Биологический марафон "Школа биологии"
методическая разработка (6 класс)

Димитриева Нина Павловна

Биологический марафон "Школа биологии" представляе собой интеллектуальный марафон по станциям "живая математика", "изобразительная биология" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Школа биологии20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Биологическая марафон «Школа биологии»

для обучающихся 6 классов

Димитриева Н.П.,

учитель биологии

МБОУ «Лицей № 3»

МО г. Братска

Цели:

  • Закрепить знания учащихся по теме «Биология. Бактерии, грибы, растения».
  • Повысить интерес учащихся к предмету.
  • Развивать познавательные способности учащихся.
  • Развивать навыки общения, коллективного взаимодействия.
  • Выявить учащихся, увлеченных предметом «биология».

Оборудование: карточки-задания, карточки-загадки, картинки с изображением растений, маршрутный лист для каждой команды, турнирная таблица.

Подготовка: каждый класс представляет на игровое состязание команду в количестве 5 – 10 человек.

Ведущий: Дорогие друзья! Наше сегодняшнее состязание – биологический марафон называется «Школа биологии» и посвящается оно Царствам Растения, Грибы и Бактерии. Жюри предстоит выбрать не только самую быструю команду, но и самую сообразительную. Для начала давайте получим маршрутный лист, где указана последовательность прохождения кабинетов. Не забывайте о правилах поведения в школе.

Доброго пути!

Кабинет № 1 «Живая математика»

Биологическое сложение

Отгадайте слова – слагаемые и получите слово – сумму.

  1. Передача мяча в игре + прядильная и масличная культура = родовое название картофеля и помидоров. (пас + лен = паслен)
  2. Строительная деревяшка +богиня победы = вечнозеленый кустарник. (брус + Ника= брусника)
  3. Нарост на стволе дерева + рот в высоком стиле = главный овощ для щей. (кап + уста = капуста)
  4. Мелкий мусор + настольная игра = злак для веника. (сор + го = сорго)
  5. Танцевальный шаг + южное хвойное дерево + ночной отдых = разновидность тыквы. (па + тис + сон = патиссон)

По цепочке

Первый участник подбегает к классной доске, берет первую карточку, читает задачу, быстро решает ее, записывает ответ, возвращается к команде, к доске подбегает второй участник, берет вторую карточку, решает задачу, записывает ответ, возвращается к команде и т.д.

  1. Баобаб живет 4000 лет, а лиственница 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы? (в 10)

  1. Высота кавказской пихты 60м, а высота сибирской пихты 30 м. Во сколько раз кавказская пихта выше сибирской? (в 2)

  1. Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое больше, чем сосна, а дуб на 800 лет больше ели. Сколько лет может прожить дуб? (2000)

  1. Ель может прожить 1200 лет, сосна - половину этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина? (80)

  1. Береза прожила 50 лет, что составило пятую часть продолжительности ее жизни. Какова продолжительность жизни березы? (250)

  1. Осина за день поглощает 66 литров воды, а береза 60 литров. Насколько литров воды больше ежедневно поглощает осина, чем береза. (6)

Кабинет № 2 «Изобразительная биология»

Изобразите все вместе:

а) Распускающуюся розу;

б) Кактус в пустыне;

в) Ромашку до гадания и после;

г) Яблоню с плодами.

Кабинет № 3 «Знатоки биологии»

  1. Что такое пикировка? С какой целью ее осуществляют?

Ощипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Пикировка вызывает рост боковых и придаточных корней.

  1. Что такое микориза? Какие организмы её  образуют?

Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя микоризу, или грибокорень.

  1. Каким образом атмосферный воздух поступает к корням растений, растущих на заболоченных почвах?

У таких растений имеются дыхательные корни, растущие вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы.

  1. Что такое аэропоника? Что такое гидропоника?

Аэропоника – выращивание растений без почвы путем опрыскивания корней питательными растворами. Гидропоника – выращивание растений на водных растворах со всеми элементами питания.

