"Мир растений глазами ребенка"
рабочая программа по биологии (6 класс)

      Актуальность программы: Слово «Экология» дословно обозначает  «науку о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – флору и фауну – помогает школьникам по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет научиться бережно относиться к окружающей среде.

Непосредственно в соприкосновении с природой у человека развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Ребёнок более тонко чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с интересом и любопытством. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением живой или неживой природы.

    Программа «Мир растений глазами ребенка» общеинтеллектуальной направленности разработана для учащихся 6 класса. Она направлена на практическую деятельность познания мира растений.

В программу включены: темы занятий, формы итогового контроля, содержание работы, экологические проекты, опыты и практические работы, прогулки и экскурсии в природу, защита проектов, составление памяток и пр.

Содержание программы осуществляется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса реализуется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опыты.

Программа «Мир глазами ребенка» направлена на формирование ценностных ориентиров школьников, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

Место   внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка» в учебном плане         

       Согласно учебному плану на проведение занятий «В мире растений глазами ребенка» в 6-м классе выделяется 1час в неделю -  всего 35 ч.

Цели программы: 

 - формирование экологической культуры;

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, развитие интереса к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

-  расширить представления об окружающем мире;

-  сформировать опыт участия в деятельности по охране природы;

- сформировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к объектам окружающей среды, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, необходимость целесообразно относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_rasteniy_glazami_rebenka.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                            Утверждено

Заместитель директора по ВР                                                Руководитель

 ____________/Сарбаева В.И./                                               МБОУ Среднедевятовской СОШ

                                                                                                   ___________/Жестковой А.П./

              20.08.2018                                                                          Приказ №164

                                                                                                       от «20»августа 2018г.

                                       

                                               

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального  направления

«Мир растений глазами ребенка»

для 6  класса

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Среднедевятовской средней общеобразовательной школы

Шкудова В.Н., первой квалификационной категории

 

                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                  педагогического совета

                                                                                                  протокол № 1

                                                                                                  от «20»августа 2018г.


Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря  2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006г. № 06-1844, Уставом МБОУ Среднедевятовская СОШ и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности. 

      Актуальность программы: Слово «Экология» дословно обозначает  «науку о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – флору и фауну – помогает школьникам по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет научиться бережно относиться к окружающей среде.

Непосредственно в соприкосновении с природой у человека развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Ребёнок более тонко чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с интересом и любопытством. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением живой или неживой природы.

    Программа «Мир растений глазами ребенка» общеинтеллектуальной направленности разработана для учащихся 6 класса. Она направлена на практическую деятельность познания мира растений.

В программу включены: темы занятий, формы итогового контроля, содержание работы, экологические проекты, опыты и практические работы, прогулки и экскурсии в природу, защита проектов, составление памяток и пр.

Содержание программы осуществляется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса реализуется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опыты.

Программа «Мир глазами ребенка» направлена на формирование ценностных ориентиров школьников, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Место   внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка» в учебном плане         

       Согласно учебному плану на проведение занятий «В мире растений глазами ребенка» в 6-м классе выделяется 1час в неделю -  всего 35 ч.

Цели программы:  

 - формирование экологической культуры;

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, развитие интереса к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

-  расширить представления об окружающем мире;

-  сформировать опыт участия в деятельности по охране природы;

- сформировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к объектам окружающей среды, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, необходимость целесообразно относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Формы и методы организации деятельности детей:

  • - групповая;
  • - парная;
  • - индивидуальная;
  • исследовательские задания,
  • игровые задания,
  • опытническая работа
  • создание экологических проектов
  • практикумы,
  • дидактические, игры,
  • опыты,
  • экологические акции,
  • практические работы,
  • экскурсии и прогулки в природу,
  •  гербаризация,
  • составление памяток.

 Занятия носят развивающий характер, проводятся с использованием фотографий, таблиц, опытов. Внеурочные занятия составляются с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся школьного возраста, поэтому учащиеся без труда усваивают сложные понятия из курса биологии 6 класса.

Планируемые результаты:

Предметные    результаты:

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

Метапредметные результаты:

Личностные:

  • развитие   интереса к познанию природы;
  • осознание роли и места человека в биосфере;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений;
  • мотивация на здоровый образ жизни и творческий труд.
  • самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам охраны природы, здоровьесберегающее поведение;
  • эстетические потребности, чувства;

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;
  • - сохранять учебную задачу урока;
  • - выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • - планировать самостоятельное высказывание;
  • .

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Содержание программы

6 класс (35 ч)

1. Мой край (7 ч)

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, занесенными в Красную Книгу. Причины исчезновения растений и необходимость их защиты людьми. Красная книга Республики Татарстан.

2. Разнообразие растений. ( 6 часов.)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений.

3.  Строение растений. (7 час.)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев. Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

4. Размножение растений. (8 часов.)

Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

5. Весенние работы (7 ч)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами. Как правильно поливать культуры. Влияние влаги на всходы.


