"Общие признаки семейства Сложноцветные"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Зулаева Надежда Петровна

Урок естествознания для 7класса  коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnotsvetnye.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока естествознания в 7 классе по теме «Общие признаки растений семейства сложноцветных»

Цель урока: сформировать знания о семействе Сложноцветные

Задачи

1.образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Сложноцветных; показать их биологические особенности;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

3. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы 

Ход урока.

І. Оргмомент, психологический настрой учащихся.

II. Актуализация знаний

1. А для начала послушайте сказочку. Да не простую, с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти.

1 .В некотором царстве, в некотором государстве жил люд многочисленный и количество тому люду было 350 000. Жили дружно, для жизни им всего - то и нужно было солнышко да земля влажная. О каком царстве-государстве речь? (Царство растения)

2. Но не все равны были в той стороне. Господствовали над всеми 250 000 самых стойких и сильных. И над водными господствовали, и над болотными, и над лесными тенистыми. А отличались они тем, что носили яркий головной убор. О чем речь? ( Отдел цветковые-250 000)

3. Но они делились на семейки. И у каждой семейки был свой головной убор. О чем речь? ( Семейства различаются по строению цветка).

Некоторые из них мы с вами уже изучили. О каких из них идет речь? Вам в помощь систематика растений  в учебнике.

1. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (малина, розоцветные)

2. Из америки , друзья,

Завезен в Россию я.

Без меня все предки ваши

Ели только щи да кашу! ( картофель, пасленовые)

4. Любит он расти на поле,

Не в саду, а в чистом поле, он усатый и ползучий

Спрятал ядрышки в стручке-

Саблевидном кулачке,

Не раскусишь, коль засох,

Называется…..(горох, бобовые)

III Объяснение.

 “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс  Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Давайте будем любить и охранять их! К семейству  Сложноцветных  принадлежат  растения имеющие одни из самых красивых цветков в природе.  Посмотрите на экран Вы узнаете эти растения?

Ребята, как нам  доказать, что все они  принадлежат к одному семейству?

1. Внимательно прочитайте текст учебника.

2. Источник информации: учебник с. 186-188.

3. Дать общую характеристику растениям семейства Сложноцветные по плану.

4. План:

-Сколько видов растений входит в состав с. Сложноцветные

-Тип соцветия.

-Типы цветков.

5. Результаты занести в инструктивную карту, проверить правильность по слайду.

6. Модельный ответ:

v К семейству сложноцветных растений относится около 25 000 видов

v Все они имеют один характерный признак: у них мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.

v Цветки: язычковые, трубчатые, воронковидные.

Учащиеся дают ответы, учитель обобщает, проверяют правильность по слайдам.

Характерной особенностью сложноцветных  является соцветие корзинка.

Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным.

В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, воронковидные, язычковые.

Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубкиков венчика. 5 тычинок тоже сростаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые.

Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей.

У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые.

У одних видов Астровые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других- из разных типов, например, у ромашки: внутри трубчатые, по краям – язычковые;

у василька : внутри- трубчатые, по краям- воронковидные.

Корзинки  астровых раскрываются и закрываются в определенное время. Это свойство может быть использовано для создания цветочных часов.

IV.Закрепление

1. Распределите по группам растения семейства сложноцветные.

Пищевые.

Лекарственные.

Декоративные.

1. Салат     2. Подсолнечник    3. Ромашка аптечная     4. Астра китайская

5. Топинамбур     6. Пижма обыкновенная    7. Хризантема      8. Цинния изящная      9. Мать - и - мачеха       

2. Логические цепочки.

Найдите растение семейства  сложноцветные  

1 .Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.

Найдите растение семейства не относящиеся к  сложноцветным

2. Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.

V Домашнее задание. §53.

VI. Рефлексия

 Заполнить анкету (нужное  подчеркнуть):

• 1.На уроке я работал активно / пассивно

• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным

• 4.За урок я не устал / устал

• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен

• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным

• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже

3. Рефлексия настроения:

Дорисовать рот

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Семейство Сложноцветные"

Презентация к уроку биологии в 6 классе "Семейство Сложноцветные" по программе В.В. Пасечника. В презентации даётся общая характеристика семейства, его особенности, характеристика диких и культур...

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейство Сложноцветные».

Разработка урока биологии в 6 классе по теме:«Семейство  Сложноцветные». Цель урока: создать условия, способствующие формированию следующих компетенций:1.     учебн...

Семейство Сложноцветные 6 класс

В данной презентации содержится иллюстрированный материал по основным вопросам темы....

Открытый урок для 6 класса "Семейство Сложноцветные"

Данный материал может быть использован при изучениии темы " Класс  Однодольные. Семейство Сложноцветные"...

Лабораторная работа. Строение шиповника. Общие признаки семейства Розоцветных.

Биология 7 класс. Лабораторная работа. Семейство Розоцветных. Строение цветка и плода....