Педагогические технологии на уроках биологии.
консультация по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Марышева Екатерина Александровна

Педагогические технологии на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_na_urokah_biologii.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на уроках биологии.

Марышева Екатерина Александровна

МАОУ СОШ №22 с УИП

Учитель биологии

 первой квалификационной  категории

Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами.

В настоящее время в России формируется новая тенденция развития образования, обращённая непосредственно к личности ученика. Затрагивается мировоззрение личных интересов и потребностей учащихся. В школьной программе должна быть предусмотрена индивидуальная общеобразовательная стратегия. Первостепенная задача образования заключается на этом этапе в направлении развития личности ученика, воспитании навыков самоанализа и правильности намеченного и ответственного пути. Качественность и доступность образовательного процесса, в том числе биологического, должно развиваться в прогрессии современных методов и тенденций. XXI век общественность характеризует как век экологии и биологии. Однозначно, основным и приоритетным механизмом в повышении качества образования служит совершенствование современных образовательных технологий.

 Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе формирует основополагающие направления:

  1. Организация и совершенствование условий для результативной образовательной деятельности;
  2. Исследование процессов современных образовательных технологий;
  3. Разработка индивидуальных образовательных технологий;
  4. Создание и распространение эффективных систем оценок, используемых в образовательном процессе технологий.

Педагогическая практика предусматривает выделение определённых групп эффективности современных образовательных технологий:

  1. Структурно-логические технологии.

Одним из важнейших ресурсов повышения качества базовой педагогики учителя является применение структурно-логических технологий. В основе этой группы современных технологий лежит системный подход, а также принцип усложнения: «от простого к сложному», «от теории к практике».

Системный подход – это основа структурно-логической технологии, принцип действия которого связан с развивающим обучением. Он направлен на развитие у учащихся системного мышления, приобретения умений и навыков логического познания, мотивирование активности учащихся.

Технология системного подхода подразумевает любой изучаемый биологический объект через понятие «система». Система в данном случае структурирована не как части целого, а как взаимосвязь элементов. Основой биологического образования служит понятие «биологическая система», которая создаёт логическую цепь учебного материала на всех этапах обучения. Ценность системного подхода в школьном курсе биологии (6 – 11 кл.) заключается в том, что единство образовательного курса отражает не только содержание учебного материала, но и методически сопровождает его.

На занятиях педагог обязательно поясняет термин «система». Система – это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих целостность и определённое единство. На уроках учащиеся приобретают умение классифицировать системы. Они выделяют неживые и живые системы, искусственные (созданные человеком) и естественные (биологически-природные). Структурная единица или часть – это элемент системы, множество и совокупность которых составляет изучаемый объект, выполняющий определённую функцию. Каждый из элементов системы – это подсистема. В биологии система различного уровня организации состоит из целого, включающего взаимосвязанные части:

Формирование системного мышления – процесс поэтапный, постоянно усложняющийся. Логическое осмысление системного подхода особенно эффективно реализуется в старших классах. Характерный пример изучения понятия «Уровни организации жизни», который базируется и опирается на приобретённые знания. Познавая систему общих понятий, учащиеся не только усваивают материал, но и развивают системно-логическое мышления, приводящее к высоким результатам в педагогике.

Мониторинг общебиологических понятий планируется на весь курс биологии. Очень важна структура подачи ведущих биологических понятий. Учитель обязан чётко разграничивать биологические понятия, формирующие общеразвивающую нагрузку, не всегда встречающиеся при изучении дальнейшего материала. Выработка и формулировка понятий, создающих биологическую систему знаний – вот основная задача.

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии выполняют роль универсального и эффективного инструмента для качественного образовательного процесса. На практике информационные технологии предполагают применение универсальных, специальных технических информационных средств. Информатизация биологических понятий достигается повышением качества образования через восстановление потока информационных и педагогических технологий.

Процесс изучения и преподавания биологии включает в себя следующие формы работы:

а) мультимедийное сопровождение лекций;

б) демонстрация тем и разделов учебного курса с помощью мультимедийных презентаций;

в) проведение исследований, экспериментов на уроках и внеурочных занятиях;

г) обработка информации, рецензирование источников литературы, источников сети Интернет, описательное аннотирование списка литературы определённой темы;

д) систематический тренинг работы с компьютером, со средствами интерактивного тестирования и их контроль;

е) диагностическая работа с ЦОР и ЭОР.

