Обновление содержания работы на УОУ МБОУ СОШ (из опыта работы)
статья по биологии

Галимьянова Гульшат Фаатовна

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КУБИЯЗЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АСКИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Обновление содержания работы на учебно-опытном участке

МБОУ СОШ села Кубиязы Аскинского района РБ

(из опыта работы)

 

Подготовила учитель биологии

МБОУ СОШ с. Кубиязы

Галимьянова Гульшат Фаатовна

Кубиязы 2018

   Рост познавательной  активности  учащихся, расширение кругозора их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического  воспитания учащихся.

     Нравственное  воспитание

     Эстетическое воспитание

     Экологическое воспитание

     Физическое

Трудовое воспитание -  готовить учащихся к активной  трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение  к труду. Реализации такого подхода  может помочь развитие сельскохозяйственного

 опытничества   в школе.

      Я работаю в  небольшой сельской школе: С перерывами, заведовала учебно-опытным участком, начиная с 1994 года

     И меня всегда интересовал вопрос: как сформировать всесторонне  и гармонически развитую личность  школьника в условиях сельской школы? Каким образом раскрыть красоту сельскохозяйственного труда. Ведь отношение к земле – это не  просто любовь к родному краю, которую можно успешно воспитывать у учащихся в  многообразных формах внеклассной и внешкольной работы (краеведческой,  туристической и других). Отношение к земле требует работы  не только ума, но и сердца,  и опытническая работа служит своеобразным индикатором  результата трудового обучения и воспитания.

      А ведь именно сельская школа открыла многим мир   прекрасного,

дала путевку в жизнь!  Деревенские школьники - особенные,  в большинстве

своем трудолюбивы  и  любознательны, однако, они загружены сезонной

обработкой своих личных огородов  и  важно  найти   ту золотую середину, которая позволит сформировать у детей не только активный интерес к труду, но и чувство гордости к своей малой родине.

Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-опытном участке являются следующие:

Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией

повышение уровня теоретических знаний учащихся

совершенствование непрерывного круглогодичного цикла учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного обучения учащихся;

развитие творческих, аналитических способностей учащихся, склонных к исследовательской работе;

формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства;

формирование гармоничной, разносторонне развитой и профессионально ориентированной личности выпускника сельской школы.

 Воспитывающий, хорошо организованный труд, имеющий моральные и материальные стимулы реализуется в  учебно-воспитательной системе нашей школы через:

  -уроки технолоии с 1 по  11 класс;

  -проведение уроков базисного учебного плана с использованием ресурсов учебно-опытного участка, школьного сада;

  - систему школьных, воспитательных мероприятий;

  -обязательную летнюю трудовую практику  (по графику ребятам разных классов предлагается отработать её в течение лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и фиксировать результаты своих опытов);

  - работу производственной бригады старшеклассников;

  -функционирование летнего оздоровительно-трудового лагеря из числа учащихся   начальных и средних классов;

  -участие всех работников школы в трудовых делах.

К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов:

  1. Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность задач трудового воспитания и имеющий возможности для их решения.

Под школьным коллективом мы понимаем не только педагогов и учащихся, но и технический и обслуживающий персонал. Такой коллектив не валится с неба, не возникает из ничего, сам по себе. Он создаётся, конструируется, постепенно, шаг за шагом, как самое сложное устройство.

  1. Преемственность в трудовом воспитании (дошкольная группа – начальная школа – среднее звено – старшеклассники).  Привитие трудовых навыков начинается в дошкольной группе. Каждая возрастная группа детей в школе имеет свои трудовые обязанности и поручения. Учащиеся начальных классов уже способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения, ухаживать за посаженными деревьями и растениями, наводить порядок на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений. Учащиеся 5-8 классов на уроках технологии, во время летней трудовой практики работают на пришкольном участке, участвуют в благоустройстве и озеленении школьной территории. Старшеклассники помимо работы на УОУ выполняют разнообразные работы по благоустройству школы, родника.
  2. Положительное отношение родителей к труду детей и поддержка преобладающего их большинства, это один из самых проблемных вопросов.
  3. Традиции школы по трудовому воспитанию.  Производственная бригада из числа старшеклассников, встречи с тружениками села, популяризация опыта семейного воспитания и т.д.

Воспитание юного, подрастающего поколения в духе любви и уважения к земле, которая во многом обеспечивает всем необходимым, является источником дохода и  вообще символом и смыслом жизни сельского человека, давно является традицией нашей школы.

