Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Чайченко Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_planirovanie.docx46.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. О. Троицк в г. Москве

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____        /______________/

Протокол №____        

от «___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____        /Мацегора С.В./

 «___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 2

_____        /ЗюзиковаЮ.М./

Приказ №        ______

от «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Биология»

для 5-А, 5-Б, 5-В, 5-Г

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1час

Составитель программы:  Чайченко Татьяна Анатольевна, высшая квалификационная категория.

г. Троицк

2016-2017 уч.год

        Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.№1577
  • Образовательная программа МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора от «   «  «                  «    г.
  • Учебный план МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора от «  «  «               «  г.
  • Примерная программа по учебному предмету В.В. Пасечника

  1.  Учебно-методический комплекс

Программа, автор

класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для учащихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

“Биология”,

В.В. Пасечник

              5

Биология (бактерии, грибы, растения). ”ДРОФА” , 2013, рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника Биология (бактерии, грибы, растения). ”ДРОФА” , 2013

Н.В. Преображенская

Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника Биология 5 класс.  “Экзамен”, 2013

Н.А.Богданова Биология итоговая аттестация типовые тестовые задания 5 класс. «Экзамен», 2013

1.3Общие цели и задачи .
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях.
-овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных   и творческих способностей.
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе.
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

 

1.4 Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской  программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции.     Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Программа рассчитана на 34ч. в год (1 час в неделю).

      Программой предусмотрено проведение:

      контрольных работ-3;

      экскурсия-1

      лабораторных работ- 11 (8 оценочных и 3 неоценочных)

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

        В соответствии с требованиями  Стандарта  личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по                 биологии в 5 классе отражают достижения:

Личностных результатов:

 1) знание  основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений                           (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к  живым объектам.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

-- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

-- формируется  научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого;

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметных  результатов:

1) овладение  составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,  научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметных результатов:

 1. В познавательной  (интеллектуальной) сфере:

• выделение  существенных  признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

 • приведение доказательств (аргументация)  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека;  значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов,  съедобных и ядовитых грибов;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;

 5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

— описывать  многообразие живой природы;

— определять царства живой природы: Бактерии,  Грибы,  Растения,  Животные;

— описывать основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— определять признаки  живого: клеточное  строение,  питание,  дыхание,  обмен веществ, раздражимость,  рост,  развитие,  размножение;

—распознавать  экологические факторы;

—описывать  основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

—  работать  с микроскопом;

—соблюдать  правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

—описывать  строение клетки;

—описывать  химический состав клетки;

—описывать  основные процессы жизнедеятельности клетки;

—распознавать  характерные признаки различных растительных тканей.

—определять  основные методы изучения растений;

—распознавать  основные  группы  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и  многообразие;

—описывать  особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

—объяснять  роль растений в биосфере и жизни человека;

— описывать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся получат возможность научится:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать  характеристику  основным  группам  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять  понятия:  «клетка»,  «оболочка»,  « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды»,  «хлоропласты»,  «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

  1. Учебно-тематический план

№№

Раздел программы

Количество часов

Направления проектной деятельности

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

Введение

Клеточное строение организмов

Царство Бактерии

Царство Грибы

Царство Растения

7

9

2

6

10

Подготовка сообщений по темам. Готовят отчет по экскурсии Ведут дневник фенологических наблюдений.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

Готовят сообщения по темам.

Готовят сообщения.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Готовят микропрепараты  и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей.

Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Готовят сообщения.

Контрольная работа (вводный контроль)

Контрольная работа (рубежный контроль)

Обобщение по темам: «Царство Бактерии», «Царство Грибы»

Итоговая контрольная работа.

Корректировка примерной/авторской программы (при необходимости)

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Биология – наука о живой природе.

1

Фронтальная беседа.

2.

2.

Методы исследования в биологии.

1

Фронтальная беседа по вопросам в конце параграфа.

3.3.

Разнообразие живой природы.

Царства живых организмов.

1

Беседа по вопросам в конце параграфа.

4.4.

Среды обитания живых организмов.

1

Ответы учащихся у доски.

5.5.

Контрольная работа №1.

    1

Вводный

контроль.

 

6.6.

 

 

 

 

 

 

 7 7.

7.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. ЛР №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

1

Ответы учащихся у доски.

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

1

Творческая работа.

8.

Устройство увеличительных приборов. ЛР№2 «Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы».

1

Заслушивание и обсуждение отчетов учащихся о выполнении заданий на экскурсии.

9.

Строение клетки.

1

Ответ учащихся у доски с демонстрацией последовательности действий при работе с лупой и микроскопом.

10.

ЛР №3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

1

Ответ учащегося у доски с использованием таблицы.

11.

Пластиды. ЛР №4 «Приготовление и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата».

