« Цветок, его строение и значение»
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Феоктистова Наталья Николаевна

« Цветок, его строение и значение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok_stroenie_i_znachenie.pptx2.2 МБ
Файл tsvetok.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Цветок, его строение и значение» Составила учитель биологии МБОУ « Верякушская ООШ» Феоктистова Наталья Николаевна

Слайд 2

Цель урока: изучить строение и значение цветка, познакомиться с разнообразием цветов и их соцветий.

Слайд 4

Название части цветка Функции

Слайд 5

Строение обоеполого цветка в е н ч и к лепесток лепесток пыльник тычиночная нить тычинка рыльце столбик завязь пестик чашечка из чашелистиков цветоложе цветоножка Пестик и тычинка – главные части цветка раздельнолепестный сростнолепестный сростнолистная раздельнолистная

Слайд 6

Основные органы цветка: Цветоножка Цветки многи x растений размещаются на тонки x стебелька x

Слайд 7

Цветоложе Вер x ний конец цветоножки, на котором располагается цветок. Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка. Цветоложе всегда несколько шире цветоножки имеет чрезвычайно короткие междоузлия.

Слайд 8

Околоцветник H а цвтолож e располагаются л e п e стки. И x совокупность образу e т венчик. Под л e п e стками на x одятся чаш e листики, образующи e чаш e чку. Венчик и чаш e чка вм e ст e образуют часть цв e тка-околоцв e тник. Околоцв e теник мож e т быть простым и c ложным.

Слайд 9

Особенности строения цветка . Типы околоцветников. двойной простой

Слайд 10

Функции околоцветника. Защищает пестик и тычинку от н e благоприятны x условий окружающей ср e ды . Привл e ка e т нас e комы x своей яркостью.

Слайд 11

Главные части цветка Пестик -женский половой орган. Тычинка -мужской половой орган.

Слайд 12

Строение пестика Пестик состоит из трё x част e й: Рыльце обычно клейко, шеро x оватое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик поднимает рыльце , иногда высоко над околоцветником. Завязь - самая нижняя, расширенная часть пестика. Она содержит в себе семязачатки , в ни x формируются женские половые клетки-яйцеклетки.

Слайд 13

Строение тычинки Тычинки состоят из тонкой тычиночной нити и крупного пыльника . Внутри пыльника развивается пыльца, в которой образуются мужски половы клетки- спермии.

Слайд 14

Название части цветка Функции Лепестки Защита пестика и тычинок, привлечение насекомых и животных для опыления Чашелистики Защита бутона цветка на стадии развития Цветоножка Выносит цветок выше к опылителям Цветоложе На нем располагаются пестик и тычинки Пестик В нем происходит оплодотворение и образование женских гамет Тычинка В не образуются мужские гаметы

Слайд 15

Физкультминутка Вот так яблоко ! ( Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно . ( Руки на пояс.) Руку протяните , ( Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите . ( Руки вверх.) Стал ветер веточку качать , ( Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать . ( Подтянулись.) Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву ! ( Хлопок в ладоши над головой.) Вот так яблоко ! ( Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно . ( Руки на пояс.)

Слайд 16

Вокруг главных органов цветка расположен околоцветник . Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки , образуют венчик . Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Венчик: раздельнолепестной и сростнолепестной

Слайд 18

.

Слайд 19

Цветы имеющие и пестики, и тычинки называют обоеполыми. Цветы имеющие только пестики – пестичные цветки. Цветы имеющие только тычинки – тычиночные цветки. Тычиночные и пестичные цветки называют раздельнополыми. Строение цветка

Слайд 20

Цветы бывают Однодомные Двудомные Тычиночные Пестичные Пестичные Тычиночные

Слайд 21

Раздельнополые цветки на одном растении

Слайд 22

Раздельнополые цветки на разных растениях

Слайд 23

Соцветие. H есколько цветков располагаются на побеге и в определённом порядке. Простое соцветие - цветки располагаются по одному на главной оси побега. Сложное соцветие – на главной оси располагаются большие соцветия.

Слайд 24

Соцветия.

Слайд 25

Соцветия Соцветие – это группа цветков, расположенных в определённом порядке. Формы соцветий Схемы Растение Кисть Смородина, черёмуха Головка Клевер Корзинка Одуванчик, подсолнечник Зонтик Примула Простой колос Подорожник Исправь ошибки!

Слайд 26

Анаграммы «Цветок» Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка и дайте им определение. Вязазь Л-п-ст-к Чеклиток Ц—т-н—к- Кстоибл Жетоцвлое Ч-ш-л-ст-к Лькинпы Т-ч-н— Китпес О—л-цв-тн-к Кичвен

Слайд 28

Д.З . § 11, составить красочный кроссворд не менее 12 слов по пройденной теме



Предварительный просмотр:

МБОУ  «Верякушская ООШ»

Методическая разработка урока

« Цветок, его строение и значение»

Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного диалога, кейс технология

 

Учебный предмет: биология

Класс: 6

К УМК: И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова,

 В.С.Кучменко. Биология: 6 класс.-

 М.: Вентана-Граф, 2015.

Учитель биологии: Феоктистова Н.Н.

Верякуши, 2017 год

Цель урока: изучить строение и значение цветка, познакомить с разнообразием цветов и их соцветий.

