Кейс "Расселение населения России"
методическая разработка по географии (8, 9 класс)

Голованова Алёна Владимировна

Кейс-технологии на уроках географии 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx205.69 КБ

Предварительный просмотр:

Голованова А.В., учитель географии

МАОУ «Гимназия №42». г. Кемерово

Расселение населения России

Цель: формирование у учащихся представлений о размещении населения в зависимости от физических характеристик территории страны.

Задачи:

  1. Образовательные: 
  • Сформировать у учащихся основные географические понятия по теме «Расселение населения»: плотность населения, природные условия, Главная полоса расселения, Северная и Южная зоны заселения;
  • Выявить особенности заселения людьми различных территорий страны;
  • Приобрести новые знания по теме «Расселение населения России».
  1. Развивающие: 
  • Развивать умение работать с тематическими картами при определении особенностей расселения населения по территории России;
  • Развить наблюдательность и точность при работе с географическими картами;
  • Развить логическое и образное мышление, речь, воображение.
  1. Воспитательные: 
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, уважение к мнению других;
  • Воспитывать умение слушать и слышать;
  • Сформировать положительные эмоции и любовь к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, с применением кейс-технологии.

Оборудование: атласы 8–9 класс, слайд-презентация занятия, распечатанный текст кейса на каждую группу, Интернет.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, фиксация отсутствующих. Объяснение хода последующей работы. Группа делится на три подгруппы. Рассказываются основные цели и задачи занятия.

2. Рекомендации по работе с кейсом

  1. Внимательно изучите кейс.
  2. Обсудите его в группе, сформулируйте проблему и запишите её в тетрадь.
  3. На вопросы кейса отвечайте письменно.
  4. Время работы с кейсом ограничено – 25 минут.
  5. Если затрудняетесь ответить, можете использовать атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.
  6. От каждой группы выступает один представитель.
  7. Остальные группы внимательно слушают варианты ответов. У каждой группы может быть своя проблема по данному кейсу.
  8. После выступления всех групп, мы должны сформулировать общий вывод и записать его.

3. Внимательно прочитайте текст. В качестве кейса предложена следующая ситуация.

Кейс

Особенности размещения населения России

Средняя плотность населения составляет в России всего 8,4 чел. на              1 км2, что более чем в 4 раза ниже средне мирового показателя. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 30 человек на 1 км2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской части России она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км2). Именно по плотности сельского населения судят о степени освоенности территории.

Плотность населения в России тесно связана с благоприятностью для жизни природных условий. Так, наиболее высокой плотностью населения (если не считать Москву, Санкт-Петербург и окружающие их территории) характеризуются регионы юго-запада России (Северо-Кавказский, Поволжский и Центрально-Черноземный экономические районы), в которых природные условия наиболее благоприятны для жизни людей. При движении на север и восток плотность населения постепенно уменьшается. Наименьшей плотностью отличаются северо-восточные регионы (север Восточной Сибири и Дальнего Востока), в которых природные условия самые суровые. Именно поэтому больше половины азиатской части России является фактически незаселенной территорией.

В общем случае на территории России можно выделить Главную полосу расселения, которая охватывает почти всю Европейскую часть России, кроме территорий севернее линии Петрозаводск – Киров – Пермь и Прикаспийской низменности. В азиатской части страны эта полоса имеет форму клина, сужающегося к востоку и тянущегося восточнее Байкала узкой зоной вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% её населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры.

К северу от Главной полосы расселения расположена Северная зона очагового заселения. Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5 % населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км2, а сельского – менее 1 чел. на 10 км2, т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты и др.).

Сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории) занимает Южная зона очагового заселения. К ней же относится и Прикаспийская низменность.        В этой зоне проживает около 1 % населения России. Средняя плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км2), хоть, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т. е. это тоже практически неосвоенная территория Основная часть Южной зоны очагового заселения расположена за переделами России – на территории Казахстана и Средней Азии.

Слабая заселенность значительной части территории России является одной из серьезных проблем, препятствующих интенсификации социально-экономического развития нашей страны.

4. Вопросы к кейсу.

  1. Какую проблему можно выделить из данного текста?
  2. Когда появилась и обострилась эта проблема?
  3. Каковы причины, породившие эту проблему?  
  4. Даются ли в тексте пути решения данной проблемы?
  5. Какие пути решения данной проблемы можно предложить?

Примерные ответы на вопросы:

  1. Проблема неравномерности размещения населения по территории России.
  2. Размещение населения России по её территории в течение многих веков (начиная от образования Московского княжества) изменялась в сторону его всё большей территориальной рассредоточённости, «растекания» по огромной территории.

Историческое ядро государства – Волжско-Окское междуречье – явилось тем центром, из которого потоки людей шли сначала на север, затем на восток, на юг и на запад. Этот процесс продолжался и в советский период, что можно проследить, проанализировав эквидемические карты, т. е. такие, где размеры районов соответствуют не площади территории, а численности населения. Сравнение обычной с эквидемической карт показывает, насколько Россия, «азиатская» по территории, «европейская» по населению. В 1926 г. доля азиатских территорий в населении России составили лишь 13%, а в 1992 г. – 22%.

  1. Причины проблемы:
  • Природно-климатические условия – чем благоприятнее условия для жизни человека, тем плотность населения больше;
  • Рельеф – как правило, более плотно заселены равнины, чем горы.
  • Экономическое развитие и освоенность территории – в экономически отсталых регионах или в районах нового освоения характерно очаговое заселение вокруг какого-либо центра освоения.
  • Традиции населения – например, для народов Крайнего Севера необходимы обширные территории для охоты и оленеводства.
  • Транспортные пути – в России в слабоосвоенных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока характерна концентрация населения вдоль основных транспортных путей – вдоль рек или главных железных дорог.
  1. В тексте не даются решения проблемы, в нём описывается только её сущность.
  2. Пути решения проблемы:

– строительство транспортных путей: железных и автомобильных дорог;

– финансовая поддержка северных городов;

– обеспечение жизнедеятельности коренных народов;

– развитие старых и освоение новых отраслей промышленности, для повышения занятости населения;

– развитие трансокеанического транзита;

– перенесение столицы страны в Сибирь или на Дальний Восток.

5. Выступление учащихся по проблеме кейса.

Каждая группа выступает с выявленной ими проблемой и её решением. После чего, делается общий вывод по проблеме кейса.

6. Итоги урока. Для подведения итогов работы учащихся на занятии выделяются следующие критерии оценки:

  • Активность в обсуждении вопросов кейса;
  • Вовлеченность каждого участника в процесс изучения проблемы кейса;
  • Правильность выявления проблемы и чёткость её формулировки;
  • Широта рассмотрения вопроса;
  • Творческий подход к выполнению задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Расселение населения.

Презентация подготовлена к уроку географии в 9 класса на тему: " Городское и сельское население России. Расселение населения." В презентации отражены основные понятия о городском и сельском населении,...

Население России. Размещение населения России.

Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

Открытый урок "Население России.Численность и воспроизводство населения"

Изучение нового материала при помощи заполнения логически - опроного конспекта....

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....