Учебно-тематический план

Содержание программы

Количество часов

Аудиторные

Неаудиторных

Мой край

3

4

1

Экскурсия в парк «Осень в нашем селе»

1

2

Флора и фауна Лаишевского района

1

3

Основные экологические группы животных

1

4

Основные экологические группы растений

1

5-6

«Исчезающие растения и животные родного края»

2

7

Экскурсии в зоологический музей

1

Разнообразие растений.

5

1

8-9

Изготовление гербария

1

1

10

Самые древние растения. Водоросли

1

11

Растения у тебя дома. Значение растений

1

12

Ядовитые растения, нужны ли они?

1

13

Определение растений в кабинете. Что я знаю о них.

1

Строение растений.

6

1

14

Как устроено растение

1

15

Оформление альбома «Строение растений»

1

16

Виды листьев

1

18

Отпечатки листьев

1

19

Для чего нужны цветы? Цветочная викторина

1

20-21

Хитрости цветов. Биологические часы.

2

Размножение растений.

4

4

22

Вегетативное размножение растений.

1

1

23-24

Размножение семенами. Разнообразие семян

1

1

25-26

Как можно привить несколько растений на одном? «Чудо-растение»

1

1

27

Условия прорастания семян.

1

28

Определение всхожести семян

1

Весенние работы

7

29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2

31-33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

3

34-35

Экологический десант по уборке школьной территории

2

Итого: 35 часа

                                 

Календарно – тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во

часов

 Форма занятия

Дата

проведения по плану

Дата проведения по факту

 Мой край

1

 «Осень в нашем поселке»

1

Экскурсия в осенний парк  

2

Флора и фауна Лаишевского района

1

Лекция о многообразии живой природы.

3

Основные экологические группы животных

1

Беседа об экологических группах живых организмов.

4

Основные экологические группы растений

1

Игра «Узнай – кто Я?»

5-6

«Исчезающие растения и животные родного края»

1

Оформление буклетов.

7

Экскурсии в зоологический музей

2

Поездка в музей.

 Разнообразие растений.

8-9

Изготовление гербария

1

 Практическая работа «Сбор растений для гербария»

10

Самые древние растения. Водоросли

1

Беседа о возникновении растений.

11

Растения у тебя дома. Значение растений

1

Презентация «Растения твоего дома»

12

Ядовитые растения, нужны ли они?

1

 Мини-исследование

13

Определение растений в кабинете. Что я знаю о них.

         1

Практическая работа «Составление брошюры о растениях класса»

Строение растений.

14

Как устроено растение

1

Познавательное видео об устройстве растений.

15

 «Строение растений»

1

Оформление тематического альбома

16

Виды листьев

1

Оформление дневников наблюдений

18

Отпечатки листьев

1

Практическая работа с листьями растений

19

Для чего нужны цветы?

1

Беседа о роли растений в жизни человека

20-21

Хитрости цветов. Биологические часы.

1

 Составление «Страничка из личного опыта наблюдений за цветами»

Размножение растений.

22

Вегетативное размножение растений.

1

 Беседа о вегетативном размножении растений. Опыт.

23-24

Размножение семенами. Разнообразие семян

1

 Прогулка в магазин семян.

25-26

Как можно привить несколько растений на одном? «Чудо-растение»

2

Творческий проект

27

Условия прорастания семян.

1

 Мини-исследование

28

Определение всхожести семян

1

 Практическая работа « В теплице»

Весенние работы

29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2

Практическое занятие «Подготовка почвы и ящиков к посадке семян цветов».

31-33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

2

Практическое занятие «Посадка семян на рассаду».

34-35

Экологический десант по уборке школьной территории

2

Уборка территории школы

Итого: 35 часа


Список литературы:

  1. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
  2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.:  5 за знания, 2007.
  4. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
  7. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  8. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
  10. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
  11. И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека - глазами ребенка

Данная работа отображает нравственные переживания ребенка, воспитываемого в неполной семье. Работа рекомендуется к прочтению с целью осознания подростками и их родителями важности сохранения семьи как...

Анкета для учащихся "Семья и родители глазами ребенка"

Анкетирование учащихся 6 класса «Семья и родители глазами ребенка» позволяет выявить особенности  отношений в семье учащегося, его отношение к родителям....

Семья и родители глазами ребенка

Анкета учащимся "Семья и родители глазами ребенка"....

Классный час «Семья глазами ребенка»

Семья - это начало всех начал для ребенка. Зачастую ему нужно помочь сформировать добрые отношения с родными, потому что от семейного климата зависит его поведение и то, каким человеком он станет в бу...

Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»

В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика".  Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...

Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»

Класс: 5 Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е  изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», ...

Сценарий награждения победителей областного конкурса-выставки творчества дошкольников "Мир увлечений глазами ребенка"

Открытие выставки сопряжено с награждением участников, приславших лучшие работы на конкурс. На открытие прибыли участники дошкольного возраста, поэтому в ходе мероприятия были применены приемы активиз...