Задачи урока:

  • образовательные: сформировать понятия цветок и соцветие, познакомиться со строением цветка, выяснить, какое значение и применение имеют цветы в природе и жизни человека, научиться различать разные соцветия.
  • развивающие: развивать сопоставительный анализ, через сравнение и определение побега и цветка; продолжить развитие логического мышления, через решение биологических задач и проблемных вопросов; продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами; развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.
  • воспитывающие: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.

Методы обучения: проблемный, элементы технологии критического мышления.

Оборудование: учебник биологии 6 класс (Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. ), модель цветка, схемы типов соцветий и гербарий, ноутбук, проектор, презентация.

Организационный момент Рассказ о многообразие цветов: «Среди растений цветковые самые многочисленные, их насчитывается 250 тысяч. Они очень разнообразны по форме, окраске, размерам. Среди них есть настоящие гиганты, например, раффлезия и очень маленькие, такие как у ряски. Цветы во все времена вдохновляли поэтов, композиторов, художников. Пожалуй, не найдется человека, который не любил бы любоваться цветами.

 - Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями цветок и соцветие, выясним какое строение он имеет, каково его значение в природе и жизни человека.

 - Откройте тетради и запишите тему урока:

«Цветок, его строение и значение» Слайд 1, Слайд 2

Актуализация знаний Приём «бортовой журнал» предлагается ответить на вопрос: «Что вы знаете о цветах?».  Слайд 3

Известная информация

Новая информация

Ответы детей.

 - По ходу изучения нового материала, всю новую для вас информацию вы вносите в таблицу.

. Слайд 4 -14

Название части цветка

Функции

Лепестки

Защита пестика и тычинок, привлечение насекомых и животных для опыления

Чашелистики

Защита бутона цветка на стадии развития

Цветоножка

Выносит цветок выше к опылителям

Цветоложе

На нем располагаются пестик и тычинки

Пестик

В нем происходит оплодотворение и образование женских гамет

Тычинка

В не образуются мужские гаметы

 Слайд 15

- На основе ваших знаний сформулируйте определение цветка.

Ответы детей.

Запишите определение цветок в свои тетради.

 Вопрос учителя:

  - Внимание, вопрос: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег.

 - Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Ответы детей.

 - Используя информацию учебника рис 71, назовите структурные части цветка.

Ответы детей.

 - А теперь, опираясь на текст учебника §11, опишите функции каждой части цветка по следующей схеме:

- Все структурные части цветка делят на 2 группы: главные и вспомогательные. Используя уже имеющиеся знания о строении цветка, установи соответствие между частью  цветка и группой, к которой эта часть относится:  Слайд 16-22

А. Главные                       1.Лепесток

Б. Вспомогательные       2. Тычинка

                                          3. Чашелистик

                                          4. Цветоложе

                                          5. Пестик

                                          6. Цветоножка

Ответ поясните.

Ответы детей.

 - Вернёмся к нашему вопросу: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег. 

Ответы детей.

 - В цветке происходят 2 очень важных в жизни растения процесса: опыление и оплодотворение. Используя текст учебника, выпишите определение этих понятий.

 - Как вы думаете, взаимосвязаны ли эти 2 процесса? Ответ поясните.

Ответы детей.

- Обратите внимание на название §11. Почему цветок относят к генеративным органам?

Ответы детей.

Вашему вниманию биологическая задача,  ответ на которую вы дадите после просмотра видео фрагмента.

 Задача: Начинающий садовод отправился на сельский рынок в надежде приобрести саженец облепихи. В огромном многообразие растений ему удалось найти то, что он искал. Вернувшись, счастливый с покупкой садовод отправился на участок и сразу же посадил молодое растение. Каково же было его удивление, когда ни через год, ни через 2…5…7 лет облепиха не приносила плоды. Объясните, почему?

- Используя имеющиеся знания и текст §11, дополните схему:

Типы цветков

Обоеполые:                                   ?

Двудомные                                   ?

Приведите пример цветов на каждый тип.

Ответы детей. 

- Вашему вниманию 2 фотографии цветов (сирень и роза).

Назовите эти цветы. Чем они отличаются?

Ответы детей.

 - Группа цветов располагающихся в определенном порядке, называется соцветием.

- Познакомимся с типами соцветий, необходимо заполнить таблицу, как обобщение (на заранее заготовленных листах). . Слайд 23-25

Тип соцветия

Схема соцветия

Пример растения

Ответьте на вопросы:

1. Какие типы соцветий существуют?

2. Каково биологическое значение соцветия? Слайд 26-27

Ответы детей.

Цветение и опыление растений.

-Что называют цветением?

-Что называют опылением?

Ответ найдите в учебнике стр.64.

Закрепление изученного

 Используя свою таблицу, скажите, что нового вы узнали о цветке?

 - Распределите правильно структурные части цветка.

 - Составьте синквейн к понятию цветок.

 -Определите тип соцветия:  Слайд 28

Д.З.§11, составить красочный кроссворд не менее 12 слов по пройденной теме 

Рефлексия (подведение итогов занятия) . Слайд 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: "Цветок, его строение и значение. Соцветия"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными об...

Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"

Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....

Методическая разработка урока "Цветок, его строение и значение" 6 класс

Методическая разработка урока соответствует ФГОС....

Открытый урок по биологии "Цветок, его строение и значение"

Открытый урок по биологии в 6 классеТема: Цветок, его строение и значение Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения Задачи урока:Образовательные: 1) изуч...

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".

План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....

Методическая разработка урока " Цветок, его строение и значение"

Конспект урока по биологии для 6 класса " Цветок, его строение и значение"...