Все виды работ, совершаемые на участке, имеют под собой глубокое научное и методическое обоснование.  Всё чаще в работе УОУ используется проектная технология. Большое внимание в работе на пришкольном участке уделяет опытнической работе. Каждый учащийся нашей школы, в процессе труда на пришкольном участке проводит за всё время обучения не менее 10-15 опытов с различными видами сельскохозяйственных культур и декоративных растений.  

Целью данной работы является - формирование навыков разумного землепользования у учащихся и получение гарантированных урожаев экологически чистой с/х продукции. Эта работа представляется нам как результат объединения биологических и с/х знаний с разумно организованной практической деятельностью. Не секрет, что ПУОУ требует постоянного присутствия учителей и учащихся с апреля по октябрь. А каникулярное время, уборка урожая, территории требуют согласованной работы всего персонала школы. Если прибавить к этому, что с каждым годом количество учащихся уменьшается, приходиться грамотно организовывать работу на участке и не только. Работу мы распределяем по группам и классам, можно сказать создаем бригады.

Это выглядит следующим образом:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - это уроки природоведения, уроки технологии, экскурсии на пришкольный участок, выполнение проектов. С 1 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию сельскохозяйственных культур. В курсе окружающего мира получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, о их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества. По согласованию с учителями, им мы поручаем следующие отделы:

Отдел полевых культур  

   Полевой отдел представляет из себя коллекцию зерновых культур, представленную районированными сортами:  кукуруза, просо, ячмень, овес, пшеница, рожь, подсолнечник

Растения размещаются на небольших прямоугольных грядках, размер которых определяется возрастными особенностями учащихся.  Отдел предназначен для: знакомства учащихся с основными полевыми культурами; условиями их произрастания; использования в качестве продуктов питания; корма для животных; сырья для технической переработки; принципа проведения опытов с с/х культурами.

Семенной отдел        Назначение отдела: выращиваются семена для овощного отдела (капуста, свекла, морковь).

Подотдел лекарственных растений    

      Дикорастущие лекарственные растения представлены такими видами как:

 Ландыш майский, мелисса, мята перечная, ноготки лекарственные, чистотел, ромашка аптечная, шиповник, календула, тысячелистник.

В течение весеннее- осеннего периода в этом отделе проводятся экскурсии с целью познакомить ребят с лекарственными растениями, их применением, установить влияние экологических условий на морфологические показатели растений.

Отдел начальные  классы  

        Представлен декоративно - цветочными растениями: портулак,  агератум, циннии, петунии, астры махровые, георгины многолетние, бархатцы.

       Обучающиеся начальных классов получают первоначальные сведения о сельском хозяйстве на учебно-опытном участке. Главная цель работы на участке – привитие любви к природе, приобретение навыков и умений по уходу за растениями.

СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА -  уроки биологии, технологии, летняя учебная практика, исследовательская работа, подготовка к празднику «Урожая», к ярмарке.

Коллекционный отдел

Коллекционный отдел необходим для изучения  курса  биологии 6 класса. Растения расположены на небольших делянках размером 2 м2.

Коллекционный отдел представлен подотделами: морфологии, систематики. Расположен в разных отделах УОУ. Предназначен для получения знаний учащихся о многообразии растений, их использовании, для развития творческих способностей и познавательных интересов.

Подотдел  морфологии

В подотделе  морфологии  ассортимент растений подобран так, чтобы учителю можно было продемонстрировать строение  корня, стеблей,  листьев, цветков,  соцветий.  Во время летней практики здесь проводятся мини-уроки,

где школьники закрепляют знания по морфологии растений, систематике.

В этом отделе ребята с интересом наблюдают за развитием этих растений, ведут фенологические наблюдения, выделяют их биологические особенности

В подотделе Морфологии растений в учебное время проводятся занятия с учащимися  6-го класса. Здесь изучаются:

Корни:

Стержневые – подсолнечник, соя.

Мочковатые – злаки.

Видоизмененные:

Корнеплоды – морковь, свекла.

Корнеклубни –топинамбур.

Придаточные – помидоры, капуста (после окучивания)

Листья:

Простые – злаки, астра, ленок, календула.

Сложные – люпин, бархатцы, горох, бобы.

Стебли:

Прямостоячие – злаки.

Ползучие –огурцы.

Вьющиеся – фасоль.

Цепляющиеся – горох.

Укороченные – щавель, подорожник большой.

Видоизмененные:

Корневище – мята, ландыш.

Клубень – однолетние георгины, картофель.

Луковица – лук, чеснок, гладиолус.

Цветы:

Обоеполые  - петуния, настурция.

Однополые – огурцы, кабачки, цукини, кукуруза.

