Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы
статья по биологии на тему

Елена Геннадьевна Емельянова

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Развивается ребенок только в сотрудничестве и только через преодоление препятствий «Учитель – посредник между возможностями ребенка и превышающим эти возможности учебным материалом».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением

отдельных предметов № 28" г. Курска

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии

(Из опыта работы учителя биологии

Емельяновой Елены Геннадьевны)

302

Курск, 2017 г.

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Развивается ребенок только в сотрудничестве и только через преодоление препятствий «Учитель – посредник между возможностями ребенка и превышающим эти возможности учебным материалом».

        В стремлении к свободе господствует желание, добровольность, «самость». Это желание есть психологическое отражение того, что идет от Природы – движение функций, побуждение к развитию задатков, возможностей, способностей. Задача учителя здесь состоит в  том, чтобы сделать учение жизненно важным для ребенка желанием, поскольку стремление к свободе проявляется в нем через желание познать окружающий мир.

        И поскольку, основа жизненной школы - урок, и на него тратится 20 лет школьной жизни, 4700 дней (235 дней в году), 94000  уроков,  94000часов. Урок находится в центре школьной галактики.

В связи с этим  представляю схему планеты «Урок» - программную модель своей деятельности на уроке.  

        

образовательная                  быстрый темп                   развитие речи                 дидактическая

методы

               развивающие               обучение         владение речью,     методическая                          обучения

                                                            на высоком    обеспечивающее

                                                    уровне          мыслительную                                      методы мотивации    

                                                    сложности    деятельность                           методы активизации

                                                           вед. роль   выс.    психологическая

                                    воспитательная  теор. зн. мотивация             методы контроля

                                                                         обучеия         методы стимулирования

формы опроса режимы работы ср-ва общения                   спец. умения, навыки        учебно-коммуникативные

Урок

    средства обучения  виды работ                                                          общение, умениея, навыки  учебно-инф-е

                                                       усвоения                                                прочность

                                          обучение         сравнение     пооный                    глубина

          дидактическое развития                       организ. класса

                          обучаемости             синтез                              аспектный                            осознанность

                восприятия                                                                          краткий

          мыслит. деятельности               анализ                                      

дифференциации                             абстракция              мотивация          психологический

                                              конкретизация

                                           обобщение                                                      комплексный

                                                                                                              структурно-временной

                                               систематизация                материализация

                  отвлечение                              1 этап (дача мат. По уровням)

              квалификация                             2 этап (обр. связь по уровням)

                                                                                                 3 этап (оценочная рефлексия своего уровня)

На уроке  всё  может и должно быть направлено на развитие личности, талантов и способностей учащихся. Поэтому вопросы мотивации познавательной деятельности, стимулирования творческой активности для всестороннего развития личности ученика легли в основу темы моей опытной работы: «Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии».

Актуальность ее рассмотрения обусловлена:
1. Переходом на новые стандарты обучения.
2. Обучением школьников приемам самостоятельного обучения.
3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.

Ребенка нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся. Последние исследования психологов говорят о том, что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось, что «сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.

Таким образом, каким бы не был школьник, без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.

Длительность работы над опытом:

5 лет.

Диапазон опыта: 

урок,

система уроков,

внеклассная работа по предмету.

Педагогическое кредо

Скажи мне, и я забуду;

Покажи мне, и я, может быть, запомню,

Вовлеки меня, и я пойму.

Конфуций (450 г. до н.э.)

В середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери - человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

Учитель XXI в. должен «…быть открытым ко всему новому. Чтобы догнать мир, нам нужно смотреть вперёд, а не оглядываться назад. Только новые технологии, новые услуги, новые знания помогут нам встать крепко на ноги». (Пак Ю.Д., учитель физики и информатики ОСШ № 32, г. Караганда).

Моя цель:

сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по изучению живой природы языком биологии.

Ведущая педагогическая идея:

Развитие у обучающихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты:

готовность к целеполаганию;

готовность к оценке;

готовность к действию;

готовность к рефлексии;

готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Принцип такого подхода можно сформулировать, следующим образом: “Я умею (работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с людьми), значит я смогу (найду, решу, сделаю)”.

Преподавание стараюсь строить по принципу:

«От удивления               через познание              к новому    удивлению».

