"Организация работы с одаренными детьми и учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации в процессе преподавания биологии"
статья

Мирошникова Елена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

      Тему одаренных и талантливых детей  можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике.  Это и логично, так как благополучие общества в целом во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. От школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, то есть, быть социально мобильными.  Но мы с вами понимаем, что одаренность и гениальность – это не массовое явление и поэтому мы чаще говорим о детях, имеющих повышенную мотивацию к изучению того или иного предмета.

     На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, которые опережают  сверстников и обладают признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

      В своей работе я придерживаюсь  следующей системы. Первым этапом является выявление одаренных и талантливых детей.  Одаренные дети  - это наши звездочки. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают сложные вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением, изобретательностью.  Знание этих особенностей помогает мне на практике увидеть таких детей.

       Я начинаю присматриваться к детям сразу в 5 классе, как только взяла класс.  Какими-то особыми методиками по выявлению таких детей я не пользуюсь, самая главная методика – это опыт, который позволяет увидеть эти заинтересованные глаза, которые тебя изучают, проверяют, оценивают. И на этом этапе важно «влюбить детей в себя». На уровне 5 класса вызвать интерес к предмету стараюсь различными творческими заданиями, занимательными опытами. В этом году, например писали рассказы о своих домашних животных, сказку про плесень, изготавливали книжки о лекарственных растениях, буклеты о съедобных и ядовитых грибах. Ну и конечно, зацепить детей в этом возрасте помогает работа с микроскопом. Поэтому провожу лабораторные работы не только по программе, а некоторые только для того, чтобы развить интерес к предмету.

      Определив таких ребят, я должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей.  Многие утверждают, что все  качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности.

Основной вид нашей деятельности – это урок. На уроках я практикую дифференцированное обучение,   то есть на уроке даю программный материал и олимпиадный уровень. Ну, например, изучая строение бактерий уже в 5 классе я ввожу понятия: прокариоты- эукариоты, автотрофы-гетеротрофы, анаэробные-аэробные. Такую методику я провожу и в других классах. Например, строение нефрона, строение кожи. Этот прием  использую почти на каждом уроке, оговаривая и стимулируя детей, что это конечно, материал повышенного уровня сложности, но, учитывая потенциал вашего класса и чтобы быть конкурентноспособными на различного уровня олимпиадах, я думаю вы этот материал усвоите.

        Результат – это то, что мои учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах разного уровня. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Чтобы еще больше заинтересовать ребенка и уже с 7-8 класса поставить цель и упорно к ней идти, я предлагаю детям участвовать только в тех олимпиадах, которые утверждены Министерством образования. Это всероссийская олимпиада школьников, Будущие исследователи – будущие науки, олимпиада СПбГУ. И вот здесь, очень важно – взаимодействие с родителями. Я всегда выхожу на родителей, стараясь подсказать, помочь, направить, дать рекомендации. На родительском собрание я разъяснила своим родителям, что есть смысл уже в этом году пробовать себя, так как льготы (победители и призеры) сохраняются в течение 4-х лет.

      Мне, как учителю, повезло в жизни. Я считаю, что если ты зажег, хотя бы одну звезду, то ты можешь считать себя реализовавшимся. У меня такая звездочка есть – Молькова Мария. Она с 6-го класса являлась победителем школьных и районных олимпиад по биологии. В 9-м классе мы вышли на областной уровень. В 9-м классе заняли 17 место из 20. В 10-м классе – 13 место. А в 11-м классе Маша стала призером всероссийской олимпиады школьников. И стала участником заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, который прошел в Саранске. Благодаря этому наша школа вошла в число лучших школ России. Также с 9-го по 11-й класс мы участвовали в олимпиаде «Будущие исследователи – будущие науки», в 11-м классе призер. И также три года мы участвовали в олимпиаде СПбГУ. Олимпиада этого учебного заведения отличается от всех остальных олимпиад. Нет тестовых заданий с выбором ответа. Все задания с рисунками,  на умение анализировать, логически рассуждать, моделировать. И в 11-м классе Маша стала победителем этой олимпиады. Она получила приглашение от СПбГУ. Маше нужно было сдать ЕГЭ по биологии не ниже чем на 75 баллов. Она сдала – 96 баллов. Я горжусь тем, что сыграла ключевую роль в выборе ее жизненного пути, Маша сейчас учится на биологическом факультете СПбГУ.

        Сейчас у меня тоже есть подрастающие звездочки. Фролова Е., Бицулова Д., Лисенков А. Эти ребята являются победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом учебном году. Причем, Фролова Е., прошла отборочный тур, который проходил очно, в ННГУ  и попала в смену «Одаренные дети» в ДОЦ  «Лазурный».

       В этом году мы, с этими ребятами участвовали в «БИ-БН». Стали призерами отборочного тура и участниками заключительно этапа. Я считаю для первого раз неплохой результат. В заключительном этапе принимало участие 93 человека. У Бицуловой Д. – 20 результат, причем лучший результат в области 58, у Даши – 52. Недалеко от нее Саша и Лиза.

