Влияние фосфатов на скорость роста вегетативных органов у крестоцветов
творческая работа учащихся по биологии (11 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Исследовательская работа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivashov_roslyakov.docx413.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

ВЛИЯНИЕ ФОСФАТОВ НА СКОРОСТЬ РОСТА ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ У КРЕСТОЦВЕТОВ

Исследовательская работа по биологии

Выполнили:

Росляков Максим Игоревич, Ивашов Никита Алексеевич

                                                 ученики 11А класса

Руководитель:

Ситникова Л.В.

Липецк – 2018

                                              Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Историческая справка…………………………………………………………….....5

Глава 1. Кресс-салат…………………………………………………………………6

Глава 2.Влияние удобрений на растекания………………………………………..8

Глава 3. Для чего нужен фосфор растениям?.........................................................10

Глава 4. Фосфатные удобрения……………………………………………………12

Глава 5. Дефицит фосфора в почве………………………………………………..15

Экспериментальная часть………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………….19

Используемая литература………………………………………………………….20

Ведение

Наша планета покрыта ковром зеленых растений. Растения встретишь в любом уголке земли: в жаркой безводной пустыне и в холодной арктической тундре. И везде, где бы ни вырос зеленый росток, он своими корнями углубляется в почву и добывает оттуда питательные вещества.

Почва является основным источником обеспечения растений питательными веществами. Растения своей корневой системой поглощают из почвенных растворов и затем усваивают необходимые ему питательные вещества. Для всех растений необходимы 13 элементов, которые принимают участие в обмене веществ: азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, железо, марганец, медь, цинк, молибден, бор, хлор. Азот, фосфор, калий, кальций, сера и магний содержатся в растениях в значительных количествах, и называются макроэлементами, остальные в ничтожных количествах и называются микроэлементами, но и они очень важны для растения.

Мы решили изучить влияние одного из этих веществ на скорость роста корней. За объект исследования  взяли семена кресс-салат.  

Проблема: выяснить какое влияние оказывают удобрения на растения.

Цель  работы: выяснить как влияют фосфатные удобрения на ростовые процессы вегетативных органах крестоцветов.

Для этого необходимо решить задачи:

- Высадить две группы семян кресс-салата в почву.

-Поливать одну из групп фосфатными удобрениями.

-Сравнить вегетативные органы у побегов.

- Проанализировать эксперимент.

Объект исследования: семена кресс-салата.

Предмет исследования: длина подземной части побега.

Основные методы исследования:

- работа с литературными источниками;

            - исследование;

- наблюдение;

- статистическая обработка данных опыта;

- сравнительный анализ результатов;

- обобщение полученной информации.

Историческая справка

В 1563 г. во Франции опубликовано сочинение Палисси, где он высказывает мысль о том, что почти во всех растениях и животных находятся соли, поэтому именно они необходимы для питания растений. По некоторым причинам Палисси был заточен в Бастилию, где и скончался в 1589 г. На два с половиной столетия его труды были забыты.

В XVII в. ученые полагали, что для питания растений нужна только вода, а вещества, образующиеся в процессе роста, растение создает само внутри своего тела загадочной и мистической «силой жизни», вложенной в него творцом.

Весомый вклад в учение о питании растений внес немецкий ученый-химик Юстас Либих (1803–1873) В 1840 г. Либих ввел в науку понятие «лимитирующие факторы». Он изучал влияние содержания различных химических элементов в почве на рост растений и сформулировал принцип: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Сформулированный им закон хорошо иллюстрируется «бочкой Добенека», клепки которой условно обозначают факторы жизни растений Фактический урожай определяется высотой самой низкой клепки, т.е. количеством фактора, находящегося в минимуме. Если заменить данную клепку (например, восполнить недостающий элемент питания), то уровень воды в бочке (урожай растений) будет определять другая клепка, оказавшаяся в изменившихся условиях самой короткой.

В плеяде имен русских исследователей минерального питания растений особое место занимает академик Дмитрий Николаевич Прянишников (1865–1948) Его исследования показали, что каждый вид растения предъявляет специфические требования к количествам и сочетаниям отдельных элементов. Кроме того, потребность растения в отдельных элементах изменяется на разных фазах его развития.

