"Жизнедеятельность клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кубатиева Луиза Романовна
В системе уроков  это урок  изучения нового материала  и  закрепления изученных тем  с использованием различных методов и приёмов.
Цели урока:  
сформировать знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление, дыхание, питание;
способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.
развивать понимание, что растительная клетка живая;
продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.
       На уроке использованы интерактивные и здоровьесберегающие технологии,
проведена   физкультминутка, что способствует лучшему  усвоению материала,    а также повышает активность и снижает утомляемость  детей.  
       Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся,
умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать,
проводить аналогии, оценивать работу, рационально использовать время.
Выбранная структура урока  позволяет сочетать  коллективные
и индивидуальные формы работы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_5_klasse_zhiznedeyatelnost_kletki.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет биология -5 класс

 Тема урока: «Жизнедеятельность клетки»

 Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности растительной клетки.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление, дыхание, питание.
  • способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Развивающие:

  • развивать понимание, что растительная клетка живая;
  • продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.

Воспитательные:

  • создавать условия для учения с увлечением;
  • воспитывать наблюдательность и любознательность;
  • способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету.

Формирование УУД:

Предметные УУД: 

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов).

Метапредметные УУД: 

Познавательные УУД:

- продолжать формирование умений осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- продолжать формирование умений планировать свою работу, делать выводы по результатам работы, осуществлять межпредметные связи, выполнять простейшие опыты.

Коммуникативные УУД:

-продолжать формирование умений работать в составе творческих групп, высказывать своё мнение.

Личностные УУД: 

- формировать устойчивый познавательный интерес;

Элементы содержания: межклеточное вещество, межклетники, хромосомы, дочерние и материнские клетки.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы работы:  опрос, эвристическая беседа, демонстрация, репродуктивный, частично-поисковый. 

Оборудование: учебник И.Н.Пономарёва «Биология» 5 класс, рабочая тетрадь по биологии «Биология» 5 класс, таблицы «Клетка», «Деление клетки».

ПК, проекционное оборудование, презентация «Рост клетки», «Деление клетки», «Движение цитоплазмы» (фрагменты «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия»).

1 этап: организационный момент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 3, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы. Рефлексия.

Ход урока

I.Организационный момент

На доске цитата «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!» Козьма Прутков.

Сегодня урок открытия новых знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

А чтобы наш урок (наше путешествие) было интересным и познавательным, между нами должно царить взаимопонимание и сотрудничество.

 II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

На планете Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены на 4 Царства (дети называют их). И первое Царство, которое мы начали изучать на уроках биологии – это Царство Растения.

Прежде, чем перейдём к повторению, проведём разминку для ума.

«Мозговой штурм» - «верно – не верно» (10-12 вопросов).

Ребята, а из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?

Еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

Прежде, чем мы вспомним строение растительной клетки, дайте определение, что такое клетка.

Как же устроена клетка? Проверим ваши знания. На парте у вас карточки (приложение № 2). Для выполнения двух заданий я вам даю 2 минуты. При проверке заданий идет демонстрация презентации.

 Cлайд. Назовите органоиды клетки.

Из каких веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и неорганических). Проверка домашнего задания.

- Почему из семян пшеницы не делают масло, а из семян подсолнечника не пекут хлеб?

III. Целеполагание

Мы вспомнили строение клетки, её химический состав, а теперь настала очередь погрузиться в тайну жизни клетки.

Как вы понимаете термин «жизнь?» - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь. (учитель прикрепляет на доске таблички с надписями – дышат, питаются, растут, размножаются, умирают).

Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Попробуйте сформулировать тему урока «Жизнь клетки» (запись в тетрадь темы урока).

Цель нашего урока - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

IV.Изучение нового материала

Наше путешествие начинается. Я предлагаю посмотреть видеоролик (Движение цитоплазмы).

В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются с цитоплазмой вдоль клеточной оболочки. Оказывается, движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. (Запись определения в тетрадь). Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом. (Запись определения в тетрадь).

Предположите, как клетки питаются?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Какой можно сделать вывод из рассказа? Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.

Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь вы в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Как делится клетка? Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается. В результате деления и роста клеток растения растут.

1 этап - Делению клетки предшествует деление ее ядра учебник[9]. Перед делением клетки ядро увеличивается и в нем становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы — хромосомы (от греческих слов «хрома» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

2 этап - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части и выстраиваются на экваторе клетки.

3 этап - В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке.

4 этап - Все содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у кукурузы – 20, у земляники – 56, у рака – 116, у человека – 46. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации. Дополнительный материал. Стр. 24.

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте (приложение № 3) из которых необходимо её составить.  Проверка с проговариванием этапов деления. Отложите конверты с заданием (то же повторяют у доски).

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели? (рост)

А сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником, страница 23, снизу рис. 10.

Прочитайте и ответьте на вопрос - Как происходит рост клетки и его значение? Проверяем. Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост всего растения. Отсюда и название «растение» заключается в том, что оно постоянно растет.

V.Домашнее задание

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект, наклеить схему деления, зарисовать рост клетки. Выучить п. 5, ответить на вопросы в конце параграфа.

VI.Закрепление

А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку в стихах. Слайд «Сказка о житие – бытие растительной клетки»

Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название «растение»

Получило объяснение.
Я вам сказку рассказала.
Что о клетке вы узнали?

Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?

Является ли одна клетка живым организмом?

Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. 

Ну, вот мы и побывали в гостях у клетки – единице всего живого на Земле.

VII.Рефлексия

Оценивание работы.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

VIII.Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.

Тесты по общей биологии. Темы: строение и жизнедеятельность клетки.Для 9-10 класса....

Факультатив по биологии в 11 классе "Молекулярные основы жизнедеятельности клетки"

Некоторые вопросы   цитологии и генетики  в курсе общей биологии...

Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"

Интегрированный урок  проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...

Модульный урок № 3 Тема: «Жизнедеятельность клетки. Ткани».

Урок разработан с использованием модульной технологии.   В таблице указан учебный материал с заданиями и руководство по усвоению учебного материала. В конце урока ученик сам подсчитает баллы и вы...

Кроссворд по биологии. Тема «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки».

1. РНК, образующиеся в ядре на ДНК, переходящие затем в цитоплазму клетки.2. Самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами.3. Пятиуглеродный сахар.4. Азотистое основание тимин, заменен...