Школьное лесничество как форма экологического воспитания
материал по биологии

Золотарева Марина Ивановна

Экологическое воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Золотарева Марина Ивановна учитель биологии и химии

МБОУ «Сеяхинская ШИ»

Школьное лесничество как форма экологического воспитания

                                                                                     

В настоящее время, в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования, на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной и лесоводческой деятельности.  Перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.

Школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.

Для реализации данных задач на базе МБОУ «Сеяхинская ШИ» Ямальского района Тюменской области в феврале 2019 году (Приказ № 78) организовано школьное лесничество «Зеленый патруль» на основе проектов: «Экомах», «Tundra_ school_net».

 В состав объединения вошли ученики 7 – 9  классов. Подростковый возраст  оптимально подходит для реализации выдвинутых целей и задач. Это возраст, который  стремится к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. А    главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя. У подростка очень ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга. Все это возможно реализовать, будучи членом школьного лесничества.

Цель организации школьного лесничества:  формирование у школьников устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих их социальной адаптации. Содержание работы школьного лесничества определяется направлениями его деятельности, которые представлены следующими видами: образовательная деятельность, учебно-исследовательская деятельность,  учебно-практическая деятельность, просветительская деятельность.

       Выполняя программу  учебно-исследовательской деятельности,  обучающиеся школьного лесничества «Зелёный патруль» занимаются изучением особенностей  выращивания растений.

В рамках учебно-практической деятельности члены школьного лесничества занимаются изготовлением искусственных гнезд (скворечников), принимают участие в озеленении территории школы и села.

     Введение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды  является основной работой членов школьных лесничеств. Мероприятия, проводимые в целях экологического просвещения:

- акция: «Берегите тундру от пожара» (Противопожарная агитация, конкурсы рисунков и  плакатов противопожарной направленности (ежегодные))

- выступления агитбригады («Да сохранится шар земной!», ежегодно на День Земли);

- работа школьного лесничества  будет освещаться в СМИ.

- беседы по охране леса, растений тундры на классных часах

- выпуск стенгазет

- тематические вечера и праздники

 Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов. Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды.

Ежегодно члены школьного лесничества  участвуют в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира: «День  птиц», акции «Кормушка»,  «Птичий домик»,  операции «Чистый двор», «Чистое село».

В целях совершенствования школьного лесничества необходимы слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы, которые проводятся Министерством лесного хозяйства  и  детским эколого-биологическим центром.

Члены школьного лесничества являются активными участниками конкурсов различного уровня: муниципального, регионального, всероссийского, международного.

2016-2017 уч. г.

Всероссийский уровень

Центр развития одаренности  II всероссийского конкурса  исследовательских работ учащихся «Дерзание», Тусида Анастасия 9 класс «Растения севера», диплом призера.

Муниципальный уровень

Проведение муниципальной дистанционной олимпиады «Экология в цифрах», лидеры по количеству призовых мест. Приказ № 57 от 7.02.2017

5 классы Айнулина Эльмина – 3 место, Худи Ерменя – 2 место,

6 классы Яунгад Денис, Сапега Т, Яптик Дарья – 2 место,

5 классы Вануйто Д., Худи Яна, Вануйто Л. – 1 место.

Муниципальный уровень

VIII окружной (заочный) конкурс юных – натуралистов – экологов «Изобразительное творчество»

Возрастная категория 14 – 17 лет Яптик Альберт рисунок «Спасите планету!», 1 место

2017-2018 уч. г.

Окружной уровень

Региональный этап всероссийского конкурса «Эколидер» в рамках Акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» Няруй Ю., победитель

Муниципальный уровень

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету биология  Жукова Мария Евгеньевна, 7 класс, диплом победителя

Окружной уровень

Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа о поощрении обучающихся, принявших активное участие в мероприятиях, посвященных Году экологии региональный уровень, Няруй Ю., приказ №176 г. Салехард, призер.

Муниципальный уровень

Муниципальный этап VIII окружной (заочный) конкурс  юных – натуралистов – экологов в номинации «Исследовательская работа» за работу «Влияние абиотических факторов на растения на Крайнем Севере», Няруй Ю., 9 класс

Окружной уровень

Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа  Ямало – Ненецкое окружное  отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» VI открытый  Ямало – Ненецкий  окружной тур  Всероссийских юношеских Чтений имени В.И. Вернадского г.Новый Уренгой –Няруй Юрий., 9 класс, призер 1 степени.