Глава 1. Кресс-салат

Кресс-салат – представитель рода Клоповник, однолетнее овощное растение, которое широко используют в кулинарии и медицине. Кресс-салат имеет тонкий стебель с множеством зеленых листьев (см. фото). Цветы салата бывают белого либо бледно-фиолетовых оттенков. Молодые листья кресс-салата употребляют в пищу, стебель растения должен быть белого цвета.

Зеленый овощ родом из Ближневосточного региона. Благодаря высоким вкусовым качествам и неприхотливости в уходе эту траву выращивают практически по всему миру. Во многих странах Африки выращивают специальные сорта овоща, которые содержат много масла, из них готовят лекарственное масло, которое применяется в косметических и медицинских целях.

Полезные свойства кресс-салата объясняются его составом. Практически на 90% он состоит из воды, чем обусловливается низкая калорийность растения и его ценность в диетическом питании. Калорийность продукта составляет всего 32 килокалории на 100 грамов. Кресс-салат содержит необходимые организму витамины, что делает его важным дополнением к весеннему рациону.

Витаминный состав кресс-салата представлен витаминами А, В, С, Д, К, РР. Растение содержит многие необходимые минералы, среди них фосфор, магний, железо, кальций. Употребление зеленого овоща возбуждает аппетит, выводит шлаки из организма, приводит в норму давление.

Народная медицина рекомендует использовать сок из растения с целью профилактики анемии. Сок кресс-салата считается эффективным протицинготным, общеукрепляющим средством. Применяют этот овощ и при заболеваниях сердца. Сок растения хорошо помогает при простудах, в некоторых рецептах рекомендуется полоскать им больное горло. Салат выводит токсины и очищает организм. Полезные вещества кресс-салата действуют как антиоксиданты, замедляют процессы старения.

Глава 2. Влияние удобрений на растекания

Внесение минеральные удобрений - существенно повышает урожаи овощных культур, повышают устойчивость растений к вредителям и болезням, а также губительно действуют и на самих вредителей, например, калийная соль и суперфосфат — на слизней, аммиачные удобрения — на проволочников.
Все удобрения усваиваются в год внесения. Но тут важно и не переборщить. Судить о результате можно по внешнему виду растений.

Элементы питания растений

Внешние признаки

Азот

При недостатке — медленный рост, бледно-зеленая окраска, преждевременное пожелтение и попадание листьев.

При избытке — задержка цветения и созревания, 
темно-зеленая ботва, чрезмерно толстые стебли

Фосфор

При недостатке — задержка роста, запоздание созревания плодов. Окраска листьев темно-зеленая с голубоватым оттенком, по краям листьев - бурые или сероватые пятна.

При избытке — ускорение развития растений

Калий

При недостатке — отставание в росте, желтение 
и побурение листьев, отмирание тканей по краям листа, закручивание краев листьев книзу, морщинистость листьев. 
При избытке — задержка поступления азота в растение, что сказывается на его развитии

Кальций

При недостатке — повреждение и отмирание верхушечных почек и корней. 
При избытке — отсутствие изменений

Магний

При недостатке — приостановка в росте, просветление окраски, изменение зеленой окраски листьев на желтую, красную, фиолетовую у краев и между жилками

Железо

При недостатке — задержка роста, хлороз листьев - они приобретают светло-зеленую, почти белую окраску

Медь

При недостатке — кончики листьев становятся белыми (хлороз), растения обычно сильно кустятся, приобретают светло-зеленую окраску, которая сохраняется до осени

Бор

При недостатке — отмирание верхушечных почек и их загнивание

Глава 3. Для чего нужен фосфор растениям?

Фосфор, элемент из троицы наиболее важных и нужных растениям. Фосфор уникален тем, что осуществляет контроль над обменными процессами, происходящими в организме растений и является одновременно источником энергии для них. Уникальность фосфора, помимо прочего, заключается в том, что этот компонент входит в состав РНК и ДНК и множество иных веществ, которые выполняют ключевые роли в жизни растительного организма.