        

Учебные будни притупляют интерес к обучению и преподавателю приходится использовать различные способы психологической активизации, к которым, в свою очередь, со временем также наступает привыкание. Поэтому первая проблема в учебном материале, и даже не в нем самом, а в его установке.

«Хорошее образование должно быть в красивой форме».

        Учителю целесообразно отрабатывать такую технологию включения естественной эмоционально-психологической реакции учащихся таким образом, чтобы встреча с учебным материалом вызывала сначала удивление, переходящее в интерес, потом – первый волевой импульс к осознанию непонимания, а затем, настрой на познание, переживая и оценивая. Вызвать удивление, мотивировать на интерес можно, показав необычное, неожиданное в привычном, либо ввести в ситуацию парадоксов или противоречий и тогда невероятное станет очевидным.

        Целенаправленная работа над темой помогает мне, используя функции и возможности образовательной области «Естествознание», а именно предмета «Биология», перестраивать содержание работы, что сегодня становится осознанной потребностью каждого учителя.

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность опыта заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии  на уроке и во внеурочное время. Это во многом определяется возрастными особенностями школьников.

Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов

Подростковый возраст
• Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.
• Мотив избегания неудачи .
• Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
• Познавательный интерес.
• Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
• Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа
• Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
• Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
• Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
• Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.

Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:
1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Познавательные мотивы включают в себя:

1. Овладение новыми знаниями.
2. Ориентация на усвоение способов добывания знаний.
3.
Самообразование.

Социальные мотивы включают в себя:

1. Стремление получать знания на основе долга, ответственности, полезности .
2. Заслужить авторитет.
3. Стремление взаимодействовать с другими людьми, анализировать способы и формы сотрудничества.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

1.Содержание учебного материала.

2. Организация учебной деятельности .

3. Коллективные формы учебной деятельности .

4. Оценка учебной деятельности .

5. Стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала:

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности.

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценке. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.

Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости обучающихся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать" изучение материала становится тягостным и нудным занятием, убивающим всякий интерес к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

2. Организация учебной деятельности.

Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).

Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положительные эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

3. Коллективная (групповая) форма деятельности.

Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности.

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью.

Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учеников, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки.

5. Стиль деятельности учителя.

Различные стили формируют различные мотивы.

Авторитарный стиль формирует "внешнюю" (экстринсивную) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" (интринсивной) мотивации.

 Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".

Источники мотивации применяемые мной на уроках биологии.

1. Интерес к информации:

  1. А знаете ли вы … 

Пример тем

5 класс

Какую траву любят кошки? (Тема: Лекарственные растения)

Как определить с помощью часов стороны света? (Тема: Земля – наш дом)

6 класс

Хищные растения (Тема: Многообразие растений)

Какое растение дает лучший мед? (Тема: Многообразие растений)

7 класс

Какая рыба вьёт гнездо? (Тема: Класс Костные рыбы)

Где у кузнечика ухо? (Тема: Отряды насекомых)

8 класс

Сколько у человека костей? (Тема: Опорно-двигательная система человека)

Объём крови в теле человека? (Тема: Кровь. Кровеносная система)

9 класс

Зачем в 19 веке из России были импортированы вши в Пастеровский институт?

Занимательные вопросы и задачи

Хитрые вопросы от Вовочки: Почему человек и лошадь вязнут в болоте, а свинья или корова – нет?

Как пьёт слон?

Задача Шерлока Холмса: Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил?

Задачи:

Дельфины – млекопитающие. Дышат атмосферным воздухом. Для дыхания дельфину нужна слаженная работа мышц и мозга, которая не возможна во время сна. Когда же и как спит дельфин?

Летучая мышь ориентируется в пространстве при помощи ультразвука. Чтобы «увидеть» слухом маленькие объекты, летучие мыши должны иметь очень чувствительный слуховой аппарат, а чтобы ориентироваться набольшие расстояния – издавать ультразвук большой амплитуды. При этом мышь оглушила бы сама себя: издаваем ею звук повреждал бы нервные слуховые окончания. Какой выход нашла природа?

2. Интерес к способу действия

Понять как это делается и сделать это лучше. Вначале мы рассматриваем имеющиеся модели или создаём словесные.