1

Ответ учащегося у доски с демонстрацией последовательности действий при подготовке микропрепарата  и изучения его под микроскопом.

12.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1

Ответ учащихся у доски.

13.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. ЛР №5 «Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи».

1

Фронтальный опрос с использованием таблиц.

14.

Жизнедеятельность  клетки: деление, рост, развитие.

1

Ответы учащегося у доски.

15.

Ткани. ЛР №6 «Растительные ткани под микроскопом».

1

Ответы учащихся у доски.

16.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».

1

Контрольная работа.

17.

Строение и многообразие бактерий.

1

Ответ учащегося у доски.

18.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Фронтальная беседа.

19.

Грибы, их общая характеристика.

1

Ответы учащихся у доски.

2 20.

Шляпочные грибы.

1

Ответы учеников у доски.

21.

Плесневые грибы и дрожжи.

1

Ответ учащегося у доски.

22.

ЛР №7 «Особенности строения мукора и дрожжей».

1

Фронтальный опрос.

23.

Грибы-паразиты.

1

Ответ учащегося у доски.

24.

Обобщающий урок.

1

Обобщение материала.

25.

Ботаника – наука о растениях.

1

Фронтальная беседа.

26.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. ЛР №8 «Строение зеленых одноклеточных водорослей».

1

Фронтальная беседа.

27.

Роль водорослей в природе жизни человека. Охрана водорослей.

1

Ответ учащихся у доски.

28.

Лишайники.

1

Ответ учащихся у доски.

29.

Мхи, папоротники, хвощи, плауны. ЛР№9 «Строение мха и папоротникообразных».

1

Опрос у доски, работа по дидактическим карточкам.

30.

Голосеменные растения.

1

Опрос учащихся у доски.

31.

Покрытосеменные растения.

1

Работа с дидактическими карточками.

32.

ЛР№10 «Строение хвои и шишек хвойных»

ЛР№11 «Строение цветкового растения».

1

Фронтальный опрос.

33.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

Фронтальный опрос.

    34.

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа.

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Учебник В.В.Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений .-М.:Дрофа, 2013.-141с.

Методическое пособие В.В.Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл.-М.-Дрофа,2013.-91с.

                       Рабочая тетрадь Н.В.Преображенская Рабочая тетрадь по биологии 5 класс.-М:Экзамен,2013.-63 с.

                       Электронное приложение ww.drofa.ru

                       Натуральные объекты:

Гербарии: основные группы растений, селькохозяйственные растения

Коллекции:

Голосеменные растения, комплекты микропрепоратов, наборы муляжей по ботанике (плоды, фрукты, овощи, грибы)

Приборы:

Раздаточные: ручная лупа, микроскопы.

Демонстративные: набор химической посуды и принадлежности по биологии для демонстративных работ, штатив лабораторный.

Лабораторные: набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии.

     Демонстрационные печатные пособия: комплект таблиц «Ботаника. Грибы Лишайники. Водоросли. Мхи. Папоротники.             Голосеменные растения»

                Портреты биологов.

                Дидактические материалы: раздел растения.

                Мультимедийные средства компат диски, кассеты.

                Технические средства: компьютер, телевизор, видиоплеер, проэктор.

         

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса на конец года.

Ученик научится:

Определять понятия «биология», «экология», «биосфера».

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Определять понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

Характеризовать основные методы исследования в биологии.

Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов.

Ученик получит возможность научится:

Анализировать признаки живого.

Составлять план параграфа.

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Анализировать связи организмов со средой обитания.

Владеть таким видом изложения текста, как повествование.

Получать биологическую информацию из различных источников.

Анализировать  и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы текстом учебника.

Характеризовать влияние деятельности человека на природу.

Проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя.

Оформлять отчет.

  1. Контроль уровня обученности

  1. Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Отметку «5» — получает ученик , если его устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе,

допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный

полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение

на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случаях.

Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит

собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям

учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и

объем ЗУНов составляет 70-90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям

программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и

1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5

недочетов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания ( правильный,

но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке

правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не

умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» — получает ученик, если его устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям

программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов

обучающегося составляет 20-50% содержания (неполный ответ)

  1. Приложения (пакет контрольно-измерительных материалов)

  Н.А.Богданова Биология.  Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс. «Экзамен», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС Н.И.Сонин концентрический курс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, подробное содержание программы и тематическое планирование в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю....

рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОСам

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС  общего образования. к Линии учебников под редакцией В.В.Пасечника ...

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе ФГОС. Относится к концентрическому курсу "УМК Сфера жизни"....

Рабочая программа по биологии 5 класс (по ФГОС)

Рабочая программа сорставлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК В.В. Пасечник....

рабочая программа по биологии 7 класс по фгос 2017-2018г.

рабочая программа по биологии к учебнику  Пономарева...

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...

рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...