При достатке фосфора в почве все обменные процессы растительного организма протекают лучше, происходит нормальный рост, развитие, плодоношение, а вот при его дефиците все эти процессы нарушаются, и часто нехватка фосфора для растений становится настоящей катастрофой. Даже небольшой дефицит фосфора в почве может привести к остановкам развития семенных камер, замедлению роста, изменению цвета растений, формы их листовых пластинок, их досрочному опадению. Листовые пластинки, расположенные на нижних частях растений, при сильной нехватке фосфора в почве начинают отмирать, на них появляются тёмные пятна. У овощных культур полностью прекращается рост, растения становятся низкими, начинают куститься.

При острой нехватке фосфора в почве, либо невозможности поглощения его корневой системой, начинают отмирать удерживающие растение корни и деревья часто падают.

Всех этих неприятностей можно избежать путём своевременного внесения фосфорных удобрений в почву, причём интересен тот факт что «перекормить» почву фосфором практически невозможно. Отмечено что даже на тех участках, где количество фосфора в несколько раз превышало норму, растения выглядели полностью здоровыми и давали ежегодные стабильные урожаи. Всё дело в том, что растения поглощают из почвы фосфор в необходимом им количестве и не черпают лишнего.

Однако прежде чем приступать к удобрению почвы фосфором нужно выяснить истинную причину его нехватки, ведь бывает так, что фосфор в почве есть, но он находится в недоступной для растений форме. Причин того довольно много, это и чрезмерное внесение калийных удобрений и отсутствие микрофлоры почвы и повышенная влажность грунта.

Только после того как причина найдена, можно приступать к внесению удобрений содержащих фосфор, кстати знать сколько его содержится в том или ином удобрении для того чтобы как можно скорее устранить дефицит, также нужно обязательно.

                         

                                   Глава 4. Фосфатные удобрения

Фосфор, как азот и калий, необходимые для нормального развития растений. Источником фосфора для растений является фосфаты почвы, главным образом фосфат кальция Са3(РО 4)2. Но в большинстве почв фосфата кальция мало. Кроме того, в связи с его нерастворимость в воде он практически недоступен для растений. Поэтому внесение в почву растворимых фосфатов, так называемых фосфорных удобрений, имеет чрезвычайно большое значение для повышения урожая сельскохозяйственных культур. Приведу краткую характеристику важнейших фосфорных удобрений. 

Обычный суперфосфат (Ca(Н2РО4)2 + 2CaSO4) является наиболее распространенным фосфорным удобрением. Недостатком его является то, что значительную часть его массы составляет балласт – сульфат кальция, который сильно удорожает транспортировку удобрения. 
Обычный суперфосфат добывают путем обработки фосфорита или апатита рассчитанной количеством разбавленной серной кислоты. При этом нерастворимый нормальный фосфат кальция Са3(Р4)2 переходит в легко растворимый дигидрофосфат кальция Са(Н2РО4) 2 по реакции: 
Двойной суперфосфат (Ca(Н2РО4)2), как и обычный, содержит фосфор в виде хорошо растворимого дигидрофосфата кальция. Но в нем, в отличие от обычного, нет сульфата кальция, и содержание фосфора в нем значительно выше. Поэтому производство двойного суперфосфата развивается большими темпами, чем обычного. Двойной суперфосфат дороже обычного, поскольку производство его сложнее и при этом тратится много тепла на выпаривание воды. 

Двойной суперфосфат производят тоже с фосфоритов или апатита обработкой разбавленной серной кислоты. Однако кислоты при этом берут больше, чтобы полностью вытеснить из фосфата кальция фосфатную кислоту: 
Сульфат кальция как практически нерастворимая вещество выделяется в осадок, а фосфатная кислота остается в растворе. Осадок отфильтровывают, а раствор упаривают и потом им обрабатывают новые порции фосфорита или апатита. При этом количество ортофосфатнои кислоты рассчитывают так, чтобы получить дигидрофосфат кальция: 
Преципитат по составу представляет собой дигидрат гидрофосфата кальция CaHPO4 • 2H2O. Его добывают нейтрализацией раствора фосфорной кислоты рассчитанной количеством известкового молока (суспензией C(OH)2 в воде) до образования гидрофосфата кальция по реакции: 
Получаемая соль нерастворимая и выпадает в осадок, который затем выделяют и осторожно высушивают. Преципитат – ценный концентрированный фосфорное удобрение и дешевле двойного суперфосфата. Но он очень мало растворим и поэтому его с успехом можно применять только на слабокислых почвах (содержащие органические кислоты). 

