Рабочая программа по биологии 5-9 класс
рабочая программа по биологии

Зуйкова Татьяна Васильевна

Рабочая программа по биологии 5-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bio_5-9kl.docx104.11 КБ

Предварительный просмотр:

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Личностные результаты:

-       Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-        Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-      Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

-        Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

    -        Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-         Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

-       Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметные результаты изучения, формирование универсальных учебных действий Регулятивные УУД:

-          Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-          Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

-        Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-          Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-          В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-          Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-          Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-          Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-          Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-          Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-          Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-          Вычитывать все уровни текстовой информации.

-          Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

-          Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

-         Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты изучения:

 - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

 – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

 –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

 – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание учебного курса « Биология 5 класс»

(34 часов, 1 час в неделю)

                                                              Введение (4 часа)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.  Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности  организмов (9 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость,  развитие и деление клетки.  Лабораторные работы: «Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы». «Устройство  светового микроскопа и приемы работы с ним». «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». « Рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов».

                                    Многообразие организмов  (18 часов)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения.  Места  обитания растений. Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.Семенные растения. Голосеменные, особенности строения.  Разнообразие голосеменных растений Сахалинской области, значение в природе и использование человеком. Покрытосемянные  растения, особенности  строения и многообразие. Разнообразие покрытосеменных растений Сахалинской области. Значение в природе и жизни человека.

 Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация: Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах),  папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Лабораторные работы : «Особенности строения   мукора и  дрожжей». «Внешнее строение цветкового растения».

3 часа   используются для проведения уроков  обобщения и закрепления знаний, один из которых – итоговый контроль знаний.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС»

№ п/п

Название раздела и

кол-во часов

Тема урока

ВВЕДЕНИЕ ( 4 ч)

1.

Биология-наука о живой природе

2.

Методы изучения биологии

3.

Разнообразие живой природы

4.

Среды обитания организмов

1. Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов ( 9ч)

5.

Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы»  Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

6.

Химический состав клетки. Неорганические вещества

Лабораторная работа «Химический состав клетки. Неорганические вещества»

7.

Химический состав клетки. Органические вещества

Лабораторная работа «Химический состав клетки. Органические вещества»

8.

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

9.

Особенности   строения клеток. Пластиды

Лабораторная работа «Рассматривание и определение пластид в клетках листа элодеи,»

10.

Процессы жизнедеятельности в клетке

11.

Деление и рост клеток.

12.

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов

13.

Повторительно-обобщающий урок

2.Многообразие организмов  (18ч)

14.

Классификация организмов

15.

Строение и многообразие бактерий

16.

Роль бактерий в природе и жизни человека

17.

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

18.

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека

Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»

19.

Характеристика  царства Растения

20.

Водоросли

21.

Лишайники

22.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

23.

Голосеменные растения

Разнообразие голосеменных растений Сахалинской области.

24.

Голосеменные растения

Лабораторная работа «Изучение строения голосеменных растений»

25.

Покрытосеменные растения

Лабораторная работа «Внешнее строение цветкового растения»

Разнообразие покрытосеменных растений Сахалинской области

26.

Повторительно-обобщающий урок

27.

Общая характеристика царства Животные

28.

Подцарство Одноклеточные.

Лабораторная работа «Распознавание и определение одноклеточных по таблицам, рисункам».

29.

Подцарство     Многоклеточные беспозвоночные животные

30.

Холоднокровные   позвоночные животные

31.

Теплокровные позвоночные животные

Повторение и контроль (3 ч)

32.

Повторительно-обобщающий урок

33.

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы».

34.

Контрольная работа итоговая

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Личностные результаты обучения биологии:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о целостности природы,

- формирование толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии являются:

- Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Жизнедеятельность организмов (15 часов)

Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме. Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе.  Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных. Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.

Демонстрации: модели, коллекции,иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмо. опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Лабораторные работы: «Выделение углекислого газа при дыхании»

Размножение, рост и развитие организмов (5 часов)

Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.Вегетативное размножение организмов.  Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Лабораторные работы:  «Вегетативное размножение комнатных растений»,  «Определение возраста деревьев по спилу».

