Урок "Витамины - чудесные вещества"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Кузнецова Ольга Николаевна

Урок биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_8_klass_vitaminy_-_chudesnye_veshchestva.docx69.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

«Витамины – чудесные вещества»

Цель урока: познакомиться с основными группами витаминов и раскрыть их роль для здоровья человека.

Задачи:

  • Образовательные – дать общее представление о витаминах, познакомиться с основными группами витаминов;
  • Развивающие –  раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов; дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
  • Воспитательные -  развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся.

Ход урока.

I.Оргмомент.Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке.

 (1 слайд)

«Жизнь сама по себе является чудом.

 И это чудо находится в наших руках.
   Жизнь восхитительна,

это сокровище из сокровищ»              

 Поль Брегг

Я не случайно взяла этот эпиграф к нашему уроку, ведь от того, как живет человек, чем он питается, зависит его жизнь. Сегодня мы продолжаем разговор о питании человека, и начну я с исторических фактов.
II. Историческая справка. (2 слайд)

В далёком 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным был проведён  оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.Так    впервые   научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные  вещества .

Итак, ребята, как вы думаете, что же это за вещества, которые содержатся в пищевых продуктах и которые так необходимы  живым организмам?

(слайд 3) знак вопроса

Витамины (слайд 4)

Об опытах Лунина мало кто знал, не придали особого значения, и постепенно они были забыты. И только спустя почти 30 лет такие же опыты независимо были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились.

(слайд 5) В 1910 году польский биохимик К. Функ назвал эти вещества витаминами. От лат. "vita" - жизнь, "амино" - содержащий аминогруппу - амины, необходимые для жизни. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

III. Постановка цели урока.  (Слайд 6)

- Зная тему урока, какова цель нашего урока? (В течение урока мы должны будем выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания).

IV. Ассоциации

- Ребята, у меня к вам вопрос. Что вы знаете о витаминах?Каждый из нас не раз слышал это слово. Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? Как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня? Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения? А какая разнообразная информация размещена в Интернете, сколько разных предложений: приобретите, купите, выиграйте, получите в подарок… А что нам предлагают и зачем?

 (игра ассоциации)

-авитаминоз

- весна

-овощи

- Фрукты

- заболевания

-рост

-развитие

-Аскорбиновая кислота

-А, В, С, Д

-солнце

-жизнь

-аптека

-препараты

V. Определение витаминов.

Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье- это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест». В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины.

Ваши предположения,  что такое витамины и для чего они нужны? (для образования ферментов) (слайд 7)

Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах, но способствующих нормальному протеканию обмена веществ.  

ВИТАМИНЫ, органические, обладающие специфическим биологическим, действием пищевые вещества, химическая  природа которых нам пока еще неизвестна, но которые не являются ни белками, ни жирами, ни углеводами в строгом смысле слова; они, несмотря на то, что содержатся в пище в очень небольших количествах, безусловно, необходимы для животного организма, т. к. при отсутствии витаминов в пище наступает заболевание тем или инымавитаминозом. (Большая медицинская энциклопедия)

В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом» - они регулируют обмен веществ.

         -  Почему так велико влияние витаминов на обмен веществ? Потому что они необходимы для образования ферментов (слайд 8)

        Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями  процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях.

 В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.

Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, функционирующими в нашем кишечнике.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов.

Мы с вами познакомимся с воздействием витаминов  на организм на примере нескольких групп. Витамины обозначают латинскими буквами: А, В, С, Д, РР и др. Большинство витаминов образуется в растениях, лишь некоторые имеют животное происхождение. (слайд 9)

Классификация витаминов.

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ

ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ

В1, В2, В6, В5, В9, В12 РР, С,

               А, Д, Е, К

Источники содержания витаминов (слайд 10 - 13)

(слайд 14) Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Избыток витаминов – гипервитаминоз. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Авитаминоз – полное отсутствие  витаминов в организме;

Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;

Гипервитаминоз – избыточное содержание  витаминов в организме

        Гипервитаминозвозникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

        Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки  и витамины.В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, понос.

        Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление. Чтобы этого не происходило поступление витаминов должно строго соответствовать физиологическим потребностям организма.

        При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности. Зная об этом, некоторые люди полагают, что витамины «не повредят» и принимают их в избыточных количествах. Необходимо знать, что формула «чем больше – тем лучше» неприменима к таким биологическим веществам.

        Явление гиповитаминоза может наступить в результате неправильной кулинарной обработки или хранения пищевых продуктов (при нагревании, консервировании или долгом хранении пищи витамины разрушаются).

        Но свежие овощи доступны не всегда, да и не все растительные продукты можно употреблять в сыром виде. Как же сохранить витамины при их хранении и при приготовлении блюд?

VI. Работа с таблицей и текстом.Перед вами на партах лежат листочки, на которых указаны   витамины и источники их содержания. (приложение 1)

Перед вами отрывки текстов, прочитав их, нужно определить  о недостатке какого витамина идет речь и как называется заболевание. Помощь вы найдете в приложении №1. (слайды 15-18)

  1. Первое упоминание о  рахите встречается еще в трудах античного медика Галена (131—211 гг. н. э.). 
    Рахит впервые кратко описан был только в 1645 г.  А в 1918 г. Эдвард Меланбай в опыте на собаках доказал, что рыбий  жир действует как антирахитическое средство благодаря содержанию в нём особого витамина.  Кроме этого, этот витамин синтезируется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей,участвует в усвоении солей кальция и фосфора и отложении их в костях.

Недостаток  этого витамина  в рационе детей приводит квозникновению рахита,  легкопроисходят переломы костей. У больных рахитом относительно большая голова иувеличенный живот, задерживается появление первых зубов и развитие дентина;мышечная слабость; нарушается формирование костей, они становятся гибкими,  искривляются руки, ноги.

  1. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей.     Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
  2. Эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно», произошедший с автором во время блокады Ленинграда: «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею  выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же началовозвращаться.»Заболевание назвали «куриная слепота».
  3. Первые сведения о появлении цинги появились еще в начале 13 века. Основные жертвы недуга – экипажи кораблей. Но на протяжении нескольких столетий люди не видели выхода, не знали причин этой болезни и воспринимали ее как неизлечимую патологию со смертельным исходом.

Эпидемии цинги разгорались не только в среде мореплавателей, но и среди бедняков, заключенных, жителей Севера. Там, где рацион был почти «пустым» по количеству калорий, витаминов и минералов.

Цинга исправно собирала жизни путешественников, не считаясь ни с положением, ни с рангом.

Надежда на спасения появилась благодаря шотландскому врачу Д.Линду. Он провел исследование, цель которого – определить, какая пища может победить смертельную болезнь. Врач взял группу больных цингой. Каждому из них он назначил определенную диету.

В конце испытания выжило только двое, которые получали апельсины и лимоны. У остальных наблюдалось воспаление, отек  и   кровоточивость дёсен , расшатывание  зубов, на коже появлялись кровоподтеки (стенки сосудов слабеют, истончаются – и кровь легко просачивается в ткани и органы), в суставах и мышцах возникали кровотечения, кожа становилась сухой и коричневатой.

Эксперимент позволил выявить причину цинги – дефицит какого-то витамина, которого очень много в цитрусовых. Результаты испытания Линд опубликовал в «Трактате о цинге», но в то время поверили ему немногие.

Лишь спустя сто лет экипажи кораблей начали запасаться продуктами, содержащими достаточное количество  именно этого витамина (квашеная капуста, липовый сок).

С открытием картофеля ситуация изменилась. Внедрение его в рацион  значительно сократило эпидемии цинги. Но сам термин появился только к середине 20 века.

Название заболеваний напишите в таблицу.

