин.

Оценивается  количество правильных утверждений

9. Игровая пауза

Игра «Животный мир» - для проведения игры необходимо разделить играющих на две команды, каждый игрок получает карточку с названием животного. Все карточки – парные, т.е. игрок из одной команды должен найти свою пару среди игроков второй команды. Издавать звуки, характерные для данного животного, нельзя, можно только показывать жестами и мимикой. После того, как все играющие нашли свои пары, ведущий ставит всех игроков в круг и каждую пару спрашивает: «Вы кто?». Они опять же мимикой и жестами должны показать животное.

10.  Что лежит в «черном» ящике?

Выносится черный ящик, командам необходимо угадать, что лежит в данном ящике.

В «черном» ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ: лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.

11. Подведение итогов мероприятия

Оценочный лист «Знатоки биологии»

Этапы

8 класс

9 класс

1. Представление команд

Соответствие теме

Оригинальность

2. Экологический светофор

скорость

правильность

3. Верните зверей в слова

скорость

правильность

4. Логическая цепочка

скорость

правильность

5. Решите биологические задачи

правильность

скорость решения

6. Практикум по систематике растений

скорость

правильность

7. Практикум по систематике животных

скорость

правильность

8. Практикум по анатомии

скорость

Количество правильных утверждений

9. Что лежит в «черном» ящике?

скорость

правильность

Итог:

     Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. 

Педагог должен  помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.

Успех ребенка во многом зависит от учителя, поэтому очень важно педагогу тоже идти в ногу со временем и совершенствовать себя профессионально. В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, которые помогают мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов данных технологий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.

Памятка для работы с такими детьми

1. Четко изучите качества личности, характеризующие одаренность.

2. Используйте в работе с одаренными детьми современные педагогические и компьютерные технологии.

7. Используйте при работе с одаренными детьми стратегию «ускорения» и «обогащения».

8. Учитывайте в работе с детьми разницу между физическими возможностями и интеллектуальными способностями.

9. Поддерживайте ребенка эмоционально, препятствуйте развитию комплекса неполноценности.

10. Создайте на уроках комфортные условия для развития общих и специальных способностей одаренных детей.

11. Наблюдайте и анализируйте деятельность одаренного ребенка, поддерживайте тесный контакт с его родителями.

12. Обучайте одаренного ребенка не по образцу и стандарту, а в соответствии с его индивидуальной и уникальной зоной развития.

   Система работы с одарёнными детьми способствует увеличению числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои  плоды.

     Закончить  я бы хотела словами Омара Хайяма «Человек, словно в зеркале мир, многолик, он ничтожен и, всё же, безмерно велик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для детей и их родителей, посвященное Дню семьи

quot;Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для 5-6 классов и их родителей, посвященное Дню семьи. Цель мероприятия: способствовать воспитанию у учащихся чувств...

Руки матери. Внеклассное мероприятие для детей и их мам.

Данный материал может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, посвященного Дню Матери или 8 Марта. Для его проведения приглашаются дети с мамами. В программе есть литературный материал д...

Сценарий внеклассного мероприятия "Памяти детей"

"Глаза детей -  души моей светильник". Посвящается памяти детей, чья жизнь была прервана.Содержит презентацию и сценарий мероприятия...

сценарий внеклассного мероприятия для детей и родителей "Поле знаний в школьной стране"

Сценарий игры для родителей и детей может использоваться на родительском собрании или на празднике семьи. В игре использованы вопросы по программе 7-8 класса....

Сценарий внеклассного мероприятия для детей с ОВЗ

В сценарии представлены программа мероприятия, упражнения с фитболом,веселые эстафеты...

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы " Вежливость и Доброта!"

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы , направленное на повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях....

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы " Вежливость и Доброта!"

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы , направленное на повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях....