конспект урока по теме"Отдел папоротникообразные"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Цыпина Наталья Борисовна

в ходе урока учащиеся  ознакомятся с особенностями строения, размножения и распространения папоротникообразных, их ролью в природе и жизни человека; на примере русских обычаев узнают особенности растений данного отдела, научатся работать  с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_paporotnikoobraznye.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по биологии в 6 классе

по теме:

«Отдел Папоротникообразные»

Составила учитель биологии

1 квалификационной категории

 Цыпина Н.Б.

Тема урока: Отдел Папоротникообразные.  

Цель урока: (слайд2)

способствовать формированию понятия о папоротниках как представителях высших споровых растений

Задачи:

Образовательные :

  1. познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и распространения папоротникообразных, их ролью в природе и жизни человека;
  2. показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными;

Воспитательные :

  1. Содействовать знакомству с традициями праздника Ивана Купала.
  2. Создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Развивающие:

  1. развивать навыки работы с раздаточным материалом, прививать интерес к предмету.
  2. Помочь развить навыки самостоятельной работы учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  1 мин

      2.  Проверка домашнего задания. 5 мин

Урок наш будет проходить в виде путешествия.

Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны пройти регистрацию.

Регистрация – это проверка вашей готовности к уроку.

Каждый из вас получает тест, на который выбираете только один правильный ответ.

( тестирование по вариантам)

  1. Изучение нового материала.

 Сегодня на уроке мы будем вести разговор о папоротникообразных.(слайд 3)

Регистрация пройдена. Наше путешествие начинается. Вообразим, что мы летим на самолете. Под нами проплывают огромные просторы нашей Родины: горы, озера, реки, леса. Наш лайнер через несколько секунд  совершит посадку

 на станции «Геологическая».      4 мин

 (кинофрагмент «Древние папоротники, хвощи и плауны)

Итак, вы познакомились с особенностями той геологической эпохи , которая пришлась на расцвет папоротников.

Лес, образованный этими необычными для нашего глаза растениями, был мрачен: ни один яркий цветок не украшал его зелень. Могучие высокоствольные деревья сплетали свои ветви в сплошной зеленый шатер, и лишь изредка солнечные лучи пронизывали сумрак. Иногда раздавался тихий шелест листьев, похожий на шорох крыльев птицы. Но птиц еще не было. Не слышно было и жужжания пчел, шмелей, жуков: они появились позднее. Огромные деревья росли круглый год – на их окаменевших стволах годичные кольца  так сливаются, что даже трудно их различить. Расщепленные молнией, подточенные болезнью или обрушенные бурей, они падали в болотистую почву, заносились песком и илом, постепенно превращаясь в каменный уголь.

И когда этот уголь через много миллионов лет искрится лучистым светом в топке, кажется, слышишь, как шумят безвестные леса, что в давно ушедшие века спрятали Солнце под землю.

Покидая станцию, я прикрепляю к доске лепесток ромашки с вопросами, на которые необходимо будет ответить в конце путешествия.

Станция «Информационная»       ( рассказ учителя)    5 мин

 Папоротникообразные – высшие споровые растения.

У них имеются все основные органы, характерные для высших растений: корни, стебли, листья. У них хорошо развиты покровные, проводящие и механические ткани.

Все это позволило им  приспособиться к жизни на суше.

Размножаются папоротникообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

Папоротникообразные – большая группа растений, насчитывающая более 10 000 видов.

К ним относятся папоротники, хвощи и плауны.

Папоротники – широко распространены на земном шаре. Большая их часть обитает во влажных местах, а некоторые обитают в воде. Папоротники средней полосы – это многолетние травянистые растения. Под землей у них расположено корневище, от которого отходят придаточные корни и листья. Листья  папоротника называют вайи. Молодые листья улиткообразно закручены, сильно рассечены. Листья выполняют две функции: участвуют в процессе фотосинтеза и спорообразования.

На нижней стороне вайи папоротника можно увидеть коричневые бугорки. Это спорангии – образования, в которых созревают споры. Споры очень мелкие и легко переносятся ветром. Они жизнеспособны и длительно сохраняют способность к прорастанию. Попадая в благоприятные условия, спора начинает прорастать, образуя небольшую зеленую пластинку или нить - заросток. На нем расположены ризоиды, с помощью которых заросток прикрепляется к почве. На нижней стороне заростка образуются женские и мужские половые органы – архегонии и антеридии, в которых созревают половые клетки – гаметы. Мужские гаметы – сперматозоиды подвижны и при наличии воды проникают к женским гаметам – яйцеклеткам, сливаясь с ними. Происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота. Именно из нее и развивается новое растение.

Но пройдет еще несколько лет, пока на молодом растении образуются спорангии со спорами. (рассказ с использованием таблицы)

Плауны – самые древние из папоротникообразных.

 В хвойных лесах можно зацепиться ногой за стелющееся по земле растение. У него длинный стебель с придаточными корнями и вертикальными побегами. Листья очень мелкие. В июле и августе на концах ветвей поднимаются кверху колоски со спорангиями, из которых сыплется мелкий желтый порошок – споры. Называют это растение плаун или волчья лапа. Споры плауна  содержат 49 % жира и 2% сахара. Споры плауна используют в аптечном деле ( как детскую присыпку).

Плаун – это вымирающий потомок древнейших на Земле деревьев – лепидодендронов.

Много тысяч лет назад лепидодендроны покрывали Землю сплошным лесом. В наших лесах встречается плаун булавовидный.

Многие виды плаунов занесены в Красную книгу.

Другим потомком вымерших древних растений является полевой хвощ. Он часто встречается на полях с плохой почвой, на обрывах, около канав и дорог. Дети ошибочно называют его «елочкой». Высота его 15-30 см. Ранней весной у хвоща появляются красновато-белые стебли с головкой – колоски со спорангиями. Каждая спора имеет по два отростка, закручивающихся как пружинки, которыми споры сцепляются в комочки и переносятся так по ветру, отчего хвощи и растут группами. Стебель хвоща состоит из члеников, как бы вставленных друг в друга. Каждый членик  имеет зубчики неразвившихся листочков (8-9). Полевой хвощ имеет длинные корневища с клубеньками, содержащими крахмал. Еще в древности хвощи употребляли в пищу, о чем говорят их остатки в сосудах, найденных при раскопках древних могил.

Весенние спороносные побеги хвоща скоро отмирают, и вместо них появляются зеленые «елочки». Стебли имеют узлы и пустые внутри междоузлия. От каждого узла отходят мутовками во все стороны веточки. Это летние побеги хвоща высотой 30 - 60 см. Их-то и собирают в первой половине лета и высушивают для лечебных целей.

Хвощ – довольно распространенный сорняк полевых культур. Собирая его, мы очищаем поля от сорняка и получаем ценное лекарственное сырье.

Предки хвоща – каламиты – были огромными деревьями, высотой 20-30 м, с ветвистыми и ребристыми стволами.

Плауны и хвощи в растительном мире – травянистые потомки вымерших огромных деревьев, когда-то образовавших на Земле первобытные леса.

Покидая станцию, я прикрепляю к доске лепесток ромашки с вопросами, на которые необходимо будет ответить в конце путешествия.

Физкультминутка:    1 мин

     

1, 2 - Выше голова!

3, 4 – Руки шире!

5, 6 – Тихо сесть!

7, 8 – Лень отбросим!

Станция  «Литературная». 6 мин

      В лесной глуши, под елью темной,

В тени развесистых ветвей

Разросся папоротник скромный

Красою перистой своей.

В лесу цветов душистых много:

Усеян ими холм и дол,-

Но кто, скажите ради бога,

Видал, чтоб папоротник цвел?

Преданье есть – оно не ново-

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвесть; кто «знает слово»,

Лишь тот цветок его найдет.

В цветке фантазии народной

Сокрыто истины зерно:

Природы тайной благородной

Владеть не каждому дано.

Она доступна лишь тому, чей дух познанья жаждет вечно,

В ком есть любовь и страсть к нему.       (Н.А.Холодковский)

- О какой же легенде идет речь в этом стихотворении?