VII. Экспериментальная часть.

- Ребята, что обычно, люди, чтобы повысить иммунитет  употребляют в пищу? (фрукты и пьют сок)
Сегодня мы экспериментальным путем м
етодом йодометрии выясним, в каких именно соках  содержится наибольшее количество витамина С.

 (приложение 2)

Суточная потребность в витамине С.

Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин:

  • возраста, пола, выполняемой работы, состояния беременности или кормления грудью, климатических условий, вредных привычек.
  • Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С.
  • В условиях жаркого климата и на Крайнем Севере потребность в витамине С повышается на 30-50 процентов. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.

Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100 мг в день. (приложение 3)

(слайд 19) Лабораторный практикум  «Определение содержания витамина Св соках разных производителей».

Цель: определить содержание витамина  С  в соках разных производителей.
Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.
Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.
Объекты исследования:   соки

Методы исследования: ЙОДОМЕТРИЯ, титриметрический метод анализа, основанный на окислении исследуемого вещества йодом.

Определение витамина С в соках разных производителей.

1)Отмеряем 10 мл сока разбавляем его водой до объёма 100 мл.
2) добавляем 1 мл крахмального клейстера;
3)добавляем по каплям 5 % р-ра йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
4) сделать расчеты.   С помощью  пипетки посчитаем, сколько капель содержится в 1 мл йода.  
В 1 мл содержится 28 капель йода . Зная объём одной капли, можно довольно точно определить объём раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. Концентрация 1 мл   5%-ного раствора   йода   соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты
1 мл раствора йода – 28 капель раствора йода
Х мл раствора йода -   ?  капель раствора йода, которое мы использовали для окисления витамина С.

1 мл 5 %раствора  йода - 35 мг аскорбиновой    кислоты                                        

?  5 % раствора йода – Х мг аскорбиновой кислоты.

Простым подсчётом мы определим количество аскорбиновой кислоты в соках.

Вывод: На основании полученных данных опыта, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются соки……

( слайд 20) VIII. Как сохранить витамины в пищевых продуктах.

Как и любое органическое вещество, витамины разрушаются. Поэтому нам важно не только грамотно их применять, но сохранять витамины в продуктах питания.

  • При длительном хранении и сушке овощей витамины теряются. Следовательно, долго хранить овощи нельзя.
  • Нужно правильно  хранить продукты  (овощи,  зелень, фрукты  - в холодильнике,  растительное масло -  в темном помещении, крупы - в прохладном сухом месте и т.п.) ,  учитывая  сроки  хранения каждого продукта
  • Большую роль в сохранении витаминов играет и соблюдение кулинарной обработки пищи. Запомним, что при действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 60 % витаминов группы В; при варке овощей - до 20% витаминов группы В и 30-50% витамина С.
  • Витамин А усваивается лишь при наличии жироподобных веществ, поэтому , например, салат из моркови необходимо заправлять растительным маслом.
  • Витамин С разрушается и при соприкосновении его с воздухом. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Прежде всего, овощи следует очищать и нарезать только перед самой варкой.
  • Опускать овощи  в кипящую воду и недолго варить в кастрюле с закрытой крышкой. При кипении воды растворенный в ней воздух удаляется, что способствует сохранению витаминов в пище.
  • Овощи лучше варить в эмалированной посуде, так как соприкосновение с металлом ведет к разрушению витамина С.
  • Овощные блюда нужно употреблять в пищу сразу после их приготовления. В противном случае, из-за соприкосновения с воздухом, витамин С почти полностью разрушается.

IX. Закрепление.

- Ребята, вы много узнали о витаминах. Давайте для закрепления знаний, поработаем на интерактивной доске.