Двудомные  - шпинат.

Виды опыления:

Насекомые – астра многолетняя, ромашка.

Ветром – кукуруза.

Самоопыление – горох, пшеница, картофель, томаты.

Виды соцветий:

Кисть – капуста, крестоцветные.

Щиток – тысячелистник.

Початок – кукуруза.

Простой колос – подорожник большой.

Простой зонтик – чистотел.

Сложный зонтик -  укроп, петрушка, фенхель и другие

представители   семейства зонтичных.

Сложный колос – злаковые.

Корзинка – бархатцы, астра, цинния.

Метелка -  просо, овес.

Виды плодов:

Сухие:

Семянка – подсолнечник

Зерновка – злаковые (овес, ячмень, пшеница).

Боб – бобовые (горох, фасоль, соя).

Стручок –  редис, горчица

Коробочка – ленок.

Сочные:

Ягодовидные – томаты, перец, картофель.

Тыквина – кабачки цукини.

Подотдел систематики  

В подотделе систематики растений проводятся занятия с учащимися по изучению таксономических единиц. Отдел предназначен для знакомства учащихся с представителями важнейших семейств однодольных и двудольных растений, изучаемых в курсе ботаники.

1) Семейство крестоцветные.

  Редис, горчица.

2) Семейство бобовые.

Соя, бобы, горох, фасоль, эспарцет.

3) Семейство пасленовые.

 Томаты, картофель, перец, баклажаны.

4) Семейство розоцветные.

Шиповник.

5) Семейство сложноцветные.

Астра, бархатцы, георгины.

6) Семейство злаковые.

Кукуруза, просо, ячмень, овес, пшеница, рожь.

7) Семейство лилейные.

Ландыш, лилия, лук.

Овощной отдел  На школьном учебно-опытном участке для отдела овощных культур выделяется большая площадь участка, так как на нем организуется основная часть опытнической работы. В этом отделе обучающиеся знакомятся с различными сортами  овощных культур, закрепляют знания теоретических основ по морфологии и биологическим особенностям отдельных видов овощных культур, осваивают технологию их выращивания.  

Необходимым условием для правильного проведения всех агротехнических приемов и опытной работы является выращивание всех культур в системе севооборота.

      В полях овощного севооборота закладываются опыты с целью получения высокого урожая той или иной овощной культуры с проведением фенологических наблюдений за растениями. На опытной части закладываются опыты согласно программе с обязательными повторностями.

       В овощном отделе выращиваются следующие культуры: томаты, огурцы, капуста, перец, свекла, морковь, фасоль, баклажаны, тыква, кабачки, патиссоны, бахчевые.

И конечно любимый всеми Цветочно-декоративный отдел  

     Цветочно-декоративный отдел служит для эстетического воспитания обучающихся и, в то же время, является очень удобным объектом для организации учебно-практических работ по сельскохозяйственному труду. Изучая цветочно-декоративные растения, обучающиеся знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями,  их морфологическими и биологическими особенностями, закрепляют знания по систематике, осваивают  приемы озеленения территории,  приобретают навыки по закладке цветников непрерывного цветения, оформлению клумб, правильно подбирать растения по цветовой гамме и другим особенностям. Цель, которую мы ставим перед собой,  подбирая ассортимент цветов  - это создание цветника

непрерывного цветения. Их яркая окраска радует глаза и создаёт праздничное настроение, что немаловажно для   психоэмоционального комфорта.

       Цветочно-декоративный отдел включает в себя цветники, расположенные  перед зданием школы, возле мемориалов ВОВ, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль центральной дорожки и в разных отелах УОУ. Отдел  представляет из себя коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений и кустарников:

А – астра, агератум

Б – бархатцы

В – василек, вологодские кружева

Г –георгины, герань

З – золотой шар

И – ирис

Л –лилии

Н –  ноготки

П – петуния гибридная, портулак

Р – ромашка

С – сальвия,сирень

Т – табак душистый

Ц –  циния

Э – эшшольция

Дендрологический отдел представлен видами деревев, произрастающих в нашем районе. Он не требует особого ухода, каждый год во время субботников мы проводим очистку от сухих веток, скашиваем траву вокруг.