Это славянская легенда связана с цветком, причем с цветком мифическим. Знаменитый цветок папоротника, Перунов огнецвет, как звали его на Руси, олицетворял языческого бога Молнию. По поверьям славян, цветок папоротника распускался в ночь на Ивана Купалу, в ночь летнего солнцестояния. Народная фантазия представляла цветок золотым или красным, необыкновенно ярким, но мимолетным. Кто находил его, мог стать невидимкой, легко отыскивать клады. Однако, увидеть цветущее растение было очень трудно. Нечистая сила пуще глаза берегла огнецвет, напуская на людей всяческие беды. Такова легенда.

Так  цветет ли папоротник? (слайд 5)

Работая в группе по 2 человека, попробуйте предложить, каким должен быть цветок папоротника, исходя из времени суток, места обитания, возможного опылителя. Выслушиваются мнения групп.. Затем идет обсуждение материала с помощью учителя. Выясняем, что цветок цветет ночью в темных и сырых местах, поэтому должен быть белым, наверное. Крупным или собранным в соцветия, чтобы быть опыленным. Скорее всего, с запахом, чтобы привлечь опылителя. Наверное, насекомоопыляемым, т. к. в густом лесу пол пологом мала вероятность ветра.

 В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло... Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад. (слайд 6 )

.Итак, это цветение папоротника неправдоподобно.

Покидая станцию, я прикрепляю к доске лепесток ромашки с вопросами, на которые необходимо будет ответить в конце путешествия.

Мы продолжаем свое путешествие дальше и направляемся на станцию  «Исследовательская».

Станция «Исследовательская»  10мин

 чтобы узнать , есть ли у папоротника цветок, нужно знать его строение.

Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего вида некоторых папоротникообразных».

 Строение спороносящего  папоротника

 Инструктивная карточка.

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Найдите у него корневище и придаточные корни.
  2. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки.
  3. Рассмотрите лист папоротника. На нижней стороне листа найдите коричневые бугорки. Это сорусы – скопления спорангиев. Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
  4. Зарисуйте внешнее строение папоротника и подпишите все основные органы.
  5. Сравните папоротники  с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

  Заполните таблицу:

 Сравнительная характеристика мохообразных и папоротникообразных растений

Признаки для сравнения

Мохообразные

Папоротникообразные

Органы тела

Стебель, листья, ризоиды

Корневище с придаточными корнями, стебель, листья

Ткани

Тело не дифференцировано на ткани

Есть покровные, проводящие и механические ткани

Размножение

Спорами

Спорами

Оплодотворение

При участии воды

При участии воды

Геологическое прошлое

Древние растения

Древние растения

  1. Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.  

Покидая станцию, я прикрепляю к доске лепесток ромашки с вопросами, на которые необходимо будет ответить в конце путешествия.

Станция  «Промышленная» (беседа) 3 мин

Каменный уголь используют как топливо и как сырье химической промышленности. Из него получают смолы, лаки, краски, горючий газ, кокс, пластмассы.

-какого значение папоротников, хвощей и плаунов в жизни человека?

  1. споры плаунов применяют в аптечном деле (детская присыпка)
  2. некоторые хвощи и папоротники являются лекарственными растениями.
  3. некоторые папоротники являются декоративными комнатными растениями.
  4. хвощи являются индикаторами почв, имеющих сильно кислую среду.
  5. хвощ полевой является злостным сорняком на полях.
  6. порошком из спор папоротникообразных обсыпают формы для литья металлических изделий, чтобы детали лучше отходили от форм.

4.Повторение материала   5 мин

Наше путешествие заканчивается, но вернуться домой мы сможем только после того, как ответим на вопросы, записанные на лепестках ромашки.

Контрольные вопросы:

Станция «Геологическая»

  1. Какая эра в истории Земли ознаменовала расцвет папоротникообразных?
  2. Почему папоротникообразных называют живыми ископаемыми?

Станция «Информационная».

  1. Почему плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям?
  2. Какие ткани имеются у папоротникообразных?

Станция «Литературная».

  1. В каком месяце цветет папоротник?

Станция «Исследовательская»

1. Как называется лист папоротника и какие функции он выполняет?

      2. Какие растения – папоротники или мхи – имеют более сложное строение?