Фосфоритная и апатитна мука – тонко размолотый фосфорит или апатит, ее используют как фосфорное удобрение только на кислых почвах, так как фосфор в ней содержится в виде нерастворимого нормального фосфата кальция Са3(PO4)2. Фосфоритная муку лучше вносить в почву вместе с кислыми удобрениями, например с сульфатом аммония (NH4)2SO4 или животным навозом. 

Томасшлак – уход металлургического производства. Он образуется при переработке чугуна с большим содержанием фосфора в техническое железо томасовских способом. Состав томасшлак выражается такой приблизительной формулой: Ca3(PO4)2 • CaO. Следовательно, он отличается от нормального фосфата кальция тем, что содержит в своем составе избыток CaO, благодаря чему отмечается сильно основным характером. Томасшлак применяют в виде тонко размолотого порошка на сильно кислых почвах (например, торфянисто и болотистых), где он нейтрализует избыток кислот и одновременно обогащает почву фосфором. 

Сложные и смешанные фосфорные удобрения содержат не один, а два или и все три необходимых для питания растений элементы, т.е. азот, фосфор и калий. Важнейшими из них являются так называемые аммофоса и азофоска. 

К аммофоса принадлежат дигидрофосфат аммония NH4H2PO4 и гидрофосфат аммония (NH4)2HPO4. Аммофос получают нейтрализацией раствора фосфорной кислоты раствором аммиака с последующим упаривания и кристаллизацией соли. Аммофос представляют собой очень ценное сложное удобрение, содержащее азот и фосфор. 

Азофоска – это смесь гидрофосфата аммония (NH4)2HPO4 и нитрата калия KNO 3 ее получают кристаллизацией из раствора смеси двух солей. В зависимости от соотношения исходных веществ получают различные сорта азофоска, отличающихся между собой процентным содержанием азота, фосфора и калия. 

                                     Глава 5. Дефицит фосфора в почве

За энергетику в зелёном мире «отвечает» фосфор, который запасается на «электростанциях» живых клеток – митохондриях, а затем расходуется на деление клеток, образование новых соединений при фотосинтезе, передачу генетической информации и других процессах.

Главные симптомы недостатка фосфора таковы: растения низкорослые, с тонким стеблем, листья тускнеют и нередко приобретают лиловый, фиолетовый или бронзовый оттенки, особенно заметные на обратной стороне листьев. Дефицит также проявляется в задержке цветения, слабом завязывании плодов, удлинении созревания тех, что смогли завязаться. Следует отметить, что при хронической нехватке фосфора растения просто не успевают созреть до конца вегетации.

В чём причины дефицита фосфора? Нередко он возникает уже на стадии высадки рассады. Если это делается достаточно рано, то фосфор, даже если его содержание в почве достаточное, не усваивается растениями, — этот процесс нормализуется при температуре грунта выше 13 градусов. Поэтому решением проблемы будет являться повышение температуры грунта. Растения поливают тёплой водой и устанавливают плёночные укрытия.

Нехватка фосфора может быть вызвана и несбалансированным питанием. Так, в растворе коровяка, который огородники нередко используют для подкормок, этого элемента очень мало. Поэтому данное удобрение не подходит для подкормок культур, требовательных к фосфору. Дефицит, который вызван несбалансированным питанием, можно устранить внесением двойного суперфосфата. Удобрение высыпают полосой и растворяют при поливе. Такую коррекцию проводят только между плановыми подкормками, а не вместо них.

Ещё одна причина нехватки фосфора заключается в его переходе в нерастворимые, а значит недоступные для растений соединения. Причём такая фиксация внесённого с удобрениями фосфора наблюдается и на кислых, и на щёлочных почвах, при этом образуются разные соединения. Избежать этого явления можно, если вносить удобрения малыми дозами, а также использовать готовые смеси, содержащие фосфор. Неплохой профилактикой является также поддержание слабокислой реакции почвы.