Регуляция жизнедеятельности организмов (7 часов)

Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде.  Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме. Эндокринная система, ее  роль в гуморальной регуляции организмов.  Биологически активные вещества. Гормоны.

Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы.  Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности  организмов. Рефлекторный  характер деятельности нервной  системы.  Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты. Условные рефлексы.  Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая  нервная деятельность.

Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Передвижение одноклеточных организмов. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.

Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.

 Повторение , обобщение, контроль  (7 часов)

Тематическое планирование курса «Биология 6 класс»

№ п/п

Название Разделов, темы уроков

Количество часов

Жизнедеятельность организмов

15

1

Обмен веществ – главный признак жизни.

2

Почвенное питание растений.

3

Удобрения.

4

Фотосинтез.

5

Значение фотосинтеза.

6

Питание бактерий и грибов.

7

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

8

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

9

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

10

Дыхание растений.

11

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

12

Передвижение веществ у животных.

13

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

14

Выделение у животных.

15

Обобщающий урок.  Контроль знаний.

Размножение, рост и развитие организмов

5

16

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа  «Вегетативное размножение комнатных растений»

17

Половое размножение.

18

Рост и развитие – свойства живых организмов.  Индивидуальное развитие. Лабораторная работа   «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу»

19

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

20

Обобщающий урок.  

Регуляция жизнедеятельности организмов

7

21

Способность организмов воспринимать воздействие внешней среды и реагировать на них.

22

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.

23

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных  животных.

24

Поведение.

25

Движение организмов. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных.

26

Организм – единое целое. Целостность организмов.

27

 Обобщение. Проверочный тест «Размножение. Регуляция»

Повторение и контроль

7

28

 Повторение «Жизнедеятельность организма»

29

Повторение «Размножение и развитие»

30

Повторение «Регуляция»

31

Повторение «Клетка»

32

Повторение «Организм- единое целое»

33

Итоговое тестирование

34

Подведение итогов за год. Летнее задание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС»

Личностные универсальные учебные действия:

-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Регулятивные универсальные учебные действия:

-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов;  проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;

-классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-работать в группе;

Основы коммуникативной рефлексии:

Ученик получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

      -в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

      -вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научиться:

-проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

-давать определения понятиям;

-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;

-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Содержание учебного предмета «Биология. 7класс»

Многообразие организмов, их классификация (1 час)

Многообразие организмов. Классификация организмов. Основные положения систематики как науки. Задачи и значение систематики. Систематические категории. Вклад К. Линнея.

Вид – основная единица систематики.

Бактерии, грибы, лишайники (3 часа)

Бактерии – доядерные организмы. Отличительные особенности доядерных организмов.  Бактериальная клетка, особенности строения, питания, размножения и распространения. Отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы – царство живой природы. Отличительные признаки царства грибов и особенности строения различных грибов. Сходство грибов с растениями и животными. Строение грибной клетки. Питание и размножение грибов. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Съедобные, ядовитые и плесневые грибы, особенности их строения и жизнедеятельности. Правила сбора грибов. Грибы – паразиты растений, животных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами – паразитами.

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие и распространение лишайников. Роль лишайников в природе.  Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Значение лишайников в жизни человека. Охрана лишайников.

Лабораторная работа «Строение и разнообразие шляпочных грибов».

Многообразие растительного мира (12 часов)

Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение водорослей. Многообразие одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей. Особенности строения, многообразие и приспособленность к среде обитания красных и бурых водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Лабораторная работа«Строение зеленых водорослей».

Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Жизненный цикл высших споровых растений. Моховидные – высшие растения. Среда обитания, особенности питания. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Строение мха».

Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. Размножение папоротников. Лабораторная работа «Строение папоротника».

Плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. Значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека.

Голосеменные растения, общая характеристика. Возникновение семенного размножения – важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных в природе и жизни человека. Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных растений. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».