X. Интересные факты о витаминах.

  • Основной источник   витамина С – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, шиповник, смородина, лимоны, квашеная капуста, помидоры, картофель, облепиха .  1 стакан  сока черной смородины покроет суточную потребность витамина С или 50г петрушки или 20 г красного болгарского перца.  А вот яблочного сока надо выпить 5 литров.  Во время ВОВ  труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт (хвоя ели содержит витамина С в несколько раз больше, чем лимон).
  • По исследованиям ученых оказалось, что  уровень витамина Д у городских жителей, живущих   в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать  авитаминозы, особенно у маленьких детей.

У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи  возникает недостаток инсоляции-  облучение человека солнечными лучами  Ослабляется структура костей, появляются боли в     суставах и костях.

  • Витамин Е (токоферол ) ( витамин молодости)« Токоферол» от греческого «деторождение».Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин  улучшает деятельность половых  клеток, мышц, печени, нервной ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения.  Очень важен для  кожи.

Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость,       злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что  из   эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие  мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по -  этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название - «Виардо».

Виарда - это имя женщины, которая прославилась, тем, что  ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости  оставалась молодой и обладала завидным здоровьем.

XI. Рефлексия.

Я думаю, что мы сегодня поработали очень плодотворно и вместо заключения мне хочется сказать:

Обед без овощей – праздник без музыки.

Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.

Поешь рыбки – будут ноги прытки.

Морковь прибавляет кровь.

Лук – от семи недуг.

Там, где нет мяса – свекла герой.

На этом мы заканчиваем наш урок. Спасибо всем! Будьте здоровы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Название витамина

Суточная потребность (мг)

Описание

Продукты, богатые витамином

Авитаминозы

Водорастворимые витамины

Витамин С или аскорбиновая кислота

40-60

Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

Плоды шиповника,  капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.

Воспаление, отек  и   кровоточивость дёсен, расшатывание  зубов, на коже появлялись кровоподтеки, в суставах и мышцах возникали кровотечения, кожа становилась сухой и коричневатой.

 

Витамин В1

2-3

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене.

Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.

При недостатке наступает паралич конечностей.

 

Витамин В6

2

Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов.

Куриное мясо, орехи, хлеб из муки грубого помола, бананы.

анемия (малокровие), судороги.

Витамин В12

3

Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани, участвует в кроветворении и созревании эритроцитов.

Мясо, печень, рыба.

анемия.

Жирорастворимые

Витамин А

1-1,5

Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой, оказывает влияние на зрение.

Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток,   морковь, помидоры.

Ухудшается зрение,замедляется рост молодого организма,  наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем.

"куриная слепота".

Витамин Д -

2,5

Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.

Легко  происходят переломы костей.У больных относительно большая голова иувеличенный живот, задерживается появление первых зубов и развитие дентина;мышечная слабость; нарушается формирование костей, они становятся гибкими,  искривляются руки, ноги.  

Витамин Е

5-7

Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис, семечки, сливочное масло, гречневая крупа

дистрофия мышечной ткани

Приложение 2

Источники содержания витамина С.


Наименование пищевых продуктов

Количество аскорбиновой кислоты

Наименование пищевых продуктов

Количество аскорбиновой кислоты

Овощи

Фрукты и ягоды

Баклажаны

5

Абрикосы

10

Горошек зеленый консервированный

10

Апельсины

50

Горошек зеленый свежий

25

Арбуз

7

Кабачки

10

Бананы

10

Капуста белокочанная

40

Брусника

15

Капуста квашеная

20

Виноград

4

Капуста цветная

75

Вишня

15

Картофель лежалый

10

Гранат

5

Картофель свежесобранный

25

Груша

8

Лук зеленый

27

Дыня

20

Морковь

8

Земляника садовая

60

Огурцы

15

Клюква

15

Перец зеленый сладкий

125

Крыжовник

40

Перец красный

250

Лимоны

50

Редис

50

Малина

25

Редька

20

Мандарины

30

Репа

20

Персики

10

Салат

15

Слива

8

Томатный сок

15

Смородина красная

40

Томат-паста

25

Смородина черная

250

Томаты красные

35

Черника

5

Хрен

110-200

Шиповник сушеный

До 1500

Чеснок

Следы

Яблоки, антоновка

30

Шпинат

30

Яблоки северных сортов

20

Щавель

60

Яблоки южных сортов

5-10

Молочные продукты

Кумыс

20

Молоко кобылье

25

Молоко козье

3

Молоко коровье

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемая суточная потребность в витамине С.