  1. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, то легко можно увидеть движение цитоплазмы в ее клетках, хотя она совершенно прозрачна. Объясните, благодаря чему видно движение цитоплазмы.

  1. Различия между двудольными и однодольными цветковыми растениями не всегда бывают четко выражены. Однако по многим признакам эти растения четко отличаются друг от друга. Перечислите признаки различий между двудольными и однодольными растениями.

  1. Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов – алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? Назовите растения, относящиеся к этому семейству.

  1. Почему большинство мхов произрастают плотными дерновинками и являются невысокими растениями?

  1. Чем представлено половое поколение в жизненном цикле папоротника? Из чего развивается и как живет это поколение папоротника?

  1. В торфяниках порой находят неразложившиеся тела людей, например средневековых тевтонских рыцарей в латах. С какими свойствами сфагновых мхов связана сохранность таких удивительных находок?

  1. Почему вблизи лишайников гибнут бактерии и плохо прорастают споры грибов?

Лишайниковые кислоты.

  1. Русский физиолог растений К.А.Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинксами». Объясните – почему?

Лишайники считают самыми старыми растениями. Например, возраст антарктических корковых лишайников как минимум 10000 лет.

  1. Почему внутри «ведьмина круга» нет травы?

Трава внутри «ведьмина круга» не растет потому, что там слишком плотная грибница. Грибы активно потребляют воду и питательные вещества, почва истощается.

  1. Почему дрожжи назвали дрожжами?

От слова дрожать, как дрожит пена на бродящем соке.

Рассмотрите формулы цветков (готовлю на отдельных карточках). К представителям, каких семейств цветковых растений относятся данные формулы?

Кабинет № 4 «Музыкальная жизнь»

Вспомните песни, в которых поется о растениях. Спойте их.

Кабинет № 5  «Литературный винегрет»

Ведущий читает загадки-складки, а дети должны хором сказать, о каком овоще идет речь.

Я - дед, во сто шуб одет.

Кто меня раздевает,

Слезы проливает.

Много одежек, но нет рук.

Верно угадали, я, конечно (Лук)

Мы рады этим овощам.

Икра из них по вкусу нам.

Ты видишь желтые бочки?

На грядке зреют (Кабачки)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я (Свекла)

На грядке девица словно клубочек.

Она нарядилась в сорок сорочек.

Захочешь снять -

Услышишь много хруста.

Узнал ты, как ее зовут? (Капуста)

А этот красный сочный плод

Издалека к себе зовет.

Пусть с дальних стран он завезен,

Поверь, тебе известен он!

Назвали люди с давних пор

Его томат и (Помидор)        

Каротином он богат

И полезен для ребят.

Нам с земли тащить не вновь

За зеленый хвост (Морковь)

И зелен, густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом (Картошка)

В теплице сорвала я плод.

Казалось, просится он в рот.

На нем темно-синий кафтан.

Держу я в руке (Баклажан)

Лопаты не надо,

Сидит она близко

Красная, с белой

Подкладкой (Редиска)

Любит он расти на воле,

Не в саду, а в чистом поле -

Целой зарослью дремучей!

Он усатый и ползучий,

спрятал ядрышки в стручке -

саблевидном кулачке.

Не раскусишь, коль засох.

Называется (Горох)

Итоги

Определение команды-победителя.

Итак, марафон окончен! Победителями стала команда…. класса. 

Награждение.

Надеюсь, что после состязания вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который нас окружает и будете его оберегать.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по общей биологии по теме:"Общие биологические понятия"

Тест используется для проверки знаний учащихся....

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ, БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА, ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

Фрагменты нестандартных форм работ на уроках природоведения, географии, биологии и русского языка...

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс...

Биология 10 класс ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

Урок биологии 10 класс Тема: Биология – наука о жизни. Биологические науки. Опорный конспект. Таблицы. Тесты разного уровня...