Покрытосеменные, или Цветковые, растения как высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных в природе и жизни человека. Строение семян однодольных и двудольных растений. Различия в строении семени однодольного и двудольного растения. Биологическая роль семени. Лабораторные работы «Строение семян двудольных растений», «Строение семян однодольных растений».

Виды корней и типы корневых систем. Функции корня. Строение корня, зоны корня. Лабораторная работа«Корневой чехлик и корневые волоски».

Видоизменение корней. Влияние условий среды на корневую систему растения.

Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка – зачаточный побег. Виды почек, строение почек. Рост и развитие побега.

 Лабораторная работа «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стебля. Значение стебля.

Лабораторная работа «Внутреннее строение ветки дерева».

Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование.

Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа и ее функции. Строение и роль устьиц. Лабораторная работа «Строение кожицы листа».

Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица.

Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизмененный укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник.

Соцветия. Типы соцветий. Биологическое значение соцветий. Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Функции плодов. Лабораторная работа «Классификация плодов».

 Размножение покрытосеменных растений. Опыление, его типы.Роль опыления в образовании плодов и семян. Оплодотворение цветковых растений, образование плодов и семян.

 Биологическое значение оплодотворения.

 Классификация покрытосеменных растений. Признаки растений классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые).

 Лабораторная работа «Семейства двудольных».

Класс Однодольные. Семейства: Злаковые, Лилейные. Дикорастущие и культурные виды, их многообразие. Охрана редких и исчезающих видов.

Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».

Многообразие животного мира (13 часов)

Многообразие животных. Царство Животные. Сходство и различия животных и других организмов. Классификация животных. Вид. Охрана животного мира.

Общая характеристика подцарстваОдноклеточные. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории.

Особенности строения и жизнедеятельности паразитических простейших. Амёбиаз. Сонная болезнь. Пендинская язва. Кокцидиоз. Малярия. Меры борьбы и профилактики заражения простейшими-паразитами. Радиолярии. Фораминиферы. Значение простейших в природе и жизни человека.

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Типы тканей многоклеточных животных: покровная, соединительная, мышечная, нервная. Органы. Системы органов: пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, половая.

Лабораторная работа «Изучение многообразия тканей животных».

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Медуза. Полип. Регенерация. Рефлекс. Размножение половое и бесполое.

Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Чередование поколений. Планула. Практическое значение кораллов.

Лабораторная работа «Изучение пресноводной гидры».

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Кожно-мускульный мешок. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Профилактика заражения паразитическими червями. Тип Круглые черви, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Меры профилактики заражения круглыми паразитическими червями. Тип Кольчатые черви, особенности строения, жизнедеятельности. Целом. Замкнутая кровеносная система. Значение кольчатых червей.

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение брюхоногих моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение двустворчатых моллюсков.

Класс Головоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение головоногих моллюсков.

 Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение ракообразных животных.

Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение паукообразных животных.

 Лабораторная работа «Изучение внешнего строения паука-крестовика».

Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых с неполным и полным превращением. Многообразие насекомых. Отряды: Жёсткокрылые, Чешуекрылые, Блохи, Двукрылые, Перепончатокрылые. Особенности жизнедеятельности общественных насекомых. Пчеловодство.

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомого».

Многообразие членистоногих и их среды обитания. Охрана членистоногих.

Общая характеристика типа Хордовые. Подтипы: Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные. Хорда. Классы: Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания. Особенности размножения и развития рыб. Особенности формы тела и окраски рыб в связи с образом жизни и местами обитания. Значение рыб в природе. Практическое значение рыб. Промысел рыбы. Рыбоводство.

Общая характеристика класса Земноводные. Особенности строения и процессов жизнедеятельности в связи с приспособленностью к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие. Охрана земноводных.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи со средой обитания. Отряды: Чешуйчатые, Змеи, Черепахи, Крокодилы. Многообразие пресмыкающихся и их охрана.  

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

 Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птицы».

