Путешествие на морское дно
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Жалсараева Марина Анатольевна

Конспект урока – Путешествие на морское дно. Обобщение по теме «Моллюски».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение по теме «Моллюски».29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие на морское дно.

Обобщение по теме «Моллюски».

Цель: Обобщить материал по теме Моллюски; показать многообразие представителей типа Моллюски.

Задачи: 

• Учебные: формировать умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных; рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения классов типа Моллюски; определять значение типа Моллюски  в природе и жизни человека

• Развивающие: формировать умения практической деятельности на уроке;

• Воспитательные:  бережное отношение к живой природе;

.Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы включает: признаки типа Моллюски; особенности строения представителей классов типа Моллюски; классификацию Моллюсков; роль в природе и жизни человека

Понятия: мантия, мантийная полость, малакология, биссус, чернильная железа, радула, глохидия,  гермафродитизм, гемоцианин, фильтрация, сифон, раковина.

Личностные умения

- сформированность познавательных интересов, направленных на изучение типа Моллюски;

- сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать животных типа Моллюски).

Метапредметные умения

Познавательные:

- умение находить сходство и отличие между объектами; вести наблюдение; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;

Коммуникативные:

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции (умение формулировать высказывание); умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Предметные умения

- развитие навыков определять представителей типа Моллюски;

- умение сравнивать признаки животных классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие;

- умение указывать общие признаки типа Моллюски;

Материалы и оборудование: Учебник Биология 7 класс Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация «Путешествие на морское дно», коллекция раковин моллюсков, фотографии и таблицы: «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие. Прудовик», «Тип Моллюски. Класс Двустворчатые. Беззубка», инструктивные карточки, тесты, оценочная карта, листы самоконтроля, натуральный объект-беззубка, мидии, аквариумные улитки, музыка и звуковое сопровождение презентации «Шум моря», фрагменты из мультфильмов: «Осьминожки», «Свистопляска с трезубцем», «Улитки»; песня Н. Королева «На синем море».

Ход урока.

План урока.

  1. Целеполагание (5 мин.)
  2. Повторение изученного материала(30 мин.)

             Индивидуальная работа с текстом (8 мин.)

        3.Рефлексия ( 8 мин.)

         4.Домашнее задание (2 мин.)

  1. Целеполагание

Учитель:  Ребята!  На протяжении нескольких уроков мы изучали представителей типа Моллюски. Мы многое узнали, а сегодня  должны систематизировать полученные знания. Вы должны определить цель нашего сегодняшнего занятия.

                 Чтобы в начале урока не сели на мель,

                 Подумав, скажите, какая же цель?

(Учащиеся определяют цель урока, а учитель затем систематизирует и выводит на экран.)

Учитель. Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость растений и животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.  Сегодня у нас обобщающий урок, посвященный моллюскам. На прошлых уроках мы изучили внешнее и внутреннее строение моллюсков, их классификацию. Сегодня мы изучим значение моллюсков в природе и жизни человека, расширим знания об их систематике и многообразии и выясним их значение.

  Чтобы в море глубоком нам не утонуть,

    Указать надо четкий и правильный путь.

Жемчуг будем собирать,

Знанья будем получать,

                                                                  А те знания, что есть,

Другу подарить – вот честь!

Учитель. Наш урок – это урок-путешествие. Где только не придется побывать нам с вами, чтобы доказать, что моллюски играют важную роль в природе и жизни человека. Мы будем собирать жемчужины. Каждая найденная жемчужина будет соответствовать новому заданию. Ваши столы расставлены в виде двух больших рыб, а вы составляете две команды. Первая команда называется «Осьминоги», вторая «Улитки». В каждой группе у меня будет помощник, который при правильном ответе раздаст жемчужины. В результате за урок вы можете получить две оценки: за работу в листе самоконтроля и за работу по заданиям.

Представьте себе, что мы находимся на Филиппинских островах, на берегу моря и наблюдаем как смелые и отважные пловцы племени ныряют, чтобы достать жемчуг. Легенда о жемчужине, похожей на голову мусульманина (вес 6кг 350г, длина 23см), жители племени считали ее волшебной. И когда доктор из Европы вылечил второго сына вождя, то ему в знак огромной благодарности подарили эту жемчужину. Она и сейчас храниться в Нью-Йорке, в залах одного из международных торговых центров.

Сегодня вы будете нырять, и показывать свои знания, а за это получать жемчужины:

1 жемчужина – за хороший ответ;

2 жемчужины – за ответ повышенной сложности.

И чем глубже вы будете нырять, т.е. показывать свои знания, тем больше жемчужин  соберете, и большее количество баллов получите.

На дне находятся раковины жемчужниц, сегодня мы будем открывать её секреты.

  1. Изучение нового материала: Путешествие на морское дно.

           Свои знанья применив,

                Всех моллюсков быстро, разом

                Решите-ка интерактив.

                Нужно разнести по классам.

