Разработка урока по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Потапова Елена Александровна

В папке находится конспект урока, презентация к уроку, а также вариант теста на уроке, для проверки знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

1) Организационный момент (кого нет).

2) Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке у вас была лабораторная работа по палеонтологическим доказательствам.  Как вы поняли, какое значение имеют палеонтологические находки?

Ученик:

  • Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов показывают, как шло их историческое развитие.
  • Филогенетические ряды показывают последовательность сменявших друг друга видов в процессе эволюции.
  • Переходные формы доказывают происхождение организмов.

Учитель: А откуда взялись вообще эти палеонтологические находки? С чего все начиналось? Давайте посмотрим видеофрагмент.

Видеофрагмент – 1.24 мин

Учитель: Какой процесс показывает нам данный видеофрагмент? (процесс возникновения жизни на Земле).

Что же такое жизнь? (ответы учащихся).

Давайте обратим внимание на определения жизни, которые давали разные мыслители в разные эпохи (учащиеся читают со слайда).

Жизнь – это

“питание, рост и одряхление” (Аристотель)

“стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус)

“совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша)

“химическая функция” (А. Лавуазье)

“сложный химический процесс” (И.П. Павлов)

“особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин)

“способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ” (Ф. Энгельс)

Учитель: В современном мире мы пользуемся определением по Ф. Энгельсу. Запишите его себе в тетрадь.

В разные времена у разных народов существовали свои гипотезы возникновения жизни.  Что такое гипотеза? (Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений). Чем гипотеза отличается от закона? (Гипотеза – предположение без доказательств, а закон – доказан).

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать основные гипотезы возникновения жизни на Земле.

3) Изучение нового материала.

Есть 5 основных гипотез происхождения жизни на Земле:

  • Креационизм
  • Самопроизвольное зарождение жизни
  • Гипотеза стационарного состояния
  • Гипотеза панспермии
  • Теория биопоэза

В основе этих гипотез лежат 2 взаимоисключающие точки зрения:

  • Биогенез
  • Абиогенез

Как вы думаете, что обозначает термин «биогенез». О чем говорит вам приставка «био»? (жизнь).  Значит, развитие живого из живого. А «а» соответственно – наоборот – живое из неживого. (запишите в тетрадь)

Теперь перерисуйте со слайда таблицу, которую вы будете заполнять при изучении гипотез.

Креационизм.

Креационизм рассматривает возникновение жизни как проявление воли Бога. Об этом говорится в Библии и других священных книгах. Эту теорию в 1650 году выдвинул архиепископ Ашер.

Гипотеза креационизма находится вне поля научных изысканий (так как она неопровержима). Научными методами невозможно доказать, как то что Бог не сотворял жизни, так и то, что Бог ее сотворял). Записали?

Самопроизвольное зарождение жизни.

Живые организмы самозарождаются из неживой материи. Эта гипотеза была распространена в средние века (автор – Аристотель).

Эту гипотезу начали опровергать. Первый ученый Франческо Реди провел опыт, который опроверг самопроизвольное зарождение жизни.

Возьмите распечатку на ваших партах, на ней описан опыт Ф. Реди, прочтите внимательно и мы с вами обсудим данный опыт.

Задание 1.

В 1661г. Ф. Реди провел следующий опыт: он поместил кусочки мяса в несколько сосудов, часть из них он закрыл марлей, а часть – нет. Через несколько дней в незакрытых сосудах появилось огромное число личинок мух, а в закрытых сосудах их не было. Реди сделал вывод, что личинки появились из яиц, отложенных мухами, и никакого самозарождения не было.

Обсуждение задания 1.

А теперь прочтите 2 задание.

Задание 2.

Несмотря на проведенные опыты Ф. Реди, «виталисты» утверждали, что существует некая «жизненная сила», которая проникает в неживую материю и оживляет ее, а в закрытую колбу эта сила проникнуть не может. Тем, кто окончательно опроверг гипотезу самозарождения, являлся Луи Пастер. Он прокипятил питательный раствор в колбе с S – образным горлышком, которое не запаивалось. Раствор в колбе долгое время оставался стерильным, хотя «жизненная сила» имела все возможности проникнуть внутрь.

Обсуждение задания 2.

Гипотеза стационарного состояния.

Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма. Гипотеза этернизма была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г. Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно.

Гипотеза панспермии.

В основной своей форме гипотеза панспермии была провозглашена немецким ученым  Г. Рихтером в 1865 году. Сейчас мы посмотрим с вами видео, и вы сформулируете основные положения этой гипотезы возникновения жизни. Не забывайте при этом заполнять таблицу.

Видеофрагмент – 1.56 мин. Обсуждение видеофрагмента.

Биохимическая гипотеза/ теория биопоэза.

Биопоэз – процесс возникновения живого из неживого в эволюции Земли. Данную теорию сформулировал в 1947г. Джон Бернал.

Согласно этой теории возникновение жизни на планете неизбежно, если создаются и достаточно долго существуют благоприятные условия – определенные неорганические химические соединения и источники энергии. Здесь выделяют 3 этапа возникновения жизни на Земле:

  1. Абиогенный синтез органических соединений из неорганических;
  2. Образование из органических мономеров биологических полимеров;
  3. Формирование из биологических полимеров мембран и первых одноклеточных организмов – пробионтов.

В настоящее время в науке она является общепринятой теорией возникновения жизни.

4) Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа. 2 варианта.



Предварительный просмотр:

                                           Вариант – 1.

1. Сущность абиогенеза состоит в:
а) происхождении живого из неживого;
б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;
г) занесении жизни из Космоса.