Многообразие птиц. Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Роль птиц в природе. Значение птиц для человека. Птицеводство. Порода. Охрана птиц. Многообразие лесных птиц родного края. Значение птиц в лесном сообществе.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих  в связи со средой обитания. Размножение о развитие млекопитающих. Подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Низшие млекопитающие. Высшие млекопитающие. Домашние млекопитающие. Животноводство. Разведение крупного рогатого скота. Коневодство. Свиноводство. Разведение овец и коз. Звероводство.

Эволюция растений и животных, их охрана (2 часа)

Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые растения и животные, заселившие воды древнего океана. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные организмы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Освоение суши растениями и животными. Геологическое прошлое Земли. Риниофиты – первые наземные растения. Прогрессивные черты организации членистоногих. Эволюция хордовых. Охрана растительного и животного мира.

Экосистемы (1 час)

Экосистема. Взаимоотношение организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ в природе. Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические. Приспособленность организмов к абиотическим факторам. Экологические факторы: биотические, антропогенные. Межвидовые отношения организмов.

2 часа:Повторение за курс 7 класса. Итоговое тестирование.

Тематическое планирование по биологии в 7 классе. 34 часа (1 час в неделю)

№п/п

Название раздела

Тема урока

Многообразие организмов, их классификация (1 час)

1

Многообразие организмов, их классификация. Вид – основная единица систематики

Бактерии.Грибы. Лишайники (3 часа)

2

Бактерии – доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека

3

Грибы – царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека

4

Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

Многообразие растительного мира

 (12 часов)

5

Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей

6

Значение водорослей в природе и жизни человека Высшие споровые растения.

7

Моховидные. Папоротниковидные

8

Плауновидные. Хвощевидные. Голосеменные – отдел семенных растений

9

Разнообразие хвойных растений. Покрытосеменные или Цветковые. Строение семян.

10

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней

11

Побег и почки. Строение стебля

12

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.

13

Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков

14

Соцветия. Плоды

15

Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных

16

Класс Двудольные. Класс Однодольные

Многообразие животного мира

 (13 часов)

17

Общие сведения о животном мире. Одноклеточные животные или Простейшие

18

Паразитические простейшие. Значение простейших. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

19

Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных

20

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. Тип Круглые и тип Кольчатые черви

21

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски Класс  Головоногие моллюски.

22

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные

23

Класс Насекомые. Многообразие Насекомых

24

Обобщающий урок «Многообразие и  роль членистоногих в природе». Тип Хордовые

25

Строение и жизнедеятельность рыб. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

26

Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся

27

Класс Птицы. Многообразие птиц и их значение

28

Экскурсия «Знакомство с птицами леса». Класс Млекопитающие или Звери

29

Многообразие зверей. Домашние млекопитающие

Эволюция растений и животных, их охрана

 (2 часа)

30

Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными

31

Охрана растительного и животного мира. Экосистема.Искусственные экосистемы

Экосистемы (1 час)

32

Среда обитания организмов. Экологические факторы. Биотические и антропогенные факторы

Повторение, контроль

 (2 часа)

33

Повторение за курс 7кл.

34

Итоговое тестирование

8кл

Планируемые результаты освоения курса «Биология. Человек. 8класс»                  

             Личностные результаты обучения:

- знание и применение учащимися правил поведения в природе;

- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;

- признание учащимися права каждого на собственное мнение;

- формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

- проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами- как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

          Метапредметные результаты обучения

           Учащиеся научатся:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

- различать объем и содержание понятий;

- различать родовое и видовое понятия;

- определять аспект классификации;

- осуществлять классификацию;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

            Предметные результаты:

            Учащийся научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические- объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

              Выпускник получит возможность научиться:

- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание курса «Биология. Человек. 8класс»

Введение (3ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Общий обзор организма человека (4ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление.Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи.Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей организма человека

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатичЖелезы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Органы чувств. Анализаторы(5ч)

    Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты,их предупреждение.Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Опорно-двигательная система (6 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные и практические работы.1. Микроскопическое строение кости. 2.Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. 3.Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Внутренняя среда организма (4 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

                            Кровеносная и лимфатическая системы организма (5 ч)

   Органы кровеносной и лимфатической систем,ихроль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторная работа. Определение частоты пульса в покое и после физической нагрузки.