Работа по карточкам : размещение представителей моллюсков по классам.(распечатка для каждого)

На нашем пути найдена первая жемчужина. (Учитель читает стихотворение. Слайд 6; приложение1)

              ДА - НЕТ

Подбери правильное понятие.  

 Учащиеся меняются листами самоконтроля и проверяют правильность выполнения друг у друга. За каждую ошибку минус 1 балл.

            Учитель: Сейчас мы ответим на вопросы.

1 .Древние индийцы полагали, что этот «самый драгоценный продукт моря» образуется в раковине оттого, что в нее попадают капли росы. О том же писал и древнеримский ученый Плиний. Что это за продукт?

2. Этого моллюска ели еще наши доисторические предки. Свидетельства тому пустые раковины этих моллюсков, которые ученые находят на местах стоянок первобытных людей. Как он называется?

3. Зоологи этих беспозвоночных образно называют «приматы моря». Кто это такие?

4.Черепаха высовывает из панциря голову, четыре ноги и хвост, а это животное только голову и одну ногу. Как оно называется?

5.Раковины этих вымерших моллюсков напоминают свернувшихся в спираль змей. Научное имя им было дано в честь древнеегипетского бога Амона, изображавшегося с головой барана. Как они называются?

6. Бурую жидкость этого моллюска, выбрасываемую в момент опасности из чернильного мешка, до сих пор используют   для выработки известной краски - сепии. А как называется сам моллюск.

Четвертый лишний

  1. Пероловица, прудовик, каракатица, рапана.
  2. Кальмар, аргонавт, спрут, прудовик.
  3. Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.

На экране вид рифа с пещерой.

Вдруг на нашем пути встретился магазин  ( просмотр слайдов)

Индивидуальная работа с текстом.

Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте.

 «Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер,- лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…» И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».

IV. Рефлексия.

Учитель: Ребята, мы сегодня плодотворно поработали, поэтому подведем итоги. У каждой группы на столах лежат два больших осьминога. На них вы должны написать отношение к уроку. Кому очень понравился урок: «Переели», кому просто понравился: «Наелись», кому не понравился : «Недоели».

Учитель: Ребята, а сейчас я вам прочитаю очень интересную притчу. Давайте обсудим ее.

( слайд 33) Притча.

Глупыш-птенец на берегу морском

Случайно стал свидетелем отлива

И целый час из лужи терпеливо

Носил по капле «морю на прокорм».

Узнав об этом, грозный царь морей

Растрогался и за труды пичужке

Достал из перламутровой ракушки

Жемчужину – мечту земных царей.

Но в тот же миг из туч раздался гром,

И забурлили воды в быстрых реках:

«Тебе мы служим, господин, от века,

Но ты нас не дарил таким добром!

Тебе мы всюду собираем дань –

С земли и с неба каждое мгновенье,

Мы помним волн твоих столпотворенье,

В сравненье с нашим дар той пташки – дрань!»

На это отвечал им царь морской:

«Вы не дары – долги мне отдаете:

Что принесли, то вскоре заберете.

Птенцу ж во мне корысти никакой.

Мой дар ему – не за глоток воды,

Не много пользы мне от этой капли.

Жемчужина за то, что в каждой капле

Он подарил мне море доброты»

Мораль нам всем понятна и проста:

Дороже всех сокровищ – ДОБРОТА!

Ученик: разговор о необходимости бережного отношения к живым организмам

Учитель: Исходя из данной притчи, мы должны с добротой относиться ко всему живому на Земле, в том числе и к обитателям морского дна. Мы выяснили, что моллюски так важны, и  их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие.

Вот и заканчивается наше удивительное путешествие. Наступает время подведения итогов.

Ученики: подсчитывают количество заработанных жемчужин и собирает листы самоконтроля. Предлагают оценить своих одноклассников по  нескольку оценок:  за устную работу, за работу в листах самоконтроля, за домашнюю работу.

V. (слайд 34)  Домашнее задание. Представьте себе что вы зашли в ресторан и вам предложили блюдо из ………… (найти из других источников блюда из морских молюсков)

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Новогоднее морское путешествие"

Так мы проводим Новый год с воспитанниками нашего Клуба...

Проект "Путешествие в морское царство""

В материале отражено краткое содержание проекта для детей старшего дошкольного возраста....

Урок "Путешествие в морские глубины"(техника "граттаж")

Разработка урока "Путешествие в морские глубины"в технике "Граттаж". К разработке прилагается презентация....

Методическая лаборатория "Путешествие по морской земле"

Методическая лаборатория в рамках городского слёта КИДов...

Клубный час "Путешествие в морские глубины"

Цели: Расширять кругозор детей, познакомить с интересными фактами из жизни обитателей морей и океанов, формировать потребность бережного отношения к окружающей среде....

Досуг ко Дню военно-морского флота России "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение знаний детей о военно-морском флоте России.Задачи:1. способствовать формированию интереса к профессии военного моряка;2. познакомить с новыми играми и эстафетами;3. развивать уме...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».

В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...