2. Опыты Луи Пастера доказали возможность:
а) самозарождения жизни;
б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из Космоса;
г) биохимической эволюции

3. Опыт Ф. Реди доказал: 
а) самозарождение жизни. 
б) появление живого только из живого 
в) занесение семян жизни из космоса. 
г) биохимической эволюцией. 

4. Недоказуемой является гипотеза:
а) биохимической эволюции
б) панспермии
в) креационизма
г) самопроизвольного зарождения

5. Автором гипотезы самозарождения жизни является:
а) Аристотель
б) Ашер
в) Франческо Реди
г) А. И. Опарин
 

6. Согласно гипотезе самозарождения живые организмы:

а) образуются от других живых организмов

б) созданы высшими сверхъестественными силами

в) возникают из тел неживой природы

г) занесены из космоса

7. В чём суть теории панспермии: 
а) жизнь возникла в специфических условиях древней Земли в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим законам 
б) жизнь возникала и возникает неоднократно из неживого вещества, в частности, из земли в процессе гниения 
в) появление жизни на Земле в результате переноса с других планет «зародышей жизни», например, спор микроорганизмов 

8. Стационаристы считали, что жизнь:
а) существовала всегда;

б) возникла в результате биохимической эволюции;
в) возникла в результате Божественного творения;

г) занесена на Землю с других планет.

В1 - Соотнесите название гипотезы происхождения жизни с её основной идеей 

       Гипотеза                                                               Основная идея

1. самозарождение                                             1. Привнесена из космоса 

2. креационизм                                                   2. Появилась из неживой материи 

3. гипотеза стационарного состояния              3. Жизнь существовала всегда 

4. гипотеза панспермии                                     4. Жизнь создана Творцом
 

В2 – Заполните пропуски в тексте:

Гипотеза самозарождения жизни была распространена в Древнем Китае в качестве альтернативы______. Сторонником гипотезы самозарождения был и ________. Однако в 1668 году ________ Реди опроверг эту гипотезу на примере невозможности самозарождения _______на гниющем мясе.

креацианизму

Аристотель

Франческо

паспермии

мух

Пастер

Холдейн
















Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Слайд 2

Жизнь – это “ питание, рост и одряхление” (Аристотель) “стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний” (Г. Тревиранус ) “совокупность функций, сопротивляющихся смерти” (М. Биша ) “химическая функция” (А. Лавуазье) “сложный химический процесс” (И.П. Павлов) “особая, очень сложная форма движения материи” (А.И. Опарин) “способ существования белковых тел, основным атрибутом которого является обмен веществ” (Ф. Энгельс)

Слайд 3

Существует несколько гипотез происхождения жизни на Земле: Креационизм Самопроизвольное зарождение жизни Гипотеза стационарного состояния Гипотеза панспермии Теория биопоэза

Слайд 5

№ Гипотеза Автор Основные положения 1 2 3 4 5

Слайд 6

1) Гипотеза креационизма Креационизм — рассматривает возникновение жизни как проявление воли Бога. Об этом говорится в Библии и других священных книгах Эту теорию в 1650 году выдвинул архиепископ Ашер

Слайд 7

Гипотеза креационизма находится вне поля научных изысканий (так как она неопровержима) Научными методами невозможно доказать, как то что Бог не сотворял жизни, так и то, что Бог ее сотворял )

Слайд 8

2) Самопроизвольное зарождение жизни Живые организмы зарождаются из неживой материи Гипотеза самозарождения была распространена в средние века Автор - Аристотель

Слайд 9

Франческо Реди

Слайд 10

Луи Пастер

Слайд 11

3 ) Стационарное состояние жизни - Земля никогда не возникала, а существовала вечно; - Она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно

Слайд 12

Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма Данная была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г

Слайд 13

4) Гипотеза Панспермии В основной своей форме гипотеза панспермии была провозглашена немецким ученым Г. Рихтером в 1865 году . Видеофрагмент

Слайд 14

По мнению Рихтера, жизнь на Земле не возникала из неорганических веществ, а была занесена с других планет, например, с метеоритами

Слайд 15

5 ) Теория биопоэза Биопоэз – процесс возникновения живого из неживого в эволюции Земли. Данную теорию сформулировал в 1947г. Джон Бернал. Здесь выделяют 3 этапа возникновения жизни на Земле: 1. Абиогенный синтез органических соединений из неорганических; 2 . Образование из органических мономеров биологических полимеров; 3 . Формирование из биологических полимеров мембран и пробионтов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая проверочная работа 11 класс по теме "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Проверочная работа по теме"Гипотезы происхождения жизни на Земле" составлена в форме ЕГЭ, имеет два вида заданий: с выбором одного правильного ответа, с выборм нескольких ответов....

Гипотезы происхождения жизни на земле. Биология 11 класс

Гончаров В.Е. Гипотезы происхождения жизни на земле. Биология 11 класс...

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Презентация к уроку общей биологии в 9 классе, выполненная ученицей 9 класса. Может использоваться в качестве демострационного материала при объяснении новой темы, либо как пример творческого дом...

Урок по биологии в 9 классе на тему: "Гипотезы возникновения жизни на Земле".

Данный урок разработан мной вместе с презентацией и просмотром видеофильма, что повышает интерес учащихся не только к данной теме, но и к предмету в частности. Все гипотезы изложены последовательно их...

Методическая разработка занятия "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по разделу «История развития жизни на Земле»», составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государ...

Тест на тему Гипотезы происхождения жизни на земле

Задание включает в себя тестовые вопросы, задания на соответствие и открытый вопрос....

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле

Основная идея урока - создать условия для обсуждения современных  гипотез происхождения жизни на Земле, раскрытие различий в подходах к объяснению проблемы, эволюции взглядов на проблему по мере ...