Дыхание (4 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы.1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

 2. Определение жизненной емкости легких.

Питание (6 ч)

 Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Выделение продуктов обмена (3 ч)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки.

Покровы тела человека (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Размножение и развитие человека (3 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Человек и окружающая среда (2 ч)

  Связи человека с окружающей средой. Адаптация человека к среде обитания. Напряжение и утомление. Здоровье. Страх. Паника.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Биология. Человек. 8класс»

ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ И УРОКОВ

К-ВО ЧАС. И № урока в разделе

1.Введение

3

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

1

2

Эволюция и систематическое положение человека

2

3

Человеческие расы. Человек как вид.

3

2.Общий обзор организма человека

4

4

Уровни организации жизни. Клеточное строение организма.

1

5

Жизнедеятельность клетки

2

6

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

3

7

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Тест

4

3.Нейрогуморальная регуляция

7

8

Значение нервной системы. Рефлекторный принцип работы нс.

1

9

Строение нервной системы. Спинной мозг

2

10

 Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

3

11

Большие полушария головного мозга и их функции

4

12

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Роль эндокринной регуляции. Железы внутренней секреции

5

14

Гормоны и их значение для организма человека

6

15

Единство нервной и гуморальной регуляции.

7

4.Анализаторы. Органы чувств

5

16

Анализаторы. Зрительный анализатор

1

17

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

2

18

Слуховой анализатор

3

19

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

4

20

Взаимодействие анализаторов. Тест

5

5.Опорно-двигательная система

6

21

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей

1

22

Скелет человека.

2

23

Соединения костей

3

24

Обзор мышц человека

               4

25

Работа скелетных мышц и их регуляция

5

26

Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Тест

6

      6.Внутренняя среда организма

4

27

Внутренней среды организма.

1

28

Состав и функции крови

2

29

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

3

30

Переливание крови. Группы крови. Тест

4

7.Кровеносная и лимфатические системы

5

31

Кровеносная и лимфатическая системы

1

32

Круги кровообращения

2

33

Строение и работа сердца

3

34

Движение крови по сосудам.

4

35

Гигиена сердечнососудистой системы.. Первая помощь при кровотечениях

5

                8.Дыхание

4

36

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

1

37

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

2

38

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

3

39

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Приемы реанимации. Тест

4

    9. Питание

6

40

Питание. Строение пищеварительной системы

1

41

Пищеварение в ротовой полости

2

42

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

3

43

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

4

44

Регуляция пищеварения

5

45

Гигиена органов пищеварения. Тест

6

       10.Обмен веществ и энергии

4

46

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

1

47

Витамины

2

48

Энергозатраты человека и пищевой рацион

3

49

Обобщающий    урок    «Пищеварение    и    обмен веществ». Тест

4

     11. Выделение

3

50

Выделение. Мочевыделительная система

1

51

Образование мочи.

2

52

Профилактика заболеваний мочевыделительной системы

3

               12. Покровы тела

4

53

Кожа – наружный покровный орган

1

54

Терморегуляция организма. Закаливание

2

55

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

3

56

Контрольный тест «Выделение. Кожа»

4

13. Индивидуальное развитие организма+  Здоровый образ жизни

6

57

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

1

58

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

2

59

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

3

60

Развитие ребенка после рождения.

4

61

Становление личности. Интересы, склонности, способности

5

62

Здоровый образ жизни

6

 14. Высшая нервная деятельность.  Поведение, психика.

4

63

Врожденные и приобретенные программы поведения

1

64

Сон и сновидения

2

65

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

3

66

Личность и ее индивидуально- психологические особенности (характер, темперамент)

4

67

   Итоговое тестирование

1

68

  15. Человек и окружающая среда

1

ИТОГО

68

9КЛ

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ, КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ»

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы учебного предмета

Введение (1ч)

       Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

                                           Эволюция живого мира на Земле  (22ч)

Многообразие живого мира. Уровни организации жизни. Основные свойства живых организмов.

Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.  

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Микроэволюция. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторные и практические работы:

  Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Возникновение жизни на Земле. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле.Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.

                              Структурная организация живых организмов  (11ч)

Химическая организация клетки. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Прокариотические клетки; форма и размеры. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Размножение и индивидуальное развитие организмов  (5ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.Онтогенез.Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Наследственность и изменчивость организмов  (20ч)

Генетика. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Законы Менделя.

Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Практические работы: Решение генетических задач и составление родословных. Построение вариационной кривой, по размерам листьев растений.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии ( 5ч)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Лабораторные и практические работы: Составление  схем  передачи  веществ  и  энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем

Биосфера и человек.Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа: Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

                                                             Повторение (4ч)

Тематическое планирование биология 9  класс

Тема урока

Кол-во часов и № в разделе

1

Введение. Биология-наука о жизни.

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

22 часа

2

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

1

3

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.

2

4

Эволюционная теория Жана Бастиста Ламарка.

3

5

Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Предпосылки возникновения теории Дарвина.

4

6

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

5

7

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

6

8

Контрольная работа №1 «Эволюционные  теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина»

7

9

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа № 1 « Изучение приспособленности организмов к среде обитании». 

8

10

Забота о потомстве.

9

11

Физиологические адаптации.

10

12

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.

Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

11

13

Эволюционная роль мутаций.

12

14

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции.

13

15

Общие закономерности биологической эволюции.

14

16

Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни.

15

17

Начальные этапы развития жизни.

16

18

Развитие жизни на земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

17

19

Жизнь в палеозойскую эру.

18

20

Жизнь в мезозойскую эру.

19

21

Жизнь в кайнозойскую эру.

20

22

Происхождение человека.

21

23

Контрольная работа № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека»

22

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

11 часов

24

Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

25

26

Органические вещества, входящие в состав клетки.

2-3

27

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка

4

28

Энергетический обмен

5

29

Прокариотическая клетка

6

30

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»

7

31

Эукариотическая клетка. Ядро.

8

32

Деление клеток.

9

33

Деление клеток. Клеточная теория строения организмов.

10

34

Контрольная работа № 3 «Строение клеток»

11

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5 часов

35

Размножение организмов. Бесполое размножение организмов.

1

36

Половое размножение. Развитие половых клеток.

2

37

Эмбриональный период развития

3

38

Постэмбриональный период развития

4

39

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

20 часов

40

Основные понятия генетики.

1

41

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.

2

42

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя.

3

43

Второй закон Менделя (закон расщепления).

4

44

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

5

45

Решение генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.

6

46

Сцепленное наследование генов

7

47

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленное с полом.

8

48

Взаимодействие генов.

9

49

50

Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач». Лабораторная работа № 5  «Составление родословных».

10-11

51

Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

12

52

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости

13

53

Мутации. Значение мутации для практики с/х и биотехнологии.

14

54

Фенотипическая изменчивость.

15

55

Лабораторная работа № 6 «Построение вариационной кривой, по размерам листьев растений»

16

56

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

17

57

Методы селекции растений и животных.

18

58

Селекция микроорганизмов

19

59

Значение селекции для развития с/х, медицины, микробиологической и других отраслей промышленности.

20

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5 часов

60

Биосфера - живая оболочка Земли. Структура биосферы.

1

61

Экологические факторы среды. Экологические пирамиды: чисел, биомассы и энергии.

2

62

Формы взаимоотношений между организмами.

Лабораторная работа № 7 «Составление цепей питания»

3

63

Природные ресурсы и их использование.

4

64

Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду. Практическая работа № 1 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

5

Повторение. Итоговое тестирование

4 часа

65

Повторение «Эволюционное учение»

1

66

Повторение «Клетка»

2

67

Итоговое тестирование.

3

68

Подготовка к ОГЭ

4

                 

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...