Программа элективного курса «Комнатные растения - спутники человека»
элективный курс по биологии (9 класс)

Стреколовская Нина Николаевна

К познанию природы, которая окружает каждого человека и интуитивно, и сознательно стремится каждый, в том числе и ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста. Однако в реальной жизни не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, ее отдельными объектами. Причины объекта могут быть самые разные: удаленность объекта от школы, другого учреждения, отсутствие транспорта, сезонные погодные неудобства, занятость взрослых, недостаточное количество времени в школе: для изучения, наблюдения, исследования и т. д. Вместе с тем, есть великолепные объекты природы, которые живут рядом с человеком, но очень часто они остаются незамеченным и забытыми. Хотя они являются интересными для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оценены педагогами - это наши зеленые, комнатные спутники - комнатные растения. Именно они являются тем живым, превосходным материалом, который можно использовать для обучения, воспитания, развития ребят, причем круглый год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 5 г.Саяногорска.

Программа элективного курса

           «Комнатные растения - спутники человека»

Автор-составитель:

Стреколовская Нина Николаевна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 5

г. Саяногорска.

                         г.Саяногорск – 2018

                   

Пояснительная записка

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов, 1 раз в неделю.

К познанию природы, которая окружает каждого человека и интуитивно, и сознательно стремится каждый, в том числе и ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста. Однако в реальной жизни не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, ее отдельными объектами. Причины объекта могут быть самые разные: удаленность объекта от школы, другого учреждения, отсутствие транспорта, сезонные погодные неудобства, занятость взрослых, недостаточное количество времени в школе: для изучения, наблюдения, исследования и т. д. Вместе с тем, есть великолепные объекты природы, которые живут рядом с человеком, но очень часто они остаются незамеченным и забытыми. Хотя они являются интересными для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оценены педагогами - это наши зеленые, комнатные спутники - комнатные растения. Именно они являются тем живым, превосходным материалом, который можно использовать для обучения, воспитания, развития ребят, причем круглый год. Программа данного курса предназначена для учащихся 9-х классов.

Цель курса:

Помочь учащимся осознать ценность и значимость комнатных растений как живых, превосходных объектов для познания природы, окружающей среды, необходимой каждому человеку.

 

Задачи курса:

  1. Сформировать общие представления о комнатных растениях.
  2. Раскрыть сущность: основных   физиологических  процессов,   происходящих  в организме комнатного растения, значение в жизни человека.
  3. Систематизировать и расширить представления о: основных группах комнатных растений, основных видах почв, используемых для растений.
  4. Познакомить ребят с историей комнатного цветоводства, принципами размещения комнатных растений, возможными нарушениями жизнедеятельности растительного организма.
  5. Развивать умения: определять комнатные растения, систематизировать школьные коллекции комнатных растений, осуществлять уход за ними.
  6. Развивать кругозор учащихся о комнатном цветоводстве - как источнике познания мира и эстетического наслаждения для человека.
  7. Развивать коммуникативные умения.
  8. Содействовать развитию у ребят умений и навыков:  использования  научных методов познания (наблюдения, эксперимента) формулирования проблемы,
  9. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

    10.Помочь ребятам осознать ценность совместной деятельности.

2,Основное содержание курса: « Комнатные растения -  спутники человека».

Тема 1. «Мир комнатных растений и их роль в жизни человека». 3 часа.

Комнатные растения - зеленые спутники, зеленые друзья человека. Значение комнатных растений в жизни человека. Роль растений: санитарно - гигиеническая, экологическая, эстетическая и другие.

Происхождение комнатных растений. Родина комнатных растений  их многообразие.

Основные   группы   растений,   используемые   для   внутреннего   озеленения:   пальмы, лилейные, амариллисовые, ароидные, бромилиевые, гинериевые, бегонии, папоротники, каммелиновые,   хвойные,   суккуленты   и   другие.   Комнатное   цветоводство. История возникновения комнатного цветоводства. Комнатные растения в зимних садах, теплицах, оранжереях, школах, жилых помещениях, офисах. Рекомендуемые комнатные растения в школе.

Тема 2. «Определение комнатных растений». 2 часа.

Некоторые приемы определения комнатных растений с использованием   научно-популярной литературы и энциклопедии. Систематизация школьной    коллекции комнатных растений. Приемы составления этикеток и паспортов. Способы крепления этикеток. Паспортизация и этикетирование комнатных растений.

Тема 3. «Экология и биология комнатных растений». 5 часов.

Основные физиологические процессы, происходящие в организме комнатного растения.

Дыхание комнатных растений. Испарение воды листьями. Питание  Способы питания:

фотосинтез, почвенное, внекорневое. Основные элементы почвенного питания.

Требования, предъявляемые к условиям жизни комнатных растений. Влажность воздуха.

Температурный режим. Световой режим. Полив, требования, предъявляемые к поливу в разное время года.

Принципы размещения комнатных растений. Виды ухода: периодический, систематический.

Заболевания и вредители комнатных растений.

Тема 4. «Сохранение и обогащение коллекции комнатных растений». 4 часа.

Посадка, перевалка, пересадка растений. Почва, виды почв для комнатных pacтений.

Виды  земельных смесей и садовой земли для растений. Размножение комнатных

растений. Приемы посадки, пересадки.

Тема 5. «Эстетика и комнатное цветоводство». 3 часа.

Современные приемы художественного озеленения интерьеров. Аранжировка цветов

комнатных растений. Техника составления букетов. Легенды и предания о цветах, цветы и

живопись. Комнатное цветоводство как хобби. Икебаны, отдельные приемы икебаны.