3. Тренингово-коммуникативные технологии.

Тренингово-коммуникационные технологии представляют собой систему образовательной деятельности, направленную на приобретение первичных навыков и отработку полученных учебных материалов до автоматизма. Суть данной технологии отражают систематические и целенаправленные приёмы и действия при обработке одного или нескольких приёмов учебной практики. Примером этому служит на уроках биологии настройка светового микроскопа. Необходимо не только тренинговое занятие, но и доведение навыков настройки с целью изучения микропрепаратов до автоматизма. В будущем результатом проведённых тренингов является экономия учебного времени на лабораторно-практических работах.

4. Проетно-конструированные технологии.

Универсальный и современный образовательный процесс невозможно представить без чёткого планирования интеграции проектно-конструированных технологий и образовательного процесса.

Проектно-конструированная деятельность любого педагога включает в себя проекты в пределах предметной дисциплины и общеобразовательные проекты на уровне общешкольных мероприятий. Практически примером нашей гимназии является Большая гимназическая ассамблея. В рамках ассамблеи даются открытые уроки, классные часы и мастер-классы. В течение первых трех дней проходит школьный этап НПК, в результате которого будут отобраны лучшие работы, для представления гимназии на окружном уровне.

  1. Ролево-игровые технологии.

Ролево-игровые технологии представляют собой определённый сценарий взаимодействия учителя и учащихся через интерпретированный сюжет. Особенность технологии заключается в трансформации дидактической цели в игровую задачу, выполнение которой достигается ролевыми сюжетами учеников. Создавая и организуя учащихся, согласно сюжетной ситуации, педагог старается воплотить применение предметных навыков и знаний в практическую деятельность. Несмотря на сложность ролево-игровых технологий, они очень эффективны и плодотворны при грамотной реализации.

Использование ролево-игровой технологии служит элементом более значимой и обширной технологии, хотя на первый взгляд позиционирует самодостаточный характер работы. Примером закрепления материала учащимися служит имитационное упражнение.

Творческая обстановка позволяет закрепить полученные знания и навыки. К примеру ученики шестого класса имитируют составные части клетки, исполняя роли ядра, цитоплазмы, оболочки, пластид, вакуолей. Такой сценарий наглядно представляет всю сложность структуры клетки. Учащиеся доступно показывают формы, размеры составных частей клетки, объясняют функции и их роли. Большой интерес вызывают биографии выдающихся учёных,  особенно если ответы на вопросы о годах жизни и деятельности даются в форме «интервью» или викторины.

  1. Диалоговые технологии.

Тесное взаимодействие общеобразовательного процесса учащихся и педагогов под тщательным наблюдением руководства школы обеспечивают диалоговые технологии. Приоритетное направление создания благоприятного фона образовательного пространства достигается ситуациями, в которых учащиеся применяют полученные предметные знания. Обсуждения актуальных и интересующих их вопросов, создание кружков единомышленников, организация встречи с видными, успешными, выдающимися учёными – позволяют сформировать «тёплые» условия для существенного мотивационного роста к изученю учебных дисциплин у школьников.

XXI  век – эпоха неограниченных возможностей, которые зачастую можно встретить в Интернете. Школьники, как среднего, так и старшего звена с большим интересом принимают участие в тематических форумах, становятся участниками профильных сообществ, изучают дистанционно достижения успешных профессионалов биологической отрасли. Всё это приводит к ощутимому эффекту и росту мотивации к изучению предмета учащимися.

Список литературы:

Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.

Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.

Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.

Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Васильева Е.В. Ещё один раз об опорных конспектах, Биология в школе, 1989, №3

Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.

Зайцев В.Н., Кольцо ускорения. Йошкар-Ола, ИУУ, 1992.

Короткова Л.С., Красновидова С.С., Дидактический материал по общей биологии, М., 1990.

Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.

Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998.

Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4 Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.

Луцкая Л.А., Никишов А.И., Самостоятельная работа учащихся по зоологии, М., 1987.

Салахова Ф.Н., Курамшин И.Я., Регионализация курса биологии в школах РТ, Казань, 1999.

Соколова В.В. Блочно – модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии.

Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии

Данная статья содержит краткую информацию о некоторых педагогических технологиях, используемых на уроках биологии....

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.

Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии.

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что...

«Использование современных педагогических технологий на уроке биологии»

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия обществаявляется состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляютважнейший резерв страны, который будет опреде...