Решение ситуационных задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и химии
статья по биологии

Кузьмина Ольга Владимировна

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться.

В связи с этим в современной дидактике всё более утверждается системно-деятельностный подход, суть которого в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать, выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками, которая определяет развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тындинского района

Районные педагогические чтения по теме:

«Современное образование: новые идеи»

Доклад по теме

 «Применение кейс-технологии на уроках химии»

Доклад подготовила: учитель биологии- химии

МОАУ « Моготская СОШ»

Кузьмина О.В.

п. Могот -2018

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться.

В связи с этим в современной дидактике всё более утверждается системно-деятельностный подход, суть которого в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать, выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками, которая определяет развитие детей.

В современной школе принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

           Кейс-технология основывается на использовании в учебном процессе специально смоделированной реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия наиболее оптимального из них. Данная технология, с точки зрения ее разработчиков, обеспечивает усвоение обучаемыми не только известного в науке знания, но и получение объективно нового знания. Поэтому потенциал кейс-технологии позволяет превратить ее в реальное средство формирования компетенций обучающегося, способ интеграции их учебной и исследовательской деятельности. Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и технологию развития критического мышления. Суть кейс-метода - анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для усвоения при разрешении данной проблемы, не имеющей однозначного решения. Будучи интерактивным методом обучения, метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить такие важные для дальнейшей жизни качества как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения. Использование кейс-метода позволяет вызвать: потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность приме нения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, Учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Главным условием использования кейс - метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.

Структура и содержание кейса состоит в предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания; подробное описание спорных ситуаций; сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы; учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная. режим работы с кейсом; критерии оценки работы по этапам.

Существует несколько способов организации работы над кейсом: определение проблемы,

получение дополнительной информации, определение различных вариантов решения проблемы.

 Есть определенные критерии оценок работы по этапам занятия: грамотное решение проблемы; новизна и неординарность решения; краткость и четкость изложения теоретической части; качество оформления решения проблемы; этика ведения дискуссии; активность работы всех членов микрогруппы.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

Кейс – технология на уроках химии формирует у учащихся
 высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний, формирует умение учиться самостоятельно.  Вместо традиционных практических работ по химии можно использовать практические кейсы и тогда, вместо простого сливания веществ в пробирках, дети получают хороший тренинг по закреплению знаний, умений, навыков, принятия решений в данной ситуации. Практические кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, и это как нельзя лучше может быть отражено при выполнении практического кейса. Исследовательские кейсы выступают моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Также они предполагают работу по данной исследовательской проблеме, но ребенок должен найти свой собственный подход или метод исследования. Доминирование исследовательской функции в данном кейсе позволяет довольно эффективно использовать его в дальнейшей научно – исследовательской деятельности.

Плюсом данных кейсов является гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний. Минусами – время, которого у учителя может не быть на уроке или при прохождении программы в течение года, а также большая работа по подготовке кейса к уроку.

В качестве иллюстрации предлагаю занятие с использованием кейс – метода в  8 классе по теме: «Разделение смесей веществ».

Вид кейса: научно – исследовательский

Тип кейса: исследовательский

Кейс по теме «Разделение смесей веществ» 8 класс

Содержание кейса:

В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олова (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.

Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако, вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.

Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также смесь нефти и воды. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Сделайте выводы о способах разделения смеси и получения чистых веществ.

1.Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этих смесей.

2. Заполните таблицу:

Что делаю?

Что наблюдаю?

Вывод

 

 

 

3. Сделайте выводы о способах разделения смесей и получения чистых веществ.

Дополнительное оборудование: стакан воды, магнит, предметное стекло, держатель, спиртовка, бумажный фильтр, воронка, стеклянная палочка, химический стаканчик, делительная воронка.

Решение кейсов провожу в 7 этапов:

1.Ознакомление с сюжетом. (3-5 минут)

2.Проблематизация - обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (3-4 минуты)

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). (3-4 минуты)

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) 3-4минуты.

5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). До 15 минут. Обучающимся предоставляется возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.


Таким образом подводя итог можно сделать следующий вывод:

Кейс-технология основывается на использовании в учебном процессе специально смоделированной реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия наиболее оптимального из них. Данная технология обеспечивает усвоение обучаемыми не только известного в науке знания, но и получение объективно нового знания. Поэтому потенциал кейс-технологии позволяет превратить ее в реальное средство формирования компетенций учащихся, способ интеграции их учебной и исследовательской деятельности.

Использованная литература:

1.Бойко, Т.  Использование кейс-технологии с целью активизации самостоятельной учебной деятельности студентов. / URL: http://www.ethicscenter.ru

2.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО,  3.Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:  http://www.evolkov.net/case/case.study.html

3. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
4. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
5. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций. М., 2000.

6.Никитина Е.В.  «Методика работы по кейс-технологии на уроках химии

в условиях введения ФГОС». https://infourok.ru/

7.Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

9.Сурмин, Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

10.Лебедев, О. Компетентностный подход в образовании/О. Лебедев. Школьные технологии-2004, №5

11.Третьякова Е.В.«Методика работы по кейс-технологии на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО»(выступление) http://school9rt.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, осуществляя интеграцию, нуждается в высокообразованной, развитой личности.    В настоящее время существует большое коли...

Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".

Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...

Решение текстовых задач, как средство формирования универсальных учебных действий

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала учащихся. Правильно организованная работа над текстовой задачей развив...

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...

Практико-ориентированные задачи как средство формирования универсальных учебных действий

Математика относится к очень сложным предметам. Ребенок не всегда понимает учебный материал, часто не видит связи математики с окружающей жизнью, испытывает во время обучения негативные эмоции.Учителю...