Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии
статья по биологии (7, 8 класс)


Статья на тему: "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_aktivatsii_myshleniya_i_pamyati.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности активации мышления и памяти

незрячих обучающихся на уроках биологии.

Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение незрячих детей, анализ состояния их знаний и практических умений даёт основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство незрячих детей достигают высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учёбе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.

Известно, что  незрячие  люди воспринимают окружающую действительность с помощью осязательного восприятия. Различные осязательные ощущения воспринимаются  нервными окончаниями кожи и слизистых оболочек и передаются в кору головного мозга Наибольшие размеры в коре головного мозга  имеет отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Это объясняется тем, что рука связана с познавательной и трудовой деятельностью человека. Со времён И.М. Сеченова среди физиологов и психологов утвердился взгляд на общность осязания и зрения.

И.М. Сеченов писал, что осязательное определение мало, чем отличается от зрительного. С помощью осязающей руки дети с нарушением зрения могут обмерить предмет, определить форму, сравнить с другим предметом, выделяя пространственные свойства.

Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.”

Наглядность играет огромную роль для незрячих детей. С помощью наглядных пособий незрячие дети лучше запоминают материал, делают маленькие открытия, размышляют .   При изучении темы «Класс птицы» уч-ся  7–г класса предложила чучела разных птиц (орлик, ласточку, утку крякву).  Дети изучили их внешнее строение , размеры  и сделали вывод , что птицы имеют разный клюв ,размеры и конечности  в зависимости от места обитания, питания.  На этом же уроке   провожу Л.Р.  «Строение пера».   Перед  проведением лабораторной  работы, ставлю поисковые вопросы создаю  проблемную  ситуацию,  что  заставляет учащихся сопоставлять факты и искать объяснение  увиденному.

Вопросы следующие:  Какое значение имеют перья для птиц?

Все ли перья  на теле  одной птицы  одинаковы?

Отличается перьевой покров птиц  летом и зимой или нет?

Ребята не всегда правильно отвечают на поставленные вопросы. Тогда  предлагаю им разные перья (контурные, пуховые, покровные)  и в ходе  Л.Р.  все вопросы решаются.

Например,  в 8 классе в теме: «Зависимость работы мышц от частоты ритма сокращений»   перед классом ставятся вопросы: «Кто утомляется быстрее, человек, который идёт пешком несколько остановок или тот, который неподвижно стоит на остановке, в ожидании автобуса? Почему?» или «Почему у альпиниста после длительных переходов устают плечи, а не ноги?» Создание подобных проблемных ситуаций при постановке и демонстрации опытов и решение познавательных задач активизирует познавательную деятельность учащихся, приучает их к самостоятельному поиску знаний, вызывает интерес к изучаемому предмету.

Мышление является обобщённым и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей степенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Чувственное познание является базой мышления. Опосредование  мышления идёт путём знания и слова, без которого мышление не существует.

Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Поэтому необходимо развивать познавательную деятельность слепых и слабовидящих учащихся.

Следующий важный момент управления - контроль над процессом обучения и его коррекция. Школьная биология важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растениям, человеку как удивительному и бесценному вселяет в сердце школьника добро и милосердие, без чего нет личности, нет человека. С потребностью познания человек рождается. Познавательную потребность с самого детства надо поддерживать, укреплять, развивать. Если это не делается, то познавательная потребность искажается, превращается в развлекательную потребность. Поэтому надо создавать необходимые условия максимального развития ребёнка. Лишь на фоне “умственной радости” может развиваться познавательная способность.

Речь, конечно, в первую очередь идёт о внимании, которое без всякого преувеличения можно назвать началом всех начал умственного развития. Надо чтобы ребёнок овладел навыками произвольного внимания.

Следующее важное условие укрепления познавательной потребности - развитие памяти. Развитие познавательной деятельности на этапе практических действий имеет огромное значение, так как воспринимаемый объект находится в динамическом состоянии. Это в свою очередь предполагает необходимость тонких чувственных различий, осуществление которых требует включения в познавательный процесс мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза.

Одним из основных приёмов педагогического мастерства учителя становится его умение организовать самостоятельную деятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания. Приобретение умений и навыков по самостоятельному усвоению знаний наиболее эффективно формируется у учащихся:

 В процессе выполнения ими различных работ с раздаточным материалом.

 При наблюдении за растениями и животными в естественных условиях

 При самонаблюдении в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, в ходе постановки опытов, при проведении лабораторных работ.

 Особенно эффективным приёмом является создание проблемной ситуации, когда для решения поставленной проблемы уч-ся должны активно мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

Чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше усвоение программного материала. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интерес к изучаемому предмету.

 Большую помощь по выявлению и закреплению знаний уч-ся могут оказать различного рода дидактические карточки с заданиями, дающие за короткое время выявить усвоение изученного материала, как отдельными учениками, так и в целом. Карточки-задания могут быть различными по форме и содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии

Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием    современной  открытой  образовательной  технологии –    технологии...

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»

Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...

Особенности восприятия, мышления и памяти детей дошкольного возраста

В данном докладе речь пойдет о психологических особенностях познавательных процессов в период дошкольного возраста...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Доклад на тему "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии".

Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся.  Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Зол...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...