Станция «Промышленная»

1. какую роль играют хвощи, плауны и папоротники в жизни человека?(слайд 6-14)

      5. Итоги урока.  3 мин (слайд 15)

6. Домашнее задание : п. 41, ответить на вопросы в конце параграфа, знать термины.  Стихи о голосеменных, фото голосеменных 1 мин (слайд 16)

7. Рефлексия  1 мин

-что нового узнали на уроке?

-что понравилось ?

-на какие вопросы не получили ответ?

                             

 Приложениеп1.                               1 вариант

Выбери правильный ответ:

1. мохообразные относятся к

а) низшим споровым растениям

б) низшим семенным растениям

в) высшим споровым растением

г) высшим семенным растениям

  1. к мохообразным не относятся

а) спирогира

б) сфагнум

в) кукушкин лен

г) маршанция

  1. у мохообразных имеются:

а) корни

б) листья

в) цветки

г) плоды

  1. мохообразных насчитывается около

а) 10 тыс. видов

б) 15 тыс. видов

в) 20 тыс. видов

г) 27 тыс. видов

  1. мохообразные по сравнению с водорослями

а) имеют более простое строение

б) имеют более сложное строение

в) практически не отличаются по строению

  1. мужские гаметы мохообразных

а) неподвижны, называются спермии

      б) неподвижны, называются сперматозоиды

      в) подвижны, называются спермии

      г) подвижны, называются сперматозоиды.

  1. высота кукушкина льна обычно не превышает

а) 5 см.

б) 10 см.

в) 15 см.

г) 20 см.

  1. у сфагнума имеются

а) листья

б) ризоиды

в) цветки

г) все эти органы.

  1. В образовании торфа принимает участие

а) аспарагус

б) фукус

в) сфагнум

г) ламинария

  1. споры у кукушкина льна развиваются

а) на нижней стороне листьев

б) на верхушке мужского растения

в) на верхушке женского растения

г) у основания ризоидов.

                                                             

                                                                    2 вариант

 Выбери правильный ответ:

      1. у мохообразных отсутствуют

а) стебли

б) корни

в) листья

г) все эти органы.

2. с заселением леса кукушкиным льном может начаться

а) осушение сырых мест

б) замена леса на лесостепь

в) заболачивание леса

г) замена хвойных деревьев на лиственные.

  1. к мохообразным растениям относится

а) ламинария

б) хламидомонада

в) сфагнум

г) все эти растения.

  1. мужские и женские гаметы у кукушкина льна

а) отсутствуют

б) развиваются на разных растениях

в) развиваются на одном растении

г) развиваются в специальных образованиях отдельно от самого растения.

  1. яйцеклетка у  кукушкина льна созревает

а) на нижней стороне листьев женского растения

б) на верхушке женского растения

в) у основания ризоидов женского растения

г) на заростке.

  1. из споры кукушкина льна во влажной почве образуется

а) тонкая зеленая нить

б) заросток

в) спороносный колосок

г) зигота.

  1. необходимым условием для оплодотворения у мхов является

а) определенная температура почвы

б)  определенная температура воздуха

в) наличие воды

г) недостаток воды.

  1. у сфагнума имеются

а) листья

б) ризоиды

в) цветки

г) все эти органы.

9. высота кукушкина льна обычно не превышает

а) 5 см.

б) 10 см.

в) 15 см.

г) 20 см.

10. стебель сфагнума ежегодно вырастает

а) на несколько миллиметров

б) на 2-3 см

в) на 5-10 см.

г) более, чем на 15 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по биологии "Отдел Покрытосеменные"

Данный конспект  разработан  к заключительному уроку по биологии растений в 6 классе по теме "Отдел Покрытосеменные". Он может быть использована учителем при проведении урока в фор...

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс (урок-игра)

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс.Цель урока: в игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии растений на Земле; об отличительных признаках растений разл...

конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"

Цель:  сформировать новые анатомо-физиологические понятия о  строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:·         повторить материал об...

Урок на тему: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности»

УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс. Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарн...

Проверочная работа по теме "Отдел Папоротникообразные"

В работу включены задания с выбором одного ответа, со свободным ответом, задания на составление правильной последовательности биологических событий....

План-конспект урока по теме " В продуктовом отделе", презентация к уроку.

План-конспект  урока корейского языка  по теме " В продуктовом отделе". А также презентацию к уроку. Ее можно посмотреть, скопировав ссылку в документе....