C:\Users\Роман\Desktop\Фото опыты\20140208_102102.jpg

H:\МО\ФОТКИ физика\100_1669.JPG

Изучение модели молекул

Я использую конкурсы поделок, моделей и приборов «Сделай сам» на лучший гербарий

C:\Users\Роман\Desktop\Фото опыты\20140208_100713.jpg

Лучший гербарий

Постановка экспериментов "Очевидное невероятное"
Приведу примеры

H:\МО\ФОТКИ физика\100_1636.JPG

 «Волшебная вода»

H:\МО\ФОТКИ физика\100_1628.JPG

"Магдебургские полушария"

20140208_095922.jpg

C:\Users\Роман\Desktop\Фото опыты\20140208_095931.jpg

" В поисках крахмала"

Игра «Что? Где? Когда?»

DSC02626.JPG

DSC02622.JPG    DSC02623.JPG

3. Потребность в самовыражении и самопрезентации.

В современном уроке учитель очень часто использует презентацию, но и ученик может проявить свои знания по биологииподготовив свою презентацию для урока, а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
Примеры тем.
Планеты солнечной системы
Радиация
Влажность .
Презентации готовят дети и при выполнении проектов, например проект ученицы 10 класса «Оценка загрязнения воздушной среды микрорайона Волокно г. Курска методами биоиндикации»

Учащиеся которые плохо владеют компьютером делают биологические газеты.

20140208_101525.jpg

C:\Users\Роман\Desktop\Фото опыты\стенгазета-биология.jpgC:\Users\Роман\Desktop\Фото опыты\14.jpg

Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды, а биологический кроссворд сделанный учащимися , позволяет повторять пройденный материал в интересной форме. 
http://www.uchportal.ru/_pu/12/s41507633.jpg

4. Осознание значимости происходящего на уроке.

Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам, которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время .
Эти занятия включают в себя материал
подготовки к ЕГЭ.

5. Интерес к ИКТ технологиям

Детей привлекает работа  с компьютером: когда им что - демонстрируется или когда они имеют возможность самостоятельно работать за компьютером.

Использование элементов облачных технологий

Использование компьютерных моделей

Проведение уроков с использованием компьютерных презентаций

Применение компьютерного тренажера для текущего контроля знаний

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, из которого учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться в имеющихся у него знаниях, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.

Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность.

Цели контроля знаний:

-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

Большим подспорьем  в процессе контроля на уроках биологии является программа MyTest X. MyTest X - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.

Программа MyTest разрабатывается Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года. За это время вышло немало совершенно разных версий.  Каждая новая версия включала в себя лучшее предыдущей версии и предлагала новые возможности. Первые версии были простыми, но с удобными тестовыми оболочками, текущая же версия MyTest X - это уже не одна программа, а мощный комплекс программ для подготовки и проведения компьютерного тестирования.

С помощью программы MyTest X возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

В MyTest X можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTestX, можно легко:

Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.

Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.

Непосредственно следить за процессом тестирования. Вы можете видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.

С помощью программ MyTest X можно организовать как локальное так и сетевое тестирование.

Применение ИТ способствует развитию навыков самостоятельной работы у учеников.

6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры.

Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для детей.

Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-9 кл) и учащиеся их очень любят к ним специально готовятся, тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию.


Наиболее полюбившиеся игры у моих учеников:

1. Мозговой штурм

Время - 5минут.

Выходят ученики к доске, дается тема, это может быть текущая или повторение, каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы, формулы и т. д. и делает шаг вперед, кто дальше прошел, тот и победил. Эту игру можно использовать как в начале урока, так и при закреплении пройденного материала, а также как один из видов смены деятельности.

2. Снежки

Берем мягкий мяч. Я начинаю игру, бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос, он отвечает на него, кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.

3. Суд над водой

Дома дети пишут речь"Я защищаю госпожу Воду" и "Я обвиняю госпожу Воду", а на уроке инсценируется судебный процесс.

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках биологии можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации:

  • поощрение,
  • порицание,
  • учебно-познавательная игра,
  • создание ярких наглядно-образных представлений,
  • создание ситуации успеха,
  • стимулирующее оценивание,
  • свободный выбор задания,
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации:

  • опора на жизненный опыт,
  • познавательный интерес,
  • создание проблемной ситуации,
  • побуждение к поиску альтернативных решений,
  •  выполнение творческих заданий,
  •  “мозговая атака”,
  • развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации:

  • предъявление учебных требований,
  • информирование об обязательных результатах обучения,
  • формирование ответственного отношения к учению,
  • познавательные затруднения,
  • самооценка деятельности и коррекция,
  • рефлексия поведения,
  • прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации:

  • развитие желания быть полезным отечеству,
  • побуждение подражать сильной личности,
  • создание ситуации взаимопомощи,
  • поиск контактов и сотрудничества,
  • заинтересованность в результатах коллективной работы,
  • взаимопроверка,
  • рецензирование.

