Главные вкладки

    Презентация к уроку биологии в 9 классе "Экологические факторы и их действие на организмы"
    презентация к уроку по биологии (9 класс)

    Кользяева Ольга Александровна

    Презентация к уроку биологии в 9 классе "Экологические факторы среды и их действие на организмы" составлен с применением приемов проблемного обучения и ТРИЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskie_faktory.pptx1.84 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Экологические факторы и их действие на организм. Адаптация организмов к условиям среды.

    Слайд 4

    Экологический фактор — элемент окружающей среды, оказывающий прямое или косвенное воздействие на живые организмы и вызывающий у них приспособительные реакции. Верхний предел выносливости — граница наибольшей интенсивности фак-тора, за пределами которой наступает гибель организма. Нижний предел выносливости — граница наименьшей интенсивности фактора, за пределами которой наступает гибель организма. Ограничивающий (лимитирующий) фактор — фактор окружающей среды, выходящий за пределы выносливости организма и тем самым ограничивающий возможность существования данного организма даже при благоприятном воздействии всех остальных факторов. Оптимум (зона оптимума) (лат. optimum — наилучшее) — диапазон интенсивности воздействия экологического фактора, в котором организм чувствует себя наиболее комфортно и обладает максимальной биологической продуктивностью

    Слайд 5

    ТРИЗ Долгое время европейцы не могли размножать семенами орхидеи, привезённые из тропических стран. Растениям создавались оптимальные условия — высокая влажность, необходимая температура и освещение, но семена не прорастали.

    Слайд 6

    ТРИЗ Только благодаря глубокому изучению всех факторов, действующих на растения в природе, секрет орхидей был раскрыт: для прорастания семян необходимо, чтобы они вступили в симбиоз с грибом, первое время молодая орхидея питается благодаря грибу.

    Слайд 7

    Ледяная рыба Полосатая белокровная щука – уникальное явление в мировой ихтиофауне. Температура окружающей среды может достигать -2 градусов Цельсия. Высшие пределы +4 . Как эта рыба может существовать в таких низких температурах? Какие приспособления есть у данного животного для существования в такой среде?

    Слайд 8

    Л едяная рыба В результате приспособления в крови содержится мало эритроцитов, поскольку при снижении температуры вязкость крови понижается . Существуют термофильные бактерии – стрептококк и бацилла способные развиваться при 75 градусах Цельсия.

    Слайд 9

    Немецкий химик Ю. Либих открыл один из фундаментальных экологических законов. Согласно этому закону решающее действие на организм оказывает _________________фактор, даже если все остальные факторы имеют оптимальные значения. В модели этот закон можно представить в виде бочки, у которой одна доска короткая, и уровень воды в бочке определяется именно этой короткой доской .

    Слайд 10

    Согласно этому закону решающее действие на организм оказывает ограничивающий фактор (т. е. фактор, выходящий за пределы устойчивости), даже если все остальные факторы имеют оптимальные значения. В модели этот закон можно представить в виде бочки, у которой одна доска короткая, и уровень воды в бочке определяется именно этой короткой доской.

    Слайд 11

    Открыты некоторые виды бактерий, которые прекрасно существуют при 75 градусов Цельсия

    Слайд 12

    Различные организмы имеют разные требования к экологическим факторам, и то, что необходимо для жизни одних организмов является губительным для других. Например, кислород, без которого невозможно существование большинства живых организмов, является смертельно опасным для анаэробных бактерий, обитающих в бескислородных условиях.

    Слайд 14

    Ограничивающим фактором у животных может быть температура, световой режим, соленость воды. У растений, например, у картофеля, при температуре 20 градусов Цельсия, фотосинтез идет максимально. При 48 градусах, этот процесс вообще останавливается. У лишайников - загрязнение воздуха является ограничивающим фактором.

    Слайд 16

    Антропогенные факторы, т. е. факторы, связанные с жизнедеятельностью человека, вполне вписываются в понятия биотических и абиотических факторов. Так, к абиотическим факторам можно отнести химические и радиоактивные загрязнения, к биотическим — охоту на животных, вырубку растений, разведение сельскохозяйственных растений и животных. Тем не менее, эти факторы выделяют в отдельную группу, подчёркивая их специфику и все увеличивающееся влияние. Специфика состоит в том, что в настоящее время Человек разумный — единственный вид, оказывающий глобальное (и при том в основном негативное) воздействие на природу. Природа, обладая большим запасом прочности, пока сопротивляется «антропогенной нагрузке». Но если человечество не научится ограничивать свои потребности и думать о последствиях своих действий, рано или поздно, оно прекратит свое существование. А поскольку человечество состоит из людей, то каждый из нас может отсрочить катастрофу…хотя бы на один день.

    Слайд 17

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме Терморегуляция организма. Закаливание.

    Слайды презентации используются при изучении нового материала, при самостоятельной работе учащихся с таблицами,  схемами, решении биологических задач....

    Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)

    Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Презентация к уроку биологии в 8 классе "транспортные системы организма"

    В презентации к уроку биологии 8 класса "Транспортные системы организма" показаны состав  и особенности передвижения крови, а так же образование и движение лимфы....

    УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

    Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

    Презентация к уроку биологии в 9 классе "Формы размножения организмов"

    Презентация может быть использована на уроках, внеклассных мероприятиях и для дистанционного обучения...

    Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"

    Презентация подготовлена для изучения темы "Внутренняя среда организма" в 8 классе. По ходу урока раскрываются основные понятия темы: лимфа, кровь, тканевая жидкость, резус-фактор, правила п...