Коллекционирование комнатных растений. Значение таких увлечений для человека.

                     З.Тематическое планирование элективного курса:

                      «Комнатные растения – спутники человека».

Поурочное содержание курса

Форма деятельности на занятии

Сроки

1.

Зеленые спутники человека - кто они?

Беседа,   работа  с   научно популярной литературой.

литературой литературой.

2.

Откуда эти пришельцы.

Воображаемое   путешествие, выступление       ребят       по сообщениям.

3.

Многообразие комнатных растений.

Экскурсия, групповая работа

4.

Как узнать в лицо комнатного друга?

Групповая                    работа, практическая работа.

5.

Получите документы - наши друзья.

Мини - лекция, лабораторная работа.

6.

Мы, как и вы тоже живые.

Мини  - лекция, демонстрационный эксперимент, опыт.

7.

Кому где лучше жить.

Диалог, беседа.

8.

Понемногу, но каждый день.

Рассказ с демонстрациями,

9.

Изредка, но обязательно.

Практикум.

10.

Комнатным друзьям необходим доктор.

Диалог, выступления ребят.

11.

Нужно ли улучшать растениям условия жизни и как это сделать.

Работа в группах, практикум

12.

Откуда растения берут пищу?

Семинар с демонстрациями.

13.

Способны     ли     комнатные     растения размножаться?

Лекция.

14.

Переселим зеленых друзей.

Практическая работа.

15.

Комнатное цветоводство и искусство.

Беседа с демонстрациями, выступления ребят с сообщениями.

16.

Цветоводство как хобби

Диалог, диспут, встреча с интересными людьми.

17.

Удивительный и прекрасный мир зелёных друзей.

Игра – шоу.

4.Контрольно-измерителные материалы.

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  1. Роль комнатных растений в жизни человека;
  2. Основные группы комнатных растений;
  3. Историю возникновения комнатного цветоводства;
  4. Основные процессы, протекающие в организме комнатного растения;
  5. Принципы размещения комнатных растений в интерьере помещений;
  6. Заболевания растений, причины их вызывающие;
  7. Понятия:   дыхание,   питание,   посадка,   пересадка,   перевалка,   аранжировка, икебана;
  8. Основные виды почв;
  9. Влияние комнатных растений на самочувствие и духовный мир человека;
  10. Происхождение комнатных растений;
    После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
  1. Определять комнатные растения;
  2. Составлять этикетки и паспорта для растений;
  3. Проводить уход за комнатными растениями: систематический и периодический.
  4. Осуществлять пересадку, посадку, перевалку растений;
  5. Работать в группе, работать с дополнительной литературой;
  6. Выделять главное, структурировать информацию;
  7. Работать во времени;
  8. Писать рефераты, придерживаясь определенной структуры;
  9. Выделять объекты для наблюдений, эксперимента;
  10. Составлять отчет о проведении эксперимента, наблюдения или исследования.

        5.Форма аттестации учащихся:

  1. Домашний эксперимент с отчетом;
  2. Рефераты;
  3. Защита проектов;
  4. Опорные конспекты.

      Предлагаемые темы рефератов:

1 .Искусство составления букетов.

2.Болезни и вредители комнатных растений.

З.Роль зеленых спутников в жизни человека.

4.Современные приемы художественного озеленения интерьеров.      

5.Гигиена комнатных растений.

б. Цветы в легендах и преданиях.

7.Комнатные растения и их жизнь в помещениях.

 8.Украшения из цветов.

 9.Мир кактусов.

  1. Азбука цветов.
  2. Комнатные растения в искусстве.

 Предлагаемые темы  проектов:

  1. Красота спасет мир.
  2. Личные коллекции зеленых спутников учащихся.
  3. Любимые песни нас и наших родителей о цветах.
  4. Откуда пришли к нам комнатные растения.
  5. Сказки, сказания, легенды, стихи о комнатных растениях.

Предлагаемая тема исследования:

Комнатные растения и чистота воздуха в помещении.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Верзилин Н., Путешествие с домашними растениями.   - М.: «Педагогика Пресс», 1995.
  2. Комнатное цветоводство. - М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1956.
  1. Головкин Б.Н., Комнатные растения. - М: Лесная промышленность, 1989.

4.        Золотницкий Н.Ф., Цветы в легендах и преданиях. - С-Петербург: издание
А.Ф.Девриена, 1994.

  1. Герасимов CO., Журавлев И.М., комнатное цветоводство.- М.Нива - России, 1992.
  2. Капранова Н. Н., Комнатные растения в интерьере. - М.: Издательство МГУ, 1989.
  3. Родина В.А., Цветоводство в школе. - М.: Просвещение, 1962.
  4. Чувикова А.А., Потапов СП., Коваль А.А., Черных Т.Г., Учебная книга цветовода. - М.: Колос, 1974.
  5. Храмова Т.А., Цветы в вашем доме. - К.:ГУИПП РИО, 2001

10.        Озолин П.К., Карамишина Н.М., Комнатное цветоводство. - Т.:
Узбекистан, 1966.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс" Комнатные растения"(для 9 класса предпрофильной подготовки)

Электиный курс для 9 класса(предпрофильной подготовки). Программа элективного курса " Комнатные растения"...

Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"

Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...

Программа элективного курса "Систематика растений и животных"

разработка содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование элективного курса, предназначеного для учащихся 10 или 11 класса....

Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» 11 класс

Рабочая программа элективного курса  «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов средних школ, гимназий и лице­ев естественнонаучного и медико-биологического на­правления....

программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)

программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, ...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений" для 6 класса

Рабочая программа элективного курса "Экология растений" для 6 класса...