Результативность опыта

   Таким образом, опыт моей работы показал, что развитие учебной мотивации способствует повышению познавательной активности школьников в учении,  которая  обеспечивает  развитие  их  творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

  Была проведена диагностика, цель которой: выявить уровень развития у учащихся познавательного интереса к биологии. Результаты следующие:

- высокий познавательный интерес к предмету показали 84,8% учащихся;

- средний уровень познавательного интереса – у 15,2% учащихся;

- низкого уровня  - нет.

 

 

Перечень печатных работ:

Автор

Название

Где опубликовано

Год

Е.Г. Емельянова 

Статья "Роль современного урока в формировании коммуникативных компетенций"

Сборник материалов областной научно-практической конференции «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами учебных предметов естественно математических циклов»/ Курск, 2011

2011

2013

Заключение

Если учитель поставил перед собой цель формировать мотивацию школьников к учению, большую помощь в работе оказывает таблица, которая помогает решать проблему формирования мотивации с учетом многообразия педагогических ситуаций. Ее можно дополнять, опираясь на свой личный педагогический опыт.

Подходы к формированию мотивации

Индивидуальные особенности учащихся

На какой мотив должен опираться педагог

Что нужно делать для создания мотивационной сферы

качества

проявления

Способности

низкие

Общеучебные умения сформированы недостаточно. Логическое мышление слабо Работоспособность низкая Внимание неустойчивое Предпочтительный вид деятельности — игра

Безразличное

отношение к учебе Неустойчивый интерес к занятиям

На интерес к игре

(он приводит к зарождению познавательной самостоятельности)

Предлагать учебные задания в игровой форме, включать ученика в познавательные, игры и соревнования. Создать условия для появления внутренних потребностей к

учению. Раскрыть ценность знаний и самостоятельности

Интеллектуальные способности средние Навыки работы с учебником сформированы. Мыслительные способности нуждаются

в развитии

Устойчивый интерес к отдельным предметам Ответственное отношение к учебе

На познавательный (дать почувствовать радость от возможности самостоятельно познать новое)

Вооружить ориентировочной основой разных умственных действий (алгоритмами)

Логическое мышление развито.

Общеучебные и интеллектуальные умения налицо

Ответственное отношение к учебе

Осознанные

Действия.

Есть умения

решать обычные учебные задачи

На творческий

(дать ощутить радость от умения применять

свои знания в

новых ситуациях, от самостоятельного решения

творческих

задач)

Обеспечить условия для

творческой самореализации индивида. Создавать новые и совершенствовать имеющиеся приемы  умственной и практической деятельности

Предлагать систему творческих задании. Вырабатывать навыки самообразования и самооценки действий

Литература:

  1. Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков [Текст]/Л.И.Божович; подред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадениной.-М.,1972
  2. Вербицкий, А Контекстное обучение: формирование мотивации [Текст]/ А.Вербицкий// Высшее образование в России.-1998-№1.-С.101-107
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А.Зимняя.-М.:Логос.-2002.-304с.
  4. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст]/ В.С. Мерлин.-Пермь, 1971.-С.11,55,98
  5. Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ подред Ю.Н. Кумоткина, Г.С. Сухобской. –Л.:НИИ ООВ, 1972.-С.63-67
  6. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксеологию [Текст]/ учебпособие для студ.выс.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижова, -М.: Академия, -2003.-192с.
  7. Якиманская, С.И. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст]/ И.С. Якиманская.-М.:Сентябрь, 2000.-112с

Интернет-ресурсы:

‪1.‬www.kvant.info

‪2.‬www.znanie-sila.ru

‪3.‬http://nauka.relis.ru

‪‪4.‬http://www.cacedu.unibel.by

‪5.‬http://www.school.edu.ru

‪6.‬http://school-collection.edu.ru

‪7.‬http://elkin52.narod.ru

‪8.‬http://college.ru

‪9.‬http://vip.km.ru

10. http://it-n.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии (из опыта работы учителя биологии Емельяновой Е.Г.) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №28» г. Курска 20 1 7 год

Слайд 2

Актуальность темы обусловлена: 1. Переходом на новые стандарты обучения. 2. Обучение школьников приемам самостоятельного обучения. 3. Мотивацией учения как уровня психологического благополучия и развития школьника

Слайд 3

«Сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.