      СПбГУ. Результаты: отборочный этап – победители, все трое. В заключительном этапе – участие.

     Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои ученики принимают участие в различных конкурсах биологической направленности, научно-практических конференциях. Результат тоже есть: 1 место в муниципальном этапе областного конкурса «Я рисую мир» , номинация «Экология будущего», 1 место в муниципальном этапе областного конкурса «Экоэнергия» - Фролова Е.

     Одним из методов воспитания мотивированных детей является проектная деятельность. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Правильная организация исследовательской работы способствует формированию у школьников творческого мышления, воспитанию самостоятельности в принятии конкретных решений, развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения исследовательских проблем.

     Результатами работы можно считать следующие достижения.   Фролова Е. стала призером районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», Фролова Е., Волгунова А. стали лауреатами областной конференции школьных исследовательских проектов. Фролова Е. получила диплом 1 степени XIII региональной естественнонаучной конференции «Школа юного исследователя».

      Но не все дети, склонные к высоким достижениям, могут демонстрировать их сразу, некоторые еще не раскрылись, может в силу замкнутости или скованности. Такие дети лучше открываются в неформальной обстановке. Поэтому  большое значение в своей работе я уделяю внеурочной деятельности. Тем более, что в условиях реализации ФГОС внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образования. Мы успешно реализовали социально-экологический проект «Улучшение экологического состояния Вадского озера», участвовали в работе IX Всероссийской молодежной экологической Ассамблеи. Планируем в этом году принять участие в международном форуме «Великие реки-2018», который состоится 15-18 мая 2018г.

     Для развития одаренных детей широко использую информационные технологии. Интернет-технологии   предоставляют возможность поучаствовать в дистанционных  конференциях, проектах, конкурсах. 
    В этом году мы участвовали в интернет-конкурсе на «Лучший экорепортаж», который проводило экологическое движение «Зеленая Россия» и получили национальную премию «Экологический Оскар». Церемония награждения состоялась 12 декабря, в Москве. Мы с ребятами и родителями ездили на награждение, которое происходило на выставке «Экотех-2017». Моих детей буквально зажгла эта выставка, где мы познакомились с передовыми экологическими технологиями. Ребята воочию увидели для чего нужно учить биологию, где можно найти применение своим знаниям, поверили в то, что в нашей стране делаются шаги в направлении – экологизация промышленности и сельского хозяйства, и даже позаимствовали некоторые идеи.

      Я считаю, что одаренные люди должны быть социально значимы. Поэтому, мы активно пропагандируем здоровый образ жизни. Ежегодно участвуем в районном фестивале-конкурсе  «День НЕ зависимости». В течение двух лет являемся победителями этого конкурса.

      Мы участвовали в XIII Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», стали победителями муниципального этапа в номинации «Ведущие за собой».

      Мы принимали участие во Всероссийской творческой олимпиаде и стали дипломантами III степени.

      Существует такое мнение, что с одаренными детьми работать легко, они и так умные. На самом деле это не так. Интересно да, но нелегко. Ты должна быть постоянно на уровне, развиваться и совершенствоваться, постоянно подогревать интерес и к предмету и к себе. Если ты сама не будешь гореть и будешь ребенку не интересна, он не пойдет за тобой. Я не боюсь, а очень люблю любознательных, дотошных детей, которые иногда ставят тебя в тупик своими вопросами. Я не стесняюсь сказать, что я что-то не знаю, а наоборот стараюсь использовать эту ситуацию, чтобы еще больше мотивировать ребенка.

Если тебя заинтересовал этот вопрос, вот именно ты к следующему уроку и помоги нам разобраться в этом вопросе. Ведь учитель все знать не может и это лишь один из источников знаний. А главная заслуга учителя в том, чтобы ребенок захотел эти знания искать.

      Также показателем работы с одаренными детьми являются результаты ЕГЭ.  

Год

Кол-во выпускников, сдававших экзамен

Учитель

Ниже минимального

Выше минимального

Средний балл

Средний балл по школе

Средний балл по району

Средний балл по области

Средний балл по РФ

2014

Проф-6

Баз.-5

Мирошникова Е.Е.

 

0

6 (54,5%)

5 (45,5%)

71,6

52,4

62,91

57,75

58,40

54,4

2015

Проф-10

Баз.-6

Мирошникова Е.Е.

0

0

10 (62,5%)

6 (37,5%)

65

52

60,19

58,11

57,61

53,6

2017

Проф-5

Баз.-8

Мирошникова Е.Е.

Буланкина Л.В.

0

0

5 (38%)

8 (62%)

56

53,9

54,7

54,7

54

 

     Вот такая кропотливая и разнообразная работа с учащимися  позволяют моим  ученикам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах  нашего края и России.              

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учению

Материал позволяет классифицировать различные типы детской одаренности, выбрать формы работы с одаренными детьми....

Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей

Немного советов  по работе с высокомотивированными учащимися....

Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."

Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021

Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021...

«Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики.»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, п...