                                      Экспериментальная часть

1.Нами были взяты семена кресс-салата и фосфатное удобрение.

2.Мы посадили 2 группы семян. (1 – без удобрения, 2- с фосфатным удобрением)

3.Одну группу в течении всего эксперимента мы удобряли фосфатными удобрениями.

4.Когда семена проросли, мы выдернули их из земли и измерили корни у первой и второй группы.

https://pp.userapi.com/c840528/v840528917/53cb6/HbLa0YTRDrw.jpg

https://pp.userapi.com/c840528/v840528917/53cad/qwBq8jAvTfI.jpg

https://pp.userapi.com/c841525/v841525917/6816e/i5RUcdujPqk.jpg

https://pp.userapi.com/c840528/v840528917/53c9b/fbw-VoCAOXM.jpg

1 группа

2 группа

Диаметр стебля, мм

Высота стебля, см

Высота корня, см

Диаметр стебля, мм

Высота стебля, см

Высота корня, см

Средняя арефметическая

1

2,6

0,8

1

5,1

1,9

Дисперсия

0,04

0,05

0,002

0,04

0,006

0,009

Стандартное отклонение

0,07

0,22

0,06

0,07

0,077

0,098

Коэфициент вариации

6,7

8,4

7,1

6,7

1,5

4,9

Ошибка средней

0,016

0,066

0,013

0,016

0,1

0,022

Относительная ошибка средней

1,5

2,5

1,5

1,5

1,9

1,1

Заключение

В ходе работы нам удалось выяснить как влияют фосфатные удобрения на ростовые процессы вегетативных органах крестоцветов. Мы высадили две группы семян кресс-салата в почву, поливали одну из групп фосфатными удобрениями, сравнили вегетативные органы у побегов, проанализировали эксперимент. В ходе эксперимента мы выяснили, что при недостатке фосфора наблюдается задержка в развитии растительных культур: цветение и созревание наступает позже, цветов и плодов становится меньше, резко снижается урожайность. Таким образом,  сделаем вывод, что для развитее сельского хозяйства норма фосфора и других растений необходима.

                             Используемые источники информации

1.http://lukogor.ru/SOPage8.htm

2.https://good-tips.pro/index.php/house-and-garden/orchard-and-garden/fruit-and-berries/deficiency-of-phosphorus-and-potassium-in-fruit-trees

3.http://www.yara.ru/crop-nutrition/crops/wheat/crop-nutrition/deficiencies/p/13488---/

4.http://chemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st106.shtml

5.http://www.gicpv.ru/soilchem47.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии в 8-м классе «Воздействие солнечных лучей на кожу» по теме «Влияние факторов среды на функционирование систем органов».

Данный урок расширяет представление учащихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм. Формирует у них знания о солнечной энергии, о закаливании организма, о здоровом образе жизни. Раз...

Урок обобщения по вегетативным органам высших растений.

Данный урок разработан для 6 класса как обобщающий урок по морфологии растений. На уроке идёт повторение вегетативных частей растений, через разные формы выполнения работ. Эту разработку я применяю ко...

Исследовательский проект Влияние ИФК излучения на рост проростков бобов.

Домашний эксперимент  перерос в исследовательский проект по желанию самого ученика. В 5 классе на уроке природоведения учащимся даётся домашнее задание - вырастить проростки  из семян и прон...

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей

Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекатель­ность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включени...

Урок по теме "Влияние катализатора на скорость химических реакций. Катализ".

При проведении урока применялись элементы технологии проблемного обучения....

Влияние фосфатов, входящих в состав моющих средств, на здоровье человека

Исследовательская работа в секции "Химия и медицина" Автор- Красноярова Яна...

Практическая работа "Влияние факторов на скорость химической реакции"

урок проведён 20 12 2021г. по технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии) по программе и учебнику О.С. Габриелян,И.Г.Остроумов,С.А.Сладков- «Химия&raqu...