Слайд 4

Педагогическое кредо Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я, может быть, запомню, Вовлеки меня, и я пойму. Конфуций (450 г. до н.э.) Антуан де Сент-Экзюпери - человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества написал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

Слайд 5

Моя цель: сформировать не сумму знаний, а потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по изучению живой природы языком биологии. Ведущая педагогическая идея: Развитие у обучающихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию ; готовность к оценке; готовность к действию; готовность к рефлексии; готовность к самовоспитанию и самообразованию

Слайд 6

«От удивления через познание к новому удивлению». Необходимо отрабатывать технологию включения естественной эмоционально-психологической реакции учащихся таким образом, чтобы встреча с учебным материалом вызывала сначала удивление, переходящее в интерес, потом – первый волевой импульс к осознанию непонимания, а затем, настрой на познание, переживая и оценивая.

Слайд 7

Возрастные особенности развития мотивации школьников Подростковый возраст • Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье. • Мотив избегания неудачи . • Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения. • Познавательный интерес. • Мотив достижения успеха в учебе не развивается. • Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Слайд 8

Старшая школа • Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях. • Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета). • Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором , а критерием качества знаний. • Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам. Внутренняя, собственная мотивация.

Слайд 9

Группы учебных мотивов: Познавательные мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Социальные мотивы , связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Слайд 10

Познавательные мотивы Овладение новыми знаниями. Ориентация на усвоение способов добывания знаний. Самообразование Социальные мотивы Стремление получать знания на основе долга, ответственности, полезности . Заслужить авторитет. Стремление взаимодействовать с другими людьми , анализировать способы и формы сотрудничества.

Слайд 11

Содержание учебного материала: Нужно учитывать потребности школьников: в постоянной деятельности, в упражнении различных функций , в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценке. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие.

Слайд 12

Организация учебной деятельности Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно - проблемной ситуации ( задачи, цели). Операционально-познавательный этап - усвоение материала, овладевание учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положительные эмоции). Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы ученики испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

Слайд 13

Коллективная (групповая) форма деятельности Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Слайд 14

Оценка результатов учебной деятельности Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учеников, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Слайд 15

Стиль деятельности учителя Авторитарный стиль формирует "внешнюю" ( экстринсивную ) мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" ( интринсивной ) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".

Слайд 16

Источники мотивации применяемые мной на уроках биологии Интерес к информации: А знаете ли вы … 5 класс Какую траву любят кошки? (Тема: Лекарственные растения) Как определить с помощью часов стороны света? (Тема: Земля – наш дом) 6 класс Хищные растения (Тема: Многообразие растений) Какое растение дает лучший мед? (Тема: Многообразие растений) 7 класс Какая рыба вьёт гнездо? (Тема: Класс Костные рыбы) Где у кузнечика ухо? (Тема: Отряды насекомых) 8 класс Сколько у человека костей? (Тема: Опорно-двигательная система человека) Объём крови в теле человека? (Тема: Кровь. Кровеносная система) 9 класс Зачем в 19 веке из России были импортированы вши в Пастеровский институт?

Слайд 17

Занимательные вопросы и задачи Зачем нужны присоски? Хитрые вопросы от Вовочки: Почему человек и лошадь вязнут в болоте, а свинья или корова – нет?

Слайд 18

Как мы дышим?

Слайд 19

Как пьет слон?

Слайд 20

Задачи

Слайд 21

Задача Шерлока Холмса Надо брать зонт, будет дождь!

Слайд 22

2. Интерес к способу действия Работа с моделями Конкурс «Сделай сам» на лучший гербарий

Слайд 23

Постановка опытов «Волшебная вода» « Магдебургские полушария»

Слайд 24

Постановка опытов «В поисках крахмала»

Слайд 25

Игра «Что? Где? Когда?»