 Категория

Возраст (лет)

Витамин С (мг)

Грудные дети

0-0,5

30

0,5-1

35

Дети (1)

1-3

40

4-6

45

7-10

45

Лица мужского пола

11-14

50

15-18

60

19-24

60

25-50

60

51 и старше

60

Лица женского пола

11-14

50

15-18

60

19-24

60

25-50

60

51 и старше

60

авитаминоз

весна

овощи

фрукты

заболевания

рост

развитие

Аскорбинка

А, В, С, Д

солнце

жизнь

аптека

препараты

  пиковит

здоровье

витамины

 Лабораторная работа

  «Определение содержания витамина С в соках разных производителей».

Цель: определить содержание витамина  С  в соках разных производителей.
Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.
Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.
Объекты исследования:   соки

Методы исследования: ЙОДОМЕТРИЯ, титриметрический метод анализа, основанный на окислении исследуемого вещества йодом.

Определение витамина С в соках разных производителей.

1)Отмеряем 10 мл сока разбавляем его водой до объёма 100 мл.
2) добавляем 1 мл крахмального клейстера;
3)добавляем по каплям 5 % р-ра йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
4) сделать расчеты.   С помощью  пипетки посчитаем, сколько капель содержится в 1 мл йода.  
В 1 мл содержится 28 капель йода . Зная объём одной капли, можно довольно точно определить объём раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. Концентрация 1 мл   5%-ного раствора   йода   соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты
1 мл раствора йода – 28 капель раствора йода
Х мл раствора йода -   ?  капель раствора йода, которое мы использовали для окисления витамина С.

1 мл 5 %раствора  йода - 35 мг аскорбиновой    кислоты                                        

?  5 % раствора йода – Х мг аскорбиновой кислоты.

Простым подсчётом мы определим количество аскорбиновой кислоты в соках.

Вывод: На основании полученных данных опыта, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются соки……

  1. Первое упоминание о  рахите встречается еще в трудах античного медика Галена (131—211 гг. н. э.). 
    Рахит впервые кратко описан был только в 1645 г.  А в 1918 г. Эдвард Меланбай в опыте на собаках доказал, что рыбий  жир действует как антирахитическое средство благодаря содержанию в нём особого витамина.  Кроме этого, этот витамин синтезируется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей,участвует в усвоении солей кальция и фосфора и отложении их в костях.

Недостаток  этого витамина  в рационе детей приводит квозникновению рахита,  легкопроисходят переломы костей. У больных рахитом относительно большая голова иувеличенный живот, задерживается появление первых зубов и развитие дентина;мышечная слабость; нарушается формирование костей, они становятся гибкими,  искривляются руки, ноги.

  1. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей.     Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
  2. Эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно», произошедший с автором во время блокады Ленинграда: «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею  выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться.»Заболевание назвали «куриная слепота».

  1. Первые сведения о появлении цинги появились еще в начале 13 века. Основные жертвы недуга – экипажи кораблей. Но на протяжении нескольких столетий люди не видели выхода, не знали причин этой болезни и воспринимали ее как неизлечимую патологию со смертельным исходом.

Эпидемии цинги разгорались не только в среде мореплавателей, но и среди бедняков, заключенных, жителей Севера. Там, где рацион был почти «пустым» по количеству калорий, витаминов и минералов.

Цинга исправно собирала жизни путешественников, не считаясь ни с положением, ни с рангом.

Надежда на спасения появилась благодаря шотландскому врачу Д.Линду. Он провел исследование, цель которого – определить, какая пища может победить смертельную болезнь. Врач взял группу больных цингой. Каждому из них он назначил определенную диету.