2018-2019 уч. г.

Муниципальный уровень  

Муниципальный этап всероссийского конкурса научно – технических проектов 2019 «Большие вызовы», Сириус  Жукова Мария – 8 класс от 14.03. 2019

Окружной уровень  международный форум

Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа  Ямало – Ненецкое окружное  отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Уренгой» II Ямало – Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5 – 7 классов «Тропой открытий В.И. Вернадского,  Вэнго Зарина, 6 класс, диплом призер I степени, г. Новый Уренгой, 2019

Окружной уровень 

Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа Ямало – Ненецкое окружное  отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»  ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Вэнго Зарина, 6 класс, Диплом за победу в номинации «Лучшая работа в области исследования Арктики» г. Новый Уренгой, 2019

Окружной уровень 

Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа Ямало – Ненецкое окружное  отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Уренгой» VIII Ямало – Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских Чтений имени В.И. Вернадского, Жукова М. - обучающаяся 8 класс, исследовательская работа «Томаты зимой», диплом призер II степени

Муниципальный уровень

Участие в проектах, реализуемых школой-интернатом «Лучшая организация в сфере экологического образования» муниципальный тур 1 место,

окружной и всероссийский уровень, 6 место

Эко – отряд «РДШ»                                                          Эколидер Няруй Юрий, ученик 11 класса

 D:\Desktop\11 апреля ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО СЕЯХА\!!!!ПРОЕКТ ВМЕСТЕ МЫ ЭКОсила\Приложение к проекту ЭКОсила Золотарева М.И\Приложение 7 Волонтеры РДШ «Друзья природы»\1.jpg D:\Desktop\11 апреля ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО СЕЯХА\!!!!ПРОЕКТ ВМЕСТЕ МЫ ЭКОсила\Приложение к проекту ЭКОсила Золотарева М.И\Приложение 7 Волонтеры РДШ «Друзья природы»\3.JPGG:\Няруй фото ислед.jpg

Акции «Добрые дела», «Аленький цветочек»CAM00845.jpg

D:\Desktop\11 апреля ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО СЕЯХА\!!!!ПРОЕКТ ВМЕСТЕ МЫ ЭКОсила\Приложение к проекту ЭКОсила Золотарева М.И\Приложение АКЦИИ\АКция добрых дел фото\2.jpgD:\Desktop\11 апреля ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО СЕЯХА\!!!!ПРОЕКТ ВМЕСТЕ МЫ ЭКОсила\Приложение к проекту ЭКОсила Золотарева М.И\Приложение АКЦИИ\АКция добрых дел фото\1.jpgIMG_0425.JPG

Акция «Чистый двор»                                                       Классный час «Охрана водных ресурсов»

D:\Desktop\ЭКО\CAM00453.jpgD:\Desktop\11 апреля ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО СЕЯХА\!!!!ПРОЕКТ ВМЕСТЕ МЫ ЭКОсила\Приложение к проекту ЭКОсила Золотарева М.И\Приложение АКЦИИ\Акция Сделаем планету чище фото\5.JPGD:\Desktop\11 апреля ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО СЕЯХА\!!!!ПРОЕКТ ВМЕСТЕ МЫ ЭКОсила\Приложение к проекту ЭКОсила Золотарева М.И\Приложение АКЦИИ\Всемирный день воды\3.JPGDSC_0025.JPG

        

Агитбригада «Да сохранится шар земной!»G:\экоурок=Сделаем вместе! 21.04.17\сеть\Экологический урок\03.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения

Цель:       совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоз...

Тематическая неделя географии и биологии как форма экологического воспитания

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом и решает две задачи. Во-первых, оно направлено на изучение и ис...

Экскурсия как форма экологического воспитания школьников

Экскурсия как форма экологического воспитания школьников....

Школьный музей, как средство экологического воспитания учащихся

Описание истории создания и работышкольного  эколого-краеведческого музея МБОУ "Городковическая СШ" «Дивная Мещера»....