Урок биологии " Цветок, его строение и значение
методическая разработка по биологии (6 класс)

Филатова Галина Тихоновна

Формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_na_temu_tsvetok_ego_stroenie_i_znachenie.docx286.37 КБ

Предварительный просмотр:

План -  конспект урока

Предмет: биология. Класс: 6

Тема: Цветок, его строение и значение

Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения

Планируемые результаты: обучающиеся   называют части цветка, раскрывают  биологическое значение  главных частей цветка; формируют умения находить информацию ; учатся наблюдать, описывать биологические объект, делать выводы; проявляют умения работать в группах, отмечают эстетическую ценность цветков и проявление любви к природе.

Ход урока:

  1.  Организационный момент

     II) Организация внимания

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…

Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать? Вам даны названия животных и растений, по первым буквам прочтите слово

Слон Тритон Рысь Ондатра Енот Нанду Ирбис Ель

Цапля Выпь Ежевика Тополь Кактус Астра

- Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать…

Цветочный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться

Уметь мыслить, рассуждать,

Почаще руку поднимать

Вам, я думаю, всё по плечу

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за всех.

III) Изучение нового материала

Они прекраснее всего,

Что нам даёт природа на Земле,

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный

Жак Делиль

- Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.  

Цветы, цветы… как много их,

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы…везде, везде

Нам улыбаются весь день,

Живую радугу колебля… (Г.К. Суворов)

Дома вы должны были подготовить стихи о цветках…(читают свои стихи)

Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов…

- Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка…

Строение цветка.

Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях  - цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.

Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.

ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым, а в котором есть чашечка и венчик  называется двойным.

Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза). Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.

IV) Физминутка

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

Снова мы идем по лугу,

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок,

Мы присядем на лужок!

- Ребята, только что мы с вами нарвали цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 - 34… в нашем классе 3 девочки. Сколько цветков они сорвали для своих венков? (96 - 100)

 - А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Цветок –это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Г.Х.Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало, кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений, цветов исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения (работа в группах  с Красной книгой Хакасии)

- Назовите растения нашей местности, которые включены в Красную книгу Хакасии.

- Назовите причины, по которым растения  в нашей республике становятся редкими и исчезающими организмами?

V) Закрепление

Также дома вы должны были найти интересные факты о цветах – рекордсменах.

  1. Самый большой цветок на земле – это Раффлезия арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг., его запах напоминает запах гниющего мяса.
  2. У архидеи цветок цветёт от 45-50 дней
  3. У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса
  4. Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи», цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает
  5. 1 раз в 150 лет цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, после цветения погибает

Кто знает, какое растение побывало в космосе и цвело там? (Арабидопсис)

- Молодцы, ребята, очень интересные факты вы нашли о цветах-рекордсменах

Сколько много нового и интересного мы узнали о цветке и о его строении. Сейчас для закрепления изученного материала, хочу предложить вам выполнить лабораторную работу 

Лабораторная работа «Строение цветка»

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», гербарий детей собранный летом.

                                     Инструктивная карточка

1. Рассмотрите цветок

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка

Части цветка

Число частей цветка

Цветоножка

Цветоложе

Чашелистики

Лепестки венчика

Тычинки

Пестики

4. Сделайте вывод, запишите в тетрадях.

Домашнее задание: Параграф в учебнике «Строение цветка» и выполнить карточку (поставить соответствие)

   Название частей цветка

Строение

1)Цветоножка

А)Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

2)Цветоложе

Б)Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

3)Чашелистики

В)Мужской орган размножения.

4)Лепестки

Г)Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

5)Тычинки

Д)Прикрепляет к стеблю.

6)Пестик

Е)Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Рефлексия: если вам урок понравился и вы всё поняли, приклейте на нашу цветочную поляну большую бабочку

 - если вам урок понравился не очень  и вы чего-то не поняли, бабочку среднюю;   - и если урок вам не понравился вообще и вы ничего не поняли, бабочку маленькую

C:\Users\komp\Desktop\19.JPG

Ну и закончить наш красивый цветочный урок мне хотелось бы такими словами:

Ты, человек, любя природу

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах

Не растопчи её, полей.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

Ну а теперь урок окончен. Всем спасибо большое!!! Любите и берегите нашу природу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"

Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....

Урок биологии 8 класс: "Строение и значение нервной системы"

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2)  Развивать твор...

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение"

презентация к уроку биологии :"Цветок- генеративный орган, его строение и значение" ( 6 класс)...

Проверочные задания по теме «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»

Проверочные задания на отработку материала «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»...