В конце испытания выжило только двое, которые получали апельсины и лимоны. У остальных наблюдалось воспаление, отек  и   кровоточивость дёсен , расшатывание  зубов, на коже появлялись кровоподтеки (стенки сосудов слабеют, истончаются – и кровь легко просачивается в ткани и органы), в суставах и мышцах возникали кровотечения, кожа становилась сухой и коричневатой.

Эксперимент позволил выявить причину цинги – дефицит какого-то витамина, которого очень много в цитрусовых. Результаты испытания Линд опубликовал в «Трактате о цинге», но в то время поверили ему немногие.

Лишь спустя сто лет экипажи кораблей начали запасаться продуктами, содержащими достаточное количество  именно этого витамина (квашеная капуста, липовый сок).

С открытием картофеля ситуация изменилась. Внедрение его в рацион  значительно сократило эпидемии цинги. Но сам термин появился только к середине 20 века.

Задание 1.Выбрать из предложенного текста «Удивительное путешествие Макса и Молли»  слова, под которыми подразумевается какой-то биологический термин, связанный с процессом пищеварения.Из путешествий Макса и Молли

... Внезапно Макса, Молли  озарила невыносимо яркая вспышка. Они услышали удар грома и вокруг сомкнулся непроницаемый мрак. Они провалились в безмолвную бездну, планировали, кувыркались.

В смоляной темноте близнецы хлопнулись на мокрый комковатый матрац, который немного спружинил. Кругом было тихо...

– А мокро тут! – сказала Молли. 

Вдруг "потолок" и "пол" сомкнулись с чудовищным стуком и началось землетрясение, а "матрац", на котором они сидели, приподнялся, прогнулся, и они соскользнули в глубину. Там их бросило через водопад, как они ни цеплялись за осклизлые стены. Они соскальзывали все ниже...

–   Держись! – крикнул Макс. – Нас глотают!

...Пищевод закончился. Под ним бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.

– По-моему, у меня начинается морская болезнь! – сказал Макс.  

В это время прямо под собой они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.

Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.

– По-моему, этот уступ – что-то вроде крышки туннеля,–  задумчиво сказала Молли...

 Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике зеленого салата, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переведя дух, а плотик двигался все дальше  под красными сводами круглого туннеля. 

– Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, – примирительно сказала Молли.

– Почему же? Тут много чего происходит, – сказал Вольняшка, только не так эффективно, как в желудке. Тонкая кишка завершает процесс пищеварения, прежде чем передать питательные вещества в кровь.

– А где кровь? – Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.

– Но это же не кровь, – возразила Молли.

– Это еще один "пищеварительный сок", он-то и завершает весь процесс, – объяснил Вольняшка.

  ... Они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась – бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда же покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.

 – Тонем! – вскрикнула она. – Лист весь в дырках!

И они отчаянно погребли к берегу.

 – Наверное, лист был покрыт оливковым маслом, которое предохраняло его в желудке. А сейчас желчь смыла масло. И лист начал перевариваться, – предположил Макс.

Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик

 – Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат...

 ... Оставшись без своего плотика, близнецы заметили уступ. Они начали карабкаться к нему. Стенку тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс. Они еле шли, потому что очень трудно было поднимать ноги. Их ступни погружались в липкий мягкий мех. Чем больше усилий они делали, чтобы высвободиться, тем глубже проваливались: по колено... по пояс... по грудь... по подбородок... по самые ошеломленные глаза. Красивый мех бесшумно сомкнулся над вытянутой вверх рукой Макса, и близнецы исчезли без следа.