Производственный отдел

   Производственный отдел  примыкает к территории УОУ. Предназначен для выращивания с/х культур для питания учащихся в школьной столовой. В отделе выращивается картофель, морковь, свекла, лук

     Собранные на пришкольном участке образцы гербариев растений используются на уроках общей биологии  при изучении искусственного отбора. При изучении семейств растений в курсе ботаники здесь проводятся уроки-экскурсии, где ребята наглядно знакомятся с представителями различных семейств, находят их общие признаки, делают правильные выводы о родстве растений

В  последние годы применяем технологию выращивания смешанных культур,  которая   позволяет получать экологически чистую продукцию,  а также эффективно  использовать почву и успешно бороться  с  болезнями и вредителями.  Ещё одно достоинство  совместных посевов – это то, что цветы и

овощи, посаженные  вместе, создают эффект неожиданности  при этом участок имеет  эстетический вид.

Так,   начиная  с  1998 года,   мы  перешли на интегрированные методы защиты растений,  используя при этом  биологические, физические  способы,  учитываем агротехнику,  исключаем химические средства защиты растений.

Вводные уроки (экскурсии на пришкольный участок) имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Здесь мы приводим сведения, которые вызывают удивление и волнения у учащихся. Проводя экскурсию на пришкольный участок, на конкретных примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Надо только соблюдать правила, которые будут сообщаться перед началом каждой новой операции. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке. Например, в 1, 5 классах первые два урока мы проводим экскурсию "Наш пришкольный участок" со следующим содержанием: знакомство с отделами и их предназначением, правила поведения, знакомые "незнакомцы", достижения старших ребят по выращиванию различных культур. После экскурсии проводим рефлексию, где выясняем, а как у них дома.

При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей).

Изучение нового материала, необходимого для практической самостоятельной работы, мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ (например, черенкование и рассаживание флоксов, пересадка многолетников, виды посева, обрезка и пасынкование и т.д.). При изучении нового материала используем данные исследовательских работ старших ребят, проводя линию преемственности обучения. Часто на уроках проходит интеграционная связь с другими предметами, например на уроке по разбивке опытных делянок используются знания ребят по  математике, геометрии, географическое картирование становится необходимым при планировке или реконструкции отдела участка. Например, формирование грядки :Солнце»

Некоторые особенности содержания учебной работы.

В учебный комплекс уроков сельскохозяйственного труда и биологии (разделы ботаники и зоологии) мы включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у учащихся применения экологических знаний, а следовательно первоначально их накопили путем самостоятельного поиска, из уроков, наблюдений, опытов, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6 классов даем следующие темы наблюдений:

1."Виды насекомых-опылителей в школьном саду".

Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения плодовых деревьев и ягодных кустарников (яблонь, крыжовника, малины, смородины).В результате данной работы учащиеся делают выводы о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых-опылителей(шмелей, бабочек, пчел, мух и т.д.) и значении индивидуальных частных пасек в жилом массиве нашего поселка.

2."Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных культурах".

Наблюдения начинаются после появления первых всходов и систематически ведутся во время всех фенофаз роста культурных растений (моркови, свеклы, лука, картофеля, капусты, огурцов). Наблюдая за повреждением сельскохозяйственных культур, учащиеся выясняют видовой состав насекомых, цикличность их развития, условия при которых возникает массовое поражение культуры.

3.Наблюдение "Как влияют посадки бархатцев на снижение поражения моркови морковной мухой "

 Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа - летнее задание, которое ученики получают при окончании очередного курса биологии.

Более сложные и ответственные работы выполняют учащиеся 7-8 классов в урочное и внеурочное время. Им мы предлагаем следующие темы опытов:

1.Сортоиспытание картофеля, капусты.

3."Влияние разных субстратов на скорость вегетативного развития тыквы "

4."Влияние сроков посадки черенков герани на их укоренение"

5."Внесение компоста для повышения урожайности овощных культур".

Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов.

Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами на пришкольном участке.

Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные, конечно же, обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.

Результаты нашей работы налицо. Учебно-опытный участок нашей школы неоднократно занимал призовые места в районе. А в 2007 году учебно-производственная бригада нашей школы заняла 1 место в республике. Наши учащиеся также занимают призовые места в различных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая работа "Об особенностях концертмейстерской деятельности" (из опыта работы пианиста-концертмейстера в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах)

методическая работа об особенностях концертмейстерской деятельности в инструментальных классах ДШИ, хоровых и вокальных коллективах....

Обновление содержания работы пришкольном учебно-опытном участке школы

Организация  деятельности  на УОУ школы на современном этапе требует применения новых форм и методов работы.  В данной статье учитель делится опытом своей работы....

«Виды словарных работ на уроках английского языка. Из опыта работы».

Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении иностранного языка....

Обновление содержания работы на УОУ МБОУ СОШ (из опыта работы)

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

Обновление содержания работы методической службы в системе дополнительного образования детей в процессе введения и реализации профстандарта

Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это н...