Слайд 26

3. Потребность в самовыражении и самопрезентации «Влияние газированных напитков на качество зубной эмали» «Оценка загрязнения воздушной среды микрорайона Волокно г. Курска методами биоиндикации »

Слайд 27

Биологические газеты, кроссворды

Слайд 29

4. Осознание значимости происходящего на уроке Ученик учится, потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам, которые готовятся поступать в вузы. Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время . Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ .

Слайд 30

5. Интерес к ИКТ технологиям

Слайд 31

Применение компьютерного тренажера для текущего контроля знаний Цели контроля знаний: подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям; получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

Слайд 32

Откройте файл на рабочем столе Введите свою фамилию и имя Выполните тест и получите результат Строение клетки

Слайд 33

6. Метод познавательной деловой игры 1. Мозговой штурм Время - 5минут. Выходят ученики к доске, дается тема, это может быть текущая или повторение, каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы и т. д. и делает шаг вперед, кто дальше прошел, тот и победил. 2. Снежки Берем мягкий мяч. Я начинаю игру, бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос, он отвечает на него, кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку. 3. Суд над водой

Слайд 34

Методы мотивации Эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Слайд 35

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, “мозговая атака”, развивающаяся кооперация.

Слайд 36

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

Слайд 37

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным отечеству, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Слайд 38

Результативность опыта Результаты диагностики «Уровень развития у обучающихся познавательного интереса к биологии»: высокий познавательный интерес к предмету показали 84,8% учащихся; средний уровень познавательного интереса – у 15,2% учащихся; низкого уровня - нет.

Слайд 39

Печатные работы Автор Название Где опубликовано Год Е.Г. Емельянова Статья "Роль современного урока в формировании коммуникативных компетенций" - Урок биологии в 7 классе "Класс птицы" Web -адрес публикации http://nsportal.ru/ node /767258 - Учебно-методический материал «День экологии сознания» http://nsportal.ru/ node /767265 Учебно-методический материал «Формирование метапредметных результатов в биологии при реализации ФГОС ООО биологии» http://nsportal.ru/ node /853925 Сборник материалов областной научно-практической конференции «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами учебных предметов естественно математических циклов»/ Курск, 2011 Мини-сайт http://nsportal.ru/ emelyanova - elena - gennadievna 2011 2015

Слайд 40

Используемы ресурсы: Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков [Текст]/Л.И.Божович; под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадениной.-М.,1972 Вербицкий, А Контекстное обучение: формирование мотивации [Текст]/ А.Вербицкий// Высшее образование в России.-1998-№1.-С.101-107 Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А.Зимняя.-М.:Логос.-2002.-304с. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст]/ В.С. Мерлин.-Пермь, 1971.-С.11,55,98 Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ подред Ю.Н. Кумоткина, Г.С. Сухобской. –Л.:НИИ ООВ, 1972.-С.63-67 Сластенин , В.А. Введение в педагогическую аксеологию [Текст]/ учебпособие для студ.выс.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин , Г.И. Чижова, -М.: Академия, -2003.-192с. Якиманская , С.И. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст]/ И.С. Якиманская.-М.:Сентябрь , 2000.-112с

Слайд 41

Интернет – ресурсы 1.www.kvant.info ‪2.www.znanie-sila.ru ‪3.http://nauka.relis.ru ‪‪4.http://www.cacedu.unibel.by ‪5.http://www.school.edu.ru ‪6.http://school-collection.edu.ru ‪7.http://elkin52.narod.ru ‪8.http://college.ru ‪9.http://vip.km.ru 10. http://it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

Коррекционная работа по формированию учебной мотивации школьников

Программа по формированию и развитию учебной мотивации учащихся может быть использована как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применяется на уроках, факультативных занятиях, во внеуроч...

Пути формирования учебной самостоятельности школьников на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида

Одной из главных задач коррекционной школы является формирование самостоятельной мыслительной деятельности. от активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка с ограниченным...

Формирование информационной компетентности школьников на уроках математики. (Из опыта работы).

 Сегодня я хочу поделиться опытом формирования у школьников ключевых компетентностей, приемов и методов, направленных на воспитание творческого, самостоятельного, ответственного, коммуника...

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"...

Мастер-класс "Демонстрационные опыты как катализатор учебной мотивации обучающихся на уроках биологии"

Мастер-класс "Демонстрационные опыты как катализатор учебной мотивации обучающихся на уроках биологии"...