Ответы:

«комковатый матрац» –  язык

«потолок» и «пол» – верхняя и нижняя челюсть

«землетрясение» – жевание

«глубина» - глотка

«водопад», «струя водопада» – слюна

«осклизлые стены» – слизистая оболочка

«пещера» - желудок

«стены» - слизистая оболочка желудка

«едкий дождичек» - желудочный сок

«широкий уступ» - привратник

«Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно» - перистальтика

«круглый туннель» - тонкий кишечник

«зеленый водопад» - желчь

«уступ тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс» - кишечные ворсинки

2."Логическая цепочка". Учащимся  раздаются  карточки с названиями органов пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, червеобразный отросток, прямая кишка; железы; слюнные, поджелудочная железа, печень и предлагается выстроить в логическую цепочку по типу "Что за чем?".

Лабораторная работа

  «Определение содержания витамина С в соках разных производителей».

Цель: определить содержание витамина  С  в соках разных производителей.
Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.
Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.
Объекты исследования:   соки

Методы исследования: ЙОДОМЕТРИЯ, титриметрический метод анализа, основанный на окислении исследуемого вещества йодом.

Определение витамина С в соках разных производителей.

1)Отмеряем 10 мл сока разбавляем его водой до объёма 100 мл.
2) добавляем 1 мл крахмального клейстера;
3)добавляем по каплям 5 % р-ра йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
4) сделать расчеты.   С помощью  пипетки посчитаем, сколько капель содержится в 1 мл йода.  
В 1 мл содержится 28 капель йода . Зная объём одной капли, можно довольно точно определить объём раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. Концентрация 1 мл   5%-ного раствора   йода   соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты
1 мл раствора йода – 28 капель раствора йода
Х мл раствора йода -   ?  капель раствора йода, которое мы использовали для окисления витамина С.

1 мл 5 %раствора  йода - 35 мг аскорбиновой    кислоты                                        

?  5 % раствора йода – Х мг аскорбиновой кислоты.

Простым подсчётом мы определим количество аскорбиновой кислоты в соках.

Вывод: На основании полученных данных опыта, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются соки……

Лабораторная работа

  «Определение содержания витамина С в соках разных производителей».

Цель: определить содержание витамина  С  в соках разных производителей.
Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.
Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.
Объекты исследования:   соки

Методы исследования: ЙОДОМЕТРИЯ, титриметрический метод анализа, основанный на окислении исследуемого вещества йодом.

Определение витамина С в соках разных производителей.

1)Отмеряем 10 мл сока разбавляем его водой до объёма 100 мл.
2) добавляем 1 мл крахмального клейстера;
3)добавляем по каплям 5 % р-ра йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
4) сделать расчеты.   С помощью  пипетки посчитаем, сколько капель содержится в 1 мл йода.  
В 1 мл содержится 28 капель йода . Зная объём одной капли, можно довольно точно определить объём раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. Концентрация 1 мл   5%-ного раствора   йода   соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты
1 мл раствора йода – 28 капель раствора йода
Х мл раствора йода -   ?  капель раствора йода, которое мы использовали для окисления витамина С.

1 мл 5 %раствора  йода - 35 мг аскорбиновой    кислоты                                        

?  5 % раствора йода – Х мг аскорбиновой кислоты.

Простым подсчётом мы определим количество аскорбиновой кислоты в соках.

Вывод: На основании полученных данных опыта, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются соки……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Витамины - чудесные вещества"

Тема урока: « Витамины – чудесные  вещества»Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе, авитаминозе, гиперв...

“Витамины – чудесные вещества.”

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Витамины"...

Витамины – чудесные вещества.

разработка урока, инструктивная карта, презентация и тест по анатомии и физиологии человека в 8 классе по учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш....

Урок биологии по технологии проектного обучения в 8 классе на тему:"Витамины - чудесные вещества"

Использование метода проектов - одно из требований ФГОС ООО нового поколения. Конспект урока может быть использован при изучении раздела "Обмен веществ" в курсе "Человек и его здоровье" в 8 классе....

Урок по биологии "Витамины - чудесные вещества".

Конспект урока по биологии 8 класс....

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме:"Витамины -чудесные вещества"

Приводится  подробная технологическая карта урока в 8 классе по теме:"Витамины"...